СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по физике 7 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Добавлен и экологический материал.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Некрасовского муниципального района
Ярославской области
Согласована на заседании МО Протокол №1 от 30 августа 2017 г.
| Утверждена Приказ по школе № 37 от 01 сентября 2017 г.
|
Рабочая программа
по учебному предмету физика
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья 7 класса
(умственная отсталость)
Учитель физики
Молькова Валентина Македоновна
Никольское
2017
Рабочая программа по физике для 7 – 9 классов разработана в соответствии:
с требованиями к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, стр. 16-17)
с рекомендациями «Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы» М.,»Просвещение»,2013 г.)
с авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов учебников А.В. Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и с особенностями основной образовательной программы и образовательными потребностями и запросами обучающихся.
Цели и задачи учебного предмета:
Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в ФГОС и конкретизированы в ООП ООО школы:
повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе;
создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества;
обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок знаний умений навыков компетенций и компетентностей определяемых личностными семейными общественными государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики взаимосвязи между ними;
формирование системы научных знаний о природе ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опыта, применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, оценка погрешностей любых измерений;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов, и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики ка профильного предмета для продолжения образования;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и оптики с целью сбережения здоровья.
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
формирование позитивной мотивации обучающихся к учебной деятельности;
обеспечение условий, учитывающих индивидуально-личностные особенности обучающихся;
совершенствование взаимодействия учебных дисциплин на основе интеграции;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий, формирующих ключевые компетенции;
развитие дифференциации обучения;
знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение обучающимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у обучающихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в 7 классе в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ (далее — обязательный минимум) отводится 2 ч в неделю. По учебному плану 34 недели (68 часов).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Планируемые результаты освоения предмета физика
Личностные результаты:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений кдруг другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- развитие монологической и диалогической речи , умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими явлениями, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основное содержание (204 час)
Физика и физические методы изучения природыФизика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.1
Измерение длины.
Измерение объема жидкости и твердого тела.
Измерение температуры.
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.
Неравномерное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Явление инерции. Первый закон Ньютона. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.
Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.
Сила упругости. Методы измерения силы.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Невесомость. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.
Сила трения.
Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.
Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.
Механические волны. Длина волны. Звук.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Простые механизмы.
Механические колебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Условия распространения звука.
Лабораторные работы и опыты
Измерение скорости равномерного движения.
Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Измерение массы.
Измерение плотности твердого тела.
Измерение плотности жидкости.
Измерение силы динамометром.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Сложение сил, направленных под углом.
Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.
Исследование условий равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Вычисление КПД наклонной плоскости.
Измерение кинетической энергии тела.
Измерение изменения потенциальной энергии тела.
Измерение мощности.
Измерение архимедовой силы.
Изучение условий плавания тел.
Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Тепловые явления
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Принцип действия термометра.
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
Лабораторные работы и опыты
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Изучение явления теплообмена.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Измерение влажности воздуха.
Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
Электрические и магнитные явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда.
Устройство конденсатора.
Энергия заряженного конденсатора.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Электрический ток в электролитах. Электролиз.
Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
Электрический разряд в газах.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
Изучение последовательного соединения проводников
Изучение параллельного соединения проводников
Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Изучение электрических свойств жидкостей.
Изготовление гальванического элемента.
Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.
Исследование явления намагничивания железа.
Изучение принципа действия электромагнитного реле.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия электродвигателя.
Электромагнитные колебания и волны
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.
Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
ДемонстрацииЭлектромагнитная индукция.
Правило Ленца.
Самоиндукция.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока.
Устройство генератора переменного тока.
Устройство трансформатора.
Передача электрической энергии.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления электромагнитной индукции.
Изучение принципа действия трансформатора.
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Наблюдение явления дисперсии света.
Квантовые явленияОпыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение линейчатых спектров излучения.
Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Знать, понимать:
смысл понятий: физическое явление, физические законы, электрическое поле, магнитное поле.
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц , графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и электромагнитных явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов ;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников ( учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах ( словесно, с помощью графиков, математических символов , рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки в квартире.
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция, дисперсия света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
Литература
Учебник «Физика. 7 класс», А. В Пёрышкин Е.М. Гутник., 2016г.
2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»
В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2016 г.
3.Рабочая тетрадь по физике к чебнику А.В. Перышкина 7 класса
4. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012 г.
Медиаресурсы
Библиотека электронных наглядных пособий «ФИЗИКА. 7-11». - ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий, 2003.
Учебное электронное издание «ФИЗИКА. 7—11 классы. Практикум. 2 CD. — Компания «Физикон». www.physicon.ru.
