Семикаракорский район, хутор Вислый
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Висловская средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» Руководитель МС ___________ /___Сахнова И.В./ Протокол № 1 от 16.08.2021 | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ___________ /_Рыльщикова Л.П./ Дата 16.08.2021 | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ Висловская СОШ ___________ /_Сахнова И.В./ Приказ № 96 от 17.08.2021 |
Рабочая программа
по физике
на 2021-22 учебный год
Уровень образования, класс: сновное общее образование, 7а, 7б классы
Количество часов: 69 часов
Учитель: Перебейносов Сергей Николаевич
Программа разработана на основе авторской программы по физике для 7–9 классов. Авторы: Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, «Физика 7 – 9 классы», Дрофа, 2017.
2021 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для учащихся 7 составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 27.12.2012.г.
2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
3. Устава МБОУ «Висловская СОШ»
4. Положения «О рабочих программах МБОУ Висловская СОШ»
5. Учебного плана МБОУ «Висловская СОШ» на 2021-2022 учебный год
6. Календарного графика МБОУ «Висловская СОШ» на 2021-2022 учебный год
7. Программа основного общего образования (Физика 7-9. А.В. Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник); «Физика 7 – 9 классы», Дрофа, 2017
Цели и задачи курса.
Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
Формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
Формирование убеждённости в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей учащимися необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явления, физических величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов. В процессе изучения физики должны быть изучены такие общенаучные понятия как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.
Место предмета в учебном плане.
Учебный план отводит на изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю. В год – 70 часов
Класс | Учебные недели | Количество часов в неделю | Выпадают на праздничные дни | Итого |
7-а | 35 | 2 | 23.02 | 69 ч |
7-б | 35 | 2 | 23.02 | 69 ч |
Учебно-методическое обеспечение
Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2017
Перышкин А. В. Сборник задач по физике: 7-9 к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» /А.В. Перышкин; Сост.Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
Данная программа определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Предметные:
Формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного познания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
Формировать представления о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений и использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
Понимать физические основы и принципы действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн;
Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.
В результате изучения физики в 7 классе ученик научится:
понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,
понимать смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, всемирного тяготения,
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, инерцию
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины и др;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;
решать задачи базового уровня на применение изученных физических законов;
Получит возможность научиться:
решать задачи повышенного и высокого уровня на применение изученных физических законов
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.
Личностные:
Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть результаты своих действий;
Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников информации и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
Содержание тем учебного курса. 7 класс. Физика.
Введение (4 часа). Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдение и опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Тонность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов). Строение вещества. Молекулы. Размеры молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Взаимодействие тел (22 часа). Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Динамометр. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 часа). Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление газа. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Работа и мощность. Энергия (12 часов). Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.
Тематическое планирование
Разработано с учетом рабочей программы воспитания
№ | Раздел | Модуль воспитательной программы «Школьный урок» | Кол-во часов |
1 | Введение | День знаний | 4 |
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | Международный день толерантности | 6 |
3 | Взаимодействие тел | | 22 |
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | День российской науки | 24 |
5 | Работа и мощность. Энергия | День космонавтики. Гагаринский урок «Космос- это мы» | 12 |
Календарно-тематическое планирование, физика 7 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
по плану, 7а и 7б | по факту, 7а | по факту, 7б |
Введение – 4 часа. |
1 | 01.09 | | | Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Знания - сила | 1 | |
2 | 07.09 | | | Физические величины. Измерение физических величин. | 1 | |
3 | 08.09 | | | Лабораторная работа № 1: «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 | |
4 | 14.09 | | | Физика и техника. | 1 | |
Первоначальные сведения о строении вещества – 6 часов |
5 | 15.09 | | | Строение вещества. Молекулы. | 1 | |
6 | 21.09 | | | Лабораторная работа № 2: «Измерение размеров малых тел» | 1 | |
