СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 8 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 8 класс»

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в полной средней школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.

  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в полной средней школе являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.

  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Общими предметными результатами обучения физике являются:

  • знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы , оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • умения применять теоретические знания по физике на практике, решать задачи на применение полученных знаний;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

  • коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

II. Содержание учебного предмета


8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


Тепловые явления (26 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты при теплообмене. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсации. Кипение. Влажность воздуха. Удельная теплота парообразования и конденсации. Объяснение изменения агрегатного состояния вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Лабораторные работы

№1 Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

№2 Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Демонстрации

Нагревание жидкости в латунной трубке. Нагревание жидкостей на двух горелках. Нагревание воды при сгорании сухого горючего в горелке. Охлаждение жидкости при испарении. Наблюдение процесса нагревания и кипения воды в стеклянной колбе. Принцип действия термометра. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения. Явление испарения. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом. Устройство калориметра. Модель кристаллической решетки.


Электрические явления (27 ч)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. Электрический ток. Действие электрического поля на электрические заряды. Источники тока. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.

Лабораторные работы

№3 Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

№4 Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

№ 5 Регулирование силы тока реостатом.

№ 6 Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.

№ 7 Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.

Демонстрации

Электризация тел. Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Обнаружение поля заряженного шара. Делимость электрического заряда. Взаимодействие параллельных проводников при замыкании цепи. Устройство конденсатора. Проводники и изоляторы. Измерение силы тока амперметром. Измерение напряжения вольтметром. Реостат и магазин сопротивлений.


Электромагнитные явления (5 ч)

Опыт Эрстеда. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Лабораторные работы

№ 8 Сборка электромагнита и испытание его действия.

№ 9 Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).

Демонстрации

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током.

Взаимодействие постоянных магнитов. Устройство и действие компаса. Устройство электродвигателя.


Световые явления (9 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Видимое движение светил. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.

Лабораторные работы

№ 10 Получение изображений при помощи линзы.

Демонстрации

Прямолинейное распространение света. Получение тени и полутени. Отражение света.

Преломление света. Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. Модель глаза.

Повторение (1 ч)

III.Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Тепловые явления

12

2

Изменение агрегатных состояний вещества

11

3

Электрические явления

27

4

Электромагнитные явления

7

5

Световые явления

9

6

Повторение

4

Оценка контрольных работ


Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.


Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.


Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.


Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ


Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.


Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.


Оценка   «3»   ставится,   если   работа  выполнена   не   полностью,   но  объем выполненной   части  таков,   позволяет  получить   правильные  результаты   и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.


Оценка   «2»   ставится,   если   работа   выполнена   не   полностью   и   объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.


Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.







Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показания измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки


Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья


Важными коррекционными задачами курса физики для учащегося с ЗПР

являются:

• развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез,

сравнение, обобщение);

• нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

• формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных,

планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового

самоконтроля);

• развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую

терминологию;

• развитие общеучебных умений и навыков.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Учащийся с ЗПР обучается в общеобразовательном классе. Учащийся с ЗПР соматогенного происхождения, ребенок с нормальным интеллектом. Низкая концентрация внимания приводит к тому, что ему трудно функционировать в большой группе. Обучающемуся необходим хорошо структурированный материал. В состоянии повышенного утомления ответы ребенка становятся необдуманными.

Усвоение учебного материала по физике вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся с ЗПР требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.

Учебный план обучающегося с ЗПР по содержанию не отличается от обычного учебного плана. Особенности ребенка учитываются при выборе форм и методов обучения. Учитывая быструю утомляемость, на уроке проводятся физминутки и обеспечивается регулярная смена деятельности. Предусмотрены резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач; увеличено время на проведение лабораторных работ.

Для реализации общеобразовательной программы основного общего образования для детей с задержкой психического развития используются

следующие технологии:

- информационно – коммуникационные технологии;

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

-проектные методы обучения;

-технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

- проблемно-диалогическое обучение;

-здоровьесберегающие технологии;

-технология учебного исследования;

- технология развивающего обучения;

-технология разноуровневого обучения.

Методы:

1.Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.

2.Наглядные - наблюдение, демонстрация.

3. Практические – упражнения.

4. Методы изложения новых знаний.

5. Методы повторения, закрепления знаний.

6. Методы применения знаний.


Виды и формы контроля обучающихся с ОВЗ:

1. Пересказ текста.

2. Задания по учебнику.