Интерактивный курс физики-7—11. — ООО «Физикон», 2004-MSC Software Co, 2002 (русская версия «Живая физика» ИНТ, 2003). — www.physicon.ru.
Библиотека наглядных пособий: ФИЗИКА. 7—11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0»: 2 CD: Под ред. Н.К.Ханнанова. - Дрофа-Формоза-Пермский РЦИ. — obr. 1c.ru/catalog.jsp?top=4.
Горбенко ЕН. Урок «Кинематика», 9 кл. (сценарий урока, комментарий, видео, презентация): В «Медиатеке опыта лучших школ и учителей». — ООО НПО «Медиаресурсы для образования и просвещения». — www.videoresursy.ru, а также в рубрике «Дополнительные материалы» к № 14/2008 на сайте газеты fiz.1september.ru.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Ресурсы сети Internet
"Физика: виртуальный класс". Cайт "Научной лаборатории школьников" г Новосибирск http://www.nsu.ru/materials/ssl/
Анимация физических процессов и их теоретические обоснования. /МФТИ http://physics.nad.ru/physics.htm
Физика. Приложение к газете "Первое сентября". http://fiz.1september.ru
Обязательный минимум содержания образовательных программ. http://www.informika.ru/text/school/p_min/pr56-1.html
Ученые - практикам: Мазаева Л. Н. Индивидуальный подход как средство повышения качества обучения на уроках физики. Журнал "Педагогический Вестник". Вып. 3(1996 г.).(ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, Департамент образования правительства Ярославской области). http://www.yspu.yar.ru/vestnik/uchenue_praktikam/2/
Коллекция ссылок на ресурсы Интернет по физике на сервере Школы-колледжа 130, г. Новосибирск. http://www.sch130.nsc.ru/cgi-bin/subjects.cgi?RUS+SUBJ+phys
Научно-образовательный сервер по физике http://www.phys.web.ru
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Используемые технические средства
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Фотокамера
Так как в 7 классе обучаются дети 7 вида (ограниченные возможности здоровья) то часть материала изучается ознакомительно
Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Моделирование явлений и объектов природы1.
Погрешности измерений.
Относительность движения.
Вес тела. Невесомость. Сила трения.
. Гидравлические машины.
Условия плавания тел.
Условия равновесия тел. Центр тяжести тела.
простых механизмов.
Излагаются в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах следующие темы (требования к знаниям учащихся могут быть ограничены): Роль физики в формировании научной картины мира; Механическое движение; Относительность движения; Путь; Скорость; Инерция; Коэффициент полезного действия.
Изучаются в ознакомительном плане следующие темы (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы): Моделирование явлений и объектов природы; Погрешности измерений; Относительность движения; Вес тела, Невесомость; Гидравлические машины; Условия плавания тел; Условия равновесия тел; Центр тяжести тела.
Тематическое планирование уроков физики в 7 классе.
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы | Контрольные уроки | |||
1 | Введение | 4 | 1ч | - |
| Л/работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» |
| ||
2 | Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | Л/работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | - |
|
|
| ||
3 | Взаимодействие тел | 21 | 4ч | 2ч |
| Л/работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» Л/работа № 4 «Измерение объема тела» Л/работа № 5 «Измерение плотности твердого тела» Л/работа № 6 Градуирование пружины и измерение силы динамометром» | Контрольная работа №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» Кратковременная контрольная работа№2 «Сила. Равнодействующая сил» | ||
4 | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 22 | 2ч | 2ч |
| Л/работа №7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» Л/работа №8 «Выяснения условий плавания тела в жидкости» | Кратковременная контрольная работа №3 «Давление. Закон Паскаля» Кратковременная контрольная работа №4 «Атмосферное давление» Контрольная работа №5 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | ||
5 | Работа и мощность. Энергия | 11 | 2ч | 1ч |
| Л/работа № 9 «Выяснение условия равновесия рычага» Л/работа № 10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Кратковременная работа №6 «Работа и мощность» | ||
| Резерв | 4 |
| Контрольная работа за курс 7 класса |
| Итого | 68 | 10 | 7 |
Поурочное планирование уроков физики в 7 классе
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Практическая часть | Требования к уровню подготовки | Экологический материал | Материал учебника | сроки |
| ||||||
Лабораторные работы и опыты |
| |||||||||||||
Тема 1. Введение (4 часа) |
|
|
|
|
| |||||||||
1/1 | Инструктаж по технике безопасности. Физика – наука о природе. Наблюдения и описание физических явлений. Физический эксперимент и физические законы. | Вводный инструктаж по ТБ в физкабинете. Знакомство с учебником физики. Как работать с учебником. Требования к ведению тетрадей. Объяснение учителя п. 1. Демонстрации: Скатывание шарика, колебания мятника, выстрел из пистолета, звучание камертона, свечение лазерной лампочки, «Бумажные человечки», Притяжение тел к магниту Физика- наука о природе. Наблюдения и описания физических явлений. |
| Знать / понимать смысл понятия: физические явления, вещество. Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях. Приводить примеры веществ и физических тел | Воздействие человека на природу. Использование физ ний для сохранения уст-вого состояния окружающего мира | П. 1 |
|
| ||||||
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений | Объяснение учителя п. 4,5 Определение цены деления, показания, погрешности приборов: линейка, термометр, гальванометр Задачи №17, 31-Л. | Лабораторный опыт «Измерение размеров бруска». Лабораторный опыт «Измерение температуры». | Использовать физические приборы для измерения размеров. Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. |
| П. 2,3
|
|
| ||||||
3/3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» Инструктаж по технике безопасности | Инструктаж по ТБ при выполнении лабораторных работ. Знакомство с оформлением лабораторных работ. Выполнение работы №1 под руководством учителя. Самостоятельное изучение | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» Лабораторный опыт «Измерение объема жидкости и твердого тела» | Определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора. Записывать показание прибора с учетом погрешности |
| П. 4,5 Упр.1 (2) Зад. 1(1) |
|
| ||||||
4/4 | Физика и техника. Роль физики в формировании научной картины мира
| Физика и техника. |
| Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников.
