СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс»

Семикаракорский район, хутор Вислый

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Висловская средняя общеобразовательная школа»



«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МС


___________ /___Сахнова И.В./

Протокол №­­­­­­­­ 1 от 16.08.2021

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР

___________ /_Рыльщикова Л.П./


Дата 16.08.2021

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ Висловская СОШ

___________ /_Сахнова И.В./


Приказ № 96 от 17.08.2021


Рабочая программа

по физике

на 2021-22 учебный год

Уровень образования, класс: сновное общее образование, 7а, 7б классы


Количество часов: 69 часов


Учитель: Перебейносов Сергей Николаевич


Программа разработана на основе авторской программы по физике для 7–9 классов. Авторы: Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, «Физика 7 – 9 классы», Дрофа, 2017.

2021 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике для учащихся 7 составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 27.12.2012.г.

2. Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

3. Устава МБОУ «Висловская СОШ»

4. Положения «О рабочих программах МБОУ Висловская СОШ»

5. Учебного плана МБОУ «Висловская СОШ» на 2021-2022 учебный год

6. Календарного графика МБОУ «Висловская СОШ» на 2021-2022 учебный год

7. Программа основного общего образования (Физика 7-9. А.В. Пёрышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник); «Физика 7 – 9 классы», Дрофа, 2017


Цели и задачи курса.

  • Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • Формирование системы научных знаний о природе, её фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • Формирование убеждённости в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;

  • Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

Для достижения поставленных целей учащимися необходимо овладение методом научного познания и методами исследования явлений природы, знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явления, физических величинах, характеризующих эти явления. У учащихся необходимо сформировать умения наблюдать физические явления и проводить экспериментальные исследования с помощью измерительных приборов. В процессе изучения физики должны быть изучены такие общенаучные понятия как природное явление, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки, а также понимание ценности науки для удовлетворения потребностей человека.


Место предмета в учебном плане.

Учебный план отводит на изучение физики в 7 классе 2 часа в неделю. В год – 70 часов


Класс

Учебные недели

Количество часов в неделю

Выпадают на праздничные дни

Итого

7-а

35

2

23.02

69 ч

7-б

35

2

23.02

69 ч


Учебно-методическое обеспечение

  1. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2017

  2. Перышкин А. В. Сборник задач по физике: 7-9 к учебникам А. В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» /А.В. Перышкин; Сост.Н.В. Филонович. – М.: Издательство «Экзамен», 2017


Данная программа определяет содержание учебного материала, его структуру, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.


Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Предметные:

  • Формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного познания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

  • Формировать представления о физической сущности явлений природы, видах материи, движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;

  • Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений и использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;

  • Понимать физические основы и принципы действия машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;

  • Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн;

  • Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.

В результате изучения физики в 7 классе ученик научится:

  • понимать смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,

  • понимать смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

  • понимать смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, всемирного тяготения,

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, инерцию

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления,

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины и др;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о явлениях;

  • решать задачи базового уровня на применение изученных физических законов;

Получит возможность научиться:

  • решать задачи повышенного и высокого уровня на применение изученных физических законов

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.


Личностные:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметные:

  • Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть результаты своих действий;

  • Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • Формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников информации и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Содержание тем учебного курса. 7 класс. Физика.

Введение (4 часа). Физика – наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдение и опыты), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Тонность и погрешность измерений. Нахождение погрешности измерения.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов). Строение вещества. Молекулы. Размеры молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Взаимодействие тел (22 часа). Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет. Динамометр. Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 часа). Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление газа. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Работа и мощность. Энергия (12 часов). Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие рычага. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение правила равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой.


Тематическое планирование

Разработано с учетом рабочей программы воспитания



Раздел

Модуль воспитательной программы «Школьный урок»

Кол-во часов

1

Введение

День знаний

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества

Международный день толерантности

6

3

Взаимодействие тел


22

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

День российской науки

24

5

Работа и мощность. Энергия

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос- это мы»

12

Календарно-тематическое планирование, физика 7 класс


п/п

Дата


Тема урока

Кол-во

часов


Примечание

по

плану,

7а и 7б

по

факту, 7а

по

факту, 7б

Введение – 4 часа.

1

01.09



Что изучает физика. Наблюдения и опыты. Знания - сила

1


2

07.09



Физические величины. Измерение физических величин.

1


3

08.09



Лабораторная работа № 1: «Определение цены деления измерительного прибора».

1


4

14.09



Физика и техника.

1


Первоначальные сведения о строении вещества – 6 часов

5

15.09



Строение вещества. Молекулы.

1


6

21.09



Лабораторная работа № 2:

«Измерение размеров малых тел»

1


7

22.09



Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

1


8

28.09



Взаимное притяжение и отталкивание молекул

1


9

29.09



Агрегатные состояния вещества.