3. Объяснение физических терминов, знание формул и их физического смысла.

4. Тестирование.

5. Решение кроссвордов.

Для контроля ЗУНов учеников с ОВЗ применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы, на которые отводится 15 минут на уроке.



Календарно -тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


8 класс

№ урока

Планируемая дата проведения

Фактическая дата проведения

Тема урока

Примечание

Тепловые явления (12 ч)

1

3.09


Инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура.§1


2

8.09


Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии тела.§2,3


3

10.09


Теплопроводность. .§4


4

13.09


Конвекция. §5


5

17.09


Излучение.§6


6

20.09


Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость.§7,8


7

24.09


Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.§9


8

27.09


Инструктаж по ТБ. ЛР № 1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».


9

1.10


Инструктаж по ТБ. ЛР № 2. «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».


10

4.10


Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.§10


11

8.10


Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.§11


12

15.10


Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления».


Изменение агрегатных состояний вещества (11 ч)

13

18.10


Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.§12,13


14

19.10


График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления.§14,15


15

23.10


Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация».


16

26.10


Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.§16


17

7.11


Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. §18


18

9.11


Решение задач


19

14.11


Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.§19


20

16.11


Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.§21,22


21

21.11


Паровая турбина. КПД теплового двигателя.§23,24


22

23.11


Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»


23

28.11


Контрольная работа № 3. «Изменение агрегатных состояний вещества».


Электрические явления (27 ч)

24

30.11


Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. §25,26


25

5.12


Электроскоп..§27,28


26

7.12


Электрическое поле Делимость электрического заряда. Электрон..§29,30


27

7.12


Строение атомов..§30


28

19.12


Объяснение электрических явлений. §31


29

19.12


Контрольная работа №4"Электризация тел.Строение атомов"


30

21.12


Электрический ток. Источники электрического тока.§32


31

26.12


Электрический ток в металлах. Действия электрического тока.§ 34,35


32

28.12


Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока.§ 36, 37


33

9.01


Амперметр. Измерение силы тока.§ 38 Инструктаж по ТБ. ЛР №3. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках».


34

11.01


Электрическое напряжение. Единицы напряжения.§ 39,40


35

16.01


Вольтметр. Измерение напряжения. § 41Инструктаж по ТБ. ЛР № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».


36

18.01


Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.§ 42,43


37

23.01


Закон Ома для участка цепи. § 44 Расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения.§ 45


38

25.01


Реостаты. § 47 Инструктаж по ТБ. ЛР № 5«Регулирование силы тока реостатом».


39

30.01


Инструктаж по ТБ. ЛР № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».


40

1.02


Последовательное соединение проводников.§ 48


41

6.02


Параллельное соединение проводников.§ 49


42

8.02


Решение задач


43

13.02


Работа электрического токаМощность электрического тока.§ 51


44

15.02


Контрольная работа по теме: "Электрический ток. Соединения проводников"


45

20.02


Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. § 52 Инструктаж по ТБ. ЛР № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».


46

22.02


Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца. § 53


47

1.03


Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.§ 54,55


48

6.03


Лр№8"Измерение КПД установки с электрическим нагревателем"


49

6.03


Повторение материала "Электрические явления"


50

13.03


Контрольная работа №6 по теме «Работа и мощность электрического тока».


Электромагнитные явления (7ч)

51

15.03


Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.§ 56,57


52

20.03


Магнитное поле катушки с током. § 58 Инструктаж по ТБ. ЛР № 8«Сборка электромагнита и испытание его действия».


53

22.03


Электромагниты и их применение.


54

27.03


Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

§ 59,60


55

29.03


Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. § 61


56

10.04


Инструктаж по ТБ. ЛР № 9«Изучение электрического двигателя постоянного тока»


57

12.04


Контрольная работа №7 по теме «Электромагнитные явления».


Световые явления (9 ч)

58

17.04


Источники света. Распространение света. Видимое движение светил.§ 62


59

19.04


Отражение света. Законы отражения света. § 63


60

24.04


Плоское зеркало.§ 64


61

26.04


Преломление света. Закон преломления света

§ 65


62

3.05


Линзы. Оптическая сила линзы.§ 66


63

8.05


Изображения, даваемые линзой.§ 67


64

10.05


Инструктаж по ТБ. ЛР № 10 «Получение изображения при помощи линзы».


65

15.05


Глаз и зрение. Повторение и обобщение по теме «Световые явления».


