Рассмотрено на заседании МО Протокол № от « » _________ 2016 г. | Принято на заседании педагогического совета Протокол № от « »___________2016 г. | «Утверждаю» Директор школы __________ /Н.В. Лысенко/ Приказ № от « »___________2016 г. |
МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа
Панинского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
8 класс
на 2016 -2016 учебный год
Разработал:
Учитель первой квалификационной категории
Молчевский Сергей Сергеевич
2016 г.
Пояснительная записка к рабочей программе
Рабочая программа предназначена для работы в 8 классах общеобразовательной школы и составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004г;
- федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г;
- авторской программы А.В. Пёрышкина по физике для 8 класса.
Программа рассчитана на 70 часов в год, по 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ – 8.
Количество лабораторных работ – 10.
Формы контроля – самостоятельные работы, лабораторные работы, контрольные работы, тестирование.
Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения физики в основной школе, заложенным в программе А.В. Пёрышкина:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к существованию осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории;
- воспитание культуры личности убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к товарищам науки и техники; отношения физики как к элементу общечеловеческой культуры.
Теоретические основы построения курса физики 8 класса
Основой построения курса физики 8 класса является идеи и принципы развивающего обучения, такие как обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в обучении, осознание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, включая слабых.
Основными технологиями развивающего обучения являются проблемнопоисковая, исследовательская технологии. Именно они развивают самостоятельность в приближении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий. Введение новых понятий сопровождаются проведением простых физических опытов, так как основной целью развивающего обучения является формирование и развитие теоретического мышления.
При изучении физических явлений, величин, законов учащимся предлагается рассмотреть рисунки, описать их, ответить на поставленные вопросы, провести наблюдения природных явлений, описать и обобщить результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы, а также представить результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявить на этой основе эмпирические зависимости. Принцип наглядности в обучении формирует способность анализировать информацию, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Содержание тем учебного курса физики в 8 классе
Цели изучения физики в 8 классе:
- изучить изменения агрегатных состояний веществ, тепловые, электрические, электромагнитные и световые явления.
Тема 1 «Тепловые явления» (14 часов)
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная плотность. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии.
Тема 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» (12 часов)
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. Удельная теплота плавления. Испарение. Кипение. Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. КПД теплового двигателя.
Тема 3 «Электрические явления» (26 часов)
Электризация тел. Электроскоп. Электрическое поле. Строение атома. Электрический ток. Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Напряжение. Вольтметр. Закон Ома. Реостаты. Работа электрического тока. Мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. Предохранители.
Тема 4 «Электромагнитные явления» (8 часов)
Магнитное поле прямого тока. Магнитное поле катушки с током. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Электродвигатель.
Тема 5 «Световые явления» (8 часов)
Источники света. Распространение света. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Линзы. Оптическая сила линзы. Изображения, даваемые линзой.
Требования к уровню подготовки
учащихся 8 класса
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен
знать и понимать:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро, электромагнитное поле;
смысл физических величин: температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление;
смысл физических законов: закон сохранения и превращения энергии, закон Ома, закон Джоуля – Ленца, законы отражения света;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: тепловые явления, теплопроводность, конвекция, излучение, плавление и отвердевание кристаллических тел, испарение, кипение, парообразование, конденсация, электризация тел, электрический ток, нагревание проводников электрическим током, преломление и отражение света, распространение света;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: примеры теплопередачи в природе и технике, использование энергии Солнца и Земли, строение фотоаппарата, глаза, близорукость и дальнозоркость;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального использования и защиты окружающей среды.
Количество лабораторных работ - 10
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Определение удельной теплоемкости твердого тела.
3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока.
4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5. Регулирование силы тока реостатом.
6. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.
7. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электродвигателя.
10. Получение изображения при помощи линзы.
Количество контрольных работ – 6.
Количество самостоятельных, тестовых работ – 7.
Перечень учебно-методического обеспечения
Перышкин А.В. Физика: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2009 – 191с.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике: учебное пособие для учащихся 7-9 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1998 – 191с.
Компьютерные обучающие программы «Живая физика», «Открытая физика»
Шевцов В.А. Физика. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Перышкина. – Волгоград: Учитель, 2007 – 136с.
Моркотун В.Л. Физика. Все законы и формулы в таблицах, 7-11 кл. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 463с.
Разумовский В.Г. Контроль знаний учащихся. – М.: Просвещение, 1982 – 87с.
Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения. – М: Просвещение, 2006 – 160с.
