СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физической культуре для основной школы

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка по физической культуре для основной школы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре для основной школы»

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для обучающихся основной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования с последующими изменениями, с учётом примерной программы и с учетом авторской программы по физической культуре А.П.Матвеева (Физическая культура 5-9 класс).


Целью учебного предмета «Физическая культура» является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Учебный предмет «Физическая культура» в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:

    • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

    • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеоазвивающей и коррегирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;

    • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

    • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

    • воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Место в учебном плане

Предмет «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГОС изучается в основной школе в объёме не менее 507 часов. Рабочая программа основного общего образования по физической культуре в 9 классе расчитана на 99 ч., в 5-8 классе расчитана на 102 часа, указанных в образовательной программе основного общего образования.


Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе является освоение обучающимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств обучающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций), которые выражаются в предметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура».


Освоение рабочей программы по предмету «Физическая культура» сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся за каждую четверть.

Формы организации учебного процесса


Основные формы организации образовательного процесса по предмету – уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры – это основная форма организации учебной деятельности обучающихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).


































Результат реализации рабочей программы образовательного курса

Предметные результаты проявляются в разных областях культуры:

- в области познавательной культуры;

- в области нравственной культуры;

- в области трудовой культуры;

- в области эстетической культуры;

- в области коммуникативной культуры;

- в области физической культуры:

способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину педагогической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.





























Содержание тем учебного курса

Содержание программного материала


5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Знания о физической культуре:

  1. История физической культуры

  2. Физическая культура (основные понятия)

  3. Физическая культура человека


4


4


Способы двигательной (физкультурной) деятельности:

  1. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой

  2. Оценка эффективности занятий физической культурой






Физическое совершенствование:

  1. Физкультурно-оздоровительная деятельность

  2. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

  3. Упражнения общеразвивающей направленности






Легкая атлетика


35


37


Гимнастика с основами акробатики, элементы единоборств


20


20


Лыжные гонки






Баскетбол


27


29


Волейбол, гандбол


9


9


Футбол


2




Общая физическая подготовка


5


3


Итого:


102


102

















Знания о физической культуре


История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. Организация и проведение пеших туристических походов. Требование техники безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).


Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Профессионально-прикладная физическая подготовка.


Физическая культура человека. Режим дня, его основные содержания и правила планирования. Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования. Влияние знаний физической культурой на формирование положительных качеств личности. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения. Восстановительный массаж. Проведение банных процедур. Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.


Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культурой.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельности. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок). Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корректирующей физической культуры.


Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью:

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Ритмическая гимнастика (девочки). Опорные прыжки. Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки). Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики). Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики), упражнения на разновысоких брусьях (девочки).


Лёгкая атлетика. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.

Лыжные гонки. Передвижения на лыжах. Подъёмы, спуски, повороты, торможение.

Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Гандбол. Игра по правилам.

Элементы единоборств. Простейшие элементы захвата и освобождение от захвата. Падания. Уход от атаки и т.д.

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие силы, быстроты, выносливости, координации движений.

Лёгкая атлетика. Развитие силы, быстроты, выносливости, координации движений.

Лыжные гонки. Развитие силы, быстроты, выносливости, координации движений.

Баскетбол. Развитие силы, быстроты, выносливости, координации движений.

Футбол. Развитие силы, быстроты, выносливости.































Требования к качеству освоения программного материала


В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны:


иметь представление:

о видах и комплексах физических упражнений;

о физических качествах и общих правилах определения уровня их развития;

о правилах проведения закаливающих процедур


уметь:

определять уровень развития физических качеств;

вести наблюдения за физической нагрузкой и физическим развитием;

выполнять закаливающие водные процедуры (обливание, душ);

выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;

определять частоту сердечных сокращений


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных и спортивных игр, соревнований;

применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях




















Критерии оценивания подготовленности обучающихся по физической культуре.


Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными:

качественные критерии успеваемости: характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включёнными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

количественные критерии успеваемости: определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учитель реализует не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определённый период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

Итоговая отметка: выставляется обучающимся за овладение темы, раздела, за четверть, за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные обучающимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
























ПРИЛОЖЕНИЕ

НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССА

класс

Контрольные упражнения 

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся 

Мальчики

Девочки 

Оценка 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

5

Челночный бег 3*10  м, сек 

8.5

9.3

9.7

8.9

9.7

10.1

5

Бег 30 м., сек 

5.0

6.1

6.3

5.1

6.3

6.4

5

Бег 1000м., мин

4,30

5,00

5,30

5,00

5,30

6,00

5

Бег 500м., мин

2.10

2.30

2.50

2.30

2.50

3.10

5

Бег 60 м., сек

10,2

10,5

11,3

10,3

11,0

11,5

5

Бег 2000 м, мин 

Без учета времени

5

Прыжок в длину с места 

195

160

140

185

150

130

5

Подтягивание на высокой перекладине 

6

4

1

19

10

4

5

Сгибание и разгибание рук в упоре  лёжа

17

12

7

12

8

3

5

Наклоны  вперед из положения сидя 

+10

+6

-2

+15

+8

-4

5

Поднимание туловища из положения лежа за 1 мин.

35

30

20

30

20

15

5

Бег на лыжах 1 км, мин 

6,30

7,00

7,30

7,00

7,30

8,00

5

Бег на лыжах 2 км, мин 

14,0

14,3

15,0

14,3

15,0

18,0

5

Прыжок на скакалке, 15 сек, раз 

34

32

30

38

36

34

5

Метание т. мяча на дальность, м.

