муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 30
Утверждена приказом директора МАОУ СОШ № 30 Приказ № от . 2017г. Директор МАОУ СОШ № 30 ____________М.О.Максимова. |
Рабочая программа
«Физика»
базовый уровень, 8 «А» класс
/адаптированная на основе Примерной программы «Физика»; УМК под ред. А.В.Пёрышкина/
Составитель: Сергеева Е.Е., учитель физики МАОУ СОШ № 30 Первая квалификационная категория |
Калининград 2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по физике (Сборник нормативных документов. Физика. – М.: Просвещение, 2011) и с основными требованиями примерной образовательной программы для общеобразовательных учреждений Физика. 7-9 класс/ составитель Н.К.Мартынова, Н.Н. Иванов.-М.: Просвещение, 2011. (Физика. 7-9 классы. Автор программы Е.М.Гутник, А.В.Перышкин).
Нормативно-правовая база разработки и преподавания учебного курса.
-Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
-Нормативные договоры, разграничивающие полномочия, права и ответственность различных субъектов, регулирующие их отношения;
-Устав МАОУ СОШ №30, образовательная программа школы, учебные рабочие программы, локальные акты МАОУ СОШ №30;
-Примерная программа основного общего образования по физике (Сборник нормативных документов. Физика. М.: Просвещение, 2011).
Разработанная программа соответствует требованиям примерной программы по физике
Цели программы:
• освоение знаний физических явлений; знаний о величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи программы:
• ознакомить учащихся с основами физической науки, сформировать ее основные понятия, дать представления о некоторых физических законах и теориях, научить видеть их проявление в природе;
• сформировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней, служить основой для формирования научного миропонимания;
• ознакомить с основными применениями физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса и решения экологических проблем;
• ознакомить с методами естественнонаучного исследования;
• формировать умения выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения.
При изучении программы используется учебно-методический комплект:
Уровень изучения | Название учебной программы | Вид учебной программы | Используемый учебник | Используемые пособия |
Базовый | Физика 7-9 класс Автор программы Гутник Е.М. Пёрышкин А.В. | Примерная | Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015. | Перышкин А.В. Сборник задач 7-9 кл. к учебникам А.В. Перышкина «Физика. 7,8,9». – М.: Дрофа, 2016. |
Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю) и предусматривает 3 контрольных и 10 лабораторных работ. Модификация заключается в уменьшении количества контрольных работ (было 4, стало 3), внесение в предложенную сетку повторительно-обобщающих уроков (3 урока) и увеличения уроков решения качественных и расчётных задач. В основном сохранен принцип примерной программы. Настоящая программа адаптирована к условиям данной школы.
Формы организации деятельности обучающихся:
- урок ознакомления с новым материалом
- урок применения знаний и умений
- урок обобщения и систематизации знаний
- урок повторения
- комбинированный урок
- урок контроля знаний
- урок лабораторных работ
- урок – игра (соревнование)
Механизмы контроля:
Подготовка презентаций по отдельным темам
Тематическое тестирование
Лабораторные работы
Физические диктанты
Контрольные и самостоятельные работы
Обеспеченность необходимой материальной базой и материалами:
1. Электронное пособие «Физика-8 класс»
2. Презентации поурочные
3. Дидактические разработки
4. Материально-техническая база кабинета № 321
Поурочное планирование 8 класс – 3 часа. |
№ п/п | Содержание | Кол-во час. | Содержание для обучающихся с ОВЗ | |
8 А | |
Тепловые явления –38 часов. |
| Повторение. | 1 | Повторение. | | |
| Повторение. Входной контроль. | 1 | Повторение. Входной контроль. | | |
| Повторение. Сочинение – размышление «Почему нужно беречь энергию?» | 1 | Повторение. Сочинение – размышление «Почему нужно беречь энергию?» | | |
| Тепловое движение. Температура. | 1 | Тепловое движение. Температура. | | |
| Внутренняя энергия. | 1 | Внутренняя энергия | | |
| Способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | Способы изменения внутренней энергии тела. | | |
| Теплопроводность. | 1 | Теплопроводность. | | |
| Конвекция. | 1 | Конвекция. | | |
| Излучение. | 1 | Излучение. | | |
| Теплопередача в природе и технике. | 1 | Теплопередача в природе и технике. | | |
| Л/р №1 «Исследование изменения температуры остывающей воды». Количество теплоты. | 1 | Л/р №1 «Исследование изменения температуры остывающей воды». Количество теплоты. | | |
| Удельная теплоемкость. | 1 | Удельная теплоемкость | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Л/р №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Расчёт кол-ва теплоты. | 1 | Л/р №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Расчёт кол-ва теплоты. | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Л/р №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | 1 | Л/р №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | 1 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | | |
| Повторительно-обобщающий урок «Тепловые явления». | 1 | Повторительно-обобщающий урок «Тепловые явления». | | |
| Плавление и отвердевание кристаллических тел. Агрегатные состояния вещества. | 1 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. Агрегатные состояния вещества. | | |
| Удельная теплота плавления. | 1 | Удельная теплота плавления. | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Повторительно-обобщающий урок «Нагревание и плавление кристаллических тел». | 1 | Повторительно-обобщающий урок «Нагревание и плавление кристаллических тел». | | |
| Испарение. Конденсация. | 1 | Испарение. Конденсация. | | |
| Кипение. Удельная теплота парообразования. | 1 | Кипение. Удельная теплота парообразования. | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Влажность воздуха. Способы определения влажности. | 1 | Влажность воздуха. Способы определения влажности. | | |
| Работа газа и пара при расширении. ДВС. | 1 | Работа газа и пара при расширении. ДВС. | | |
| Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
| К/р №1 «Тепловые явления». | 1 | К/р №1 «Тепловые явления». | | |
Электрические явления – 40 часов. |
/39 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. | 1 | Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. | | |