| Влияние НТР на окр. среду. проблемы экологии. Круговорот веществ в природе и промышленности. Проблема утилизации | П. 6, выпи-сать откры-тия ученых
|
|
|
Тема 2 «Первоначальные сведения о строении вещества» (6часов) | ||||||||
1/5 | Строение вещества. Молекулы. Моделирование явлений и объектов природы | Объяснение учителя п. 7,8 Демонстрации: Нагревание шарика. Задачи. №43, 54 - Л Строение вещества. |
| Понятия: молекула, атом. Факты: важность знания строения вещества, опытные доказательства молекулярного строения вещества Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества | Влияние примесей на свойства вещества. Сравнение различных молекул с размерами частиц в атмосферной пыли. Их проникновение в легкие. Вредные выбросы, кислотные дожди. Нефтяная пленка. Контроль за состоянием окружающей среды. | П. 7, 8 |
|
|
2/6 | Лабораторная работа №2. «Измерение размеров малых тел». Инструктаж по технике безопасности | Выполнение лабораторной работы под руководством учителя.
| Лабораторная работа №2. «Измерение размеров малых тел». | Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ. Понятия: цена деления прибора, погрешность измерения Определять цену деления физического прибора, показание и абсолютную погрешность прибора. Записывать показание прибора с учетом погрешности |
| П. 7, 8 * №42 –Л Измерить толщину нити |
|
|
3/7 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Связь температуры тела со скоростью хаотичного движения молекул (частиц) | Объяснение учителя п. 9 Демонстрации: Диффузия в газах, диффузия в жидкостях Задачи №56, 60, 61, 63 - Л Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения молекул. |
| Понятие: диффузия Факты: механизм диффузии, значение диффузии в природе и технике, быту; связь температуры и скорости протекания диффузии Объяснять физические явления на основе знаний о диффузии | Распространение вредных веществ (пром. Предприятия, транспорт в воздухе, почве)Опасность неправильного хранения мин. Удобрений. Вредное влияние выбросов. Забота о здоровье человека | П. 9 |
|
|
4/8 | Взаимодействие частиц вещества | Взаимодействие частиц вещества. Объяснение учителя п. 10Задачи № 70, 79, 81, 75 –Л
|
| Факты: притяжение и отталкивание молекул Понимать смысл понятия: взаимодействие молекул. Объяснять физические явления на основе знаний о взаимодействии молекул. | Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц водой и смачиваемость нефтью. | П. 10 Упр. 2
|
|
|
5/9 | Три состояния вещества. Модели строения газов жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей. | Самостоятельное изучение п. 11, 12 Заполнение таблицы сравнительной характеристики газов, жидкостей и твердых тел Решение задач №94, 85 -Л Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение свойств вещества на основе этих моделей. |
| Факты: различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел Объяснять физические явления на основе знаний о различии в строении газов, жидкостей и твердых тел. |
| П. 11, 12Повт. п. 1-10 |
|
|
6/10 | Повторительно-обобщающий урок. «Первоначальные сведения о строении вещества»
| Повторение материала, решение задач по теме «Введение», «Строение вещества» в игровой форме |
| Факты: строение вещества, вклад ученых в науку, виды физических явлений Понятия: молекула, диффузия, цена деления прибора, абсолютная погрешность, вещество, физическое тело Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества Определять показание приборов, объемы тел правильной и неправильной формы, площади поверхности |
|
|
|
|
Тема 3 «Взаимодействие тел» (21 час) | ||||||||||
1/11 | Механическое движение. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Траектория. Путь. | Объяснение учителя п. 13 Самостоятельное изучение п. 14 задачи на перевод единиц пути и времени в СИ Самостоятельная работа «Строение вещества»
|
| Понятия: путь, траектория, механическое движение, равномерное движение, неравномерное движение Приводить примеры механического равномерного, неравномерного движения, переводить единицы пути и времени в СИ В
|
| П. 13,14 Упр. 3 | | |||
2/12 | Скорость. Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости.
