СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по физике для 7-9 классов общеобразовательной школы.
10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе Примерной государственной программы по физике для основной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. (Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Место дисциплины в учебном плане
Содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 7 кл. Возможно уменьшение количества часов за счет региональных праздничных дней. Выполнение программы осуществляется за счет уплотнения программного материала.
Рабочая программа содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана. Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями:
Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, Поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:
учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;
приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;
начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.
Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:
- осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;
- осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;
- применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.
В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.
В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.
В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.
Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.
Цели изучения физики:
способствовать
развитию интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
пониманию учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формированию представлений о физической картине мира. Задач:
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Планируемые результаты учебного курса
Личностными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация на уроке работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 7 кл. являются формирование следующих универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
ставить учебную задачу;
учиться составлять план и определять последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану;
Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять физические рассказы и задачи на основе простейших физических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал, задания учебника и задачи из сборников.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного обучения.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах постоянного и сменного состава.
Предметными результатами изучения курса «Физика» в 7-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, физические величины, взаимодействие;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Гука.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
измерять массу, объём, силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
решать задачи на применение изученных законов;
приводить примеры практического использования физических законов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Учащиеся должны уметь:
- давать определение понятий: физика, тело, вещество, материя, величина, наблюдение, опыт, измерение, погрешность, единицы измерения, измерительные приборы, цена деления, экспериментальные и теоретические методы изучения природы, атом, молекула, капилляр, механическое движение, траектория, система отсчета, график движения, инертность, взаимодействие тел, простые механизмы; диффузия, смачивание, несмачивание, инерция, невесомость, перегрузки, свободное падение, плавание;
- давать определение физическим величинам: скорость, путь, масса, плотность, сила, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, коэффициент трения, коэффициент жесткости, давление, архимедова сила, работа, механическая энергия, потенциальная энергия, кинетическая энергия, мощность, КПД, момент силы;
- определять цену деления и погрешность прибора;
- правильно пользоваться мензуркой, линейкой;
- измерять объем тела с помощью мензурки;
- приводить примеры физических явлений, физического тела вещества;
- формулировать основные положения МКТ;
- решать качественные задачи по теме;
- по таблицам находить температуру перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое;
- приводить примеры смачивающих и несмачивающих жидкостей; использования капиллярности; вещества в различных агрегатных состояниях;
- экспериментально определять размеры малых тел.
- записывать формулы скорости, пути, времени движения, плотности, массы и объема тела; равнодействующей силы; закона Гука; веса тела, силы тяжести;
- правильно пользоваться весами, динамометром;
- измерять силу, массу;
- по числу раскрыть физический смысл скорости, плотности вещества, жесткости тела;
- приводить примеры материальной точки, поступательного движения; различных видов движения; практического использования инерции; видов трения; подшипников;
- формулировать законы Гука, Паскаля, Архимеда, «золотое правило» механики; условие равновесие рычага, закон сохранения энергии;
- решать простейшие задачи на определение цены деления прибора и погрешности измерения, качественные задачи на объяснение явлений с точки зрения строения вещества. на выяснение причин движения тела; расчетные задачи на закон Гука; задачи на расчет сил природы, расчетные задачи на закон Архимеда, плавание тел, на закон сообщающихся сосудов, на расчет работы, энергии, мощности, КПД, момента сил; задачи на применение условия равновесия рычага;
- правильно пользоваться приборами манометром, барометром;
- объяснять назначение, устройство и принцип действия барометров, манометров, гидравлических машин, насосов и их использование;
- измерять архимедову силу;
- собирать опытные установки для проведения эксперимента по выяснению условия равновесия рычага, КПД наклонной плоскости;
- приводить примеры практического применения простых механизмов.
Содержание учебного курса
Наименование раздела | Кол-во часов. | Кол-во контр. работ. | Кол-во лаборат. работ. |
1. Введение | 5 | - | 1 |
2. Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 1 | 1 |
3. Взаимодействие тел | 22 | 2 | 6 |
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 18 | 2 | 2 |
5. Работа. Мощность. Энергия. | 15 | 1 | 3 |
6. Повторение. | 3 | 1 |
|
Итого | 68 | 7 | 13 |
1. Введение (5ч.)
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Лабораторные работы
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч).
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Лабораторные работы
2. Измерение размеров малых тел.
3. Взаимодействие тел (22ч.)
Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость. Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение. Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность. Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности. Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение. Упругая деформация.
Лабораторные работы
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4. Измерение объема твердого тела.
5. Измерение плотности твердого вещества.
6. Измерение жесткости пружины.
7. Зависимость силы упругости от величины деформации.
8. Измерение силы трения при помощи динамометра.
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (18ч.)
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления. Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Лабораторные работы.
9. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
10. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5. Работа и мощность. Энергия (15ч.)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Лабораторные работы.
11.Выяснение условия равновесия рычага.