Список литературы
Ковтунович М.Г. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 207с.
«Открытая школа», 2004, № 4, стр. 27-28: Мошейко Л.П. «УМК нового поколения».
«Программы для общеобразовательных учреждений. Физика и астрономия», 2004. Автор программы Перышкин А.В.
«Учительская газета», 2001, № 8 (20.11.2001), стр. 18: Шаронова Н.В. «Идеальная модель, или курс физики в новом изложении».
«Учительская газета», 2003, № 11-12 (18.03.2003), стр. 41: Шаронова Н.В. «Сейчас, а не потом! Физика в период модернизации школьного образования».
«Учительская газета», 2004, № 49-50 (07.12.2004), стр. 11: Мошейко Л.П. «Творчество меняет менталитет. Новые подходы к преподаванию физики».
«Физика в школе», 2007, № 3, стр. 77: Орлов В.А. «О новых учебниках».
«Физика в школе», 2008, № 5, стр. 23-28: Богаткина Л.Б. «Об использовании учебников и учебно-методических пособий по физике в 2008-2009 учебном году».
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Тепловые явления | 15 |
2 | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 |
3 | Электрические явления | 27 |
4 | Электромагнитные явления | 7 |
5 | Световые явления | 8 |
6 | Итоговое повторение | 2 |
Календарно-тематическое планирование по физике
Количество часов:
Всего – 70 часов, в неделю – 2 часа
Плановых контрольных работ – 6, самостоятельных, тестовых работ – 7, лабораторных работ – 10
8 класс
№ | Темы | Домашнее задание | Часы | Дата | План | Факт | Примечание |
| Тепловые явления | | 15 | | | | |
1/1 | Тепловое движение. Температура | § 1 | 1 | 3.09 – 9.09 | | | |
2/2 | Внутренняя энергия | § 2 | 1 |
3/3 | Способы изменения внутренней энергии | § 3 | 1 | 10.09 – 16.09 | | | |
4/4 | Виды теплопередачи. Теплопроводность | § 4, упр. 1 | 1 |
5/5 | Конвекция. Излучение | § 5, 6, упр. 2 | 1 | 17.09 – 23.09 | | | |
6/6 | Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике | § 4–6, упр. 3 | 1 |
7/7 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты | § 7 | 1 | 24.09 – 30.09 | | | |
8/8 | Удельная теплоемкость вещества | § 8 | 1 |
9/9 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении | § 9, упр. 4 № 1, 2 | 1 | 1.10 – 7.10 | | | |
10/10 | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | § 7, 8 | 1 |
11/11 | Решение задач на тему «Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества» | § 7, 8, 9 упр. 4 № 3 | 1 | 8.10 – 14.10 | | | |
12/12 | Лабораторная работа № 2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела» | § 7–9 | 1 |
13/13 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | §10, упр. 5 | 1 | 15.10 – 21.10 | | | |
14/14 | Закон сохранения энергии в механических тепловых процессах | § 11 | 1 |
15/15 | Контрольная работа № 1 «Тепловые явления» | | 1 | 22.10 – 28.10 | | | |
| Изменение агрегатных состояний вещества | | 11 | | | | |
16/1 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания | § 12, 13, 14, упр. 7 | 1 | 22.10 – 28.10 | | | |
17/2 | Удельная теплота плавления | § 15, упр. 8 № 1, 2, 3 | 1 | 29.10 – 4.11 | | | |
18/3 | Решение задач по теме «Удельная теплота плавления» | § 13–15, упр. 8 № 4, 5 | 1 | 29.10 – 4.11 |
19/4 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости, выделение энергии при конденсации пара | § 16, 17, упр. 9 | 1 | 12.11 – 18.11 | | | |
20/5 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации | § 18, 20, упр. 10 № 1, 2, 3 | 1 |
21/6 | Кипение, парообразование и конденсация | § 18, 20, упр. 10 № 4, 5, 6 | 1 | 19.11 – 25.11 | | | |
22/7 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха | § 19 | 1 |
23/8 | Работа газ и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания | § 21, 22 | 1 | 26.11 – 2.12 | | | |
24/9 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя | § 23, 24 | 1 |
25/10 | Решение задач по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» | § 13–24 | 1 | 3.12 – 9.12 | | | |
26/11 | Контрольная работа № 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» | | 1 | | | |
| Электрические явления | | 27 | | | | |
