СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре 4 класс УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физической культуре 4  класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре 4 класс УМК "Школа России"»

МБ ОУ Газопроводская СШ









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физической культуре

УМК «Начальная школа XXI века»



Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования



Программа составлена учителями начальных классов МБ ОУ Газопроводской СШ



Починки 2016 год




Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами освоения учащимися содер­жания программы по физической культуре являются следую­щие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упор­ство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются сле­дующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и име­ющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, от­бирать способы их

исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толе­рантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и обору­дования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улуч­шения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эс­тетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассуди­тельность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и сорев­новательной деятельности.


Предметными результатами освоения учащимися содер­жания программы по физической культуре являются следую­щие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в ре­жиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— излагать факты истории развития физической культуры,

характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности че­ловека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять физическую культуру как средство укреп­ления здоровья, физического развития и физической подго­товки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физи­ческого развития (длину и массу тела), развития основных фи­зических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжела­тельно и уважительно объяснять ошибки и способы их устра­нения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвиж­ные игры и элементы соревнований, осуществлять их объек­тивное судейство;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам прове­дения;

— организовывать и проводить занятия физической куль­турой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозиров­кой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время за­нятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам прове­дения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выпол­нения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчет при выпол­нении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличи­тельные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбина­ции на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

— выполнять технические действия из базовых видов спор­та, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


К концу обучения в 4 классе:

Ученики научатся:

организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

Личностные результаты:

Ученики научатся:

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

Учащиеся получат возможность научиться:

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметные результаты:

Ученики научатся:

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

 организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

Ученики получат возможность научиться:

 планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты:

Ученики научатся:

планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.

Ученики получат возможность научиться:

организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


Содержание учебного курса

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной де­ятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» от­работано в соответствии с основными направлениями разви­тия познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о чело­веке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной дея­тельности, отражающейся в соответствующих способах органи­зации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школь­ников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важ­ные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упраж­нения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием ба­зовых видов спорта, которые представляются соответствующи­ми тематическими разделами: «Гимнастика с основами акро­батики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки». При этом каждый тематичес­кий раздел программы дополнительно включает в себя под­вижные игры, которые по своему содержанию и направлен­ности согласуются с соответствующим видом спорта.

В содержание настоящей программы также входит относи­тельно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражне­ния». В данном разделе предлагаемые упражнения распределе­ны по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруп­пированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое из­ложение материала позволяет учителю отбирать физические уп­ражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных осо­бенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортив­ного инвентаря и оборудования.

При планировании учебного материала настоящей про­граммы допускается для бесснежных районов РФ заменять те­му «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержания тем «Гимнастика» и «Подвижные игры». В результате освоения предметного содержания дисципли­ны «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, фор­мируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. Данные характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания учебного курса.

В программе освоение учебного материала из практичес­ких разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопро­сы по истории физической культуры и спорта, личной гигие­не, основам организации и проведения самостоятельных заня­тий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной дея­тельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содер­жания практических и теоретических разделов.

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в ре­жиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-позна­вательной, образовательно-предметной и образовательно-тре­нировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направлен­ностью учащихся знакомят со способами и правилами органи­зации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с ис­пользованием ранее изученного материала. При освоении зна­ний и способов деятельности целесообразно использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых фи­зических упражнений.

Уроки с образовательно-предметной направленностью ис­пользуются в основном для обучения практическому материа­лу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются пред­мета обучения (например, название упражнений или описа­ние техники их выполнения и т. п.).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических ка­честв и решения соответствующих задач в рамках относитель­но жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо це­ленаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической под­готовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и спо­собам контроля над ее величиной (в начальной школе по по­казателям частоты сердечных сокращений).

В целом каждый из этих типов уроков физической культу­ры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятель­ных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, допол­нительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учеб­ного материала, не только освоенного ими на уроках физи­ческой культуры или на уроках по другим учебным предме­там, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной актив­ности учащихся достигается усиление направленности педаго­гического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к система­тической заботе о своем теле и здоровье.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрас­те хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьника­ми на уроках физической культуры.

Для полной реализации содержания настоящей програм­мы по физической культуре руководству школы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спор­тивную базу, создавать внутришкольные зоны рекреации и пришкольные комплексные спортивные площадки, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступ­ления для каждой возрастной группы учащихся.

По окончании курса «Физическая культура» проводится ат­тестация учащихся, содержание которой включает в себя учеб­ные задания, разрабатываемые в соответствии с требования­ми федерального государственного образовательного стандар­та общего образования и настоящей примерной программой.




Тематическое планирование


п/п

Тема

Кол – во часов

Знания о физической культуре – 2 часа

1

Вводный.

Техника выполнения прыжков. Инструктаж по т.б.

1

2

Оказание первой медицинской помощи.

Строевые упражнения.

1

Легкая атлетика – 11 часов

3

Легкая атлетика. Подготовка к бегу на длинные дистанции.

Бег с высокого старта.

1

4-5

Легкая атлетика.

Бег с высокого старта.

Отработка техники выполнения прыжков в длину.

2

6

Легкая атлетика. Закрепление техники метания малого мяча;

бег на короткие дистанции.

1

7

Легкая атлетика. Высокий старт. Стартовое ускорение.

1

8-9

Легкая атлетика.

Низкий старт. Метание малого мяча.

