СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование рассчитано на классы профильного обучения физики в школе. Количество часов -5.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу физики 10 «А» класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 года №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.

2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

4. Методические рекомендации к учебникам Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского «Физика», 10 класс, 2014 год.

6. Авторской программы «Физика, 10 – 11», авт. Г. Я. Мякишев.


Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ и других предметов.

Обучение физике в старшей школе строится на ба­зе курса физики основной школы при условии диффе­ренциации. Содержание образования должно способ­ствовать осуществлению разноуровневого подхода, обеспечивающего необходимую общеобразовательную подготовку учащихся, интересующихся предметами естественно­научного цикла, позволяющую им поступить в учеб­ные заведения естественнонаучного и технического профилей;

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Целью курса физики для средней общеобразователь­ной школы являет­ся формирование у учащихся физической картины ми­ра. Физическая картина мира позволяет человеку вы­полнять ориентировочную и продуктивную деятель­ность в определенных социально-исторических усло­виях.

В программе рассматривается изменение физиче­ской картины мира за время развития физики. Особое внимание обращается на изменение представлений об окружающем мире, на формирование физических идей, составляющих неотъемлемую часть человече­ской культуры.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  1. Планируемые результаты


В результате изучения курса физики 10 класса ученик должен:

знать/понимать

  • Смысл понятий;

  • Смысл физических величин;

  • Смысл физических ;

  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

Уметь

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;

  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая  теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;

  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.





  1. Содержание учебного предмета


Механика

Кинематика. Механическое движение. Относи­тельность движения. Материальная точка. Система отсчета. Координаты. Скорость. Ускорение. Траекто­рия. Прямолинейное движение. Движение по окруж­ности. Угловая скорость. Центростремительное уско­рение.

Динамика. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Взаимодействие тел. Импульс. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона. Момент силы. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирно­го тяготения. Движение под действием силы тяготе­ния. Первая космическая скорость. Невесомость. Си­ла трения. Сила упругости. Закон Гука.

Законы сохранения. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Условия равнове­сия тел. Закон сохранения механической энергии. Неупругий удар.

Молекулярная физика. Термодинамика

Основы молекулярной физики. Эксперименталь­ные основания молекулярно-кинетической теории. Опыты Штерна и Перрена. Масса и размеры молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

Термодинамика. Тепловое равновесие. Температу­ра. Связь температуры со средней кинетической энер­гией частиц вещества. Количество теплоты. Теплоем­кость. Первый закон термодинамики. Второй законтермодинамики и его статистическое истолкование. КПД теплового двигателя.

Идеальный газ. Давление газа. Связь между давле­нием и средней кинетической энергией молекул иде­ального газа. Уравнение Клапейрона—Менделеева. Работа при изменении объема идеального газа. Изо-процессы.

Жидкость и твердое тело. Относительная влаж­ность. Кипение. Насыщенный пар. Кристаллические и аморфные тела.

Демонстрации

1. Модель теплового движения.

2. Модель броуновского движения.

3. Модель опыта Штерна.

4. Модель опыта Перрена.

5. Диффузия.

6. Изменение внутренней энергии тел при соверше­нии работы и при теплопередаче.

7. Газовые законы.

8. Постоянство температуры кипения жидкостей.

9. Кипение воды при пониженном давлении.

10. Измерение влажности воздуха.

11. Кристаллы.

12. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Фронтальные лабораторные работы

1. Изучение закона газового закона


Электродинамика

Электростатическое поле. Электрический заряд. Элементарный заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Потенци­альность электростатического поля. Разность потен­циалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конден­сатор. Диэлектрики в электрическом поле. Поляриза­ция диэлектриков. Энергия электрического поля кон­денсатора.

Постоянный электрический ток. Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Сила тока. Работа тока. Напряжение. Мощность тока. Электродвижущая си­ла. Закон Ома для полной электрической цепи. Со­противление при последовательном и параллельном соединении проводников. Полупроводники. Собственная и примесная прово­димости полупроводников, р—п-Переход.Электрический ток в электролитах. Законы Фарадея. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах.


Демонстрации

1. Взаимодействие заряженных тел.

2. Сохранение электрического заряда.