66

17.05


Контрольная работа №8 по теме «Световые явления»


Повторение (4 ч)

67

22.05


Итоговая административная КР


68

24.05


Обобщающее повторение


69

29.05


Обобщающее повторение


70

31.05


Обобщающее повторение


8 класс

Входная контрольная работа

Вариант 1

1. Вода испарилась и превратилась в пар. Как при этом изменилось движение и расположение молекул? Изменились ли при этом сами молекулы?

2. Борзая развивает скорость до 16 м/с. Какой путь она может преодолеть за 5 минут?

3.Найдите вес тела массой 800 г. Изобразите вес тела на чертеже в выбранном масштабе.

4. Какое давление оказывает мальчик массой 48 кг на пол, если площадь подошв его обуви 320 см2

5. Какая работа совершается при равномерном подъеме гранитной плиты объемом 2 м3 на высоту 3 м . Плотность гранита 2700 кг/м3

Вариант 2

1. Почему аромат духов чувствуется на расстоянии?

2. С какой скоростью движется кит, если для прохождения 3 км ему потребовалось 3 мин 20 с.

3. Найдите силу тяжести, действующую на тело массой 1,5 т. Изобразите силу тяжести на чертеже в выбранном масштабе.

4. На какой глубине давление воды в море равно 2060 кПа? Плотность морской воды 1030 кг/м3

5. Сколько времени должен работать насос мощностью 50 кВт, чтобы из шахты глубиной 150 м откачать воду объемом 200 м3 Плотность воды 1000 кг/м3





Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления»

Вариант 1.

1. Стальная деталь массой 500 г при обработке на токарном станке нагрелась на 20 градусов Цельсия.. Чему равно изменение внутренней энергии детали? (Удельная теплоемкость стали

500 Дж/(кг С) )

2. Какую массу пороха нужно сжечь, чтобы при полном его сгорании выделилось 38000 кДж энергии? (Удельная теплота сгорания пороха 3,8 * 10 6Дж/кг)

3. Оловянный и латунный шары одинаковой массы, взятые при температуре 20 градусов Цельсия опустили в горячую воду. Одинаковое ли количество теплоты получат шары от воды при нагревании? (Удельная теплоемкость олова 250 Дж/(кг С), латуни

380 Дж/(кг С) )

4. На сколько изменится температура воды массой 20 кг, если ей передать всю энергию, выделяющуюся при сгорании бензина массой 20 г?

(Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота сгорания бензина 4* 10 7 Дж/кг) Ответ: примерно 11 градусов

Вариант 2

1. Определите массу серебряной ложки, если для изменения ее температуры от 20 до 40 градусов Цельсия требуется 250 Дж энергии. (Удельная теплоемкость серебра 250 Дж/(кг С) )

2. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании торфа массой 200 г? (Удельная теплота сгорания торфа 14 * 10 6 Дж/кг)

3. Стальную и свинцовую гири массой по 1 кг прогрели в кипящей воде, а затем поставили на лед. Под какой из гирь растает больше льда?

(Удельная теплоемкость стали 500 Дж/(кг С), свинца 140 Дж/(кг С) )

4. Какую массу керосина нужно сжечь, чтобы получить столько же энергии, сколько ее выделяется при сгорании каменного угля массой 500 г. (Удельная теплота сгорания керосина 46 *106 дж/кг, каменного угля 30 * 10 6 Дж/кг)

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества»

Вариант 1

1. Расплавится ли нафталин, если его бросить в кипящую воду? Ответ обоснуйте. (Температура плавления нафталина 80 градусов Цельсия, температура кипения воды 100 градусов)

2. Найти количество теплоты необходимое для плавления льда массой 500 грамм, взятого при 0 градусов Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 2 килограммов воды, взятых при 50 градусах Цельсия. Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг С), удельная теплота парообразования 2,3 * 10 6 Дж/кг,

4. За 1,25 часа в двигателе мотороллера сгорело 2,5 кг бензина. Вычислите КПД двигателя, если за это время он совершил 2,3 * 10 7 Дж полезной работы. Удельная теплота сгорания бензина 4,6 *10 7 Дж / кг

Вариант 2

1. Почему показание влажного термометра психрометра всегда ниже температуры воздуха в комнате?

2. Найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар 200 г воды, взятой при температуре кипения. Удельная теплота парообразования воды 2,3 * 10 6 Дж/кг

3. Найти количество теплоты, необходимое для плавления льда массой 400 грамм, взятого при – 20 градусах Цельсия. Удельная теплота плавления льда 3,4 * 105 Дж/кг, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/(кг С)

4. Определите полезную работу, совершенную двигателем трактора, если для ее совершения потребовалось 1,5 кг топлива с удельной теплотой сгорания 4,2 * 10 6 Дж/кг, а КПД двигателя 30 %

Административная контрольная работа за 1 полугодие

Вариант I

Часть 1

1. Что называют тепловым движением?

А. равномерное движение одной молекулы;

Б. упорядоченное движение большого числа молекул;

В. непрерывное беспорядочное движение большого числа молекул;

Г. среди ответов А-В нет правильного.

2. Чем определяется внутренняя энергия тела?

А. объёмом тела;

Б. скоростью движения и массой тела;

В. энергией беспорядочного движения частиц, из которых состоит тело;

Г. энергией беспорядочного движения и взаимодействия частиц тела.

3. Сковорода стоит на горячей плите. Каким способом происходит передача энергии от нижней стороны сковороды к верхней её стороне?

А. теплопроводностью;

Б. конвекцией;

В. излучением;

Г. всеми предложенными в ответах А-В способами.

4. Какой буквой обозначают удельную теплоёмкость вещества?

А.  Б. с В. q Г. L

5. В каких единицах измеряется удельная теплота сгорания топлива?

А. Дж Б. Дж/кг 0С В. Дж/кг Г. Дж 0С

6. Какой физический параметр определяет количество теплоты, необходимое для нагревания вещества массой 1кг на 10С ?

А. удельная теплота сгорания топлива;

Б. удельная теплоёмкость;

В. удельная теплота парообразования;

Г. теплопроводность.

7. При каком процессе количество теплоты вычисляют по формуле Q = q m ?

А. при нагревании жидкости;

Б. при плавлении;

В. при сгорании топлива;

Г. при парообразовании.

8. Скорость испарения жидкости зависит …

А. только от рода жидкости;

Б. только от температуры;

В. только от площади открытой поверхности жидкости;

Г. от А, Б и В одновременно.

9. При плавлении …

А. внутренняя энергия тела уменьшается;

Б. внутренняя энергия увеличивается;

В. температура вещества увеличивается;

Г. температура вещества уменьшается.

10. Тепловой двигатель состоит …

А. из нагревателя, холодильника и рабочего тела;

Б. из нагревателя и рабочего тела;

В. из рабочего тела и холодильника;

Г. из холодильника и нагревателя.

Часть 2

11. Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 400 г от 15 0С до 75 0 С?

( Удельная теплоёмкость стали 500 Дж/кг 0С ).

12. Сколько энергии нужно затратить, чтобы обратить в пар эфир массой 100 г, взятый при температуре кипения?

( Удельная теплота парообразования эфира 4 10 5 Дж/кг).

Часть 3

13. Во время кристаллизации воды при температуре 0 0С выделяется 34 кДж теплоты. Определите массу образовавшегося льда.

( Удельная теплота кристаллизации льда 3,4 10 5Дж/кг ).

14. Сколько требуется водяного пара при температуре 100 0С для нагревания стальной плиты массой 200 кг от 10 0С до 40 0С ?

( Удельная теплоёмкость стали 500 Дж/кг 0С, удельная теплота конденсации пара 2,3 10 6Дж/кг).

Вариант II

Часть 1

1. На различную степень нагретости тел указывает…

А. удельная теплоёмкость вещества;

Б. количество теплоты, переданное телу;

В. температура плавления;

Г. температура тела.

2. От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела?

А. от массы и скорости движения тела;

Б. от температуры и массы тела;

В. от температуры и скорости движения тела;

Г. от объёма тела.

3. Каким способом происходит передача энергии от Солнца к Земле?

А. теплопроводностью;

Б. конвекцией;

В. излучением;

Г. всеми перечисленными в ответах А-В способами.

4. Какой буквой обозначают удельную теплоту парообразования?

А. L Б. q В. c Г. 

5. В каких единицах измеряется удельная теплоёмкость вещества?

А. Дж Б. Дж/кг 0С В. Дж/кг Г. Дж 0С

6. Какой физический параметр определяет количество теплоты необходимое для превращения в пар жидкости массой 1 кг, взятой при температуре кипения ?

А. удельная теплоёмкость;

Б. удельная теплота сгорания;

В. удельная теплота плавления;

Г. удельная теплота парообразования.