25

22

19

22

19

16

класс

Контрольные упражнения 

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся 

Мальчики

Девочки 

Оценка 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

6

Челночный бег 3*10  м, сек 

8.3

9.0

9.3

8.8

9.6

10.0

6

Бег 30 м, сек

4.9

5.8

6.0

5.0

6.2

6.3

6

Бег 1000м., мин

4,20

4,45

5,15

4.45

5.10

5.30

6

Бег 500м., мин

2.00

2.20

2.40

2,20

2,40

3,00

6

Бег 60 м, сек

9,8

10,2

11,1

10,0

10,7

11,3

6

Бег 2000 м, мин 

Без учета времени

6

Прыжок  в длину с места 

195

160

140

185

150

130

6

Подтягивание на высокой перекладине 

7

4

1

20

11

4

6

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

20

15

10

15

10

5

6

Наклоны  вперед из положения сидя 

+14

+6

-2

+16

+9

-5

6

Поднимание туловища из положения лежа за 1 мин.

40

35

25

35

30

20

6

Бег на лыжах 3 км, мин 

19,0

20,0

22,0

Без учёта

6

Бег на лыжах 2 км, мин 

13,3

14,0

14,3

14,0

14,3

15,0

6

Прыжок на скакалке, 20 сек, раз 

46

44

42

48

46

44

6

Метание т.мяча на дальность, м.

28

25

23

25

23

20





класс

Контрольные упражнения 

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся 

Мальчики

Девочки 

Оценка 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

7

Челночный бег 3*10  м, сек 

8.3

9.0

9.3

8.7

9.5

10.0

7

Бег 30 м, сек

4.8

5.6

5.9

5.0

6.0

6.2

7

Бег 1000 м., мин 

4,10

4,30

5,00

4.30

4.50

5.10

7

Бег 500 м., мин

1.55

2.15

2.35

2,15

2,25

3,00

7

Бег 60 м, сек

9,4

10,0

10,8

9,8

10,4

11,2

7

Бег 2000 м, мин 

9,30

10,15

11,15

11,00

12,40

13,50

7

Прыжок в длину с места 

205

170

150

200

160

140

7

Подтягивание на высокой перекладине 

8

5

1

19

12

5

7

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа 

23

18

13

18

12

8

7

Наклоны  вперед из положения сидя 

9+

5

2-

18+

10

6-

7

Поднимание туловища за из положения лежа за 1 мин.

45

40

35

38

33

25

7

Бег на лыжах 2 км, мин 

12,30

13,30

14,00

13,30

14,00

15,00

7

Бег на лыжах 3 км, мин 

18,00

19,00

20,00

20,00

25,00

28,00

7

Прыжок на скакалке, 20 сек, раз 

46

44

42

52

50

48

7

Метание т.мяча на дальность м.

30

28

26

28

26

24











класс

Контрольные упражнения 

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся 

Мальчики

Девочки 

Оценка 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

Челночный бег 3*10  м, сек 

8.0

8.7

9.0

8.6

9.4

9.9

Бег 30 м, сек

4.7

5.5

5.8

4.9

5.9

6.1

8

Бег 1000м., мин. 

3.50

4.20

4.50

4.20

4.50

5.15

Бег 500м., мин

1.40

1.55

2.10

2.00

2.15

2.30

Бег 60 м, сек 

9.0

9.7

10.5

9.7

10.4

10.8

Бег 2000 м, мин 

9.00

9.45

10.30

10.50

12.30

13.20

Прыжок в длину с места 

210

180

160

200

160

145

Подтягивание на высокой перекладине 

9

6

2

17

13

5

Сгибание и разгибание рук в упоре 

25

20

15

19

13

9

Наклоны  вперед из положения сидя 

11+

7

3-

20+

12

7-

Поднимание туловища за из положения лежа за 1 мин.

48

43

38

38

33

25

Бег на лыжах 3 км, мин 

16.00

17.00

18.00

19.30

20.30

22.30

Бег на лыжах 5 км, мин 

Без учёта времени


 8

Прыжок на скакалке, 25 сек, раз 

56

54

52

62

60

58

8

Метание т.мяча на дальность м.

34

31

28

30

27

25









класс

Контрольные упражнения 

ПОКАЗАТЕЛИ

Учащиеся 

Мальчики

Девочки 

Оценка 

“5” 

“4” 

“3” 

“5” 

“4” 

“3” 

9

Челночный бег 3*10  м, сек 

8.0

8.7

9.0

8.6

9.4

9.9

9

Бег 30 м, сек

4.5

5.3

5.5

4.9

5.8

6.0

9

Бег 1000м., мин. 

3,40

4,10

4,40

4.10

4.40

5.10

9

Бег 500м., мин

1.35

2.05

2.25

2,05

2,20

2,55

9

Бег 60 м, сек

8,5

9,2

10,0

9,4

10,0

10,5

9

Бег 2000 м, мин 

8,20

9,20

9,45

10,00

11,20

12,05

9

Прыжок в длину с места 

220

190

175

205

165

155

9

Подтягивание на высокой перекладине 

10

7

3

16

12

5

9

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа

32

27

22

20

15

10

9

Наклоны  вперед из положения сидя 

+12

+8

-4

+20

+12

-7

9

Поднимание туловища за из положения лежа за 1 мин.

50

45

40

40

35

26

9

Бег на лыжах 3 км, мин 

15,30

16,00

17,00

19,00

20,00

21,30

9

Бег на лыжах 2 км, мин 

10,20

10,40

11,10

12,00

12,45

13,30

9

Бег на лыжах 1 км, мин

4,3

4,50

5,20

5,45

6,15

7,00

9

Бег на лыжах 5 км, мин

Без учета времени

9

Прыжок на скакалке, 25 сек, раз 

58

56

54

66

64

62

9

Метание т.мяча на дальность м.

40

35

32

35

32

30






10