| Объяснение учителя п. 15 Задачи на перевод единиц скорости в СИ, расчет скорости тел Решение задач упр 4(3)
Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения скорости, расстояния и времени. | Лабораторный опыт «Измерение скорости равномерного движения». | Понятия: скорость, векторная величина, скалярная величина, Формулы скорости и средней скорости Переводить единицы скорости в СИ Рассчитывать скорость движения тел. Представлять результаты измерений с помощью таблиц. Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния и промежутков времени. | Измерение скорости ветра. Экологические последствия замедления течения рек плотинами | П. 15 Упр. 4 (1,4) |
| |||
3/13 | Решение задач на расчет пути и времени движения. | Изучение п. 16 Знакомство с оформлением расчетных задач. Решение типовых задач на расчет пути, времени и скорости движения, построение графиков скорости и движения
|
| Формулы пути и времени движения Правильно оформлять расчетные задачи Решать задачи на расчет пути, времени, скорости движения, строить графики скорости и движения Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | Решение задач с экологическим содержанием (ДМ) | П. 16, повт. п. 7-15 Упр. 5(2,4) |
| |||
4/14 | Графическое представление движения.
| График зависимости пути от времени и скорости от времени. | Лабораторный опыт «Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении | Представлять результаты измерений с помощью графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость пути от времени. |
| Повт . п. 7-16 №117-Л * №130-Л |
| |||
5/15 | Явление инерции. Решение задач. | Явление инерции. Объяснение учителя п. 17 Задачи №131, 132, 146 – Л
|
| Объяснять физические явления на основе знаний об инерции Рассчитывать скорость, время, путь Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств. | Решение качественных задач с экологическим содержанием (ДМ) | П. 17 №144-Л Сочинение |
| |||
6/16 | Взаимодействие тел. | Объяснение учителя п. 18 Задачи: №127, 120,132- Л, упр. 6(2) Взаимодействие тел. |
| Понятия: инертность, масса Объяснять физические явления на основе знаний об инертности тел, массе тел Переводить единицы массы в СИ | Решение качественных задач с экологическим содержанием (ДМ) | П. 18, 19 Упр 6 (1,3) |
| |||
7/17 | Масса тела. Единицы измерения массы. Методы измерения массы. | Задачи на перевод единиц массы в СИ Самостоятельное изучение п. 19 Самостоятельное изучение п. 20 Выполнение лабораторной работы под руководством учителя Методы измерения массы. |
| Знать и понимать смысл физической величины масса тела.
|
| П. 19, 20
|
| |||
8/18 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». Инструктаж по технике безопасности |
| Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Устройство рычажных весов. Правила взвешивания Измерять массу тел с помощью рычажных весов |
| П. 19, 20 |
| |||
9/19 | Плотность вещества. Методы измерения плотности. | Объяснение учителя п. 21 Решение типовых задач на расчет плотности вещества Методы измерения плотности. |
| Понятие плотность Факты: единицы плотности, прибор для измерения плотности, физический смысл плотности Формула плотности Переводить единицы плотности в СИ Решать задачи на расчет плотности тел Знать, понимать смысл физической величины плотность вещества. | Использование материала с малой плотностью в строительстве и машиностроении и экологические выгоды. Нарушение плотности почв и последствие этого Решение задач с экологическим содержанием | Найти плотность мыла |
| |||
10/20 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Инструктаж по технике безопасности | Объяснение учителя: объем, формулы объемов тел, единицы объема Задачи на перевод единиц объема в СИ Методы измерения объема и плотности. Измерение объема и определение плотности жидкости». | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».