12. Блок
13. Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Интернет-ресурсы. Электронные ресурсы
Название сайта или статьи | Содержание | Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике | Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. | http:www.ivanovo.ac.ru/phys |
Бесплатные обучающие программы по физике | 15 обучающих программ по различным разделам физики | http:www.history.ru/freeph.htm |
Лабораторные работы по физике | Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. | http:phdep.ifmo.ru |
Анимация физических процессов | Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. | http:physics.nad.ru |
Физическая энциклопедия | Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. | http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor |
Физика | Видеоэнциклопедия для образования |
|
Уроки физики 7-11 классы | Мультимедийное приложение к урокам | Издательство «Глобус» |
Физика 7 кл.А.В.Перышкин | Электронное приложение к урокам | Издательство «Дрофа» |
Физика 7-9кл. | Тестовый контроль | Издательство «Учитель» |
Открытая физика 7-11кл. | Полный интерактивный курс физики | ООО «Физикон» |
Лабораторные работы по физике 7 класс | Виртуальная физическая лаборатория | Издательство «Дрофа» |
Физика | Электронное приложение к газете «Физика в школе» |
|
Живая школа «Живая физика» |
| Компания «Формоза» |
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
УМК учащегося:
1. Перышкин А.В.. Физика. 7 кл.: учебник / А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
УМК учителя:
1. Стандарт основного общего образования по физике.
2. Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 кл.
3. Программа «Физика 7-9 класс», Е.М. Гутник, А.В. Перышкин
4. Перышкин А.В.. Физика. 7 кл.: учебник / А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016
5. «Физика 7 класс. Поурочное планирование», Н.А. Шевцов
6. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7, 8, 9 класс»
7. «Сборник задач по физике 7-9 классы», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова
8. Сборник вопросов и задач. Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский С.В. 7-9 класс
9. Дидактические материалы. Марон А.Е., Марон Е.А.7-9 класс
10. Опорные конспекты и разноуровневые задания. Марон А.Е., Марон Е.А.7-9 класс
11. Сборник задач по физике. А.В. Перышкин
12. Бобошина С.Б. Контрольно – измерительные материалы. Физика. 7кл. Изд-во «Экзамен» - 2014
13. Зорин Н.И. Контрольно – измерительные материалы. Физика. 7кл. Москва- «ВАКО»- 2012
14. Ханнанова Н.К., Ханнанова Т.А. Сборник тестовых заданий по физике 7кл. Москва- «ВАКО»- 2015
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела. Тема урока. | Дата | |
По плану | По факту | ||
1. Введение (5 ч.) |
|
| |
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика? |
|
|
2/2 | Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте. Наблюдения и опыты. Физика и техника. |
|
|
3/3 | Физические величины. Измерение физических величин. |
|
|
4/4 | Точность и погрешность измерений. |
|
|
5/5 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». |
|
|
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.) |
|
| |
6/1 | Строение вещества. Молекулы. |
|
|
7/2 | Броуновское движение. Диффузия. |
|
|
8/3 | Взаимодействие молекул. |
|
|
9/4 | Агрегатные состояния вещества. |
|
|
10/5 | Контрольная работа № 1 «Агрегатные состояния вещества". |
|
|
3. Взаимодействие тел (22ч.) |
|
| |
11/1 | Анализ контрольной работы. Механическое движение. |
|
|
12/2 | Скорость равномерного движения. |
|
|
13/3 | Графики движения и скорости при равномерном движении. |
|
|
14/4 | Решение задач на расчет пути, времени и скорости движения. |
|
|
15/5 | Инерция. |
|
|
16/6 | Взаимодействие тел. |
|
|
17/7 | Масса тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
|
|
18/8 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема твердого тела». |
|
|
19/9 | Плотность тела. Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности вещества твердого тела». |
|
|
20/10 | Анализ лабораторных работ. Решение задач на расчет плотности вещества. |
|
|
21/11 | Контрольная работа № 2 «Механическое движение. Плотность». |
|
|
22/12 | Анализ контрольной работы. Сила. |
|
|
23/13 | Явление тяготения. Сила тяжести. |
|
|
24/14 | Сила упругости. Закон Гука. |
|
|
25/15 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Измерение жесткости пружины». |
|
|
26/16 | Лабораторная работа № 7 «Зависимость силы упругости от величины деформации». |
|
|
27/17 | Анализ лабораторных работ. Вес тела. |
|
|
28/18 | Сила тяжести на других планетах. |
|
|
29/19 | Равнодействующая сил. Правило сложения сил. |
|
|
30/20 | Сила трения. |
|
|
31/21 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 8 «Измерение силы трения при помощи динамометра». |
|
|
32/22 | Контрольная работа № 3 «Взаимодействие тел. Силы». |
|
|
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (18ч.). |
|
| |
33/1 | Анализ контрольной и лабораторной работ. Давление. |
|
|
34/2 | Решение задач на расчет давления твердых тел. |
|
|
35/3 | Давление газа. |
|
|
36/4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. |
|
|
37/5 | Давление в жидкости и газе. |
|
|
38/6 | Решение задач на расчет гидростатического давления. |
|
|
39/7 | Сообщающиеся сосуды. |
|
|
40/8 | Гидравлический пресс. |
|
|
41/9 | Решение задач на расчет давления. |
|
|
42/10 | Контрольная работа № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
|
|
43/11 | Анализ контрольной работы. Воздушная оболочка земли. Вес воздуха. Атмосферное давление. |
|
|
44/12 | Измерение атмосферного давления. |
|
|
45/13 | Приборы для измерения атмосферного давления. |
|
|
46/14 | Выталкивающая сила. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 9 «Определение выталкивающей силы». |
|
|
47/15 | Лабораторная работа № 10 «Выяснение условий плавания тел». |
|
|
48/16 | Анализ лабораторных работ. Плавание судов. Воздухоплавание. |
|
|
49/17 | Решение задач на закон Архимеда. |
|
|
50/18 | Контрольная работа № 5 «Закон Архимеда». |
|
|
5. Работа. Мощность. Энергия(15ч.). |
|
| |