7. При каком процессе количество теплоты вычисляют по формуле Q =  m ?

А. при нагревании жидкости;

Б. при плавлении;

В. при сгорании топлива;

Г. при парообразовании.

8. При кипении жидкости …

А. температура не меняется;

Б. температура увеличивается;

В. температура уменьшается;

Г. температура сначала увеличивается, а затем уменьшается.

9. Жидкость нагревают. Её внутренняя энергия при этом

А. уменьшается;

Б. увеличивается;

В. может уменьшаться и увеличиваться, в зависимости от внешних условий;

Г. не изменяется.

10. Коэффициентом полезного действия теплового двигателя называют…

А. произведение полезной работы на количество теплоты, полученное от нагревателя;

Б. отношение количества теплоты, полученного от нагревателя, к совершённой полезной работе;

В. отношение полезной работы, совершённой двигателем, к количеству теплоты полученному от нагревателя;

Г. разность количества теплоты, полученного от нагревателя, и полезной работы совершённой двигателем.

Часть 2

11. Какое количество теплоты требуется для плавления свинца массой 200 г, имеющего температуру 327 0С? ( Удельная теплота плавления свинца 2,5 10 4 Дж/кг, температура плавления свинца 327 0С)

12. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании торфа массой 0,005 т ?

( Удельная теплота сгорания торфа 1,4 10 7 Дж/кг).

Часть 3

13. Чему равна масса водяного пара, взятого при температуре 100 0С, если при его конденсации выделилось 4,6 МДж теплоты?

( Удельная теплота парообразования и конденсации 2,3 10 6Дж/кг ).

14. Сколько сухих дров необходимо сжечь, чтобы вскипятить воду массой 50 кг, взятую при температуре 20 0С?

( Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/кг 0С удельная теплота сгорания сухих дров 1107 Дж/кг).

Контрольная работа №3 «Работа, мощность электрического тока»

Вариант 1

Часть А

1. Если взять две параллельно соединенные алюминиевую и медную проволоки одинаковых размеров, подключенные к источнику напряжения, то большее количество теплоты будет выделяться в

а) медной б) алюминиевой

в) равное г) зависит от силы тока, протекающего через проволоки


2. Один электрический нагреватель при подключении к источнику с напряжением U выделяет количество теплоты Q за 12 мин. За какое время выделяют такое же количество теплоты два таких нагревателя, подключенных параллельно источнику с тем же напряжением?

а) 24 мин б) 12 мин

в) 6 мин г) 3 мин


3. При ремонте электрической плитки спираль была укорочена на 0,1 первоначальной длины. Во сколько раз изменилась мощность плитки?

а) уменьшилась в 1,1 раза б) увеличилась в 1,1 раза

в) уменьшилась в 2,1 раза г) увеличилась в 2,1 раза


4. На корпусе лампы накаливания написано 40 Вт, 220 В. Определите сопротивление нити накала лампы

а) 1210 Ом б) 55 Ом

в) 7,27 Ом г) 0,18 Ом


5. Стоимость 1 кВт/час электроэнергии 3 руб 20 коп. Сколько придется заплатить за использование электролампочки мощностью 50 Вт, если в течение 30 дней она была включена на 5 часов в сутки?

а) 2,4 руб б) 24 руб

в) 240 руб г) 2400 руб


Часть Б

6. Сопоставьте следующие физические величины с единицами их измерения.

Физические величины

Единицы измерения

А) мощность тока

Б) работа тока

В) заряд

1) Дж

2) Кл

3) Вт


7. Сколько времени работала электроплитка, включенная в сеть напряжением 220 В, если при силе тока 2,5 А выделилось 165 кДж теплоты? Ответ выразите в минутах.


8. Две лампочки имеют одинаковые мощности. Первая лампочка рассчитана на 127 В, вторая на 220 В. Отношение сопротивления второй лампочки к сопротивлению первой лампочки равно...


Вариант 2

Часть А

1. Зачем в сеть включают предохранители?

а) чтобы повысить КПД источника напряжения

б) чтобы предотвратить короткое замыкание

в) чтобы повысить сопротивление цепи

г) чтобы понизить сопротивление цепи


2. На каком из резисторов выделится наибольшее количество теплоты в единицу времени?

а) на R1

б) на R2

в) на R3

г) на R4


3. На одной лампочке написано 40 Вт, 220 В, а на другой — 100 Вт, 220 В. Мощность какой лампочки и во сколько раз больше при последовательном включении?

