Пояснительная записка
Рабочая программа по физике на уровень для 7-9 классов. Учебник: Физика 7-8-9 класс : учебник для общеобразовательных организаций /В.В.Белага, И.А.Ломанченков, Ю.А.Панебратцев,-_6-еизд..М.:Просвещение2018,-159с :ил.__(Сферы) разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по физике в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :
1. Обязательный минимум содержания общего образования (приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 1235).
2. Временных требований к минимуму содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236),
3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.02.1998 № 322). 4. Учебно-методический комплект «Сферы»: Физика 8 класс, авторы В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев.,а также
авторской программы Белага В. В., Ломаченкова И. А., Панебратцева Ю.А в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№91» г Грозного.
Автор-составитель:Дудаева З.Л
Рабочая программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», и примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; физических величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
На основании требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в содержании рабочей учебной программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, и деятельностный подходы, определяющие задачи обучения:
приобретение физических знаний и умений;
овладение обобщёнными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В курсе физики все основные явления, законы и понятия рассматриваются неоднократно, каждый раз на новом уровне глубины изложения материала. В 7 классе курс физики только начинается, поэтому физические явления изучаются на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными закона-ми физики и применения этих законов в технике и повседневной жизни. При этом необходимо большое внимание уделять знакомству учащихся с современными достижениями науки и техники для формирования у них целостной картины окружающего мира. При изучении физики в 8 и 9 классах все физические понятия и явления, о которых уже шла речь ранее, изучаются на более глубоком уровне, как с привлечением необходимого математического аппарата, так и с использованием более сложного экспериментального физического оборудования.
Физика — точная наука, которая изучает количественные закономерности явлений, поэтому большое внимание уделяется использованию и разъяснению математического аппарата при формулировке физических законов и их интерпретации. В курсе особое значение придаётся истории развития физической мысли, а также исторически значимым физическим экспериментам, приведшим к тем или иным открытиям. Это, с оной стороны, обеспечивает межпредметные связи физики с другими дисциплинами, а с другой стороны, позволяет учащимся понять, что физика является живой наукой, которая постоянно развивается.
Познание физических законов формирует у учащихся навыки аналитического мышления, оценки получаемой информации и интерпретации этой информации с научной точки зрения. Всё это помогает учителю сформировать деятельностный подход к процессу обучения. Реализация этого подхода освобождает школьников от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. Такой подход позволяет сформировать умение выделять главные мысли в большом объёме материала, научиться сравнивать, находить закономерности, обобщать, рассуждать. Участие в такой деятельности позволяет сформировать у учащихся определённый набор универсальных учебных действий, необходимых при проведении исследовательских работ. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного получения новых знаний, умений и компетенций.
Отличительной особенностью данного предметного курса является его ориентация на формирование гармонично развитой личности через создание целостной научной картины мира в сознании ученика. Поэтому как основные ориентиры при построении курса можно выделить следующие:
— Формирование убеждённости в том, что все явления окружающего мира могут быть познаны и объяснены; в том, что знания могут быть объективными и верными.
— Формирование целостного представления об окружающем мире. Это достигается путём синтеза знаний из разных областей наук, в том числе естественных и гуманитарных. Данные аспекты при изучении физики помогают сформировать целостную, творческую личность ученика.
— Усиление гуманитаризации образования, обеспечение интелектуального фона, который будет способствовать процессу самообразования. Эта составляющая реализуется, когда научно-технический стиль мышления становится ценностью или средством ориентировки и способом отношения учащихся к внешнему миру. При успешной реализации этой составляющей физического образвания произойдёт переоценка учащимися жизненных ценностей, когда на первый план выступает богатый окружающий мир и средства саморазвития учащихся — увлечение наукой и культурой.
МЕСТО КУРСА ФИЗИКИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На ступени основного общего образования для обязательного изучения физики отводится 204 ч, в том числе в 7, 8 и 9 классах по 68 учебных часов в год, или 2 ч в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, возможности учёта местных условий.
ТРЕБОВАНИЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общественной культуры;
формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей,
планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции
Предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
формирование целостной научной картины мира, представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;
овладение научным подходом к решению различных задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты, умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач;
понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;
овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ ( 7-9 )
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации:
Наблюдения физических явлений: свободного падения тел, колебаний маятника, притяжения стального шара магнитом, свечения нити электрической лампы, электрической искры.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение расстояний.
Измерение времени между ударами пульса.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Механические явления
Кинематика
Механическое движение. Траектория. Путь — скалярная величина. Скорость — векторная величина. Модуль вектора скорости. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения.
Ускорение — векторная величина. Равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости равноускоренного прямолинейного движения от времени движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Демонстрации:
Равномерное прямолинейное движение.
Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчёта.
Свободное падение тел.
Равноускоренное прямолинейное движение.
Равномерное движение по окружности.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение скорости равномерного движения.
Измерение ускорения свободного падения.
Измерение центростремительного ускорения.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса — скалярная величина. Плотность вещества. Сила — векторная величина. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Движение и силы. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Центр тяжести. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Условия равновесия твёрдого тела.
Демонстрации:
Явление инерции.
Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
Сравнение масс двух тел по их ускорениям при взаимодействии.
Измерение силы по деформации пружины.
Третий закон Ньютона.
Свойства силы трения.
Сложение сил.
Явление невесомости.
Равновесие тела, имеющего ось вращения.
Барометр.
Опыт с шаром Паскаля.
Гидравлический пресс.
Опыты с ведёрком Архимеда.
Лабораторные работы и опыты:
Измерение массы тела.
Измерение плотности твёрдого тела.
Измерение плотности жидкости.
Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Сложение сил, направленных под углом.
Измерения сил взаимодействия двух тел.
Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления.
Измерение атмосферного давления.
Исследование условий равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Измерение архимедовой силы.
Законы сохранения импульса и механической энергии.
Механические колебания и волны
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение .Кинетическая энергия. Работа. Потенциальная энергия. Мощность. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия (КПД). Возобновляемые источники энергии. Механические колебания. Резонанс. Механические волны. Звук. Использование колебаний в технике.
Демонстрации:
Реактивное движение модели ракеты.
Простые механизмы.
Наблюдение колебаний тел.
Наблюдение механических волн.
Опыт с электрическим звонком, помещённым под колокол вакуумного насоса.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение столкновения тел.
Измерение кинетической энергии тела по длине тормозного пути.
Измерение потенциальной энергии тела
Измерение потенциальной энергии упругой деформации пружины.
Измерение КПД наклонной плоскости.
Изучение колебаний маятника.
Исследования превращения механической энергии. Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, стрительная площадка.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Демонстрации:
Диффузия в растворах и газах, в воде.
Модель хаотического движения молекул в газе.
Модель броуновского движения.
Сцепление твёрдых тел.
Повышение давления воздуха при нагревании.
Демонстрация образцов кристаллических тел.
Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
Демонстрация расширения твёрдого тела при нагревании. Лабораторные работы и опыты:
Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
Исследование зависимости объёма газа от давления при постоянной температуре.
Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессахПреобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации:
Принцип действия термометра.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путём излучения.
Явление испарения.
Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
Понижение температуры кипения жидкости при пониженном давлении.
Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы и опыты:
Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
Наблюдение изменений внутренней энергии тела в результате теплопередачи и работы внешних сил.
Измерение удельной теплоёмкости вещества.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Исследование процесса испарения.
Исследование тепловых свойств парафина.
Измерение влажности воздуха.
Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля. Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации:
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Закон сохранения электрических зарядов.
Проводники и изоляторы.
Электростатическая индукция
Устройство конденсатора.
Энергия электрического поля конденсатора.
Источники постоянного тока.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение напряжения вольтметром.
Реостат и магазин сопротивлений.
Свойства полупроводников.
Исследование явления магнитного взаимодействия тел.
Исследование явления намагничивания вещества.
Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия электродвигателя.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение работы электрогенератора постоянного тока.
Получение переменного тока вращением катушки в магни-ном поле.
Возможный объект экскурсии: электростанция.
