Содержание
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Приложение
Пояснительная записка
Рабочая программа курсу « Физическая культура» для учащихся 5 класса разработана в соответствии с требованиями компанента федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012);
-с рекомендациями Примерной программы по физической культуре (Примерная программа по физической культуре. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
-учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5 -11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
-с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010)
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
-Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» №329-Ф3 (ред. От 21.04 2011 г.);
-Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г.
Для прохождения программы в основной школе в учебном процессе используется учебник: Велинского М.Я. Физическая культура. 5-7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций. М.:Просвещение,2007.
Цель: формирование и развитие разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи:
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
-обучение основам базовых видов двигательных действий;
-дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцировании основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
-формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработка представлений о физической культуре личности и приемах
самоконтроля;
-углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
-воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными вилами спорта в свободное время;
-формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
-воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
-содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Объем программы
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Педагогические технологии
Педагогические технологии, используемые в процессе реализации рабочей программы, направлены на достижение соответствующих уровню основного общего образования личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. В соответствии с системно-деятельностным подходом используются технологии деятельностного типа, в т.ч. технологии игровой деятельности, информационно-коммуникационные технологии, технология уровневой дифференциации, групповые способы обучения и др.
Формы контроля
Содержание, формы и периодичность текущего контроля определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Основными формами текущего контроля являются устный и письменный опросы, тестирование. Промежуточная аттестация запланирована в форме тестирования.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
Личностные:
-наличие чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
-наличие уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-наличие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-наличие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-наличие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-наличие этических качеств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;
-наличие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные:
-способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результат,
-умение понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять общую цель и пути ее достижения;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества - умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса
В результате изучения физической культуры в 5 классе учащийся должен знать и понимать:
-исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения;
-основные показатели физического развития.
-правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
уметь:
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
-излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
- использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
-измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
-соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
-характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
-выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; включения занятий физической культурой и спортом в активный
3.Содержание учебного предмета
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Естественные основы. 5 класс. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
. Социально-психологические основы. 5 класс. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.
Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
Культурно-исторические основы. 5класс. Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
Приемы закаливания. 5 класс. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
Способы самоконтроля. 5 класс. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей.
Спортивные игры
С 5 класса начинается обучение технико-тактических действиями одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол и волейбол.
Гимнастика с элементами акробатики
Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1-4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами, палками, обручами, скакалками, булавами, лентами), акробатические упражнения, опорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
Легкая атлетика
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.
Лыжная подготовка
Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции 3 км.