| Понятие объем Формулы объема куба, цилиндра, параллелепипеда, Соотношения между единицами объема Переводить единицы объема в СИ Определять объемы тел правильной и неправильной формы |
| П. 21 Упр. 7 (1,3,4, *5) Найти объем спичечного коробка |
| |||
11/21 | Лабораторная работа №5 «Измерение плотности твердого тела». Инструктаж по технике безопасности | Выполнение лабораторной работы под руководством учителя | Лабораторная работа |
|
| П. 22 Упр. 8 Зад. 5 |
| |||
№5 «Измерение плотности твердого тела» | ||||||||||
12/22 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | Объяснение учителя п. 22 Решение типовых задач на расчет объема и массы тел
| Лабораторный опыт: «Измерение плотности жидкости» | Формулы массы и объема тела Решать задачи на расчет массы и объема тел Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | | Сочинить сказку с физически м содержани ем | | |||
13/23 | Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества». |
|
| Понятия: инерция, масса, плотность Формулы плотности, массы, скорости Рассчитывать скорость тел, плотность веществ |
|
|
| |||
14/24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Объяснение учителя п. 23 Самостоятельное изучение п. 24 Сила. | Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы тяжести от массы». | Понятия: сила тяжести, всемирное тяготение Факты: направление силы тяжести, зависимость силы тяжести от массы тел Объяснять физические явления на основе знаний о всемирном тяготении, о силе тяжести Знать и понимать смысл физической величины сила. | Решение качественных задач с экологическим содержанием | П. 23 П. 24 вопросы |
| |||
15/25 | Сила упругости. Закон Гука | Объяснение учителя п. 25 Методы измерения силы. | Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины, измерение коэффициента жесткости». | Понятия: сила упругости Закон Гука Факты: направление силы упругости, Объяснять физические явления на основе знаний о силе упругости Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе зависимость силы упругости от деформации. | Деформация плодородного слоя почвыми тяжелых с/х машин. Вред от посыпания дорог песчано-соленой смесью. | П. 25, |
| |||
16/26 | Вес тела. Невесомость. | Самостоятельное изучение п. 26
|
| Понятия: вес тела Факты: направление веса тела, зависимость веса тела от массы тела . |
| П. 27, 26 Упр. 9 |
| |||
17/27 | Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Объяснение учителя п. 27 Решение типовых задач на расчет силы тяжести, веса тела, изображения сил на чертеже в выбранном масштабе |
| Формулы силы тяжести, веса тела Физический смысл 1 Н Рассчитывать силу тяжести, вес тела Изображать вес тела, силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе
| Решение задач с экологическим содержанием | П. 28 Упр. 10 |
| |||
18/28 | Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром». Инструктаж по технике безопасности | Фронтальное изучение п. 28 Выполнение лабораторной работы по инструкции под руководством учителя
| Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром» | Устройство, назначение , виды динамометров Градуировать пружину, измерять силы с помощью динамометра |
| П. 29 Упр. 10(1,3) |
| |||
19/29 | Графическое изображение сил. Сложение сил, действующих по одной прямой.. | Объяснение учителя п. 29 Демонстрация. Равнодействующая сила. Решение упр. 11 (2), 310, 313-Л
| Лабораторный опыт «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой» | Понятие равнодействующая сила Формулы равнодействующей силы Находить модуль и направление равнодействующей силы |
| П. 29 Повт. 21-28 упр 11(1,3) |
| |||
20/30 | Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. | Объяснение учителя п. 30 Самостоятельное изучение п. 31 Демонстрации. Сила трения качения, скольжения, измерение силы трения Решение задач №319, 327, 341, 317, 318, 304 -Л | Лабораторный опыт «Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения». | Понятия: сила трения Факты: виды сил трения, причины возникновения силы трения, способы уменьшения трения, соотношение между видами силы трения Объяснять физические явления на основе знаний о силе трения Измерять силу трения | Вред от посыпанию дорог песчано-соленой смесью (гибель растений у дорог, коррозия трубопровода | П. 30 Задачи в тетр. |
| |||
21/31 | Трение в природе и технике. Подшипники. Кратковременная контрольная работа №2 «Сила. Равнодействующая сил» | Самостоятельное изучение п. 32, заполнение таблиц «Польза и вред трения», «Увеличение и уменьшение трения» Решение типовых задач на расчет силы тяжести, массы и объема тел |
| Факты: польза и вред трения, способы увеличения и уменьшения трения Решать задачи на расчет массы, объема тел, силы тяжести | Роль смазки и подшипников в экономии топлива и сокращения твердых выбросов. | Рассказ «Мир, в котором нет трения» |
|
Тема № 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (22 часа) |
| |||||||
1/32 | Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете Давление. Давления твердых тел. Единицы давления. | Повторный инструктаж по ТБ в физкабинете Объяснение учителя п. 33 Давление.
