Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО Приказом № 77/1 от 30 августа 2019г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Физическая культура»
в соответствии с ФГОС НОО
для 1 Б класса
Составитель:
Кудрявцев Виктор Михайлович
учитель физической культуры
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2019г.
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 1 класса составлена соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373, (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357,от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9».
Авторской программы «Физическая культура в 1-11 классах» В.И. Ляха, А.А. Зданевича (М.: Просвещение, 2015).
Для обучения используются учебники «Физическая культура», 1-4 класс, Лях В.И., 2013,издательство «Просвещение», Москва, 2015.
На изучение предмета Физическая культура в 1 классе в учебном плане МОУ «СОШ № 9» отведено 99 часов в год (3 часа в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения предмета «Физическая культура».
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Учащиеся получат возможность научиться:
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного предмета
Лёгкая атлетика (12 часов)
Инструктаж по ТБ и охране труда №001-12. Ходьба на носках, на пятках. Обычный бег. Бег с ускорением. Игра.
Строевые упражнения. Расчёт по номерам, повороты на месте. Игры.
ОРУ. Прыжковые и беговые упражнения на одной и двух ногах.
Прыжки на одной и двух ногах на месте. Обучение прыжкам в длину с места.
Расчет на 1-2 и на 1-3. Подвижная игра.
Обучение метанию малого мяча в цель.
Метание малого мяча на дальность.
Бег с изменением направления ритма и темпа. Бег 30 м с высокого старта.
Упражнения на пресс у гимнастической стенки. Игры.
Упражнения на ОФП
Равномерный бег 3 мин. Чередование ходьбы и бега. Подвижная игра.
Бег 500м без учета времени. Физические качества и их связь с физическим развитием.
Игры (26 часов)
Инструктаж по ТБ и охране труда №001-12. Обучение ловли мяча двумя руками на месте.
Ловля и передача мяча в движении.
Передача мяча по кругу и в группах. Эстафета.
Ведение баскетбольного мяча правой и левой рукой на месте.
Ведение баскетбольного мяча в шаге правой рукой.
Ведение и передача баскетбольного мяча в движении в парах
Эстафета с баскетбольным мячом.
Броски баскетбольного мяча в цель.
Строевые упражнения. Перестроение в две шеренги на 3 счёта. Игры.
Прыжки в длину с места. Игра «Третий лишний»
Упражнения со скакалкой. Игра «Вышибалы».
Игра «вышибалы»
Обучение броска набивного мяча из-за головы 1 кг. Игры.
Эстафеты с волейбольными и баскетбольными мячами.
Обучение хвату. Вис на низкой перекладине. Игры.
Броски мяча снизу на месте в парах. Игра «Бросай и поймай».
Броски мяча снизу на месте в щит
Ведение мяча на месте. Игра «Перестрелка».
Эстафета с набивными мячами. Игра «К своим флажкам».
Упражнения с гимнастическими палками. Игра «Передал – садись».
Эстафета с мячами. Игра «третий лишний».
Передача мяча в парах. Игра «Вышибалы».
Броски б-б мяча в цель.
Ведение б-б мяча в движении. Игра «Школа мяча».
Эстафета с баскетбольными мячами
Гимнастика (21 час)
Инструктаж по ТБ и охране труда №001-12. Строевые упражнения. Расчет. Повороты на месте.
ОРУ. Основная стойка. Построение в колонну по одному. Основная стойка. Перекаты лежа на животе.
Построение в колонну по одному. Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. Игра «Совушка»
Размыкание на вытянутые руки. Из положения «группировка» перекаты назад и вперёд.
Ходьба по гимнастической скамейке.
Размыкание на вытянутые руки. Ходьба по гимнастической скамейке.
Повороты направо, налево. Стойка на носках, на одной ноге на гимнастической скамейке.
Ходьба по гимнастической скамейке перешагивая через набивные мячи.
Преодоление полосы из 5-ти препятствий. Игра «Змейка».
Стойка на лопатках. Игра «Ниточка иголочка»
Упражнение на гибкость на гимнастической скамье
Лазание по наклонной скамейке. Игра «Зайцы в огороде».
Лазание по гимнастической стенке. Игра «Вышибалы».
Упражнения на пресс у гимнастической стенке
Эстафета с мячами.
Обучение положению группировки. Перекаты из положения «группировки» вперед и назад
Сгибание рук на низкой перекладине.
Обучение упору лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища.
Упражнения у гимнастической стенки
Акробатическое соединение из 2-3х элементов
Обучение кувырку вперед
Эстафета с предметами. Подготовка лыжного инвентаря для занятий.
Лыжная подготовка (16 часов)
Инструктаж по ТБ и охране труда.
Подготовка инвентаря, построение с лыжами в руках в шеренгу.
Укладка лыж, надевание креплений.
Повороты, переступанием на месте.
Ступающий шаг.
Передвижение скользящим шагом.
Передвижение скользящим шагом без палок.
Подъём на склон 12-15гр. ступающим шагом.
Спуск в высокой стойке со склона 12-15гр.