27/1 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов | § 25, 26 | 1 | 10.12 – 16.12 | | | |
28/2 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества | § 27 | 1 | | | |
29/3 | Электрическое поле | § 28 | 1 | 17.12 –23.12 |
30/4 | Делимость электрического заряда. Строение атомов | § 29, 30, упр. 11 | 1 | | | |
31/5 | Объяснение электрических явлений. Электрический ток. Источники электрического тока | § 31, 32, упр. 12 | 1 | 24.12 – 30.12 |
32/6 | Контрольная работа № 3 «Электризация тел. Строение атома» | | 1 |
|
33/7 | Электрическая цепь и ее составные части | § 33, упр. 13 | 1 | 14.01 – 20.01 | | | |
34/8 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока | § 34, 35, 36 | 1 |
35/9 | Сила тока. Амперметр | § 37, 38, упр. 14 | 1 | 21.01 – 27.01 | | | |
36/10 | Лабораторная работа № 3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока» | § 37, 38, упр. 15 | 1 |
37/11 | Электрическое напряжение. Вольтметр | § 39, 40, 41, упр. 16 | 1 | 28.01 – 3.02 | | | |
38/12 | Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | § 42, упр.17 | 1 |
39/13 | Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома | § 43, 44, упр. 19 № 1, 2, 3 | 1 | 4.02 – 10.02 | | | |
40/14 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление | § 45, 46, упр. 20 №1, 2 | 1 |
41/15 | Реостаты. Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом» | § 47, упр. 21 | 1 | 11.02 – 17.02 | | | |
42/16 | Лабораторная работа № 6 «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач | § 37–47 | 1 |
43/17 | Последовательное соединение проводников | § 48, упр. 22 | 1 | 18.02 – 24.02 | | | |
44/18 | Параллельное соединение проводников | § 49, упр. 23 | 1 |
45/19 | Закон Ома для участка цепи | § 48, 49 | 1 | 25.02 – 3.03 | | | |
46/20 | Работа электрического тока | § 50, упр. 24 | 1 |
47/21 | Мощность электрического тока | § 51, 52, упр. 25 | 1 | 4.03 – 10.03 | | | |
48/22 | Лабораторная работа № 7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | § 50–52, упр. 26 | 1 |
49/23 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца | § 53, 54, упр. 27 | 1 | 11.03 – 17.03 | | | |
50/24 | Решение задач на тему «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца» | § 50–54 | 1 | | | |
51/25 | Короткое замыкание. Предохранители | § 55 | 1 | 18.03 – 21.03 | | | |
52/26 | Повторение темы «Электрические явления» | § 33–55 | 1 |
53/27 | Контрольная работа № 4 «Электрические явления» | | 1 | 1.04 – 7.04 | | | |
| Электромагнитные явления | | 7 | | | | |
54/1 | Магнитное поле. Магнитные линии | § 56, 57 | 1 | 1.04 – 7.04 | | | |
55/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Применение электромагнитов | § 58, упр. 28 | 1 | 8.04 – 14.04 | | | |
56/3 | Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | § 56–58 | 1 |
57/4 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли | § 59, 60 | 1 | 15.04 – 21.04 | | | |
58/5 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Лабораторная работа № 9 «Изучение электродвигателя» | § 61 | 1 | | | |
59/6 | Устройство электроизмерительных приборов | § 56–61 | 1 | 22.04 – 28.04 | | | |
60/7 | Контрольная работа № 5 «Электромагнитные явления» | | 1 |
| Световые явления | | 8 | | | | |
61/1 | Источники света. Распространение света | § 62, упр. 29 | 1 | 29.04 – 5.05 | | | |
62/2 | Отражение света. Законы отражения света | § 63, упр. 30 | 1 |
63/3 | Плоское зеркало | § 64, упр. 31 | 1 | 6.05 – 12.05 | | | |
64/4 | Преломление света | § 65, упр. 32 № 1, 2, 3 | 1 |
65/5 | Линзы. Оптическая сила линзы | § 66, упр. 33 | 1 | 13.05 – 19.05 | | | |
66/6 | Изображения, даваемые линзой | § 67, упр. 34 | 1 |
67/7 | Лабораторная работа № 10 «Получение изображения при помощи линзы» | § 62–67 | 1 | 20.05 – 26.05 | | | |
68/8 | Контрольная работа № 6 «Световые явления» | | 1 |
| Итоговое повторение | | 2 | | | | |
69/1 | Итоговое повторение тем за курс 8 класса | | 1 | 27.05 – 31.05 | | | |
70/2 | Повторение курс 8 класса | | 1 |