|
| Правила ТБ Знать Понятия: давления Формула давления Факты: физический смысл 1 Па смысл физической величины: давление. приборы для измерения давлении. Переводить единицы давления в С И Рассчитывать давление твердых тел, |
Давление на почву тяжелых транспортных машин. Давление строений и воды водохранилищь. Давление небоскребов. | П. 33, 34Упр. 12 (1,2, *3) |
| |
2/33 | Способы уменьшения и увеличения давления. | Самостоятельное изучение п 34 Решение типовых задач на расчет давления твердых тел: №130-К |
| способы увеличения и уменьшения давления способы увеличения и уменьшения давления | Последствия забора артезианской воды и подземных выработок. Тундра и гусеничный тракт. Разрывы трубопроводов | П. 35Упр. 13Подг. доклад о Паскале |
| |
3/34 | Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений
| Объяснение учителя п. 35 Решение задач: №377, 386, 382, 363-Л Самостоятельная работа по теме «Давление твердых тел»
|
| Факты: механизм возникновения давления в газах, зависимость давления газов от температуры, объема сосуда, числа молекул Объяснять физические явления на основе знаний о давлении газов | Решение качественных задач с экологическим содержанием | П. 35 зад 6 Доклад о Паскале |
| |
4/35 | Закон Паскаля.
| Объяснение учителя п. 36 Демонстрация. Закон Паскаля Решение задач: упр. 14(2), №395, 403 -Л Доклад учащихся «Блез Паскаль» Закон Паскаля.
| Лабораторный опыт «Исследование зависимости давления от объема при постоянной температуре». | Знать и уметь объяснять физический смысл закона Паскаля. Уметь описывать и объяснять физическое явление: передача давления в жидкостях и газах. | Решение качественных задач с экологическим содержанием | П. 36 зад7 |
| |
5/36 | Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа №3 «Давление. Закон Паскаля» | Объяснение учителя п. 37, 38 Решение задач: упр. 15(1), 437 –Л
|
| Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. |
| П. 33-39, 22,27 Упр. 16(2) |
| |
6/37 | Расчет давления на дно и стенки сосуда |
|
| Формула давления жидкости на дно и стенки сосуда Рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда | Решение задач с экологическим содержанием (ДМ) | Повт. п. 22, 27, 33-39 |
| |
7/38 | Решение задач по теме: «Давление жидкости и газе» | Физический диктант. Решение типовых задач: №355, 416 , 364 -Л |
| Формулы давления твердого тела, жидкости Единицы давления, силы, площади Объяснять физические явления на основе знаний о давлении тел Рассчитывать давление твердых тел, давление жидкостей и газов | Решение задач с экологическим содержанием (ДМ) |
|
| |
8/39 | Сообщающиеся сосуды.
| Объяснение учителя п. 37 Демонстрация. Свойство сообщающихся сосудов Диафильм «Сообщающиеся сосуды» Решение задач упр. 16(1) |
| Факты: свойство поверхности сообщающихся сосудов Объяснять физические явления на основе знаний о сообщающихся сосудах | Подтопление земель водохранилищами. Осушительные и оросительные системы. Обеспечение миграции рыб. Экономия запасов пресной воды. | П. 40, 41 |
| |
9/40 | Применение сообщающихся сосудов. Шлюзы. (Водопровод.). | Объяснение учителя п. 46
|
| Объяснять физические явления на основе знаний о сообщающихся сосудах |
| П. 42, 43 Упр. 19(2,3) |
| |
10/41 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Объяснение учителя п.40 Самостоятельное изучение п. 41 Решение задач зад .10 |
| Понятии: атмосфера, атмосферное давление Объяснять физические явления на основе знаний об атмосферном давлении | Состав атмосферы. Парниковый эффект «Озоновая дыра и ее последствия. Выбросы в атмосферу, их распространение при циклонах Вред сельхозавиации. Загрязнение атмосферы. | П. 44, 45 Упр. 21 (1,3, *4) |
| |
11/42 | Опыт Торричелли. Методы измерения атмосферного давления. | Объяснение учителя п. 42 Оборудование: плакаты, Демонстрация «Заколдованная вода» Решение задач: упр. 19(1), 19(4) Методы измерения давления. |
| Соотношение между мм рт ст и Па
| Необходимость охраны воздушной оболочки Земли | П. 46, 47 Упр. 23 |
| |
12/43 | Барометр – анероид. | Самостоятельное изучение п. 43 Оборудование: плакаты, барометр |
| Устройство, назначение и принцип действия барометра-анероида Измерять атмосферное давление с помощью барометра Переводить единицы атмосферного давления |
| Повт. п. 33 -47 |
| |
13/44 | Изменение атмосферного давления с высотой. Манометры. | Объяснение учителя п. 44 Самостоятельное изучение п. 45 Оборудование : плакаты, манометр Решение задач: упр. 21 (20, 454, 478 – Л, №147-К Методы измерения давления. |