7 | 22.09 | | | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | 1 | |
8 | 28.09 | | | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | 1 | |
9 | 29.09 | | | Агрегатные состояния вещества. | 1 | |
10 | 05.10 | | | Контрольная работа №1: «Строение вещества» | 1 | |
Взаимодействие тел – 22 часа |
11 | 06.10 | | | Механическое движение. | 1 | |
12 | 12.10 | | | Скорость. Единицы скорости. | 1 | |
13 | 13.10 | | | Расчет пути и времени движения. | 1 | |
14 | 19.10 | | | Инерция. | 1 | |
15 | 20.10 | | | Взаимодействие тел. | 1 | |
16 | 26.10 | | | Решение задач. Расчет пути и времени движения. | 1 | |
17 | 27.10 | | | Масса тела. Измерение массы тела на весах. | 1 | |
18 | 09.11 | | | Лабораторная работа №3: «Измерение массы тела на рычажных весах» | | |
19 | 10.11 | | | Измерение объема тел. | 1 | |
20 | 16.11 | | | Плотность вещества. Толерантность в физике | 1 | |
21 | 17.11 | | | Лабораторная работа №4: «Определение плотности твердого тела» | 1 | |
22 | 23.11 | | | Расчет массы и объема тела по его плотности | 1 | |
23 | 24.11 | | | Решение задач по теме «Расчёт массы и объёма тела» | 1 | |
24 | 30.11 | | | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | |
25 | 01.12 | | | Сила упругости. Закон Гука. | 1 | |
26 | 07.12 | | | Вес тела. | 1 | |
27 | 08.12 | | | Связь между силой тяжести и массой тела. | 1 | |
28 | 14.12 | | | Динамометр. Лабораторная работа № 5: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | 1 | |
29 | 15.12 | | | Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. | 1 | |
30 | 21.12 | | | Сила трения. Трение покоя. | 1 | |
31 | 22.12 | | | Обобщающий урок: «Взаимодействие тел» | 1 | |
32 | 28.12 | | | Контрольная работа №2: «Взаимодействие тел» | 1 | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов – 24 часа |
33 | 29.12 | | | Давление. Единицы давления. | 1 | |
34 | 11.01 | | | Способы уменьшения и увеличения давления | 1 | |
35 | 12.01 | | | Давление газа. | 1 | |
36 | 18.01 | | | Закон Паскаля. | 1 | |
37 | 19.01 | | | Давление в жидкостях и газах. | 1 | |
38 | 25.01 | | | Расчет давления на дно и стенки сосуда | 1 | |
39 | 26.01 | | | Решение задач. Расчет давления | 1 | |
40 | 01.02 | | | Сообщающие сосуды | 1 | |
41 | 02.02 | | | Вес воздуха. Атмосферное давление | 1 | |
42 | 08.02 | | | Опыт Торричелли. Разработки российских ученых в области атмосферного давления. | 1 | |
43 | 09.02 | | | Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | |
44 | 15.02 | | | Решение задач. Атмосферное давление. | 1 | |
45 | 16.02 | | | Поршневой жидкостной насос. | 1 | |
46 | 22.02 | | | Гидравлический пресс | 1 | |
47 | 26.02 | | | Манометры. | 1 | |
48 | 01.03 | | | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | 1 | |
49 | 02.03 | | | Сила Архимеда. | 1 | |
50 | 09.03 | | | Лабораторная работа №6: «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 1 | |
51 | 15.03 | | | Плавание тел. | 1 | |
52 | 16.03 | | | Решение задач. Архимедова сила. | 1 | |
53 | 22.03 | | | Плавание судов. | 1 | |
54 | 23.03 | | | Воздухоплавание | 1 | |
55 | 05.04 | | | Обобщающий урок по теме: «Давление» | 1 | |
56 | 06.04 | | | Контрольная работа №3: «Давление» | 1 | |
Работа и мощность. Энергия – 12 часов |
57 | 12.04 | | | Механическая работа. Особенности протекания физических явлений на Земле и в Космосе | 1 | |
58 | 13.04 | | | Мощность. | 1 | |
59 | 19.04 | | | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | 1 | |
60 | 20.04 | | | Момент силы. | 1 | |
61 | 26.04 | | | Рычаги в технике, быту и природе | 1 | |
62 | 27.04 | | | Лабораторная работа № 7: «Выяснение условия равновесия рычага» | 1 | |
63 | 04.05 | | | Применение закона равновесия к блоку | 1 | |
64 | 11.05 | | | Решение задач. «Золотое правило» механики. | 1 | |
65 | 17.05 | | | Коэффициент полезного действия механизма. | 1 | |
66 | 18.05 | | | Решение задач на КПД простых механизмов | 1 | |
67 | 24.05 | | | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | 1 | |
68 | 25.05 | | | Контрольная работа №4: «Работа и мощность. Энергия» | 1 | |
Повторение – 1 час |
69 | 31.05 | | | Совершенствование навыков решения задач за курс 7 класса | 1 | |
График проведения контрольных работ в 7а и 7б классах
№ п/п | Тема работы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту в 7а классе | Дата проведения по факту в 7б классе |
1 | Строение вещества | 05.10 | | |
2 | Взаимодействие тел | 28.12 | | |
3 | Давление | 06.04 | | |
4 | Работа и мощность. Энергия | 25.05 | | |
График проведения лабораторных работ в 7а и 7б классах
№ п/п | Тема работы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту в 7а классе | Дата проведения по факту в 7б классе |
1 | Определение цены деления измерительного прибора | 08.09 | | |
2 | Измерение размеров малых тел | 21.09 | | |
3 | Измерение массы тела на рычажных весах | 09.11 | | |
4 | Определение плотности твердого тела | 17.11 | | |
5 | Градуирование пружины и измерение сил динамометром | 14.12 | | |
6 | Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело | 09.03 | | |
7 | Выяснение условия равновесия рычага | 27.04 | | |
Л
ист корректировки рабочей программы по учебному предмету «физика» класс(ы)
№ урока | Раздел | Тема | Планируемое Количество часов | Фактическое количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | Дата урока по плану | Дата урока фактически | Согласовано (Должность, Ф. И. О., подпись) |
| | | | | | | | | |
Л
ист корректировки рабочей программы по учебному предмету «физика» класс(ы)
№ урока | Раздел | Тема | Планируемое Количество часов | Фактическое количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | Дата урока по плану | Дата урока фактически | Согласовано (Должность, Ф. И. О., подпись) |
| | | | | | | | | |
14