Спуск в низкой стойке без палок.
Передвижение ступающим шагом.
Прохождение дистанции в медленном темпе до 1000 м. комбинированным ходом.
Свободное катание с горки. Игра «Смелее с горки»
Лыжная гонка на дистанцию 500м.
Встречная эстафета с этапом до 50 м.
Круговая эстафета с этапом до 100м.
Лёгкая атлетика. Игры. (24часа)
Инструктаж по ТБ и охране труда. Комплекс ОРУ №1
Комплекс ОРУ №2. Броски мяча снизу на месте в парах. Игра «Бросай и поймай».
Броски мяча снизу на месте в щит. Игра «Погрузка арбузов»
Перестроения с одной шеренги в две после расчёта.
Прыжки в длину с места. Игра «Вызов номеров».
Игра «Пятнашки». Игра «Вышибалы»
Метание малого мяча в цель (2х2) с 3 – 4м.
Прыжки в длину с разбега на гимнастический мат.
Прыжки через качающуюся скакалку. Игра «Воробьи вороны».
Челночный бег 3х10м. Игра «Третий лишний».
Ведение мяча в шаге. Передачи обеими руками в парах.
Ходьба с изменением скорости. Медленный бег до 1,5мин.
Встречная эстафета с этапом до 30м. Комплекс УГГ.
Метание мяча с места на дальность.
Бег 30 м. Игра «два мороза».
Бег 1000м. без учёта времени.
Бег 60 м.
Бег в сочетании с ходьбой.
Прыжки в длину с разбега 5-6 шагов.
Бег с изменением направлений, многоскоки с ноги на ногу.
Эстафета бег с прыжками.
Бросок набивного мяча двумя руками от груди.
Бег 300м.
Игры: «Пятнашки», «Два мороза».
Основы знаний (в процессе урока)
Олимпийские виды спорта.
Правила личной гигиены при выполнении физических упражнений.
Физические качества и их связь с физическим развитием.
Физическое качество ловкость.
Игра как способ взаимообщения и взаимопонимания учащихся.
Значение гимнастики в процессе развития физических возможностей учащихся.
Правила закаливания в зимний период.
Здоровье и развитие человека.
Температурный режим занятий на лыжах.
Зимние Олимпийские виды спорта.
Значение занятиями лыжной подготовкой.
Роль слуха и зрения при выполнении физических упражнений.
Игра как способ самосовершенствования.
Правила приёма воздушных, солнечных ванн
Правила поведении при купании в открытых водоёмах.
Самоконтроль при выполнении физических упражнений.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре
(по рабочей программе)
№ п-п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
| | 1 класс |
1 | Основы знаний о физической культуре. | В процессе урока. |
2 | Легкая атлетика | 12 |
3 | Игры | 26 |
4 | Гимнастика | 21 |
5 | Лыжная подготовка. | 16 |
6 | Легкая атлетика. Игры | 24 |
| Итого | 99 |
Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) Согласно приказа министерства образования Московской области от 26.05.2015г. №2758 при реализации Регионального базисного учебного плана необходимо использовать развитие системы повышения уровня физической подготовленности обучающихся путем внедрения Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательную деятельность. Учебный план гимназии отражает особенности системы образования Московской области, соответствует требованиям, особенностям построения и деятельности системы образования Московской области. В рамках преподавания предмета физическая культура происходит развитие системы повышения уровня физической подготовленности обучающихся, внедряется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки. Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки для всех слоѐв населения. Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоѐв населения, медицинский контроль, учѐт местных традиций и особенностей. Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп. Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше и нормативов по 3 уровням трудности, соответствующих золотому, серебряному и бронзовому знакам. Нормативно-тестирующая часть комплекса ГТО предусматривает государственные требования к уровню физической подготовленности населения, включающие: виды испытаний (обязательные и по выбору) и нормативы; требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта; рекомендации к недельному двигательному режиму. Обязательные испытания направлены на определение уровня развития физических качеств человека: выносливости, силы, гибкости и его скоростных возможностей. Из 11 возрастных групп комплекса ГТО на школьников рассчитаны пять. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности. Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определѐнных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта. При выполнении нормативов для получения знаков отличия комплекса ГТО обязательны испытания (тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость. Подготовка к выполнению этих испытаний проходит на уроках физической культуры.
Распределение школьников на медицинские группы: В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста делят на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта. Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе; обе группы сдают установленные контрольные нормативы. При этом дети отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во вне учебное время, и другие формы занятий.При улучшении состояния здоровья и физического развития учащиеся, занимающиеся в подготовительной группе, по разрешению врача могут быть переведены в основную группу. Специальная медицинская группа. В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Занятия по физической культуре со школьниками этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК). Учащихся специальной медицинской группы разделяют на подгруппы А и В. Подгруппа А – школьники имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями. Подгруппа В – школьники имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем. Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка. Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР___________/ Крючков В.М./
«27» августа 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей физической культуры, технологии и ОБЖ,
рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «27» августа 2019 г.
Руководитель ШМО _____________ / Кудрявцев В.М./