© 2018, Логачев Виктор Владимирович 415 3
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана согласно требованиям ФГОС
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Старокриушанская средняя общеобразовательная школа
«Утверждено» «Согласовано» Протокол заседания МО Приказ директора ОУ
№ __ от «___»_______20___г. №___от «___»_________20___г.
Рабочая программа
по физике VII класс
на 2016 ─ 2017 учебный год
Разработчик программы
Логачев Виктор Владимирович,
учитель физики, ВКК
с. Старая Криуша
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Примерной рабочей программы по физике, в соответствии с Требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 7 класс», М., «Дрофа», 2010г.
2. Е.М. Гутник, Тематическое планирование к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7-9 класс», М., «Дрофа», 2002 г.
З. В.Н. Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 кл.» М., «Просвещение», 2000 г.
4.Дидактические материалы «Физика-9 класс» А.Е. Марон, Е.А. Марон, «Дрофа» 2007 год.
Общая характеристика курса
Школьный курс физики — системообразующий для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика ─ наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика ─ экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
Развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности.
Понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними.
Формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы.
Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни.
Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки.
Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место курса в учебном плане
Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе в VII классе отводит 2 учебных часа в неделю, 70 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
В программе по физике для VII класса основной школы, составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1.Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
2.Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.
3.Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
4.Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.
5.Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода.
6.Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1.Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.
2.Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений.
3.Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
4.Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
5.Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
6.Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.
7.Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1.Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений.
2.Умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений.
3.Умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.
4.Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
5.Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей.
6.Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.
7.Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
Понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.
Умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию.
Владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды.
Понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии.
Понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании.
Овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики.
Умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Содержание тем
Название темы | Количество часов | Содержание |
Введение | 5 | Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире. Л.р. № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» . Демонстрации. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы. |
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Л. р. № 2 «Измерение размеров малых тел» Демонстрации. Сжимаемость газов. Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров. |
Взаимодействие тел | 23 | Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Графики зависимости пути и скорости от времени. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Невесомость. Методы измерения силы. Правило сложения сил. Сила трения. Л.р. № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах», Л. р. № 4 «Измерение объема тела», Л. р. № 5 «Определение плотности вещества твердого тела», Л. р. № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром», Л.р. № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». К. р. № 1 «Взаимодействие тел» Демонстрации. Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Сложение сил. Сила трения. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 19 | Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Л. р. № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Л. р. № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». К. р. № 2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда. |
Работа и мощность. Энергия | 12 | Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Коэффициент полезного действия механизма. Методы измерения энергии, работы и мощности. Л. р. № 10 «Выяснение условия равновесия рычага». Л. р. № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». К. р. № 3 «Работа и мощность. Энергия» Демонстрации. Простые механизмы. Изменение энергии тела при совершении работы. Превращения механической энергии из одной формы в другую. |
Обобщающее повторение | 3 | Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность. К. р. № 4 «Итоговая контрольная работа» |
Резерв | 2 | Реализация авторских подходов, использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных условий |
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | В том числе, контрольных работ. |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | |||
I | Физика и физические методы изучения природы | 5 |
|
Фаза постановки и решения системы учебных задач | |||
II | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 |
|
III | Взаимодействие тел | 23 | 2 |
IV | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 19 | 1 |
V | Работа и мощность. Энергия | 12 | 1 |
Рефлексивная фаза | |||
VI | Обобщающее повторение | 3 | 1 |
Резерв |
| 2 |
|
Итого |
| 70 | 5 |
Для учащихся | Для учителя | |
Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений (А.В. Перышкин) – М., Дрофа, 2014
Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7 – 8 классов общеобразовательных учреждений (В.И. Лукашик) – М., Просвещение,1996
Электронное приложение к учебнику на www. drofa.ru
| Поурочные разработки по физике к учебникам А.В. Перышкина 7 кл.(М., Дрофа)(В.А. Волков, С.Е. Полянский) – М.,ВАКО.2005 Программированные задания по физике для 6-7 кл. средней школы: Дидактический материал (Д.И. Пеннер, А. Худайбердиев.- М.,Просвещение,1985) «Кирилл и Мефодий» Виртуальная школа «Физика 7 класс» Электронное приложение к учебнику на www. drofa.ru Тесты по физике:7-9 классы. ( В.А. Волков - М.:ВАКО,2009). Контрольные и самостоятельные работы по физике: 7 класс. (О.И. Громцева – М., «Экзамен»,2013)
|
Учебно – методическое обеспечение
График контрольных и лабораторных работ
| Контрольные работы | Лабораторные работы | |||
Даты письменных работ | 1 |
| 1 |
| |
2 |
| 2 |
| ||
3 |
| 3 |
| ||
4 |
| 4 |
| ||
5 |
| 5 |
| ||
|
| 6 |
| ||
|
| 7 |
| ||
|
| 8 |
| ||
|
| 9 |
| ||
|
| 10 |
| ||
|
| 11 |
|
Календарно-тематический план по физике в VII классе в 2016 - 2017 учебном году Всего часов — 70, в неделю —2.