а) второй, в 2,5 раза б) одинаковы

в) первой, в 2,5 раза г) неполные данные


4. На корпусе электрической розетки написаны предельные параметры, превышать которые нельзя: 220 В, 6 А. Прибор какой предельной мощности можно подключать к этой розетки?

а) 1320 Вт б) 132 Вт

в) 13,2 Вт г) 13,2 кВт


5. Через лампочку, подключенную в электрическую сеть с напряжением 220 В, прошел заряд 500 Кл. Определить работу тока в цепи.

а) 110 Дж б) 110 кДж

в) 2,27 Дж г) 0,44 кДж


Часть Б

6. Напряжение, поданное на резистор увеличили. Что произошло с силой тока, мощностью, сопротивление резистора? Соотнести возможные варианты в таблице.

Физическая величина

Результат изменения

А) сила тока

Б) мощность

В) сопротивление

1) увеличилась

2) уменьшилась

3) не изменилась


7. Электролампочку мощностью 50 Вт включили последовательно с вольтметром, имеющим сопротивление 10 кОм. Вольтметр показывает напряжение 100 Вт. Какой силы ток протекает через лампочку?


8. Два резистора с одинаковым сопротивлением каждый включаются в цепь постоянного напряжения первый раз параллельно, а второй раз последовательно. Какая электрическая мощность потребляется в обоих случаях?



Контрольная работа № 4 «Электромагнитные явления»

1 вариант.

1. Как взаимодействуют разноименные и одноименные полюсы магнитов?

2.  Определите направление тока в проводнике, сечение которого и магнитное поле показаны на рисунке.

3. Какую работу совершил в проводнике электрический ток, если заряд, прошедший по цепи, равен 1,5 Кл, а напряжение на концах этого проводника равно 6 В?

2 вариант.


1. Опишите один из опытов, свидетельствующих о том, что магнитное поле связано с движущимися зарядами.

2. Определите направление тока в проводнике, находящемся в магнитном поле. Стрелка указывает направление движения проводника.

3. Сила тока в электрической лампе, рассчитанной на напряжение 110 В, равна 0,5 А. Какова мощность тока в этой лампе?


Контрольная работа № 5«Световые явления»

1 вариант.

1. Угол падения луча равен 25°. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

2. На каком расстоянии от собирающей линзы с фокусным расстоянием 20 см получится изображение предмета, если сам предмет находится на расстоянии 15 см?

3. На рисунке показаны положение оптической оси ММ тонкой линзы, светящейся точки А и её изображения А1. Найдите построением положение центра линзы и её фокусов. Какая это линза?

4. Построить изображение предмета.

2 вариант.

1. Угол между падающим и отраженным лучами составляет 60°. Под каким углом к зеркалу падает свет?

2. Предмет расположен на расстоянии 15 см от рассеивающей линзы с фокусным расстоянием 30 см. На каком расстоянии от линзы получается изображение данного предмета?

3. Даны точки А и А1 на оси линзы неизвестной формы. Определите вид линзы (собирающая или рассеивающая). Постройте фокусы линзы

4. Построить изображение предмета.


Итоговая контрольная работа по физике за курс 8 класса

Вариант 1

А1. В жидкостях частицы совершают колебания возле положения равновесия, сталкиваясь с соседними частицами. Время от времени частица совершает «прыжок» к другому положению равновесия. Какое свойство жидкостей можно объяснить таким характером движения частиц?


1)

малую сжимаемость

2)

текучесть

3)

давление на дно сосуда

4)

изменение объема при нагревании


А2. Теплопередача всегда происходит от тела с


1)

большим запасом количества теплоты к телу с меньшим запасом количества теплоты

2)

большей теплоемкостью к телу с меньшей теплоёмкостью

3)

большей температурой к телу с меньшей температурой

4)

большей теплопроводностью к телу с меньшей теплопроводностью


А3. В электрочайнике неисправный нагреватель заменили на нагреватель вдвое большей мощности. Температура кипения воды при этом


1)

увеличилась в 2 раза

2)

увеличилась более, чем в 2 раза

3)

увеличилась менее, чем в 2 раза

4)

практически не изменилась


А 4. На рисунке показан опыт по определению объема тела неправильной формы. Каково значение объема тела по результатам измерений?