2

10 -11

Легкая атлетика. Развитие выносливости - бег на расстояние и на заданное время.

2

12 -13

Легкая атлетика. Метание малого мяча на дальность и в цель.

Бег с высокого и низкого старта.

2

Подвижные игры, элементы спортивных игр -7 часов

14

Баскетбол. Ознакомление с техникой передачи мяча в баскетболе.

1

15

Баскетбол. Техника ловли и передачи мяча в баскетболе.

1

16 -17

Баскетбол. Совершенствование техники передачи мяча в баскетболе.

2

18 -20

Баскетбол. Обучение технике выполнения упражнений с мячом в баскетболе.

3

Легкая атлетика – 2 часа

21

Легкая атлетика. Совершенствование навыков выполнения прыжков и метания.

1

22

Легкая атлетика. Совершенствование техники подтягивания.

1

Подвижные игры, элементы спортивных игр – 2 часа

23 -24

Подвижные игры на материале раздела «Легкая атлетика »и «Баскетбол».

2

Знания о физической культуре – 2 часа

25

Закаливание организма. Упражнения на развитие гибкости и ловкости.

1

26

История развития физической культуры в России в 17-19 веках, её роль и значение для подготовки солдат русской армии.

1

Гимнастика с основами акробатики – 20 часов


27 -28

Гимнастика. Упражнения в лазании и перелазания. Повторение техники выполнения кувырка вперед.

2

29 -30

Гимнастика . Техника выполнения акробатических упражнений.

2

31-32

Гимнастика. Упражнения в равновесии. Подвижные игры с элементами гимнастики.

2

33 -34

Гимнастика.

Стойка на лопатках. Обучение висам на гимнастической стенке.

2

35 -36

Гимнастика. Совершенствование двигательных навыков и умений. Знакомство с гимнастическими комбинациями.

2

37 - 38

Гимнастика. Преодоление гимнастической полосы препятствия

2

39 -40

Гимнастика. Прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом её вращения

2

41 -42

Мост из положения лежа на спине.

Висы на гимнастической стенке.

2

43

Гимнастика. Кувырок вперед. Акробатические комбинации.

1

44

Гимнастика. Кувырок назад. Прыжки со скакалкой.

1

45 - 46

Совершенствование двигательных умений и навыков. Подвижные игры на материале раздела «Гимнастика с основами акробатики».

2

Лыжная подготовка – 21 ч.

47

Лыжные гонки. Вводный. Правила предупреждения травматизма во время физических упражнений.


1

48 -49

Лыжные гонки. Обучение технике передвижения и торможения на лыжах.

2

50 -51

Лыжные гонки. Спуск со склона. Преодоление дистанции 1,5 км со средней скоростью.

2

52

Лыжные гонки. Попеременный двухшажный ход с палками.

1

53

Лыжные гонки. Одновременный двухшажный ход.

1

54 -55

Лыжные гонки. Совершенствование техники попеременного одновременного двухшажного хода.

2

56 -57

Лыжные гонки. Обучение техники одновременного одношажного хода.

2

58 -59

Лыжные гонки. Совершенствование техники передвижения на лыжах.

Чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.

2

60 -61

Лыжные гонки. Техники подъема «полуёлочкой» и «лесенкой».

Совершенствование техники спуска.

2

62 -63

Лыжные гонки. Совершенствование техники передвижения на лыжах.

2

64 -65

Лыжные гонки. Развитие выносливости- ходьба на лыжах по пересеченной местности.

2

66

Лыжные гонки. Физическая подготовками её связь с развитием дыхания и кровообращения. Совершенствование передвижения на лыжах

1

67

Лыжные гонки. Соревнования на дистанции 1 км с раздельным стартом.

1

Подвижные игры, элементы спортивных игр – 10 часов

68 - 70

Баскетбол.

Ведение и передача баскетбольного мяча.

3

71 -72

Баскетбол.

Бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки.

2

73 -74

Баскетбол.

Прыжок с двух шагов.

Эстафеты с ведением мяча и броска его в корзину.

2

75 -76

Баскетбол.

Игра в баскетбол по упрощенным правилам.

2

77

Подвижные игры с элементами спортивных игр.

1

Гимнастика с основами акробатики – 4 часа

78

Гимнастика. Составление гимнастических и акробатических из разученных комбинаций.


1

79 -81

Гимнастика. Прыжок в высоту с прямого разбега способом «перешагивания».

3

Легкая атлетика – 5 часов

82 -83

Легкая атлетика. Прыжок в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги».

2

84 -86

Легкая атлетика. Беговые упражнения.

Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование.

3

Подвижные игры, элементы спортивных игр – 9 часов

87 -88

Волейбол.

Передача мяча через сетку.

Игра по упрощенным правилам.

2

89 -90

Волейбол. Передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений. Игра «Пионербол».

2

91 -93

Футбол.

Эстафеты с ведением и передачей мяча партнеру.

Игра в футбол по упрощенным правилам.

3

94 -95

Подвижные игры на материале раздела «Спортивные игры».

2

Легкая атлетика – 4 часа

96 -99

Легкая атлетика. Совершенствование навыков метания мяча, бега и прыжков.

4

Подвижные игры, элементы спортивных игр – 2 часа

101

Подвижные игры на материале раздела «Спортивные игры».

1

102

Итоговый. Подвижные игры на материале изученных разделов.

1




301