Электромагнитные колебания и волны Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны.
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет — электромагнитная волна. Прямолинейное распростра-нение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Опти-ческие приборы. Дисперсия света.
Демонстрации:
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Прямолинейное распространение света.
Отражение света.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты:
Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Наблюдение явления дисперсии света.
Возможные объекты экскурсий: телефонная станция, физиотерапевтический кабинет поликлиники, радиостанция, телецентр, телеграф.
Квантовые явления
Строение и эволюция Вселенной Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Демонстрации:
Астрономические наблюдения.
Знакомство с созвездиями и наблюдение суточного вращения звёздного неба.
Наблюдение движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд.
Данной рабочей программе соответствуют следующие учебники:
основу серии учебников «Сферы» положена идея организации учебно-воспитательного процесса информационно-образовательной среде, которая представляет собой систему взаимосвязанных компонентов учебно-методического комплекта на бумажных и электронных носителях и включает следующие типы учебно-методических изданий: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, задачник. В связи с этим в поурочном тематическом планировании к каждому уроку приводятся ссылки на все ресурсы УМК, отвечающие соответствующей теме. Однако это не означает, что все указанные ресурсы должны быть использованы учителем в обязательном порядке при проведении урока на соответствующую тему. Учитель имеет право выстраивать собственную модель проведения урока. При этом он может использовать те или иные ресурсы по своему усмотрению и в том порядке и объёме, которые он считает рациональными и приемлемыми, сообразуясь с собственным опытом, подготовленностью и познавательной активностью учащихся. Это относится в том числе и к проведению практических работ
Содержание тем учебного курса 7 класса
Физика и мир, в котором мы живем (7 ч )
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдение и опыт. Физические величины и их измерение. Измерения и точность измерений. Человек и окружающий его мир.
Демонстрации: примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений, портреты ученых, физические приборы, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие связь физики и окружающего мира.
Лабораторные работы и опыты:
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Определение объема твердого тела.
Строение вещества (6 часов)
Строение вещества. Молекулы и атомы. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Смачивание и капиллярность. Агрегатные состояния вещества.
Демонстрации: сжимаемость газов, диффузия в газах и жидкостях, модель хаотического движения молекул, модель броуновского движения, сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда, сцепление свинцовых цилиндров, схемы, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение вещества.
Лабораторные работы и опыты:
3. Измерение размеров малых тел.
Движение, взаимодействие, масса (10 часов)
Механическое движение.Скорость Средняя скорость Ускорение.. Инерция.
Взаимодействие тел и масса. Плотность и масса .Решение задач..
Демонстрации: равномерное прямолинейное движение, относительность движения, равноускоренное движение, свободное падение тел в трубке Ньютона, явление инерции, взаимодействие тел, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
4. Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.
Силы вокруг нас (10 часов)
Сила. Сила тяжести. . Равнодействующая сила. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Трение в природе и технике.
Демонстрации: зависимость силы упругости от деформации пружины, сложение сил, сила трения, невесомость, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
5. Градуировка динамометра. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение коэффициента упругости пружины.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (10 часов)
Давление . Способы увеличения и уменьшения давления. Природа давления газов и жидкостей. Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Использование давления в технических устройствах..
Демонстрации: зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры, закон Паскаля, гидравлический пресс, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
6. Определение давления эталона килограмма.
Атмосфера и атмосферное давление (4 часов)
Вес воздуха. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Опыт Торричелли. Приборы для измерения давления.
Демонстрации: обнаружение атмосферного давления, измерение атмосферного давления барометром-анероидом, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Закон Архимеда. Плавание тел (6 часов)
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Воздухоплавание .Решение задач
Демонстрации: закон Архимеда, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
7. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Работа, мощность, энергия (7 часов)
Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Источники энергии. Невозможность создания вечного двигателя.
Демонстрации: изменение энергии тела при совершении работы, превращения механической энергии из одной формы в другую, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
8. Изучение изменения потенциальной и кинетической энергий тела при движении тела по наклонной плоскости.