1) 16 см3

2) 46 см3

3) 16 дм3

4) 43 дм3

XА5. Весной при таянии льда в водоеме температура окружающего воздуха


1)

уменьшается

2)

увеличивается

3)

не изменяется

4)

может увеличиваться или уменьшаться


А6. На графике представлена зависимость температуры Т вещества от времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом состоянии. Какая из точек соответствует окончанию процесса плавления?



1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4. 5. 5. 6. 6. 7. 7.


А7. Лед при температуре 0С внесли в теплое помещение. Температура льда до того, как он растает,


1)

не изменится, так как вся энергия, получаемая льдом в это время, расходуется на разрушение кристаллической решетки

2)

не изменится, так как при плавлении лед получает тепло от окружающей среды, а затем отдает его обратно

3)

повысится, так как лед получает тепло от окружающей среды, значит, его внутренняя энергия растет, и температура льда повышается

4)

понизится, так как при плавлении лед отдает окружающей среде некоторое количество теплоты


А8. Как изменяется температура кипения жидкости от начала кипения до полного выкипания жидкости?

1. Повышается. 2. Понижается. 3. Остается неизменной.



А9. На рисунке приведен график зависимости температуры твердого тела от отданного им количества теплоты. Масса тела 4 кг. Какова удельная теплоемкость вещества этого тела?


1)

0,125 Дж/(кгC)

2)

0,25 Дж/(кгC)

3)

500 Дж/(кгC)

4)

4000 Дж/(кгC)





А10. Два стальных шара упали с одной и той же высоты. Первый упал в песок, а второй, ударившись о камень, отскочил вверх и был пойман рукой на некоторой высоте. У какого шарика внутренняя энергия стала больше?


1. У первого. 2. У второго. 3. У обоих одинаковая.


А11. Какое утверждение о взаимодействии трех изображенных

на рисунке заряженных частиц является правильным?


1)

1 и 2 отталкиваются, 2 и 3 притягиваются, 1 и 3 отталкиваются

2)

1 и 2 притягиваются, 2 и 3 отталкиваются, 1 и 3 отталкиваются

3)

1 и 2 отталкиваются, 2 и 3 притягиваются, 1 и 3 притягиваются

4)

1 и 2 притягиваются, 2 и 3 отталкиваются, 1 и 3 притягиваются



А12. Какими носителями электрического заряда создается ток в металле?


1)

только ионами

2)

электронами и ионами

3)

только электронами


А13. Необходимо измерить силу тока в лампе и напряжение на ней. Как следует включить по отношению к лампе амперметр и вольтметр?


1)

амперметр и вольтметр последовательно

2)

амперметр и вольтметр параллельно

3)

амперметр последовательно, вольтметр параллельно

4)

амперметр параллельно, вольтметр последовательно


А14. Для исследования зависимости силы тока, протекающего через проволочный резистор от напряжения на нем, была собрана электрическая цепь, представленная на фотографии.

Чему равно удельное сопротивление металла, из которого изготовлен резистор, если длина его равна 25 м, а площадь его поперечного сечения 1 мм2?


1)

0,016 Ом∙ мм2

2)

0,1 Ом∙ мм2

3)

0,4 Ом∙ мм2

4)

2,5 Ом∙ мм2



А15. Чему равно полное напряжение на участке цепи с последовательным соединением двух проводников, если на каждом из них напряжение 5 В?


1

0

2

2,5 В

3

5 В

4

10 В



А16. Два резистора включены в электрическую цепь последовательно. Как соотносятся показания вольтметров, изображенных на схеме?



1)

U1 = U2

2)

U1 = 4U2

3)

U1 = 2U2

4)

U1 = U2


А17. При силе тока в электрической цепи 0,3 А сопротивление лампы равно 10 Ом. Мощность электрического тока, выделяющаяся на нити лампы, равна


1

0,03 Вт

2

0,9 Вт

3

3 Вт

4

30 Вт

А18. Источник света неправильной формы S отражается в плоском зеркале ab. На каком рисунке верно показано изображение S1 этого источника в зеркале?



1)

2)

3)

4)


X

А19. Маленькая лампочка освещает экран через непрозрачную перегородку с круглым отверстием радиуса 0,2 м. Расстояние от лампочки до экрана в 4 раза больше расстояния от лампочки до перегородки. Каков радиус освещенного пятна на экране?


1

0,05 м

2

0,2 м

3

0,8 м

4

20 м




А20. Какой из лучей: 1, 2, 3 или 4 является продолжением светового луча S после преломления его в линзе L






31