1


10

05.10



Контрольная работа №1: «Строение вещества»

1


Взаимодействие тел – 22 часа

11

06.10



Механическое движение.

1


12

12.10



Скорость. Единицы скорости.

1


13

13.10



Расчет пути и времени движения.

1


14

19.10



Инерция.

1


15

20.10



Взаимодействие тел.

1


16

26.10



Решение задач. Расчет пути и времени движения.

1


17

27.10



Масса тела. Измерение массы тела на весах.

1


18

09.11



Лабораторная работа №3: «Измерение массы тела на рычажных весах»



19

10.11



Измерение объема тел.

1


20

16.11



Плотность вещества. Толерантность в физике

1


21

17.11



Лабораторная работа №4: «Определение плотности твердого тела»

1


22

23.11



Расчет массы и объема тела по его плотности

1


23

24.11



Решение задач по теме «Расчёт массы и объёма тела»

1


24

30.11



Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1


25

01.12



Сила упругости. Закон Гука.

1


26

07.12



Вес тела.

1


27

08.12



Связь между силой тяжести и массой тела.

1


28

14.12



Динамометр. Лабораторная работа № 5: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

1


29

15.12



Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой.

1


30

21.12



Сила трения. Трение покоя.

1


31

22.12



Обобщающий урок: «Взаимодействие тел»

1


32

28.12



Контрольная работа №2: «Взаимодействие тел»

1


Давление твердых тел, жидкостей и газов – 24 часа

33

29.12



Давление. Единицы давления.

1


34

11.01



Способы уменьшения и увеличения давления

1


35

12.01



Давление газа.

1


36

18.01



Закон Паскаля.

1


37

19.01



Давление в жидкостях и газах.

1


38

25.01



Расчет давления на дно и стенки сосуда

1


39

26.01



Решение задач. Расчет давления

1


40

01.02



Сообщающие сосуды

1


41

02.02



Вес воздуха. Атмосферное давление

1


42

08.02



Опыт Торричелли. Разработки российских ученых в области атмосферного давления.

1


43

09.02



Атмосферное давление на различных высотах.

1


44

15.02



Решение задач. Атмосферное давление.

1


45

16.02



Поршневой жидкостной насос.

1


46

22.02



Гидравлический пресс

1


47

26.02



Манометры.

1


48

01.03



Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1


49

02.03



Сила Архимеда.

1


50

09.03



Лабораторная работа №6: «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

1


51

15.03



Плавание тел.

1


52

16.03



Решение задач. Архимедова сила.

1


53

22.03



Плавание судов.

1


54

23.03



Воздухоплавание

1


55

05.04



Обобщающий урок по теме: «Давление»

1


56

06.04



Контрольная работа №3: «Давление»

1


Работа и мощность. Энергия – 12 часов

57

12.04



Механическая работа. Особенности протекания физических явлений на Земле и в Космосе

1


58

13.04



Мощность.

1


59

19.04



Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1


60

20.04



Момент силы.

1


61

26.04



Рычаги в технике, быту и природе

1


62

27.04



Лабораторная работа № 7: «Выяснение условия равновесия рычага»

1


63

04.05



Применение закона равновесия к блоку

1


64

11.05



Решение задач. «Золотое правило» механики.

1


65

17.05



Коэффициент полезного действия механизма.

1


66

18.05



Решение задач на КПД простых механизмов

1


67

24.05



Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

1


68

25.05



Контрольная работа №4: «Работа и мощность. Энергия»

1


Повторение – 1 час

69

31.05



Совершенствование навыков решения задач за курс 7 класса

1




График проведения контрольных работ в 7а и 7б классах


п/п

Тема работы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту в 7а классе

Дата проведения по факту в 7б классе

1

Строение вещества

05.10



2

Взаимодействие тел

28.12



3

Давление

06.04



4

Работа и мощность. Энергия

25.05





График проведения лабораторных работ в 7а и 7б классах


п/п

Тема работы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту в 7а классе

Дата проведения по факту в 7б классе

1

Определение цены деления измерительного прибора

08.09



2

Измерение размеров малых тел

21.09



3

Измерение массы тела на рычажных весах

09.11



4

Определение плотности твердого тела

17.11



5

Градуирование пружины и измерение сил динамометром

14.12



6

Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

09.03



7

Выяснение условия равновесия рычага

27.04




Л ист корректировки рабочей программы по учебному предмету «физика» класс(ы)

№ урока

Раздел


Тема

Планируемое

Количество

часов

Фактическое

количество

часов

Причина

корректировки

Способ корректировки

Дата урока по плану

Дата урока фактически

Согласовано (Должность, Ф. И. О., подпись)













Л ист корректировки рабочей программы по учебному предмету «физика» класс(ы)

№ урока

Раздел


Тема

Планируемое

Количество

часов

Фактическое

количество

часов

Причина

корректировки

Способ корректировки

Дата урока по плану

Дата урока фактически

Согласовано (Должность, Ф. И. О., подпись)













14