| ||||||||||
№ п/п | № п/п | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия | Этап учебной деятельности | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Дата | Дата (факт.) |
Фаза запуска (совместное проектирование и планирование учебного года) | ||||||||||
Физика и физические методы изучения природы (5 ч) | ||||||||||
1 | 1 | Физика - наука о природе. | Наука. Виды наук. Научный метод познания. Физика - наука о природе. Физические явле-ния. Физические термины. Понятие, виды понятий. Абстрактные и конкретные поня-тия. Материя, вещество, физи-ческое тело. | Постановочный (вводный) урок | Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления. | Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты. | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. | Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения. |
|
|
2 | 2 | Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин. | Физические методы изучения природы. Наблюдения. Свой-ства тел. Физичес-кие величины. Из-мерения. Измери-тельные приборы . Гипотезы и их про-верка. Физический эксперимент. Время как характеристика процесса. Измере-ния времени и длины. Модели-рование объектов и явлений природы | Решение общей учебной задачи - поиск и открытие нового способа действий | Описывают известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения. Выби-рают необхо-димые измери-тельные приборы . Измеряют рас-стояния и проме-жутки времени. | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Определяют последователь-ность промежуточ- ных целей с учетом конечного результата. | Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. |
|
|
3 | 3 | Точность и погрешность измерений. | Погрешности измерений. Среднее арифметическое значение.
| Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач | Определяют цену деления шкалы прибора. Находят погрешность измерения | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. | Сличают спо-соб и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий | Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. |
|
|
4 | 4 | Лаборатор-ная работа № 1 "Определе-ние цены деления измеритель-ного прибора" | Цена деления измерительного прибора. Лаборатор-ная работа № 1 "Определение цены деления измерительного прибора" | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач | Определяют цену деления. Пред-ставляют результаты измерений в виде таблиц, анализируют результаты измерений, записы-вают результаты измерений с учетом погрешности | Выделяют фор-мальную струк-туру задачи. Выделяют объекты и про-цессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символи-ческие средства для построения модели | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, планировать общие способы работы в группе |
|
|
5 | 5 | Физика и техника | История физики. Наука и техника. Физическая картина мира | Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях | Проходят тест по теме "Физика и физические методы изучения природы". Составляют карту знаний (начальный этап) | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выполняют операции со знаками и символами | Ставят учебную задачу на год, определяют временные характеристи-ки достижения результата и уровень усвоения материала | Умеют слушать собеседника, формулировать вопросы. Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми |
|
|
Фаза постановки и решения системы учебных задач | ||||||||||
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) | ||||||||||
6 | 1 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение. | Атомное строение вещества. Промежутки между молекулами. Тепловое движение атомов и молекул. | Постановка и решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости | Выражают смысл ситуации различ-ными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Владеют вербальными и невербальными средствами общения |
|
|
7 | 2 | Лаборатор-ная работа № 2 «Определе-ние размеров малых тел» | Определение размеров малых тел способом рядов. Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач | Представляют результаты измерений в виде таблиц, анали-зируют резуль-таты измерений, записывают результаты измерений с учетом погрешности | Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выполняют исследова-тельский экспе-римент, делают выводы | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, планировать общие способы работы в группе |
|
|
8 | 3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах | Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Наблюдают и объясняют явление диффузии | Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы | Принимают и сохраняют познаватель-ную цель, четко выполняют требования познаватель-ной задачи | Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь |
|
|
9 | 4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Взаимодействие частиц вещества. Деформация. Пластичность и упругость. Явления смачивания и несмачивания тел | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Выполняют опыты по обнаружению сил молекулярного притяжения | Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений | Принимают и сохраняют познаватель-ную цель, четко выполняют требования познаватель-ной задачи | Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы |
|
|
10 | 5 | Агрегатные состояния вещества | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов. Свойства жидкостей. Свойства твердых тел. Строение газов, жидкостей и твердых тел | Обобщение и систематизация новых ЗУН и СУД | Объясняют: свойства газов, жидкостей и твердых тел, явления диффузии, смачивания, упругости и пластичности на основе атомной теории строения вещества. | Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
|
11 | 6 | Строение вещества | Агрегатные состояния вещества. Строение газов, жидкостей и твердых тел. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. | Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения ЗУН и СУД. Контроль и коррекция - формирование самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения |
|
|
Взаимодействие тел (23 ч) | ||||||||||