3. Делимость электрического заряда.

4. Электрическое поле заряженных тел.

5. Энергия конденсатора.

6. Закон Ома для полной цепи.

7. Собственная и примесная проводимости полу­проводников.

8. р—n-Переход.


Фронтальные лабораторные работы

1. Изучение закона Ома для полной цепи


  1. Тематическое планирование 10 «А» класса

(175 часов,5 часов в неделю)


Тема

Кол-во часов

л.р.

Контрольные работы

  1. Повторение курса физики за 9 класс.

2. Механика

3. Молекулярная физика

4. Электродинамика

5. Обобщение курса

6 Резерв

4


57

50

53

8

5



№ 1, 2

№ 3

№ 4,5



№ 1,2,3

№ 4,5

№ 6,7,8

№ 9 (итоговая)

Итог:

175

5

4



Календарно – тематическое планирование в 10 «А» классе.

(175 часов, 5 часов в неделю)


п\п

Наименование раздела программы. Тема урока

Кол во часов

Дата проведения


План

факт


Повторение курса физики за 9 класс.

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени (4 часа)


1

Повторение разделов «Кинематика», «Динамика»

1




2

Повторение разделов «Законы сохранения», «Статика».

1




3

Диагностическая контрольная работа.

1




4

Физика в познании вещества, поля, пространства, времени.

1




Механика (58 часов)


КИНЕМАТИКА (28 часов)


5/1

Механическое движение. Система отсчёта.

1




6/2

Способы описания движения Система отсчёта.

1




7/3

Траектория. Путь. Перемещение.

1




8/4

Скорость равномерного движения. Уравнения, описывающие это движение.

1




9/5

Решение задач на расчёт величин, описывающих равномерное движение.

1




10/6

Решение графических задач.

1




11/7

Сложение скоростей.

1




12/8

Решение задач по теме «Сложение скоростей».

1




13/9

Мгновенная и средняя скорость.

1




14/10

Самостоятельная работа по теме «Равномерное движение».

1




15/11

Равнопеременное движение. Ускорение.

1




16/12

Движение с постоянным ускорением. Скорость.

1




17/13-

18/14

Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков.

2




19/15-

20/16

Решение задач по теме «Движение с постоянным ускорением».

2




21/17

Самостоятельная работа по теме «Равнопеременное движение»

1




22/18

Движение с постоянным ускорением свободного падения.

1




23/19

Решение задач «Движение с постоянным ускорением свободного падения»

1




24/20

Решение задач по теме «Движение тела, брошенного горизонтально». Л.р. № 4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально».

1




25/21

Решение задач по теме «Движение тела, брошенного под углом к горизонту».

1




26/22

Равномерное движение по окружности.

1




27/23

Л. р. № 1 «Изучение движения тела по окружности».

1




28/24

Решение задач «Равномерное движение по окружности».

1




29/25

Кинематика абсолютно твёрдого тела.

1




30/26

Решение задач по теме «Кинематика твёрдого тела».

1




31/27

Обобщение по теме «Кинематика».

1




32/28

К.р. «Кинематика».

1




ДИНАМИКА (12 часов)


33/1

Основное утверждение механики. Сила. Масса. Единицы массы. I закон Ньютона.

1




34/2

II закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил.

1




35/3

Решение задач «II закон Ньютона»

1




36/4

III закон Ньютона. Геоцентрическая система отсчёта. Принцип относительности в механике.

1




37/5

Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах.

1




38/6

Решение задач «Закон всемирного тяготения»

1




39/7

Первая космическая скорость.

1




40/8


Вес. Невесомость.

1




41/9

Деформация и силы упругости. Закон Гука. Л.р. № 2 «Измерение жёсткости пружины».

1




42/10

Силы трения. Л.р. № 3 «Измерение коэффициента трения скольжения».

1




43/11

Решение задач «Силы трения».

1




44/12

Контрольная работа по теме «Динамика»

1




ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ (13 часов)


45/1

Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

1




46/2

Решение задач «Закон сохранения импульса»

1




47/3

Механическая работа и мощность силы.

1




48/4

Решение задач по теме «Работа и мощность»

1




49/5

Энергия. Кинетическая энергия.