Подвижные игры для использования в 5 классе.
Виды испытаний | Преимущественное проявление качеств | Средства развития физических качеств (подвижные игры и эстафеты) |
Челночный бег (3Х10 м). Бег 30 м с высокого старта. Бег 60 м с опорой на одну руку. | Быстрота. | Два мороза. К своим флажкам. Салки с выручкой. Пустое место. Линейная эстафета. День и ночь. Белые медведи. Вызов номеров. Бегуны. |
Прыжки в длину и высоту с разбега. | Скоростно – силовые. | Веревочка под ногами. Волк во рву. Зайцы в огороде. Лиса и куры. Прыжки по полоскам. Эстафета с прыжками в длину и высоту. Прыжок за прыжком. Парашютисты. Не оступись. |
Метание мяча 150 г. на дальность. Метание теннисного мяча в цель. | Скоростно – силовые. | Метко в цель. Подвижная цель. Попади в мяч. Снайперы. Охотники и утки. Кто дальше бросит. Защита укрепления. Застава отступить. |
Кросс, бег на лыжах. | Выносливость. | Не давая мяча водящему. Салки простые. Салки по кругу. Ветряная эстафета. Команда быстроногих. Мяч ловцу. Гонка с выбыванием. |
Подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре. Вис на согнутых руках. | Сила. | Тяни в круг. Бой петухов. Выталкивание из круга. Перетягивание в парах. Перетягивание каната. Бег раков. Эстафета с набивными мячами. |
6. Полоса препятствий. | Ловкость. | Прыгунки и ползунки. Кувырок с мячом. Навстречу удочке. Эстафета с лазаньем и перелезанием. Бег пингвинов. Эстафета с преодолением препятствий. |
Наклон вперед из положения стоя, сидя. | Гибкость. | Палку за спину. Гонки мячей. Бег раков. Мостик и кошка. Кувырки и перекаты. |
4. Тематическое планирование
№ п/п | Вид программного материала | Класс |
5 |
1 | Базовая часть | 48 |
| Основы знаний | В процессе урока |
| Легкая атлетика | 16 |
| Гимнастика | 14 |
| Спортивные игры | 18 |
2 | Вариативная часть | |
| Лыжная подготовка | 20 |
| Всего | 68 |
5. Календарно- тематическое планирование
№ п\п | Кол-во часов | Тема уроков | План | Факт. |
1 | 1 | Техника безопасности на уроках легкой атлетики Бег 8 мин | | |
2 | 1 | Старт с опорой на одну руку. Бег 6 мин | | |
3 | 1 | Бег 60 м Бег 8 мин | | |
4 | 1 | Прыжки в длину с разбега согнув ноги Бег 9 мин | | |
5 | 1 | Прыжки в длину с разбега согнув ноги Бег 10 мин | | |
6 | 1 | Метание мяча 150г с места Бег 11 мин | | |
7 | 1 | Метание мяча 150г с места Бег 12 мин | | |
8 | 1 | Кросс 1500 м | | |
9 | 1 | Техника безопасности на уроках баскетбола | | |
10 | 1 | Передвижения, остановки прыжком | | |
11 | 1 | Ловля и передача мяча в парах | | |
12 | 1 | Ведение мяча правой и левой рукой | | |
13 | 1 | Броски мяча в кольцо с места | | |
14 | 1 | Броски мяча в кольцо с двух шагов разбега | | |
15 | 1 | Учебная игра 3х3, стрит-бол | | |
16 | 1 | Учебная игра 5х5 по упрощенным правилам | | |
17 | 1 | Учебная игра 5х5 | | |
18 | 1 | Техника безопасности на уроках гимнастики. Игры с гимнастической скакалкой | | |
19 | 1 | 2-3 кувырка вперед слитно | | |
20 | 1 | 2-3 кувырка назад слитно | | |
21 | 1 | Перекатом назад стойка на лопатках | | |
22 | 1 | Мост из положения лежа | | |
23 | 1 | 2 кувырка вперед 2 кувырка назад слитно | | |
24 | 1 | Упражнения на гимнастической скамейке | | |
25 | 1 | Акробатическая комбинация | | |
26 | 1 | Висы и упоры | | |
27 | 1 | Ходьба по гимнастической скамейке приставными шагами | | |
28 | 1 | Приседания и повороты в приседе | | |
29 | 1 | Вис согнувшись и прогнувшись | | |
30 | 1 | Опорные прыжки: вскок в упор присев и соскок прогнувшись | | |
31 | 1 | Опорные прыжки через козла: высота 80-100 см | | |
32 | 1 | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки | | |
33 | 1 | Попеременный двухшажный ход | | |
34 | 1 | Попеременный двухшажный ход | | |
35 | 1 | Одновременный бесшажный ход | | |
36 | 1 | Одновременный бесшажный ход | | |
37 | 1 | Одновременный двухшажный ход | | |
38 | 1 | Одновременный двухшажный ход | | |
39 | 1 | Коньковый ход без палок | | |
40 | 1 | Коньковый ход без палок | | |
41 | 1 | Подъем «елочкой», спуск в высокой стойке | | |
42 | 1 | Подъем «елочкой», спуск в высокой стойке | | |
43 | 1 | Торможение плугом | | |
44 | 1 | Торможение плугом | | |
45 | 1 | Повороты переступанием | | |
45 | 1 | Повороты переступанием | | |
47 | 1 | Совершенствование способов передвижения на лыжах | | |
48 | 1 | Совершенствование способов передвижения на лыжах | | |
49 | 1 | Совершенствование способов передвижения на лыжах | | |
50 | 1 | Совершенствование способов передвижения на лыжах | | |
51 | 1 | Лыжные гонки на 1 км | | |
52 | 1 | Техника безопасности на уроках баскетбола | | |
53 | 1 | Стойка игрока, передвижение по площадке. Бег 1 мин | | |
54 | 1 | Броски по кольцу с места и с двух шагов разбега. Бег 1 мин | | |
55 | 1 | Броски по кольцу с места и с двух шагов разбега. Бег 2мин | | |
56 | 1 | Ловля и передача мяча с перемещением. Бег 2мин | | |
57 | 1 | Ловля и передача мяча с перемещением. Бег 3мин | | |
58 | 1 | Учебная игра 5х5 Бег 3мин | | |
59 | 1 | Учебная игра 5х5 Бег 4мин | | |
60 | 1 | Учебная игра 5х5 | | |
61 | 1 | Техника безопасности на урока легкой атлетики. Бег 4мин | | |
62 | 1 | Прыжок в высоту способом «перешагивание». Бег 5мин | | |
63 | 1 | Прыжок в высоту способом «перешагивание». Бег 5мин | | |
64 | 1 | Старт с опорой на одну руку. Бег 6 мин | | |
65 | 1 | Бег 60 м Бег 6мин | | |
66 | 1 | Прыжки в длину с разбега Бег 7мин | | |
67 | 1 | Метание мяча 150 г на дальность Бег 7мин | | |
68 | 1 | Кросс 1500 м | | |