Простые механизмы. «Золотое правило» механики (7 часов)
Наклонная плоскость. Рычаг. Момент силы. Условия равновесия рычага. Блок и система блоков. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия .Решение задач
Демонстрации: простые механизмы, рисунки, таблицы, слайды, модели, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие изучаемые понятия.
Лабораторные работы и опыты:
9. Проверка условия равновесия рычага.
10. Определение КПД наклонной плоскости.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС
(68 часов)
Внутренняя энергия (9 ч)
Тепловое движение. Температура. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.
Демонстрации.
Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты.
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
№1. Экспериментальная проверка уравнения теплового баланса.
№2. Определение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменения агрегатных состояний вещества (7 ч)
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений.
Демонстрации.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха. Психрометр.
Лабораторная работа.
№3.Измерение относительной влажности воздуха.
Тепловые двигатели (4 ч)
Энергия топлива. Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Реактивный двигатель. Холодильные машины. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Электрические явления (22 ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники (диэлектрики). Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Электрический ток в различных средах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Расчет сопротивления проводника. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Закон Джоуля – Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Составление электрической цепи.
Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Плавкие предохранители.
Лабораторные работы.
№4.Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
№5.Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
№6.Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
№7.Регулирование силы тока реостатом.
№8.Измерение работы и мощности электрического тока.
Магнитное поле (5 ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Демонстрации.
Опыт Эрстеда. Вращение рамки с током в магнитном поле. Электрический двигатель постоянного тока.
Лабораторная работа.
№9.Сборка электромагнита и испытание его действия.
Основы кинематики (9 ч)
Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равнопеременное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равнопеременном движениях.
Демонстрации.
Равномерное движение. Равнопеременное движение.
Лабораторные работы.
№10.Изучение равномерного прямолинейного движения.
№11.Измерение ускорения прямолинейного равнопеременного движения.
Основы динамики (9 ч)
Относительность механического движения. Инерция. Инерциальная система отсчета. Материальная точка. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Импульс силы и импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации.
Относительность движения. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Повторение (3 ч)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Движение тел вблизи поверхности Земли и гравитация
Движение тела, брошенного вертикально вверх, горизонтально, под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли. Гравитация и Вселенная.
Демонстрации.
Равномерное движение тела по окружности.
Лабораторная работа.
№1. Изучение движения тел по окружности.
Механические колебания и волны
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического маятника. Гармонические колебания . Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Волновые явления.
Длина волны. Скорость распространения волны.
Демонстрации.
Наблюдение колебаний тел. Наблюдение механических волн.
Лабораторные работы.
№2. Изучение колебаний нитяного маятника.
№3. Изучение колебаний пружинного маятника.
Звук
Звуковые колебания . Источники звука. Звуковые волны. Скорость звука. Громкость звука. Высота и тембр звука. Отражение звука. Эхо. Резонас аккустики. Ультразвук и инфразвук в природе и технике
Демонстрации.
Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Электромагнитные колебания и волны.
.Индукция магнитного поля. Однородное магнитное поле. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Переменный электрический ток. Электромагнитное поле. Практическое применение электромагнитизма
Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны.
Демонстрации.
Опыты Эрстеда и Ампера. Магнитное поле тока. Магнитное поле соленоида. Магнитное поле полосового магнита. Устройство генератора переменного тока. Устройство электродвигателя. Электромагнитная индукция и правило Ленца. Трансформатор. Колебательный контур.
Лабораторная работа.
№4. Наблюдение явления электромагнитной индукции.
Геометрическая оптика
Свет. Источники света. Распространение света в однородной среде. Отражение света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Изображение, даваемое линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Демонстрации.
Световые пучки. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Зеркальное и рассеянное отражение света. Закон независимости распространения световых пучков. Изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах.Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Модель глаза.
Лабораторные работы.
№ 5. Наблюдение преломления света. Измерение показателя преломления стекла.
№ 6. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы.
№ 7. Получение изображения с помощью линзы.
Электромагнитная природа света
Скорость света. Методы измерения скорости света. Разложение белого света на цвета. Дисперсия цвета. Интерференция волн. Интерференция и волновые свойства цвета. Дифракция волн. Дифракция света. Поперечность световых волн. Электромагнитная природа света.