1




50/6

Решение задач по теме «Кинетическая энергия и её изменение».

1




51/7

Работа силы тяжести и силы упругости. Консервативные силы.

1




52/8

Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

1




53/9

Л. р. № 5 «Изучение закона сохранения механической энергии»

1




54/10

Работа силы тяготения. Потенциальная энергия в поле тяготения.

1




55/11

Основное уравнение динамики вращательного движения. Закон сохранения момента импульса. Кинетическая энергия абсолютно твёрдого тела, вращающегося относительно неподвижной оси.

1




56/12

Решение задач «Динамика вращательного движения абсолютно твёрдого тела».

1




57/13

Самостоятельная работа по теме «Законы сохранения».

1




СТАТИКА (5 часа)



58/1

Равновесие тел.

1




59/2

Решение задач по теме «Равновесие тел».

1




60/3

Л.р. № 6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил».





61/4

Обобщение по теме «Механика».

1




62/5

Контрольная работа по теме «Механика».

1




МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА (46 часов)


Молекулярная структура вещества (3 часа)


63/1

Тепловые явления. Основные положения МКТ. Размеры молекул.

1




64/2

Решение задач «основные положения МКТ»

1




65/3

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение жидких твёрдых и газообразных тел.

1




Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (15 часов)


66/1

Основное уравнение МКТ теории газов.

1




67/2

Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ»

1




68/3

Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Энергия теплового движения молекул.

1




69/4

Измерение скоростей молекул газа.

1




70/5

Решение задач «Энергия теплового движения молекул»

1




71/6

Уравнение состояния идеального газа.

1




72/7

Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа».

1




73/8

Самостоятельная работа по теме «Уравнение состояния идеального газа».

1




74/9

Газовые законы.

1




75/10

Решение задач по теме «Газовые законы».

1




76/11

Л. р. № 7 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

1




77/12-

78/13

Решение задач «Определение параметров газа по графикам изопроцессов».

2




79/14

Обобщение по теме «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа»

1




80/15

Контрольная работа по теме «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа»

1




Взаимные превращения жидкостей и газов (5 часов)


81/1

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры.

1




82/2

Кипение.

1




83/3

Влажность воздуха.

1




84/4 –

85/5

Решение задач «Влажность воздуха».

2




Твёрдые тела (3 часа).


86/1

Кристаллические и аморфные тела.

1




87/2 –

88/3

Решение задач по теме «Твёрдые тела».

2




ОСНОВЫ ТЕРМОДИНАМИКИ (20 часов)


89/1

Внутренняя энергия

1




90/2

Работа в термодинамике.

1




91/3

Решение задач по теме «Внутренняя энергия. Работа в термодинамике».

1




92/4

Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.

1




93/5 – 95/7

Решение задач на расчет количества теплоты.

3




96/8

Первый закон термодинамики.

1




97/9

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.

1




98/10-100/12

Решение задач «Первый закон термодинамики».

3




101/13

Второй закон термодинамики.

1




102/14

Тепловые двигатели. Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

1




103/15-104/16

Решение задач на расчёт тепловых двигателей.

2




105/17-106/18

Тепловые двигатели – за или против

2




107/19

Обобщение по теме «Основы термодинамики».

1




108/20

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики».

1




Электродинамика (53 часа)


ЭЛЕКТРОСТАТИКА (20 часов)


109/1

Электрический заряд. Элементарный заряд. Закон сохранения электрического заряда.

1




110/2

Закон Кулона. Единица электрического заряда.

1




111/3-112/4

Решение задач «Закона Кулона».

2




113/5

Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Силовые линии.

1




114/6

Поле точечного заряда и заряженного шара. Принцип суперпозиции полей.

1




115/7

Решение задач «Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей».

1




116/8

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

1




117/9

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

1




118/10

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

1




119/11

Связь между напряжённостью электростатического поля и напряжением. Эквипотенциальные поверхности.

1




120/12-121/13

Решение задач на расчёт электростатических величин.

2




122/14

Конденсаторы. Электроёмкость.

1




123/15

Решение задач на расчёт емкости конденсаторов.