51/1 | Анализ контрольной работы. Механическая работа и мощность. |
|
|
52/2 | Решение задач на расчет механической работы и мощности. |
|
|
53/3 | Простые механизмы. |
|
|
54/4 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Выяснение условий равновесия рычага». |
|
|
55/5 | Анализ контрольной работы. Момент силы. |
|
|
56/6 | Применение правила равновесия рычага к блоку. |
|
|
57/7 | Лабораторная работа № 12 «Блок». |
|
|
58/8 | «Золотое правило» механики. |
|
|
59/9 | Центр тяжести тела. Условие равновесия тел. |
|
|
60/10 | Коэффициент полезного действия механизмов. |
|
|
61/11 | Лабораторная работа № 13 «Определение КПД при подъеме по наклонной плоскости». |
|
|
62/12 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. |
|
|
63/13 | Превращение одного вида энергии в другой. |
|
|
64/14 | Решение задач на расчет работы, мощности, энергии, КПД простых механизмов. |
|
|
65/15 | Контрольная работа № 6 «Механическая работа. Мощность. Энергия». |
|
|
6. Повторение.(3 ч.) |
|
| |
66/1 | Повторение основных тем курса 7 класса. |
|
|
67/2 | Итоговая контрольная работа №7 |
|
|
68/3 | Анализ контрольной работы. Заключительный урок-игра «Физика вокруг нас»». |
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе Примерной государственной программы по физике для основной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. (Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Место дисциплины в учебном плане
Содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в 8 кл. Возможно уменьшение количества часов за счет региональных праздничных дней. Выполнение программы осуществляется за счет уплотнения программного материала.
Рабочая программа содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана. Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями:
Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, Поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:
учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;
приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;
начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.
Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:
- осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;
- осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;
- применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.
В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.
В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.
В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.
Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.
Цели изучения физики:
способствовать
развитию интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
пониманию учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формированию представлений о физической картине мира. Задач:
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Планируемые результаты учебного курса
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Физика» в 8-м классе является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения результатов служит организация работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Физика» в 8-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке самостоятельно.
Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служат элементы технологии проблемного обучения на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания при помощи учителя.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания учебных успехов.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал учебника, словари, энциклопедии.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога и технология продуктивного чтения.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством достижения результатов служит организация работы в парах постоянного и сменного состава, групповые формы работы.
Предметными результатами изучения курса «Физики» в 8-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
знать/понимать
смысл понятий: тепловое движение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход. электрический заряд, электрическое поле, проводник, полупроводник и диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, электрическая сила, ион, электрическая цепь и схема, точечный источник света, поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр, близорукость и дальнозоркость. магнитное поле, магнитные силовые линии, постоянный магнит, магнитный полюс.
смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока, углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила.
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, закон Ампера, закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления света.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов.
Учащиеся должны уметь:
- давать определение понятий тепловое движение, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение, агрегатное состояние, фазовый переход. электрический заряд, электрическое поле, проводник и диэлектрик, химический элемент, атом и атомное ядро, протон, нейтрон, электрическая сила, ион, электрическая цепь и схема. магнитное поле, магнитные силовые линии, электромагнитное поле, постоянный магнит, магнитный полюс, точечный источник света, поле зрения, аккомодация, зеркало, тень, затмение, оптическая ось, фокус, оптический центр, близорукость и дальнозоркость;
- давать определение физическим величинам: внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, температура, температура кипения, температура плавления, влажность, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, работа и мощность тока, углы падения, отражения, преломления, фокусное расстояние, оптическая сила.
- формулировать закон сохранения энергии в тепловых процессах;
- решать простейшие качественные и расчетные задачи на тепловые явления;
- по числу дать понятие физического смысла табличных данных темы;
- работать с соответствующими таблицами;
- определять цену деления термометра;
- уметь пользоваться термометром, калориметром, психрометром;
- объяснять назначение, устройство и принцип действия ДВС, психрометра;
- приводить примеры практического использования законов курса и тепловых двигателей.