Демонстрации.
Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов. Интерференция волн на поверхности воды. Интерференция света на мыльной пленке. Дифракция волн на поверхности воды.
Квантовые явления
Опыты, подтверждающие сложное строение атома. Излучение и спектры. Квантовая гипотеза Планка. Атом Бора. Радиоактивность. Радиоактивность.Состав атомного ядра. Ядерные силы и ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Атомная энергетика.
Демонстрации.
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона (фотографии). Устройство и принцип действия счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторная работа.
№ 8. Изучение законов сохранения зарядового и массового чисел в ядерных реакциях по фотографиям событий ядерных взаимодействий.
Строение и эволюция Вселенной
Структура Вселенной. Физическая природа Солнца и звёзд.. Спектр электромагнитного излучения. Рождение и эволюция Вселенной. Современные методы исследования Вселенной.
Повторение (4ч)
Учебно-тематический план
Распределение учебных часов по разделам программы 7 класс
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1 | Физика и мир, в котором мы живём | 7 | | 2 |
2 | Строение вещества | 6 | 1 | 1 |
3 | Движение, взаимодействие, масса | 10 | 1 | 1 |
4 | Силы вокруг нас | 10 | 2 | 1 |
5 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 10 | 1 | 1 |
6 | Атмосфера и атмосферное давление | 4 | | |
7 | Закон Архимеда. Плавание тел | 6 | 1 | 1 |
8 | Работа, мощность, энергия | 7 | 1 | 1 |
9 | Простые механизмы. «Золотое правило» механики | 7 | 2 | 2 |
Распределение учебных часов по разделам программы 8 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Внутренняя энергия | 9ч | 1 | 1 |
2 | Изменения агрегатного состояния вещества | 7ч | 3 | |
3 | Тепловые двигатели | 4ч | - | 1 |
4 | Электрический заряд. Электрическое поле | 6 | 1 | |
5 | Электрический ток | 9 | 4 | 1 |
6 | Расчет характеристик электрических цепей. | 8ч | - | |
7 | Магнитное поле | 5ч | - | 1 |
8 | Основы кинематики | 9ч | - | 1 |
9 | Основы динамики | 8ч | - | 1 |
10 | повторение | 3ч | | |
| ИТОГО: | 68 | 9 | 6 |
Распределение учебных часов по разделам программы 9 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Движение тела вблизи поверхности Земли и гравитация | 19 | 1 | 1 |
2 | Механические колебания и волны | 15 | 3 | 1 |
3 | Звук | 9 | - | 1 |
4 | Электромагнитные колебания и волны | 11 | 1 | 1 |
5 | Геометрическая оптика | 16 | 4 | 1 |
6 | Электромагнитная природа света | 9 | - | 1 |
7 | Квантовые явления | 12 | - | 1 |
8 | Строения и эволюция вселенной | 9 | - | 1 |
9 | Повторение | 5 | - | 1 |
| ИТОГО: | 105 | 9 | 9 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ ИЗДАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ «СФЕРЫ» ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Физика. Тетрадь-тренажёр. 7 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.
Физика. Тетрадь-практикум. 7 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.
Физика. Задачник. 7 класс. Авт. Артеменков Д.А., Ломачен-ков И.А., Панебратцев Ю.А., под ред. Панебратцева Ю.А.
Физика. Тетрадь-тренажёр. 8 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.
Физика. Тетрадь-практикум. 8 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.
Физика. Задачник. 8 класс. Авт. Артеменков Д.А., Ломачен-ков И.А., Панебратцев Ю.А., под ред. Панебратцева Ю.А.
Физика. Тетрадь-тренажёр. 9 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.
Физика. Тетрадь-практикум. 9 класс. Авт. Артеменков Д.А., Белага В.В., Воронцова Н.И. и др., под ред. Панебратцева Ю.А.
Физика. Задачник. 9 класс. Авт. Артеменков Д.А., Ломачен-ков И.А., Панебратцев Ю.А., под ред. Панебратцева Ю.А.
Сайт интернет-поддержки УМК «Сферы»: www.spheres.ru