| Устройство, назначение и принцип действия манометров Понятие нормальное атмос-ферное давление Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения давления. | Решение задач с экологическим содержанием | П. 48, Подг. доклады |
| |
14/45 | Гидравлические машины Насосы. Гидравлический пресс и тормоз. Кратковременная контрольная работа №4. «Атмосферное давление» | Самостоятельное изучение п. 47 Оборудование плакат Решение задач №407, 405-Л |
| Устройство и принцип действия гидравлических машин, поршневого жидкостного насоса Формула гидравлической машины Понятие выигрыш в силе Уметь решать задачи на применение изученных законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. |
| П. 48, 49 Упр. 24(3) *зад. 14 |
| |
15/46 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Объяснение учителя п. 48 Решение задач №527, 532-Л
|
| Понятие выталкивающая сила Факты: направление выталкивающей силы, формула выталкивающей силы Объяснять физические явления на основе знаний о выталкивающей силе | Решение задач с экологическим содержанием | П. 48, 49 Подг. доклад о Мертвом море |
| |
16/47 | Архимедова сила. Закон Архимеда. | Доклады учащихся: «Архимед», «Легенда об Архимеде» Объяснение учителя п. 49 Демонстрация Архимедова сила Решение задач: №536-Л, упр. 24 (3, 1) |
| Формула архимедовой силы Решать задачи на расчет архимедовой силы
| Уничтожение нефтяной пленки. Экологический аспект сплава древесины. Рост речного и морского флота. Сохранение чистоты рек. | П. 50, 51 Упр. 25 (2,4,5) |
| |
17/48 | Лабораторная работа № 7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Инструктаж по технике безопасности | Выполнение работы под руководством учителя | Лабораторная работа № 7 «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Вычислять архимедову силу экспериментально |
| П. 50, 51 *№549-Л |
| |
18/49 | Условие плавания тел. Водный транспорт. Плавание судов. | Объяснение учителя п. 50 Доклад «Мертвое море» Составление плана по п. 51 Решение задач: № 520-Л, упр. 25 (3) |
| Факты: условия плавания тел Объяснять физические явления на основе знаний о плавании тел | Рост речного и морского флота-(разрушение берегов, оглушение рыб, загрязнение воды) Охрана растительности на берегах водоемов. Нарушение природного равновесия при строительстве каналов. Последствия поворота рек аварии нефтяного танкера | Повт. п. 27, 48-52 №563-Л, упр. 27 (2) |
| |
19/50 | Решение задач на определение архимедовой силы. |
|
| Уметь решать задачи на применение изученных законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | Решение задач с экологическим содержанием | Повт. п. 27, 48-52 Зад. В тетр. |
| |
20/51 | Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». Инструктаж по технике безопасности | Выполнение работы под руководством учителя
Решение задач №548-Л
| Лабораторная работа № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | Формулы веса тела, архимедовой силы Измерять массу тел Вычислять вес тела, архимедову силу |
| Повт. п. 27, 48-52 Зад. В тетр. |
| |
21/52 | Воздухоплавание.
| Объяснение учителя п. 52
Решение задач №567, 544-Л |
| Понятие подъемная сила Условие воздухоплавания Рассчитывать подъемную силу воздушного шара |
| §52 |
| |
22/53 | Контрольная работа №5 «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
|
|
|
| Повт. п. 27, 48-52 Зад. В тетр |
|
Тема № 5 «Работа и мощность. Энергия» (11 часов). |
| |||||||||||||||
1/54 | Работа. Работа силы, действующей по направлению движения тела. | Объяснение учителя п.53 Решение задач упр. 28(4), №589-Л, №570б-Л |
| Понятия: механическая работа, положительная работа, отрицательная работа Формула работы Факты6 условие совершения работы Рассчитывать работу сил. Переводить единицы работы Определять условие совершения работы |
| П. 53 Упр. 28(1,3) |
|
| ||||||||
2/55 | Мощность. Методы измерения мощности
| Объяснение учителя п. 54 Решение задач №609, 613, 617-Л, упр. 29(3) | Лабораторный опыт «Измерение мощности» | Понятие мощность Формулы мощности Единицы мощности | Мощность. КПД и экологическая безопасность различных механизмов. Мощность смерча и космических ракет
| П. 53, 54 Упр. 29(1,5, 4) |
|
| ||||||||
3/56 | Простые механизмы. Условия равновесия рычага. | Самостоятельное изучение п. 55 Объяснение учителя п. 56 Демонстрация Равновесие рычага Самостоятельная работа по вариантам (3 уровня сложности). |
| Понятия: простые механизмы, рычаг, плечо силы Условие равновесия рычага (правило Архимеда) |
| П. 55, 56 |
|
| ||||||||