- составлять простейшие электрические цепи и вычерчивать их схемы;
- измерять силу тока и напряжение, сопротивление;
- пользоваться реостатом;
- находить удельное сопротивление проводника по таблице;
- объяснять на основе положений электронной теории электризацию тел, существование проводников и диэлектриков; нагревания проводника электрическим током; действие электронагревательных приборов;
-объяснять действие электроизмерительных приборов, электродвигателя;
- решать задачи с применением закона Ома, Джоуля-Ленца, законов последовательного и параллельного соединения проводников и следующих формул: R = l/S; A=UIt; P=UI; Q=I2Rt;
- формулировать законы прямолинейного распространения света, отражения и преломления света;
- практически применять основные понятия и законы для объяснения действия фотоаппарата, глаза, очков;
- получать изображения предмета с помощью линзы и плоского зеркала;
- строить и описывать изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе;
- решать качественные и расчетные задачи на законы отражения света, на расчет оптической силы линзы и оптической силы системы линз.
Содержание учебного курса
Наименование раздела | Кол-во часов. | Кол-во контр. работ. | Кол-во лабор. работ. |
1. Тепловые явления | 24 | 2 | 3 |
2. Электрические явления | 28 | 2 | 6 |
3. Электромагнитные явления | 6 | 1 | 1 |
4. Световые явления | 10 | 2 | 1 |
Итого | 68 | 7 | 11 |
1. Тепловые явления (24 ч.)
теплопередачи. Связь температуры вещества с хаотическим движением его частиц. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Конвекция. Излучение. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. График плавления и отвердевания. Преобразование энергии при изменениях агрегатного состояния
вещества. Испарение и конденсация. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Работа пара и газа при расширении. Кипение жидкости. Влажность воздуха.
Тепловые двигатели. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Агрегатные состояния. Преобразование энергии в тепловых двигателях. КПД теплового двигателя.
Лабораторные работы.
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
3. Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра.
3. Электрические явления (28 ч.)
Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Дискретность электрического заряда. Электрон. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электроскоп. Строение атомов. Объяснение электрических явлений. Проводники и непроводники электричества. Действие электрического поля на электрические заряды. Постоянный электрический ток. Источники электрического тока. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока. Напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. Сопротивление. Единицы сопротивления. Закон Ома для участка электрической цепи. Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. Примеры на расчет сопротивления проводников, силы тока и напряжения. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Действия электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Счетчик электрической энергии. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.
Лабораторные работы.
4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
6. Зависимость силы тока от напряжения.
7. Регулирование силы тока реостатом.
8. Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.
9. Измерение работы и мощности электрического тока.
4. Электромагнитные явления (6 ч.)
Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Взаимодействие проводников с током.
Действие магнитного поля на электрические заряды. Графическое изображение магнитного поля. Направление тока и направление его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.
Лабораторные работы.
10. Сборка и изучение электромагнита и электрического двигателя постоянного тока.
5. Световые явления (10 ч.)
Источники света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Луч. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Изображение даваемое линзой. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Оптические приборы. Глаз и зрение. Очки.
Лабораторные работы
11. Получение изображения с помощью линзы.
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
УМК ученика:
1. Перышкин А.В.. Физика. 8 кл.: учебник /А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
УМК учителя:
1. Стандарт основного общего образования по физике.
2. Примерная программа основного общего образования по физике VII-IX кл.
3. Программа «Физика 7-9 класс», Е.М. Гутник, А.В. Перышкин
4. Перышкин А.В.. Физика. 8 кл.: учебник / А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016
5. «Физика 8 класс. Поурочное планирование», Н.А. Шевцов
6. «Сборник задач по физике 7-9 классы», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова
7. Сборник вопросов и задач. Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский С.В. 7-9 класс
8. Опорные конспекты и разноуровневые задания. Марон А.Е., Марон Е.А.7-9 класс
9. Сборник задач по физике. А.В. Перышкин
10. Бобошина С.Б. Контрольно – измерительные материалы. Физика. 8кл. Изд-во «Экзамен» - 2014
11. Зорин Н.И. Контрольно – измерительные материалы. Физика. 8кл. Москва- «ВАКО»- 2012
12.Ханнанова Н.К., Ханнанова Т.А.Сборник тестовых заданий по физике 8кл.Москва-«ВАКО»- 2015
Интернет-ресурсы. Электронные ресурсы
Название сайта или статьи | Содержание | Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике | Энциклопедии, библиотеки, СМИ | http:www.ivanovo.ac.ru/phys |
Бесплатные обучающие программы | 15 обучающих программ по различным разделам физики | http:www.history.ru/freeph.htm |
Лабораторные работы по физике | Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. | http:phdep.ifmo.ru |
Анимация физических процессов | Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. | http:physics.nad.ru |
Физическая энциклопедия | Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. | http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor |
Физика | Видеоэнциклопедия для образования |
|
Физика 8 класс | видеоуроки | ООО «Компэду» compedu.ru |
Уроки физики 7-11 классы | Мультимедийное приложение к урокам | Издательство «Глобус» |
Физика 8 кл. | Электронное приложение к урокам | Издательство «Дрофа» |
Физика 7-9кл. | Тестовый контроль | Издательство «Учитель» |
Открытая физика 7-11кл. | Полный интерактивный курс физики | ООО «Физикон» |
Физика | Электронное приложение к газете «Физика в школе» |
|
Живая школа «Живая физика» |
| Компания «Формоза» |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Дата | |
По плану | По факту | ||
1. Тепловые явления (24 ч.) |
|
| |
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура. |
|
|
2/2 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. |
|
|
3/3 | Теплопроводность. |
|
|
4/4 | Конвекция. |
|
|
5/5 | Излучение. |
|
|
6/6 | Особенности различных способов теплопередачи. |
|
|
7/7 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость. |
|
|
8/8 | Расчет количества теплоты при нагревании и охлаждении. |
|
|
9/9 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». |
|
|
10/10 | Лабораторная работа № 2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела». |
|
|
11/11 | Анализ лабораторных работ. Решение задач на расчет количества теплоты. |
|
|
12/12 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива. |
|
|
13/13 | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. |
|
|
14/14 | Контрольная работа № 1 «Тепловые явления. Количество теплоты». |
|
|
15/15 | Анализ контрольной работы. Агрегатные состояния вещества. |
|
|
16/16 | Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления. |
|
|
17/17 | Решение задач на процессы плавления и кристаллизации. |
|
|
18/18 | Испарение и конденсация. |
|
|
19/19 | Влажность воздуха. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха». |
|
|
20/20 | Анализ лабораторной работы. Кипение. |
|
|
21/21 | Решение задач на процессы испарения и конденсации. |
|
|
22/22 | Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания. |
|
|
23/23 | Обобщающий урок «Изменение агрегатных состояний вещества». |
|
|
24/24 | Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества». |
|
|
2. Электрические явления (28ч.) |
|
| |
25/1 | Анализ контрольной работы. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. |
|
|
26/2 | Электроскоп. Электрическое поле. |
|
|
27/3 | Делимость электрического заряда. |
|
|
28/4 | Строение атома. |
|
|
29/5 | Объяснение электрических явлений. |
|
|
30/6 | Кратковременная контрольная работа № 3 «Электризация тел. Строение атома». Электрический ток. Источники электрического тока. |
|
|
31/7 | Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Направление электрического тока. |
|
|
32/8 | Действия электрического тока. |
|
|
33/9 | Сила тока. |
|
|
34/10 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение сил тока на различных участках». |
|
|
35/11 | Анализ лабораторной работы. Электрическое напряжение. Единицы напряжения. |
|
|
36/12 | Вольтметр. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках». |
|
|
37/13 | Зависимость силы тока от напряжения. |
|
|
38/14 | Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление проводника. |
|
|
39/15 | Реостат. Лабораторная работа № 7 «Регулирование силы тока реостатом». |
|
|
40/16 | Закон Ома для участка цепи. |
|
|
41/17 | Лабораторная работа № 8 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». |
|
|
42/18 | Анализ лабораторных работ. Решение задач на закон Ома и расчет сопротивления проводника. |
|
|
43/19 | Виды соединения проводников. |
|
|
44/20 | Решение задач «Электрические явления». |
|
|
45/21 | Работа и мощность электрического тока. |
|
|
46/22 | Лабораторная работа № 9 «Измерение работы и мощности электрического тока». |
|
|
47/23 | Анализ лабораторной работы. Закон Джоуля – Ленца. |
|
|
48/24 | Конденсатор. |
|
|
49/25 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. |
|
|
50/26 | Короткое замыкание. Предохранители. |
|
|
51/27 | Решение задач «Электрические явления». |
|
|
52/28 | Контрольная работа № 4 «Электрические явления». |
|
|
3. Электромагнитные явления (6 ч.) |
|
| |
53/1 | Анализ контрольной работы. Электродинамика. Магнитное поле. |
|
|
54/2 | Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. |
|
|
55/3 | Постоянные магниты. Магнитное поле земли. |
|
|
56/4 | Действия магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. |
|
|
57/5 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 10 «Сборка и изучение электромагнита и электродвигателя». |
|
|
58/6 | Контрольная работа № 5 «Электромагнитные явления». |
|
|
4. Световые явления.(10 ч.) |
|
| |
59/1 | Анализ контрольной работы. Источники света. Законы распространения света. |
|
|
60/2 | Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. |
|
|
61/3 | Преломление света. Законы преломления света. |
|
|
62/4 | Линзы. Оптическая сила линзы. |
|
|
63/5 | Изображения, даваемые линзой. |
|
|
64/6 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи собирающей линзы». |
|
|
65/7 | Анализ лабораторной работы. Глаз и зрение. |
|
|
66/8 | Контрольная работа № 6 «Оптические явления». |
|
|
67/9 | Итоговая контрольная работа № 7 |
|
|
68/10 | Итоговый урок — игра «Физика вокруг нас» по программе 8 класса |
|
|
10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе Примерной государственной программы по физике для основной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. (Приказ Минобразования России от 05. 03. 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
Место дисциплины в учебном плане
Содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественно-научного образования, служит основой для последующей уровневой и профессиональной дифференциации.
Программа рассчитана на 99 часов (3 часа в неделю) в 9 кл. Возможно уменьшение количества часов за счет региональных праздничных дней. Выполнение программы осуществляется за счет уплотнения программного материала.