12 | 1 | Механичес-кое движение. Равномерное и неравномер-ное движение | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Траектория. Путь. Единицы пути | Вводный урок - постановка учебной задачи, поиск и открытие нового способа действия | Изображают траектории движения тел. Определяют скорость прямолинейного равномерного движения | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Принимают познаватель-ную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений |
|
|
13 | 2 | Скорость. Единицы скорости | Скорость. Скалярные и векторные величины. Единицы скорости. Средняя скорость | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Измеряют скорость равномерного движения. Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Сличают свой способ действия с эталоном | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности |
|
|
14 | 3 | Расчет пути и времени движения | Определение пути и времени движения при равномерном и неравномерном движении | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени . Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном прямолинейном движении. | Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Составляют план и последовательность действий | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
|
|
15 | 4 | Инерция. Взаимодейст-вие тел. | Инерция. Изменение скорости тела и его причины. Понятие взаимодействия. Изменение скоростей взаимодействую-щих тел | Решение общей учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Выполняют исследовательский эксперимент по изучению явления инерции. Обнаруживают силу взаимодействия двух тел. Объясняют причи-ну изменения скорости тела | Выделяют и формулируют проблему. Выполняют операции со знаками и символами, заменяют термины определениями | Предполагают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
|
|
16 | 5 | Масса тела | Зависимость изме-нения скорости взаимодействую-щих тел от их мас-сы. Масса - мера инертности. Едини-цы массы.Способы измерения массы. Весы. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Приводят примеры проявления инертности тел, исследуют зависимость быстроты измене-ния скорости тела от его массы | Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами | Сличают свой способ действия с эталоном | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
|
|
17 | 6 | Лаборатор-ная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах" | Измерение массы на рычажных весах. Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах" | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Измеряют массу тела на рычажных весах. Предлагают способы определения массы больших и маленьких тел | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Составляют план и последователь-ность действий | Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать его действия |
|
|
18 | 7 | Плотность вещества | Плотность. Единицы плотности. Плотность твердых тел, жидкостей и газов. Вычисление плотности твердых тел, жидкостей и газов. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Объясняют изменение плотности вещества при переходе из одного агрегатного состояния в другое | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки | Составляют план и последователь-ность действий | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
|
|
19 | 8 | Лаборатор-ная работа №4"Измере-ние объема тела" Лаборатор-ная работа №5"Опреде-ление плотности твердого тела" | Измерение объема тела. Определение плотности твердого тела. Лаборатор-ная работа №4"Измерение объема тела" Лабораторная работа №5"Опреде-ление плотности твердого тела" | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Предлагают способы измерения объема тела. Измеряют объемы тел Измеряют плотность вещества | Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами | Составляют план и последователь-ность действий | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
|
|
20 | 9 | Расчет массы и объема тела по его плотности | Расчет массы тела при известном объеме. Расчет объема тела при известной массе. Определение наличия пустот и примесей в твердых телах и жидкостях | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Вычисляют массу и объем тела по его плотности. Предлагают способы проверки на наличие примесей и пустот в теле | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения | Принимают и сохраняют познаватель-ную цель, регулируют весь процесс и четко выполняют требования познаватель-ной задачи | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
|
|
21 | 10 | Решение за-дач по темам «Механичес-кое движе-ние». «Масса», «Плотность вещества» | Решение задач по темам «Механичес-кое движение». «Масса», «Плотность вещества» | Решение общей учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Записывают формулы для нахождения массы, объема тела, плотности вещества, выражают результаты в системе СИ | Воспринимают и перерабатывают информацию в символической форме | Анализируют выводы, самостоятель-но оценивают результаты своих действий | Выражают свои мысли, выслушивают собеседника, работают в группе, отстаивают свои взгляды |
|
|
22 | 11 | Контроль-ная работа № 1. «Меха-ническое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Механическое движение. Масса. Плотность вещества | Контроль | Демонстрируют умение решать задачи по теме «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Осознают качество и уровень усвоения | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме |
|
|
23 | 12 | Сила. | Сила - причина изменения скорости. Сила - мера взаимодействия тел. Сила - векторная величина. Изображение сил. | Решение общей учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Исследуют зависимость изменения скорости тела от приложенной силы | Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
|
|
24 | 13 | Явление тяготения. Сила тяжести | Явление тяготения. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Свободное падение тел | Решение общей учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. | Исследуют зависимость силы тяжести от массы тела | Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Работают с текстом учебника, систематизируют и обобщают сведения, делают выводы, общаясь и взаимодействуя с партнерами |
|
|
