Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального Закона № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 года;
- примерных программ по учебным предметам. Физика. 10 – 11 классы: проект. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). , на основе рабочих программ по физике. 7 – 11 классы / Под ред. М.Л. Корневич. – М. : ИЛЕКСА, 2012.;
-Авторской программы ( авторов А.В.Перышкина, Е.М. Гутник, Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского) с учетом требований Государственного образовательного стандарта второго поколения..
-Учебного плана МКОУ СОШ №17(«Приказ об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год» от 20 августа 2018 года № 95)
-Учебник Физика 10 кл. : Г.Я. Мякишева – 4-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2016.
Рабочая программа составлена с учетом изучения физики в объеме 1 часа в неделю (35 недели, 105 часа).
Планируемые результаты
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных, приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате изучения физики ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
применять полученные знания для решения физических задач;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде
Содержание учебного предмета
Механика
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
1. Изучение движения тел по окружности под действием сил упругости и тяжести.
2. Изучение Закона сохранения механической энергии.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
3. Опытная проверка Закона Гей-Люссака.
Электродинамика
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Плазма.
Демонстрации
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Лабораторные работы
4. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
III. Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема | Количество часов |
Физика и методы научного познания | 1 |
Механика | 14 |
Динамика | 13 |
Законы сохранения в механике | 8 |
Статика | 4 |
Молекулярная физика. Тепловые явления. Основы МКТ. Температура. Уравнение состояния идеального газа | 14 |
Молекулярная физика. Тепловые явления. Основы МКТ. Температура. Уравнение состояния идеального газа | 4 |
Основы термодинамики | 12 |
Основы электродинамики . Электростатика | 12 |
Законы постоянного тока | 9 |
Электрический ток в различных средах | 8 |
Повторение | 6 |
Всего | 105 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
Физика и методы научного познания – 1 час |
| Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт. | |
МЕХАНИКА ( 14 часов) |
| Классическая механика. Движение точки и тела. | |
| Положение точки в пространстве. Вектор и проекция вектора на ось. | |
| Способы описания движения. Перемещение. | |
| Скорость и перемещение точки при равномерном прямолинейном движении. | |
| Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | |
| Решение задач | |
| Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. | |
| Уравнение движения точки с постоянным ускорением. Решение задач. | |
| Свободное падение тел. Движение тела под углом к горизонту. | |
| Решение задач | |
| Равномерное движение точки по окружности. | |
| Поступательное и вращательное движения твердого тела. | |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | |
| Контрольная работа №1 | |
Динамика – 13 часов |
| Основные утверждения механики. | |
| Первый закон Ньютона. Сила. | |
| Второй закон Ньютона. | |
| Третий закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. | |
| Решение задач. | |
| Силы в природе. Силы всемирного тяготения. | |
| Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. | |
| Сила тяжести и вес тела. Невесомость. Решение задач. | |
| Деформация. Закон Гука. | |
| Лабораторная работа №1 «Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости» | |
| Силы трения. | |
| Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | |
| Контрольная работа №2 | |
Законы сохранения в механике – 8 часов |
| Импульс. Закон сохранения импульса. | |
| Решение задач на закон сохранения импульса | |
| Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение | |
| Решение задач по теме «Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение» | |
| Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. | |
| Закон сохранения энергии в механике. | |
| Решение задач по теме: «Закон сохранения энергии» | |
| Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии». | |
Статика – 4 часа |
| Равновесие абсолютно-твердого тела. | |
| Решение задач | |
| Повторительно-обобщающий урок. | |
| Контрольная работа №3 | |
Молекулярная физика. Тепловые явления. Основы МКТ. Температура. Уравнение состояния идеального газа – 14 часов |
| Основные положения МКТ. Размеры молекул. | |
| Масса молекул. Количество вещества. | |
| Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. | |
| Строение газообразных, жидких и твердых тел. | |
| Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение МКТ. | |
| Решение задач. | |
| Температура и тепловое равновесие. | |
| Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул. | |
| Измерение скоростей молекул газа. | |
| Решение задач. Самостоятельная работа. | |
| Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | |
| Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | |
| Решение задач. | |
| Контрольная работа №4 | |
Молекулярная физика. Тепловые явления. Основы МКТ. Температура. Уравнение состояния идеального газа (4 часа) |
| Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. | |
| Влажность воздуха. Решение задач. | |
| Решение задач | |
| Кристаллические и аморфные тела. | |
Основы термодинамики (12 часов) |
| Внутренняя энергия. | |
| Работа в термодинамике. | |
| Количество теплоты. | |
| Первый закон термодинамики. Решение задач. | |
| Применение первого закона термодинамики к различным процессам. | |
| Решение задач. | |
| Необратимость процессов в природе. | |
| Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. | |
| Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей. | |
| Решение задач. | |
| Повторительно-обобщающий урок. Подготовка к контрольной работе. | |
| Контрольная работа №5 | |
Основы электродинамики . Электростатика (12 часов) |
| Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. | |
| Закон Кулона. | |
| Решение задач. | |
| Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Решение задач. | |
| Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. | |
| Решение задач | |
| Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. | |
| Потенциал и разность потенциалов. | |
| Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. | |
| Электроемкость. Конденсаторы. Энергия конденсатора. | |
| Решение задач. | |
| Контрольная работа №6 | |
Законы постоянного тока – 9 часов |
| Электрический ток, условия его существования. | |
| Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | |
| Электрические цепи с последовательным и параллельным соединениями проводников. Лабораторная работа №4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | |
| Решение задач | |
| Работа и мощность постоянного тока. | |
| ЭДС источника. Закон Ома для полной цепи. | |
| Лабораторная работа №5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | |
| Решение задач. | |
| Контрольная работа №7 | |
Электрический ток в различных средах – 8 часов |
| Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. | |
| Электрический ток в полупроводниках. | |
| P-n –переход. Полупроводниковый диод. Транзисторы. | |
| Электрический ток в вакууме. Диод. Электронно-лучевая трубка. | |
| Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | |
| Электрический ток в газах. Плазма. | |
| Решение задач. | |
| Контрольная работа №8 | |
Повторение – 6 часов |
| Повторение. Решение задач по механике. | |
| Повторение. Решение задач по гидромеханике. | |
| Повторение. Решение задач по молекулярной физике. | |
| Повторение. Решение задач на определение характеристик твердого тела. | |
| Повторение. Решение задач по электростатике. | |
| Итоговое повторение. | |