/40 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | 1 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества | | |
/41 | Электрическое поле. | 1 | Электрическое поле. | | |
/42 | Делимость электрического заряда. Строение атомов. | 1 | Делимость электрического заряда. Строение атомов. | | |
/43 | Объяснение электрических явлений. | 1 | Объяснение электрических явлений. | | |
/44 | Электрический ток. Источники тока. | 1 | Электрический ток. Источники тока. | | |
/45 | Электрическая цепь и её составные части. | 1 | Электрическая цепь и её составные части. | | |
/46 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/47 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | 1 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | | |
/48 | Сила тока. Единицы силы тока. | 1 | Сила тока. Единицы силы тока. | | |
/49 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/50 | Амперметр. Л/р №4 «Измерение силы тока» | 1 | Амперметр. Л/р №4 «Измерение силы тока» | | |
/51 | Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. | 1 | Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. | | |
/52 | Электрическое сопротивление. | 1 | Электрическое сопротивление. | | |
/53 | Л/р №5 «Измерение напряжения на участке цепи». | 1 | Л/р №5 «Измерение напряжения на участке цепи». | | |
/54 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | Закон Ома для участка цепи. | | |
/55 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/56 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | 1 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | | |
/57 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/58 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/59 | Реостаты. Л/р №6 «Регулирование силы тока реостатом». | 1 | Реостаты. Л/р №6 «Регулирование силы тока реостатом». | | |
/60 | Л/р №7 «Определение сопротивления проводника». | 1 | Л/р №7 «Определение сопротивления проводника». | | |
/61 | Последовательное соединение проводников. | 1 | Последовательное соединение проводников. | | |
/62 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/63 | Параллельное соединение проводников. | 1 | Параллельное соединение проводников. | | |
/64 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/65 | Смешанное соединение проводников. | 1 | Смешанное соединение проводников. | | |
/66 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/67 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/68 | Работа электрического тока. Кратковременная к/р №5 «Электрический ток». | 1 | Работа электрического тока. Кратковременная к/р №5 «Электрический ток». | | |
/69 | Мощность электрического тока. | 1 | Мощность электрического тока. | | |
/70 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/71 | Л/р №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | 1 | Л/р №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | | |
/72 | Нагревание проводников. Закон Джоуля-Ленца. | 1 | Нагревание проводников. Закон Джоуля-Ленца. | | |
/73 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/74 | Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. | 1 | Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. | | |
/75 | Короткое замыкание. Предохранители. | 1 | Короткое замыкание. Предохранители. | | |
/76 | Решение задач | 1 | Решение задач. | | |
/77 | К/р №2 «Электрические явления». | 1 | К/р №2 «Электрические явления». | | |
/78 | Повторение темы «Электрические явления». | 1 | Повторение темы «Электрические явления». | | |
Электромагнитные явления – 10 часов. |
/79 | Магнитное поле. Магнитные линии. | 1 | Магнитное поле. Магнитные линии. | | |
/80 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/81 | Электромагниты. | 1 | Электромагниты. | | |
/82 | Решение задач | 1 | Решение задач. | | |
/83 | Применение электромагнитов. | 1 | Применение электромагнитов. | | |
/84 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | 1 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | | |
/85 | Электрический двигатель. | 1 | Электрический двигатель. | | |
/86 | Л/р №9 «Изучение электродвигателя». | 1 | Л/р №9 «Изучение электродвигателя». | | |
/87 | Решение задач | 1 | Решение задач. | | |
/88 | Повторительно-обобщающий урок «Электромагнитные явления». | 1 | Повторительно-обобщающий урок «Электромагнитные явления». | | |
Световые явления – 12 часов. |
/89 | Источники и распространение света. | 1 | Источники и распространение света. | | |
/90 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/91 | Отражение света. Законы отражения света. | 1 | Отражение света. Законы отражения света. | | |
/92 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/93 | Плоское зеркало. | 1 | Плоское зеркало. | | |
/94 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/95 | Преломление света. | 1 | Преломление света. | | |
/96 | Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. | 1 | Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой. | | |
/97 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
/98 | Л/р №10 «Получение изображения с помощью линзы». | 1 | Л/р №10 «Получение изображения с помощью линзы». | | |
/99 | К/р №3 «Электромагнитные и световые явления». | 1 | К/р №3 «Электромагнитные и световые явления». | | |
/100 | Решение задач. | 1 | Решение задач. | | |
Повторение – 5 часов. |
Контрольные работы по физике |
Класс | №п/п | Название работы | Дата |
8 классы |
8 А | | Административный входной контроль. | |
1 | Диагностическая контрольная работа: Тепловые явления. | |
| Административный промежуточный контроль | |
2 | Диагностическая контрольная работа: Электрические явления. | |
3 | Диагностическая контрольная работа: Электромагнитные и световые явления. | |
| Административный итоговый контроль. | |
Лабораторные работы по физике |
Класс | №п/п | Название работы | Дата |
8 А | 1 | Исследование изменения температуры остывающей воды | |
2 | Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры | |
3 | Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела | |
4 | Измерение силы тока | |
5 | Измерение напряжения | |
6 | Регулирование силы тока реостатом | |
7 | Определение сопротивления проводника | |
8 | Измерение мощности и работы тока | |
9 | Изучение электродвигателя | |
10 | Получение изображения с помощью линзы | |
Учебно-методическое обеспечение
8 класс
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2015.