25 | 14 | Сила упругости. Закон Гука. | Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Исследуют зависимость удлинения стальной пружины от приложенной силы | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных | Составляют план и последователь-ность действий. Сличают свой способ действия с эталоном | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
|
|
26 | 15 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Невесомость | Действие тела на опору или подвес. Вес тела. Вес тела, находящегося в покое или движущегося прямолинейно, равномерно. Единицы силы. Связь между массой тела и силой тяжести | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Объясняют действие тела на опору или подвес. Обнаруживают существование невесомости | Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Составляют план и последователь-ность действий. | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
|
|
27 | 16 | Сила тяжести на других планетах | Сила тяжести на других планетах. Решение задач | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Выделяют особенности планет земной группы и планет-гигантов | Анализируют условия и требования задачи, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
|
|
28 | 17 | Динамометр. Лаборатор-ная работа №6 "Градуирова-ние пружины и измерение сил динамомет-ром" | Динамометр. Измерение сил динамометром. Лабораторная работа №6 "Градуирование пружины и измерение сил динамометром" | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Градуируют пружину, получают шкалу с заданной ценой деления, измеряют силы динамометром | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных | Составляют план и последователь-ность действий. Сличают свой способ действия с эталоном | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
|
|
29 | 18 | Сложение двух сил, направлен-ных по одной прямой. Равнодей-ствующая сил | Равнодействующая сила. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Графическое изображение равнодействующей двух сил | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Экспериментально находят равнодействую-щую двух сил | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
|
|
30 | 19 | Сила трения. Трение покоя | Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Исследуют силы трения скольжения, качения, покоя | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Применяют знания о видах трения и способах его применения на практике | Дискутируют, объясняя явления, анализируют их, делают выводы |
|
|
31 | 20 | Трение в природе и технике. Лаборатор-ная работа №7 "Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосно-вения тел и прижимаю-щей силы" | Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения. Лабораторная работа №7 "Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимаю-щей силы" | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Исследуют зависимость силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных | Составляют план и последователь-ность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
|
|
32 | 21 | Движение и взаимодей-ствие. Силы вокруг нас | Нахождение равнодействующей нескольких сил. Определение вида движения тела в зависимости от действующих на него сил. Сила как мера взаимодействия тел и причина изменения скорости. Сила тяжести, сила упругости, сила трения и вес тела. | Обобщение и систематизация материала. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Решают задачи базового уровня сложности по теме "Взаимодействие тел". Составляют опорный конспект по теме "Взаимодействие тел" | Анализируют условия и требования задачи, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
|
|
33 | 22 | Решение задач. «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» | Расчет скорости, пути и времени движения. Расчет плотности, объема и массы тела. Вычисление сил тяжести, упругости, трения, равнодействующей двух и более сил | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Решают качественные, количественные и эксперименталь-ные задачи повышенной сложности по теме "Взаимодействие тел". Осуществляют индивидуально-групповую подготовку к контрольной работе | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
|
|
34 | 23 | Контроль-ная работа № 2. "Взаимодей-ствие тел" | Скорость, путь и время движения. Средняя скорость. Плотность, масса и объем тела. Силы в природе | Контроль | Демонстрируют умение решать задачи по теме "Взаимодействие тел" | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Осознают качество и уровень усвоения | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме |
|
|
Давление твердых тел, жидкостей и газов (19 ч) | ||||||||||
35 | 1 | Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления | Понятие давления. Формула для вычисления и единицы измерения давления. Способы увеличения и уменьшения давления | Постановка и решение общей учебной задачи | Приводят примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагают способы изменения давления | Выделяют и формулируют проблему. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Предполагают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
|
|
36 | 2 | Решение задач «Давление» | Вычисление давления в случае действия одной и нескольких сил. Вычисление силы, действующей на тело и площади опоры по известному давлению | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Знают формулу для расчета давления. Умеют вычислять силу и площадь опоры. Объясняют явления, вызы-ваемые давлением твердых тел на опору | Анализируют условия и требо-вания задачи. Выражают струк-туру задачи раз-ными средствами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
|
|
37 | 3 | Давление газа | Механизм давления газов. Зависимость давления газа от объема и температуры | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи |
|
|
38 | 4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Зависимость давления от высоты (глубины). Гидростатический парадокс | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
|
|
39 | 5 | Давление в жидкостях и газах. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Формула для расчета давления на дно и стенки сосуда. Решение качественных, количественных и экспериментальных задач | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Принимают и сохраняют познаватель-ную цель, четко выполняют требования познаватель-ной задачи | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации |
|
|
40 | 6 | Решение задач. « Дав-ление в жид-костях и газах. Закон Паскаля» | Формула для расчета давления на дно и стенки сосуда. Решение качественных, количественных и экспериментальных задач | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия | Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Принимают и сохраняют познаватель-ную цель, четко выполняют требования познаватель-ной задачи | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации |
|
|
41 | 7 | Сообщаю-щиеся сосуды | Сообщающиеся сосуды. Однородные и разнородные жидкости в сообщающихся сосудах. Фонтаны. Шлюзы. Системы водоснабжения | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы внеурочной деятельности | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме |
|
|
42 | 8 | Вес воздуха. Атмосферное давление | Способы определения массы и веса воздуха. Строение атмосферы. Явления, доказывающие существование атмосферного давления | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления | Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Составляют план и последователь-ность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
|
|
43 | 9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Способы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. Ртутный барометр. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Объясняют устройство и принцип действия жидкостных и безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
|
|
44 | 10 | Манометры | Методы измерения давления. Устройство и принцип действия жидкостных и металлических манометров. Способы градуировки манометров | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
|
|
45 | 11 | Поршневой жидкостный насос. Гидравличес-кая машина | Гидравлические машины : пресс, домкрат, гидроусилитель, поршневой насос, их устройство, принцип действия и области применения | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
|
|
46 | 12 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Обнаруживают существование выталкивающей силы | Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Принимают и сохраняют познаватель-ную цель, четко выполняют требования познаватель-ной задачи | Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия. Выражают свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации. |
|
|
47 | 13 | Архимедова сила | Вычисление и способы измерения выталкивающей силы. Закон Архимеда.
| Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Выводят формулу для вычисления выталкивающей силы, предлагают способы измерения выталкивающей силы | Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое |
|
|
48 | 14 | Лаборатор-ная работа № 8 "Определение выталкиваю-щей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" | Лабораторная работа № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Предлагают способы измерения выталкивающей силы | Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Самостоятель-но формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое |
|
|
49 | 15 | Плавание тел. Решение задач « Архимедова сила. Усло-вия плавания тел».
| Условия плавания тел. Решение задач « Архимедова сила. Условия плавания тел».
| Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД Обобщение и систематиза-ция материала. Контроль и коррекция - формирование действия само-контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Исследуют и формулируют условия плавания тел. Работают с "картой знаний". Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Структурируют знания. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности | Составляют план и после-довательность действий. Осо-знают качество и уровень усво-ения. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия. Выражают свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готов-ность адекватно реагировать на нуж-ды других, оказы-вать помощь и эмо-циональную под-держку партнерам |
|
|
50 | 16 | Лаборатор-ная работа № 9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" | Лабораторная работа № 9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости" | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Исследуют и формулируют условия плавания тел | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Составляют план и последователь-ность действий | Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия |
|
|
51 | 17 | Плавание судов. Воздухопла-вание | Плавание судов. Водоизмещение. Расчет макси-мального веса, загружаемого на плот. Способы увеличения вмес-тимости судов. Подводные лодки, батисферы, бати-скафы. Воздухо-плавание: воздуш-ные шары, аэро-статы и дирижабли. Возможность воздухоплавания на других планетах | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Делают сообщения из истории развития судоходства и судостроения, воздухоплавания. Решают задачи | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистичес-кого и официально-делового стилей | Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
|
|
52 | 18 | Решение задач «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
| Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел | Обобщение и систематизация материала. Контроль и коррекция - формирование действия самоконтроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения | Работают с "картой знаний". Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их | Структурируют знания. Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности | Осознают ка-чество и уро-вень усвоения. Вносят коррек-тивы и допол-нения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Выражают свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями комму-никации. Прояв-ляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
|
|
53 | 19 | Контроль-ная работа № 3. "Давление твердых тел, жидкостей и газов" | Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условия плавания тел | Контроль | Демонстрируют умение решать задачи по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов" | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Оценивают достигнутый результат | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
