ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Краевой центр общего образования»
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/_____________ Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | | | «Утверждаю» Директор ГКОУ «КЦОО» ________Ю. Г. Максименко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
физика 7 класс
2019– 2020 учебный год
Составил: учитель
физики
ФИО Галицкая Елена Борисовна
г.Чита, 2019
Содержание:
Пояснительная записка
- нормативные документы;
- цели и задачи;
- место учебного предмета в учебном плане;
- используемый учебно-методический комплекс;
Содержание:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- особенности образовательной организации;
- тематическое планирование;
-основная литература;
- нормы оценок;
1.Пояснительная записка:
Рабочая программа разработана в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г (ст. 48, п.1), требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. №1897, основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования ГКОУ «Краевой центр общего образования», учебным планом ГКОУ «КЦОО»; на основе авторской программы Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
развитие интересов и способностей обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание обучающимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у обучающихся представлений о физической картине мира.
Основные задачи данной рабочей программы:
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающих умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
В процессе реализации рабочей программы решаются не только задачи общего физического образования, но и дополнительные направленные на:
развитие интеллекта;
использование личностных особенностей учащихся в процессе обучения;
формирование у учащихся физического образа окружающего мира.
формирование здоровьесберегающих знаний и способов оказания первой медицинской (доврачебной) помощи.
Место курса физики в школьном образовании определяется значением этой науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно – технического прогресса. При разработке программы ставилась задача формирования у обучающихся представлений о явлениях и законах окружающего мира, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни. Этими же соображениями определяется уровень усвоения учебного материала, степень овладения обучающимися умениями и навыками. Предполагается, что материал обучающиеся должны усваивать на уровне понимания наиболее важных проявлений физических законов окружающем мире, их использования в практической деятельности. Данный курс направлен на развитие способностей обучающихся к исследованию, на формирование умений проводить наблюдения, выполнять экспериментальные задания.
Важной особенностью курса является изучение количественных закономерностей только в тех объемах, без которых невозможно постичь суть явления или смысл закона. Предполагается, что внимание обучающихся сосредоточится на качественном рассмотрении физических процессов, на их проявлении в природе и использовании в технике. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Данный учебно-методический комплекс реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира
Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю ( 1 ч урочная форма обучения, 1 ч - самоподготовка обучающихся)
При реализации рабочей программы используется учебник «Физика 7 класс» авторов Перышкин А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.
№ п\п | Авторы,составители | Название учебного издания | Годы издания | Издательство |
1. | А.В. Перышкин | Физика-7кл (учебник) | 2018 | Москва, Дрофа |
2. | В.И. Лукашик | Сборник задач по физике7-9кл. | 2007 | Москва, Просвещение |
3. | Волков В.А., Полянский С.Е. | Поурочные разработки по физике 7 класс. | 2005 | Москва, Дрофа |
4. | Громцев О.И. | Контрольные и самостоятельные работы по физике 7 класс | 2010 | Москва, Экзамен |
5. | Чеботарева А.В. | Тесты по физике 7 класс | 2012 | Москва, Экзамен |
2.Содержание:
- Планируемые результаты освоения учебного предмета;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
В программе по физике для 7- 9 классов основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Частными предметными результатами обучения физике в 7 классе, на которых основываются общие результаты, являются:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,
овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
- Содержание учебного предмета;
содержание программы учебного предмета (70 часов)
Введение. (5 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Лабораторная работа №1. ««Определение цены деления измерительного прибора »
Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторная работа №2. « Измерение размеров малых тел.»
Взаимодействие тел. (21 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по одной прямой.
Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.
Лабораторная работа. №3. « Измерение массы тела на рычажных весах.»
Лабораторная работа. №4 «Измерение плотности твердого тела».
Лабораторная работа. №5 «Определение плотности твердого тела»
Лабораторная работа. №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (22 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Лабораторная работа. № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное тело»
Лабораторная работа. № 8 «Выяснение условий плавания тел в жидкостях»
Работа и мощность. Энергия. (15 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.
«Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Лабораторные работы. № 9. «Выяснение условия равновесия рычага».
Итоговое повторение (резервное время)(2 ч)
Количество и распределение контрольных уроков по темам указаны в таблице:
Тема | Кол-во часов | Кол-во лабораторных работ | Кол-во контрольных работ | Зачет |
Введение | 5 | 1 | - | |
Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | 1 | - | |
Взаимодействие тел | 21 | 4 | 1 | 1 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 22 | 2 | 1 | |
Работа, мощность, энергия | 15 | 1 | | |
Итоговое повторение | 2 | - | | 1 |
Всего | 70 | 9 | 2 | 2 |
- Особенности образовательного учреждения:
Преподавание в школе при исправительных колониях (ИК) имеет свою специфику, которая определяется контингентом обучающихся и формой обучения. Обучающиеся - это осужденные 18 – 30 лет и более, имеющие весьма низкий образовательный уровень. Достигнув совершеннолетия, они не имеют основного образования. При этом перерыв в обучении составляет от пяти и более лет. Среди учащихся наблюдается низкий уровень мотивации к обучению.