Рабочая программа содержит распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, содержит минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана. Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями:
Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, Поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:
учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;
приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;
начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.
Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:
- осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;
- осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;
- применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.
В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.
В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.
В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.
Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки учащихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.
Цели изучения физики:
способствовать
развитию интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
пониманию учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формированию представлений о физической картине мира. Задач:
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Планируемые результаты учебного курса
Предметными результатами изучения курса «Физика» в 9-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны знать/понимать:
смысл понятий: магнитное поле, атом, атомное ядро, радиоактивность, ионизирующие излучения; относительность механического движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая система. внутренние силы, математический маятник, звук. изотоп, нуклон;
смысл физических величин: магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного пол, перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс, период, частота. амплитуда, фаза, длина волны, скорость волны, энергия связи, дефект масс.
смысл физических законов: уравнения кинематики, законы Ньютона (первый, второй, третий), закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея, законы гармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон радиоактивного распада.
2-й уровень (программный)
Учащиеся должны уметь:
собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку и проводить наблюдения изучаемых явлений;
измерять силу тяжести, расстояние; представлять результаты измерений в виде таблиц, выявлять эмпирические зависимости;
объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
применять экспериментальные результаты для предсказания значения величин, характеризующих ход физических явлений;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
решать задачи на применение изученных законов;
приводить примеры практического использования физических законов;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Учащиеся должны уметь:
- давать определение основных понятий относительность механического движения, траектория, инерциальная система отсчета, искусственный спутник, замкнутая система, внутренние силы, математический маятник, звук, магнитное поле, вихревое поле, электромагнитное поле, электромагнитные волны. альфа-, бета-, гамма- излучение, изотоп, нуклон, атомное ядро, протон, нейтрон;
- давать определение физических величин: перемещение, проекция вектора, путь, скорость, ускорение, ускорение свободного падения, центростремительное ускорение, сила, сила тяжести, масса, вес тела, импульс, период, частота, амплитуда, период, частота, фаза, длина волны, скорость волны, магнитная индукция, магнитный поток, энергия электромагнитного поля; энергия связи, дефект масс.
- объяснять сущность геоцентрической и гелиоцентрической системы мира,
- уметь объяснять происхождение Солнечной системы, строение Вселенной, эволюцию Вселенной, физическую природу небесных тел, Солнца и звезд;
- уметь формулировать законы Ньютона, законы сохранения импульса; уравнения кинематики, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса, принцип относительности Галилея, законы гармонических колебаний, правило левой руки, закон электромагнитной индукции, правило Ленца, закон радиоактивного распада;
- объяснять механические явления;
- решать ОЗМ для равномерного и равнопеременного прямолинейного движения;
- формулировать закон электромагнитной индукции, правило Ленца;
- объяснять превращение энергии при колебаниях;
- пользоваться моделями темы для объяснения явлений;
- решать задачи первого уровня.
Содержание учебного курса
Наименование раздела | Кол-во часов. | Кол-во контр. работ. | Кол-во лабор. работ. |
1.Законы движения и взаимодействия тел. Основы кинематики. Основы динамики. Законы сохранения. Всего | 38 14 15 9 38 | 1 1 1 3 | 1 1 |
2.Механические колебания и волны. Звук. | 16 | 1 | 2 |
3.Электромагнитное поле. | 21 | 1 | 1 |
4.Строение атома и атомного ядра. | 16 | 1 | 3 |
5.Строение и эволюция Вселенной. | 8 | 2 |
|
Всего | 99 | 8 | 7 |
1. Законы взаимодействия и движения тел (34 ч.)
Материальная точка. Траектория. Скорость. Перемещение. Система отсчета. Определение координаты движущего тела. Графики зависимости кинематических величин от времени.
Прямолинейное равноускоренное движение. Скорость равноускоренного движения.
Перемещение при равноускоренном движении. Определение координаты движущего тела.
Графики зависимости кинематических величин от времени. Ускорение. Относительность механического движения. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение. Закон Всемирного тяготения. Криволинейное движение. Движение по окружности. Искусственные спутники Земли. Ракеты. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Движение тела брошенного вертикально вверх. Движение тела брошенного под углом к горизонту.
Движение тела брошенного горизонтально. Ускорение свободного падения на Земле и других планетах.
Лабораторные работы.
1.Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Механические колебания и волны. Звук (15 ч.)
Механические колебания. Амплитуда. Период, частота. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Зависимость периода и частоты нитяного маятника от длины нити. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Механические волны. Длина волны. Продольные и поперечные волны. Скорость распространения волны. Звук. Высота и тембр звука. Громкость звука.
Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Резонанс.
Лабораторные работы.
2. Измерение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника.
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины.
3. Электромагнитное поле (12ч)
Правило левой руки. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Явление электромагнитной индукции. Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле. Неоднородное и неоднородное поле. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электродвигатель. Электрогенератор. Свет – электромагнитная волна.
Лабораторные работы.
4. Определение полюсов электромагнита.
5. Сборка электромагнита и испытание его действия.