4/57 | Момент силы. Равновесия тел с закрепленной осью вращения. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. | Объяснение учителя п. 57 Решение задач на применение правила Архимеда, правила моментов | Лабораторный опыт «Нахождение центра тяжести плоского тела». | Понятие момент силы Правило моментов Рассчитывать момент силы Решать задачи на применение правила моментов |
| П. 57, 58 №5 с. 145 |
|
| ||||||||
5/58 | Лабораторная работа № 9 «Выяснения условия равновесия рычага». Инструктаж по технике безопасности | Выполнение лабораторной работы под руководством учителя |
| Понятие момент силы Правило моментов Измерять плечо силы, силу Рассчитывать момент силы Решать задачи на применение, правила моментов |
| П. 58 |
|
| ||||||||
6/59 | Равенство работ при использовании простых механизмов. КПД механизмов | Объяснение учителя п. 62
|
| Понятие КПД, полезная работа, полная работа Формула КПДФакты: физический смысл КПД |
| П. 59,60 |
|
| ||||||||
7/60 | Решение задач на равенство работ при использовании простых механизмов. Применение законов рычага к блоку. | Объяснение учителя п. 59 Демонстрации Неподвижный блок, выигрыш в силе подвижного блока Самостоятельное изучение п. 60 Решение задач упр. 31(1) |
| Понятия: блок, неподвижный блок, подвижный блок «Золотое правило» механики Факты: выигрыш в силе и применение блоков Решать задачи на применение «золотого правила» механики | Решение задач с экологическим содержанием | П. 59,60 |
|
| ||||||||
8/61 | Лабораторная работа №10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» Инструктаж по технике безопасности | Выполнение лабораторной работы под руководством учителя | Лабораторная работа № 10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» |
Понятие КПД, полезная работа, полная работа Формула КПД Факты: физический смысл КПД |
| П. 61 Зад в тетр. |
|
| ||||||||
9/62 | Решение задач на определение КПД. «Золотое» правило механики. | КПД. |
| Уметь решать задачи на применение изученных физических законов. Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. | Решение задач с экологическим содержанием | П. 53 -64 Зад в тетр. |
|
| ||||||||
10/63 | Энергия. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. | Объяснение учителя п. 63, 64 Решение задач: упр. 32 (3) | Лабораторный опыт «Измерение кинетической энергии и изменения потенциальной энергии». | Понятия: энергия, кинетическая энергия, потенциальная энергия Формулы кинетической и потенциальной энергии Факты: связь работы и изменения энергии Определять вид энергии, которой обладает тело Рассчитывать кинетическую и потенциальную энергию |
| П. 62, 63 Упр. 32 (1, 4, *2) |
|
| ||||||||
11/64 | Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения механической энергии. Энергия рек и ветра Кратковременная контрольная работа №6 «Работа и мощность» | Объяснение учителя п. 64 Решение задач: упр. 33 (1, 3) Решение типовых задач (подготовка к контрольной работе) |
| Правило Архимеда Формулы работы, мощности, потенциальной, кинетической энергии Приводить примеры превращения энергии в природе | Перспективы использования возобновляемых источников энергии. Энергия ветра и рек. | П. 53 -64 Зад в тетр. |
|
| ||||||||
Повторение (6 часов) |
|
|
| Повт. п. | ||||||||||||
1/65 | Повторение «Первоначальные сведения о строении вещества» «Взаимодействия тел». | Анализ контрольной работы Решение задач на применение знаний о строении вещества, Тестовая работа Решение задач №15 а – К Расчет характеристик движения, построение графиков скорости и движения Расчет силы тяжести, веса |
| Факты: строение вещества, виды явлений. Понятия: диффузия, молекула, вещество, материя, погрешность измерения, цена деления Формулы скорости, пути, времени движения, веса тела, силы тяжести, массы, плотности. Объяснять физические явления на основе знаний о строении вещества. Определять показание и погрешность измерения величин Рассчитывать характеристики механического движения, вес тела, силу тяжести, плотность, массу тела.Строить графики скорости и движения.Изображать силы на чертеже в выбранном масштабе |
| Повт. п.13-32 Повт. п. 33-52
|
|
| ||||||||
2/66 | Повторение «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Тестовая работа Решение задач на расчет давления твердого тела, выталкивающей силы
| Формулы давления твердого тела, давления жидкости на дно и стенки сосуда, архимедовой силы | Рассчитывать давление тел, жидкостей, выталкивающую силу |
| Упр. 12 (4) Упр. 24 (3) |
|
| ||||||||
3/67 | Контрольная работа за курс 7 класса |
|
|
|
| Повт. п. 53-64 |
|
| ||||||||
4/68 | Анализ контрольной работы. Роль математики в развитии физики | Роль математики в развитии физики.
|
|
|
|
|
|
|
1 Время проведения лабораторной работы может варьироваться от 10 до 45 минут