Тематическое планирование составлено в соответствии с учебным планом школы: 1 ч урочная форма обучения и 1 ч на самоподготовку ( 35 ч урочная форма обучения, 35 ч самоподготовка в год) заочная форма обучения, всего в неделю 2 ч, в год 70 ч)
В практическую часть так же внесены изменения в сторону уменьшения лабораторных работ в связи с отсутствием необходимого оборудования. Но эти изменения не влияют на реализацию задач концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира, соответствует базовому уровню образования.
- Тематическое планирование
№ | Тема урока | К-во часов | самоподготовка |
тема | Кол.ч |
I.Введение.( 5 часов) |
1-2 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Техника безопасности на уроках. | 1 | Наблюдения и опыты | 1 |
3-4 | Точность и погрешность измерений. Л.Р. №1: «Определение цены деления измерительных приборов» | 1 | Физические величиины. Измерение физических величин. | 1 |
5 | | | Физика и техника. Обобщение по теме «Что изучает физика» | 1 |
II. Первоначальные сведения о строении вещества ( 5 часов) |
6-7 | Строение вещества | 1 | Молекулы | 1 |
8-9 | Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов | 1 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Взаимное притяжение и отталкивание вещества | 1 |
10 | Л.Р. №2: «Измерение размеров малых тел» | 1 | | |
III. Взаимодействие тел. (21 час) |
11-12 | Механическое движение Равномерное и неравномерное движение | 1 | Скорость. Единицы скорости | 1 |
13-14 | Расчет пути и времени движения | 1 | Инерция. | 1 |
15-16 | Решение задач по теме «Механическое движение» | 1 | Решение задач по теме «Механическое движение» | 1 |
17-18 | Взаимодействие тел Масса тела Л.Р. №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 1 | Взаимодействие тел Масса тела. Единицы массы | 1 |
19-20 | Плотность вещества Л.Р. №4 «Измерение объема тела» Л.Р.№5 «Определение плотности твердого тела» | 1 | Плотность вещества | 1 |
21-22 | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | Решение задач «Масса. Объем. Плотность» | 1 | |
23-24 | Зачет № 1 по теме «Масса. Объем. Плотность» | 1 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | 1 |
25=26 | Сила упругости. Закон Гука | 1 | Вес тела | 1 |
27=28 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Л.Р. №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил | 1 |
29-30 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике | 1 | Подготовка к контрольной работе | 1 |
31 | Контрольная работа №1 по теме «Взаимодействие тел» | 1 | | |
IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов. ( 22 часа) |
32-33 | Давление. Единицы давления | 1 | Способы увеличения и уменьшения давления | 1 |
34-35 | Давление газа | 1 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | 1 |
36-37 | Давление в жидкости и газе | 1 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | 1 |
38-39 | Вес воздуха. Атмосферное давление | 1 | Сообщающиеся сосуды | 1 |
40-41 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | 1 | Барометр-анероид | 1 |
42-43 | Атмосферное давление на различных высотах | 1 | Манометры. | 1 |
44-45 | Поршневой и жидкостный насос | 1 | Гидравлический пресс | 1 |
46-47 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | 1 | Архимедова сила | 1 |
48-49 | Л.Р. №7: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное тело» | 1 | Плавание тел | 1 |
50-51 | Л.Р. №8: «Выяснение условий плавания тел в жидкостях» | 1 | Плавание судов Воздухоплавание | 1 |
52-53 | Контрольная работа №2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел»» | 1 |
V. Работа. Мощность. Энергия. ( 15 часов) |
54-55 | Механическая работа. Единицы работы | 1 | Мощность . Единицы мощности | 1 |
56-57 | Простые механизмы | 1 | Решение задач «Механическая работа. Мощность» | 1 |
58-59 | Рычаг. Равновесие сил на рычаге Момент силы | 1 | Рычаги в технике, быту и природе | 1 |
60-61 | Л.Р. №9: «Выяснение условий равновесия рычага» | 1 | Применение закона равновесия рычага к блоку | 1 |
62-63 | КПД механизма | 1 | Решение задач по теме «КПД» | 1 |
64-65 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | 1 | Решение задач по теме «Энергия» | 1 |
66-67 | Решение задач по теме «Работа.Мощность.Энергия» | 1 | Превращение одного вида энергии в другой | 1 |
68 | | | Решение задач по теме «Работа.Мощность.Энергия» | 1 |
VI. Повторение. ( 2 часа) |
69-70 | Зачет №2 по теме «Итоговый» | 1 | Повторение | 1 |
| Всего: | 35ч | | 35ч |
- Основная учебная литература
А.В. Перышкин «Физика-7кл», 2008 М. Дрофа
Гутник Е.М., Рыбакова Е.В. Физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник- М.: Дрофа,2004
Павленко Н.И., Павленко К.П.Тестовые задания по физике. 7 класс.- М.:Дрофа,2004г.