6. Изучение электрического двигателя.
7. Изучение явления электромагнитной индукции.
4. Строение атомного ядра; использование энергии атомных ядер (14ч)
Радиоактивность. Альфа-, бетта- и гамма-излучение. Опыты по рассеиванию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Атомное ядро. Протонно-нейтронная модель ядра.
Методы наблюдения и регистрации частиц. Радиоактивные превращения. Экспериментальные методы. Заряд ядра. Массовое число ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение заряда и массового числа при ядерных реакциях. Открытие протона и нейтрона. Ядерные силы. Энергия связи частиц в ядре. Энергия связи. Дефект масс. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование ядерной энергии. Дозиметрия. Ядерный реактор. Преобразование Внутренней энергии ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Термоядерные реакции. Биологическое действие радиации.
Лабораторные работы и опыты
8. Изучение деления ядра урана по фотографии треков.
9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы
УМК учащегося:
1.Перышкин А.В.. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений – 16-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
УМК учителя:
1. Стандарт основного общего образования по физике.
2. Примерная программа основного общего образования по физике VII-IX кл.
3. Программа «Физика 7-9 класс», Е.М. Гутник, А.В. Перышкин
4. «Физика 9 класс. Поурочное планирование», Н.А. Шевцов
5. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7, 8, 9 класс»
6. «Сборник задач по физике 7-9 классы», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова
7. Сборник вопросов и задач. Марон А.Е., Марон Е.А., Позойский С.В. 7-9 класс
8. Дидактические материалы. Марон А.Е., Марон Е.А.7-9 класс
9. Опорные конспекты и разноуровневые задания. Марон А.Е., Марон Е.А.7-9 класс
10. Сборник задач по физике. А.В. Перышкин
11. Бобошина С.Б. Контрольно – измерительные материалы. Физика. 9кл. Изд-во «Экзамен» - 2014
12. Зорин Н.И. Контрольно – измерительные материалы. Физика. 9кл. Москва- «ВАКО»- 2012
13. Ханнанова Н.К., Ханнанова Т.А. Сборник тестовых заданий по физике 9кл. Москва- «ВАКО»- 2015
14. ГИА 2017. Физика. 9 класс. Типовые тестовые задания. О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина.
15. ГИА-2018. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под ред. Е.Е. Камзеевой.
Интернет-ресурсы. Электронные ресурсы
Название сайта или статьи | Содержание | Адрес |
Каталог ссылок на ресурсы о физике | Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др. | http:www.ivanovo.ac.ru/phys |
Бесплатные обучающие программы по физике | 15 обучающих программ по различным разделам физики | http:www.history.ru/freeph.htm |
Лабораторные работы по физике | Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов. | http:phdep.ifmo.ru |
Анимация физических процессов | Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями. | http:physics.nad.ru |
Физическая энциклопедия | Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики. | http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor |
Физика | Видеоэнциклопедия для образования |
|
Физика 9 класс | видеоуроки | ООО «Компэду» compedu.ru |
Уроки физики 9 | Виртуальная школа Кирилла и Мифодия | Видеостудия «Кварт» |
Уроки физики 7-11 классы | Мультимедийное приложение к урокам | Издательство «Глобус» |
Физика 7-9кл. | Тестовый контроль | Издательство «Учитель» |
Открытая физика 7-11кл. | Полный интерактивный курс физики | ООО «Физикон» |
Физика | Электронное приложение к газете «Физика в школе» |
|
Физика 9-11 кл. | Экспресс — подготовка к экзамену | Издательство «Новая школа» |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела, тема урока | Дата | |
по плану | по факту | ||
Законы движения и взаимодействия тел (38ч.) |
|
| |
1/1 | Инструктаж по ТБ (вводный).Физика и познание мира. |
|
|
2/2 | Первичный инструктаж по ТБ. Механика. Материальная точка. Система отсчета. |
|
|
3/3 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела. |
|
|
4/4 | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. |
|
|
5/5 | Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. |
|
|
6/6 | Решение задач на прямолинейное равномерное движение. |
|
|
7/7 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
|
|
8/8 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
|
|
9/9 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. |
|
|
10/10 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. |
|
|
11/11 | Относительность движения. Решение задач. |
|
|
12/12 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». |
|
|
13/13 | Анализ лабораторной работы. Решение задач на определение кинематических величин. |
|
|
14/14 | Контрольная работа № 1«Кинематика». |
|
|
15/15 | Анализ контрольной работы. Динамика. Первый закон Ньютона. |
|
|
16/16 | Второй закон Ньютона. |
|
|
17/17 | Третий закон Ньютона. |
|
|
18/18 | Решение задач «Законы Ньютона». |
|
|