|
|
Работа и мощность. Энергия (12 ч) | ||||||||||
54 | 1 | Механичес-кая работа. Единицы работы | Механическая работа, ее физический смысл. Единицы работы. Вычисление механической работы | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Измеряют работу силы тяжести, силы трения | Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
|
|
55 | 2 | Мощность. Единицы мощности | Мощность-характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Вычисление мощности | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Измеряют мощность | Умеют заменять термины определениями. Устанавливают причинно-следственные связи | Самостоятель-но формули-руют познава-тельную цель и строят дейст-вия в соответ-ствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
|
|
56 | 3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Решение задач | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Предлагают спо-собы облегчения работы, требую-щей применения большой силы или выносливости | Выделяют объек-ты и процессы с точки зрения целого и частей | Самостоятель-но формулиру-ют познава-тельную цель и строят действия в соответствии с ней | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
|
|
57 | 4 | Момент силы | Плечо силы. Момент силы-физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение задач
| Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Изучают условия равновесия рычага | Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
|
|
58 | 5 | Рычаги в технике, быту и природе. Лаборатор-ная работа №10 "Условия равновесия рычага" | Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа №10 "Условия равновесия рычага" | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Изучают условия равновесия подвижных и неподвижных блоков, предлагают способы их использования, приводят примеры применения | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Составляют план и последователь-ность действий | Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
|
|
59 | 6 | Блоки. "Золотое правило" механики | Блоки. Подвижные и неподвижные блоки. Полиспасты Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть "золотого правила" механики. Решение задач | Комплексное применение ЗУН и СУД | Вычисляют работу, выполняемую с помощью механизмов, определяют "выигрыш" | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
|
|
60 | 7 | Центр тяжести тела. Условия равновесия тел | Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Статика-раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Устанавливают вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела | Работают с текстом учебника. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Формулируют познаватель-ную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
|
|
61 | 8 | Коэффициент полезного действия. Лаборатор-ная работа № 11 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости" | Коэффициент полезного действия. КПД наклонной плоскости, блока, полиспаста. Лабораторная работа № 11 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости" | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Измеряют КПД наклонной плоскости. Вычисляют КПД простых механизмов | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Принимают и сохраняют познаватель-ную цель при выполнении учебных действий | Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать |
|
|
62 | 9 | Энергия. Кинетическая и потенциаль-ная энергия | Энергия. Единицы измерения энергии. Кинетическая и потенциальная энергия. Формулы для вычисления энергии | Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия | Вычисляют энергию тела | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Принимают и сохраняют познаватель-ную цель при выполнении учебных действий | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи |
|
|
63 | 10 | Превращения энергии | Превращение одного вида механической энергии в другой. Работа - мера изменения энергии. Закон сохранения энергии | Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка ЗУН и СУД | Сравнивают изменения кинетической и потенциальной энергии тела при движении | Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
|
|
64 | 11 | Решение задач "Работа и мощность. Энергия" | Вычисление кинетической, потенциальной и полной механической энергии тела. Определение совершенной работы и мощности | Обобщение и систематизация знаний. Комплексное применение ЗУН и СУД | Работают с "картой знаний". Выявляют наличие пробелов в знаниях, определяют причины ошибок и затруднений и устраняют их | Структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
|
|
65 | 12 | Контроль-ная работа № 4. "Работа и мощность. Энергия" | Простые механизмы. Кинетическая, потенциальная и полная механическая энергия. Механическая работа и мощность. КПД | Контроль | Демонстрируют умение решать задачи по теме "Работа и мощность. Энергия" | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения | Описывают содержание совершаемых действий |
|
|
Рефлексивная фаза | ||||||||||
Обобщающее повторение (3 ч) | ||||||||||
66 | 1 | Физика и мир, в котором мы живем | Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность | Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция | Работают с "картой знаний". Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие |
|
|
67 | 2 | Физика и мир, в котором мы живем | Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность | Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция | Работают с "картой знаний". Обсуждают задачи, для решения которых требуется комплексное применение усвоенных ЗУН и СУД | Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Структурируют знания | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
|
|
68 | 3 | Итоговая контрольная работа № 4 | Первоначальные сведения о строении вещества. Движение и взаимодействие. Силы. Давление твердых тел, жидкостей и газов. Энергия. Работа. Мощность | Контроль | Демонстрируют умение решать задачи базового и повышенного уровня сложности | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
|
|
Резерв (2 ч) |