Днепров, Э.Д. Сборник нормативных документов. Физика / сост., Э.Д. Днепров А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-104 с.
Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008.
Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
Попова, В.А. Сборник. Рабочие программы по физике. Календарно-тематическое планирование. Требования к уровню подготовки учащихся по физике. 7 – 11 классы. / Авт.-сост. В.А. Попова. – М.: Издательство «Глобус», 2008 (Стр. 5 – 37, 7 – 9 классы).
Дополнительная учебная литература
Важевская, Н.Е..ГИА 2009. Физика: Тематические тренировочные задания: 7 класс/ Н.Е. Важевская, Н.С. Пурышева, Е.Е. Камзева, и др. –М.: Эксмо, 2009.-112 с.
Генденштейн, Л.Э. Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы/ Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
Цифровые Образовательные Ресурсы
№1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки физики»
№2 «Физика, 7-11 класс ООО Физикон»
№3 Библиотека наглядных пособий 1С: Образование «Физика, 7-11 класс»
Демонстрационное оборудование
Первоначальные сведения о строении вещества
1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.
2.Механическая модель броуновского движения.
3.Набор свинцовых цилиндров.
Взаимодействие тел.
1.Набор тележек.
2.Набор цилиндров.
3.Прибор для демонстрации видов деформации.
4.Пружинный и нитяной маятники.
5.Динамометр.
6.Набор брусков.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
1.Шар Паскаля.
2.Сообщающиеся сосуды.
3.Барометр-анероид.
4.Манометр.
Работа и мощность.
1.Набор брусков.
2.Динамометры.
3.Рычаг.
4.Набор блоков.
- Нормы оценок:
Оценка ответов обучающихся при проведении устного опроса
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- ответ полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
-- обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
-- обучающийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
-- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
-- обучающийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов;
-- объем знаний и умений учащегося составляют 80-95% от требований программы.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку "4", но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
-- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и задач, требующих преобразования формул;
-- обучающийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего программным требованиям.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и качественные задачи;
-- обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
-- обучающийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку "3".
Оценка ответов обучающихся при проведении контрольных работ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в "СИ", все необходимые данные занесены в условие, правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач, сделана проверка по наименованиям, правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
-- обучающийся обнаруживает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения.
Оценка "4" ставится в следующем случае:
-- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты и несущественные ошибки;
-- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач; - учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка "3" ставится в следующем случае:
-- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего объема), но допущены существенные неточности;
-- обучающийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий и закономерностей;
-- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении качественных задач и сложных количественных задач, требующих преобразования формул.
Оценка "2" ставится в следующем случае:
-- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
-- обучающийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.
Оценка ответов обучающихся при проведении лабораторных работ
Оценка "5" ставится в следующем случае:
-- лабораторная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерении;
-- обучающийся самостоятельно и рационально смонтировал необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдал требования безопасности труда;
-- в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполнил анализ погрешностей.
Оценка "4" ставится в следующем случае: выполнение лабораторной работы удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку "5", но обучающийся допустил недочеты или негрубые ошибки, не повлиявшие на результаты выполнения работы.
Оценка "3" ставится в следующем случае: результат выполненной части лабораторной работы таков, что позволяет получить правильный вывод, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка "2" ставится в следующем случае: результаты выполнения лабораторной работы не позволяют сделать правильный вывод, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Примечания.
Во всех случаях оценка снижается, если обучающийся не соблюдал требований техники безопасности при проведении эксперимента.
В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный подход к выполнению работы, но в отчете содержатся недостатки, оценка за выполнение работы, по усмотрению учителя, может быть повышена по сравнению с указанными нормами.
Перечень ошибок
Грубые ошибки: Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. Неумение определить показание измерительного прибора. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
Негрубые ошибки: Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
Недочеты : Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.