19/19 | Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. |
|
|
20/20 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. |
|
|
21/21 | Закон всемирного тяготения. |
|
|
22/22 | Решение задач «Закон всемирного тяготения». |
|
|
23/23 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. |
|
|
24/24 | Решение задач «Закон всемирного тяготения». |
|
|
25/25 | Криволинейное движение. |
|
|
26/26 | Равномерное движение по окружности. |
|
|
27/27 | Решение задач по теме «Динамика». |
|
|
28/28 | Движение искусственных спутников. |
|
|
29/29 | Решение задач «Движение искусственных спутников». |
|
|
30/30 | Импульс. Закон сохранения импульса. |
|
|
31/31 | Реактивное движение. |
|
|
32/32 | Решение задач на закон сохранения импульса. |
|
|
33/33 | Закон сохранения механической энергии. |
|
|
34/34 | Решение задач на законы сохранения. |
|
|
35/35 | Решение задач на законы сохранения. |
|
|
36/36 | Решение задач «Динамика» |
|
|
37/37 | Контрольная работа № 2 «Законы сохранения». |
|
|
38/38 | Контрольная работа № 3 «Динамика». |
|
|
2.Механические колебания и волны. Звук.(16ч.) |
|
| |
39/1 | Анализ к.р. Колебательное движение. Величины, характеризующие колебательное движение. |
|
|
40/2 | Решение задач «Колебательное движение». |
|
|
41/3 | Виды маятников. Формула периода математического и пружинного маятника. |
|
|
42/4 | Решение задач на применение формул периода колебательного движения. |
|
|
43/5 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2«Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от длины нити подвеса». |
|
|
44/6 | Лабораторная работа № 3 «Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника». |
|
|
45/7 | Анализ л.р. Превращение энергии при колебательном движении. |
|
|
46/8 | Резонанс. |
|
|
47/9 | Решение задач на колебательное движение. |
|
|
48/10 | Волны в среде. |
|
|
49/11 | Длина волны. Скорость распространения волны. |
|
|
50/12 | Источники звука. Звуковые волны. |
|
|
51/13 | Характеристики звука. |
|
|
52/14 | Отражение звука. Эхо. |
|
|
53/15 | Решение задач «Колебательное движение. Звук». |
|
|
54/16 | Контрольная работа № 5 «Механические колебания и волны». |
|
|
3.Электромагнитное поле (21 ч.). |
|
| |
55/1 | Анализ контрольной работы. Магнитное поле. |
|
|
56/2 | Магнитное поле тока. |
|
|
57/3 | Сила Ампера. Сила Лоренца. |
|
|
58/4 | Решение задач «Сила Ампера и сила Лоренца». |
|
|
59/5 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. |
|
|
60/6 | Решение задач «Вектор магнитной индукции». |
|
|
61/7 | Явление электромагнитной индукции. Опыт Фарадея. |
|
|
62/8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4«Изучение явления электромагнитной индукции». |
|
|
63/9 | Анализ лабораторной работы. Направление индукционного тока. Правило Ленца. |
|
|
64/10 | Явление самоиндукции. |
|
|
65/11 | Получение и передача переменного тока. Трансформатор. |
|
|
66/12 | Электромагнитное поле. |
|
|
67/13 | Электромагнитная волна. |
|
|
68/14 | Конденсатор. |
|
|
69/15 | Колебательный контур. Принцип радиосвязи и телевидения. |
|
|
70/16 | Электромагнитная природа света. |
|
|
71/17 | Преломление света. |
|
|
72/18 | Дисперсия света. Цвета тел. |
|
|
73/19 | Спектры и спектральный анализ. |
|
|
74/20 | Решение задач «Электромагнитное поле». |
|
|
75/21 | Контрольная работа №6 «Электромагнитные явления». |
|
|
Строение атома и атомного ядра(16 ч.) |
|
| |
76/1 | Анализ контрольной работы. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. |
|
|
77/2 | Строение атома. Опыт Резерфорда. |
|
|
78/3 | Экспериментальные методы регистрации элементарных частиц. |
|
|
79/4 | Радиоактивные превращения. Альфа-, бета-, гамма- излучения. |
|
|
80/5 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 5 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром». |
|
|
81/6 | Решение задач «Радиоактивные превращения ядер». |
|
|
82/7 | Состав атомного ядра. |
|
|
83/8 | Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. |
|
|
84/9 | Решение задач «Энергия связи. Дефект масс». |
|
|
85/10 | Цепные ядерные реакции. |
|
|
86/11 | Лабораторные работы № 6 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков». 7. «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям». |
|
|
87/12 | Анализ лабораторной работы. Атомная энергетика. |
|
|
88/13 | Биологическое действие радиоактивных излучений. |
|
|
89/14 | Закон радиоактивного распада. |
|
|
90/15 | Термоядерные реакции. |
|
|
91/16 | Контрольная работа № 7 «Элементы квантовой физики». |
|
|
5.Строение и эволюция Вселенной (8ч.). |
|
| |
92/1 | Анализ контрольной работы. Строение Солнечной системы. |
|
|
93/2 | Физическая природа планет. |
|
|
94/3 | Малые тела солнечной системы. |
|
|
95/4 | Солнце. Основные характеристики звезд. Эволюция звезд. |
|
|
96/5 | Млечный путь – наша галактика. Галактики. |
|
|
97-98/ 6-7 | Итоговая контрольная работа № 8 за курс основной школы. |
|
|
99/8 | Анализ контрольной работы. Физическая картина мира. |
|
|