Перышкин А.В. Сборник задач 7-9 кл. к учебникам А.В. Перышкина «Физика. 7,8,9». – М.: Дрофа, 2016.
СОДЕРЖАНИЕ – 8 класс (3 часа в неделю)
1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (38 часов)
Тепловое движение. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Виды теплопередачи. Практическое применение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Плавление и отвердевание тел. Удельная теплота плавления. График плавления и кристаллизации. Испарение и конденсация. Кипение. Удельная теплота парообразования. Превращение энергии в тепловых процессах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (40 часов)
Электризация тел. Заряд. Два рода зарядов. Их взаимодействие. Делимость заряда. Электрическое поле. Планетарная модель атома. Электрический ток. Условия существования тока. Ток в металлах. Источники и потребители тока. Электрическая цепь. Элементы цепи и их обозначения. Сила тока. Единица измерения. Амперметр. Напряжение. Единица измерения. Вольтметр. Сопротивление. Единица измерения. Закон Ома для участка цепи. Формула. Реостаты. Удельное сопротивление. Расчет сопротивления проводников. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность тока. Единицы измерения. Формула. Нагревание проводников током. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Предохранители.
3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. (10 часов)
Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Электромагниты. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель.
4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ. (12 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение и законы отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Законы преломления. Линзы. Виды линз. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзе. Фотоаппарат. Глаз. Очки.
ПОВТОРЕНИЕ. (5 часов)
Структура содержания курса физики 8 класс (3 ч) |
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Кол-во к/р | Кол-во л/р |
1 | Тепловые явления | 38 | 1 | 3 |
2 | Электрические явления | 40 | 1 | 5 |
3 | Электромагнитные явления | 10 | 0 | 1 |
4 | Световые явления | 12 | 1 | 1 |
5 | Повторение | 5 | | |
Итого | 105 | 3 | 10 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен
знать/понимать
Смысл понятий: физическое явление, закон, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле.
Смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, кол-во теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, напряжение, сопротивление, работа и мощность тока, фокусное расстояние линзы.
Смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, распространения, отражения и преломления света;
Уметь
Описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие зарядов, магнитов, действие магнитного поля, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности тока;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах СИ;
Приводить примеры практического использования физических знаний тепловых и электромагнитных явлениях.
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, графиков и схем);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности при использовании транспортных средств,
электробытовых приборов,
электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов.
Литература.
Генденштейн Л. Э., Кирик Л. А., Гельфгат И. М. Задачи по физике для основной школы с примерами решений. 7-9 классы. Под ред. В. А. Орлова. – М.: Илекса, 2012. -416 c.
Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя / А.А. Гин. -5-е изд. ─ М.: Вита- Пресс, 2004. -88с.
Громцева О.И. Тесты по физике. 8 класс. -М.: Дрофа, 2009.
Кирик Л. А. Физика-8. Методические материалы. –М.: Илекса, 2004 – 288 с.
Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. -17 изд. – М.: Просвещение, 2004. – 224с.: ил.
Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тесты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.
Полянский С. Е. Поурочные разработки по физике 8 класс. Изд. 2-е испр. и доп. –М.: Вако, 2004. -336 с. - (В помощь школьному учителю).
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. – М.: «Просвещение», 1972
Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / З. В. Александрова и др.-2-е изд., стереотип. –М.: Издательство «Глобус», 2010. – 313 с. – (Современная школа).
Ханнанов Н.К. Физика. Тесты. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008.
Чеботарева А.В. Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 8». – М.: «Экзамен», 2009.