МБ ОУ Газопроводская СШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
УМК «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Программа составлена учителями начальных классов МБ ОУ Газопроводской СШ
Починки 2016 год
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры,
характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
К концу обучения в 4 классе:
Ученики научатся:
организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.
Личностные результаты:
Ученики научатся:
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Учащиеся получат возможность научиться:
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Ученики научатся:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Ученики получат возможность научиться:
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
Ученики научатся:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Ученики получат возможность научиться:
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного курса
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
При планировании учебного материала настоящей программы допускается для бесснежных районов РФ заменять тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры». В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.
В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.
Для полной реализации содержания настоящей программы по физической культуре руководству школы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, создавать внутришкольные зоны рекреации и пришкольные комплексные спортивные площадки, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.
По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол – во часов |
Знания о физической культуре – 2 часа |
1 | Вводный. Техника выполнения прыжков. Инструктаж по т.б. | 1 |
2 | Оказание первой медицинской помощи. Строевые упражнения. | 1 |
Легкая атлетика – 11 часов |
3 | Легкая атлетика. Подготовка к бегу на длинные дистанции. Бег с высокого старта. | 1 |
4-5 | Легкая атлетика. Бег с высокого старта. Отработка техники выполнения прыжков в длину. | 2 |
6 | Легкая атлетика. Закрепление техники метания малого мяча; бег на короткие дистанции. | 1 |
7 | Легкая атлетика. Высокий старт. Стартовое ускорение. | 1 |
8-9 | Легкая атлетика. Низкий старт. Метание малого мяча. | 2 |
10 -11 | Легкая атлетика. Развитие выносливости - бег на расстояние и на заданное время. | 2 |
12 -13 | Легкая атлетика. Метание малого мяча на дальность и в цель. Бег с высокого и низкого старта. | 2 |
Подвижные игры, элементы спортивных игр -7 часов |
14 | Баскетбол. Ознакомление с техникой передачи мяча в баскетболе. | 1 |
15 | Баскетбол. Техника ловли и передачи мяча в баскетболе. | 1 |
16 -17 | Баскетбол. Совершенствование техники передачи мяча в баскетболе. | 2 |
18 -20 | Баскетбол. Обучение технике выполнения упражнений с мячом в баскетболе. | 3 |
Легкая атлетика – 2 часа |
21 | Легкая атлетика. Совершенствование навыков выполнения прыжков и метания. | 1 |
22 | Легкая атлетика. Совершенствование техники подтягивания. | 1 |
Подвижные игры, элементы спортивных игр – 2 часа |
23 -24 | Подвижные игры на материале раздела «Легкая атлетика »и «Баскетбол». | 2 |
Знания о физической культуре – 2 часа |
25 | Закаливание организма. Упражнения на развитие гибкости и ловкости. | 1 |
26 | История развития физической культуры в России в 17-19 веках, её роль и значение для подготовки солдат русской армии. | 1 |
Гимнастика с основами акробатики – 20 часов | |
27 -28 | Гимнастика. Упражнения в лазании и перелазания. Повторение техники выполнения кувырка вперед. | 2 |
29 -30 | Гимнастика . Техника выполнения акробатических упражнений. | 2 |
31-32 | Гимнастика. Упражнения в равновесии. Подвижные игры с элементами гимнастики. | 2 |
33 -34 | Гимнастика. Стойка на лопатках. Обучение висам на гимнастической стенке. | 2 |
35 -36 | Гимнастика. Совершенствование двигательных навыков и умений. Знакомство с гимнастическими комбинациями. | 2 |
37 - 38 | Гимнастика. Преодоление гимнастической полосы препятствия | 2 |
39 -40 | Гимнастика. Прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом её вращения | 2 |
41 -42 | Мост из положения лежа на спине. Висы на гимнастической стенке. | 2 |
43 | Гимнастика. Кувырок вперед. Акробатические комбинации. | 1 |
44 | Гимнастика. Кувырок назад. Прыжки со скакалкой. | 1 |
45 - 46 | Совершенствование двигательных умений и навыков. Подвижные игры на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики». | 2 |
Лыжная подготовка – 21 ч. |
47 | Лыжные гонки. Вводный. Правила предупреждения травматизма во время физических упражнений. | 1 |
48 -49 | Лыжные гонки. Обучение технике передвижения и торможения на лыжах. | 2 |
50 -51 | Лыжные гонки. Спуск со склона. Преодоление дистанции 1,5 км со средней скоростью. | 2 |
52 | Лыжные гонки. Попеременный двухшажный ход с палками. | 1 |
53 | Лыжные гонки. Одновременный двухшажный ход. | 1 |
54 -55 | Лыжные гонки. Совершенствование техники попеременного одновременного двухшажного хода. | 2 |
56 -57 | Лыжные гонки. Обучение техники одновременного одношажного хода. | 2 |
58 -59 | Лыжные гонки. Совершенствование техники передвижения на лыжах. Чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции. | 2 |
60 -61 | Лыжные гонки. Техники подъема «полуёлочкой» и «лесенкой». Совершенствование техники спуска. | 2 |
62 -63 | Лыжные гонки. Совершенствование техники передвижения на лыжах. | 2 |
64 -65 | Лыжные гонки. Развитие выносливости- ходьба на лыжах по пересеченной местности. | 2 |
66 | Лыжные гонки. Физическая подготовками её связь с развитием дыхания и кровообращения. Совершенствование передвижения на лыжах | 1 |
67 | Лыжные гонки. Соревнования на дистанции 1 км с раздельным стартом. | 1 |
Подвижные игры, элементы спортивных игр – 10 часов |
68 - 70 | Баскетбол. Ведение и передача баскетбольного мяча. | 3 |
71 -72 | Баскетбол. Бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки. | 2 |
73 -74 | Баскетбол. Прыжок с двух шагов. Эстафеты с ведением мяча и броска его в корзину. | 2 |
75 -76 | Баскетбол. Игра в баскетбол по упрощенным правилам. | 2 |
77 | Подвижные игры с элементами спортивных игр. | 1 |
Гимнастика с основами акробатики – 4 часа |
78 | Гимнастика. Составление гимнастических и акробатических из разученных комбинаций. | 1 |
79 -81 | Гимнастика. Прыжок в высоту с прямого разбега способом «перешагивания». | 3 |
Легкая атлетика – 5 часов |
82 -83 | Легкая атлетика. Прыжок в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги». | 2 |
84 -86 | Легкая атлетика. Беговые упражнения. Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование. | 3 |
Подвижные игры, элементы спортивных игр – 9 часов |
87 -88 | Волейбол. Передача мяча через сетку. Игра по упрощенным правилам. | 2 |
89 -90 | Волейбол. Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений. Игра «Пионербол». | 2 |
91 -93 | Футбол. Эстафеты с ведением и передачей мяча партнеру. Игра в футбол по упрощенным правилам. | 3 |
94 -95 | Подвижные игры на материале раздела «Спортивные игры». | 2 |
Легкая атлетика – 4 часа |
96 -99 | Легкая атлетика. Совершенствование навыков метания мяча, бега и прыжков. | 4 |
Подвижные игры, элементы спортивных игр – 2 часа |
101 | Подвижные игры на материале раздела «Спортивные игры». | 1 |
102 | Итоговый. Подвижные игры на материале изученных разделов. | 1 |
301