1




124/16

Энергия заряженного конденсатора. Виды конденсаторов. Применение конденсаторов.

1




125/17-126/18.

Решение задач «Электроёмкость. Энергия заряженного конденсатора».

2




127/19

Обобщение по теме «Электростатика»

1




128/20

Контрольная работа по теме «Электростатика».

1










Законы постоянного тока (20 часов)





Решение задач

129/1

Электрический ток. Сила тока.

1




130/2

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

1




131/3

Соединение проводников, виды соединения.

1




132/4

Л. р. № 8 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

1




133/5-134/6

Решение задач на расчёт параллельного и последовательного соединения проводников.

2




135/7

Работа и мощность постоянного тока.

1




136/8

Решение задач «Работа и мощность постоянного тока»

1




137/9

Закон Джоуля – Ленца.

1




138/10-139/11

Решение задач на законы постоянного тока.

2




140/12

Электродвижущая сила.

1




141/13

Закон Ома для полной цепи.

1




142/14-

143/15

Решение задач по теме «Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи».

2




144/16

Сам-ная работа «Законы постоянного тока».

1




145/17

Л. р. № 9 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

1




146/18-147/19

Обобщение по теме «Законы постоянного тока».

2




148/20

Контрольная работа по теме «Законы постоянного тока»

1




ТОК В СРЕДАХ (13 часов)


149/1

Электронная проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов.

1




150/2

Зав-ть сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

1




151/3

Решение задач «Зав-ть сопротивления проводника от тем-ры».

1




152/4

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость.

1




153/5

Электрический ток через контакт р-н типа. Транзисторы.

1




154/6

Электрический ток в вакууме.

1




155/7

Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка.

1




156/8

Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

1




157/9-158/10

Решение задач по теме «Ток в жидкостях».

2




159/11

Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

1




160/12

Плазма.

1




161/13

Решение задач «Электрический ток в различных средах».

1




162/14

Обобщение по теме «Ток в средах».

1




163/15

Контрольная работа по теме «Ток в средах».

1




ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (6 часов)


164/1-169/6

Обобщение и повторение тем: «Механика», «Молекулярная физика», «Термодинамика», «Законы постоянного тока».

8




РЕЗЕРВ (6 часов).


170/1-175/6

Резерв.

6









  1. Результат оценивания

Устный ответ:

Отметка «5»:

· дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

· материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком,

· ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

· дан полный и правильный ответ на основании изученных теорий,

· материал изложен в определенной последовательности,

· допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, или дан неполный и нечеткий ответ.

Отметка «3»:

·дан полный ответ, но при этом допущена существенная ошибка
или ответ неполный, построен несвязно.

Отметка «2»:

· ответ обнаруживает непонимание основного содержания учебного материла,

· допущены существенные ошибки, которые уч-ся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка умений решать задачи:

Отметка «5»:

· в логическом рассуждении и решении нет ошибок,

· задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

· в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но не рациональным способом,

· допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

· в логическом рассуждении нет существенных ошибок,

· допускается существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

· имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.



Оценка экспериментальных умений

(в процессе выполнения практических работ по инструкции)


Оценку ставят тем учащимся, за которыми было организовано наблюдение.


Отметка «5»:

· работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы,

·эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и приборами,

·проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок на столе, экономно использу­ются реактивы).

Отметка «4»:

·работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы: эксперимент выполнен неполно или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.

Отметка «3»:

·ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которую учащийся исправляет по требованию учителя.

Отметка «2»:

·допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может исправить.

Отметка «1»:

· работа не выполнена,

· полное отсутствие экспери­ментальных умений.



Оценка за письменную контрольную работу


При оценивании ответа учащегося необходимо читывать качество выполнения работы по заданиям. Контрольная работа оценивается в целом.


Отметка «5»:

· дан полный ответ на основе изученных теорий, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

· допустима некоторая неполнота ответа, может быть не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

· работа выполнена неполно (но не менее чем наполовину), имеется не более одной существенной ошибки и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2»:

· работа выполнена меньше чем наполовину,

· имеется несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

· работа не выполнена.


При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.


Отметка за итоговую контрольную работу корректирует пред­шествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!