Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Рабочая программа по физике для 9 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по физике, МКОУ СОШ с учётом требований ФГОС ООО (базовый уровень)и в соответствии с Учебным планом на 2022-2023 учебный год.
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Дрофа, 2018, рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета. Данная рабочая программа обеспечивает освоение за счет незначительного уплотнения учебного материала и увеличения часов на решение задач и повторение. Она определяет содержание учебного материала, последовательность изучения, пути формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития учащихся, их социализации и воспитания.
Программа обеспечивает достижение обучающимися 9 класса следующих результатов.
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
характеризовать понятия (система отсчета, относительность механического движения, невесомость и перегрузки, механические волны, звук, инфразвук и ультразвук, электромагнитные волны, инфракрасные волны, ультрафиолетовые волны, рентгеновское излучение, шкала электромагнитных волн, спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная и термоядерная энергетика);
различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие тел, равновесие материальной точки, реактивное движение, невесомость, колебательное движение (гармонические колебания, затухающие колебания, вынужденные колебания), резонанс, волновое движение (звук), отражение звука, дисперсия света,отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, сложение спектральных цветов, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение при равноускоренном прямолинейном движении, центростремительное ускорение, угловая скорость, перемещение, пройденный путь и скорость при криволинейном движении, сила тяжести, ускорения свободного падения с учетом зависимости от широты местности, вес тела, центр тяжести твердого тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота колебаний, период математического и пружинного маятников, длина волны, громкость и высота тона, скорость света, показатель преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел: выявлять причинно следственные связи, строить объяснение из 2–3 логических шагов с опорой на 2–3 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности;
решать расчетные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выбирать законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины; обосновывать выбор способа измерения/измерительного прибора;
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити): самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, частота и период колебаний математического и пружинного маятников, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной погрешности измерений;
соблюдать правила безопасного труда при работе с лабораторным оборудованием;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твердое тело, планетарная модель атома, нуклонная модель атомного ядра;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их описания (в том числе: эхолот, перископ, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности; использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач; приводить примеры практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры вклада российских (в том числе: К.Э. Циолковский, С.П. Королев, Д.Д. Иваненко,, И.В. Курчатов) и зарубежных (в том числе: И. Ньютон, Дж. Максвелл, Г. Герц, В. Рентген, А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри, Э. Резерфорд) ученых-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий;
создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких источников, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождая выступление презентацией с учетом особенностей аудитории.
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез
Тематическое планирование по физике, для обучающихся основного общего образования составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
-к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
| № урока | Изучаемая тема | Основные виды деятельности обучающихся. | Средства обучения с использованием оборудования центра «Точка роста» |
| 1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета. | Выясняют критерии замены тела материальной точкой, определяют положение тела в пространстве в любой момент времени | Ознакомление с цифровой лабораторией «Точка роста» |
| 2. | Траектория. Путь. Перемещение. | Получают понятие о траектории, пути и перемещении; необходимости каждой из этих характеристик для изучения механического движения; составляют сравнительную характеристику. | |
| 3. | Определение координаты движущегося тела. | Находят координаты тела по начальной координате и проекции вектора перемещения. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Штатив лабораторный с муфтой Лента мерная (длина 1000 мм Электронный секундомер с датчиками (укомплектован элементами питания) Брусок деревянный: m = (50 ± 2 г) |
| 4. | Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач. | Работают с текстом учебника, проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результатов эксперимента и формулируют выводы. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Штатив лабораторный, механическая скамья, брусок деревянный, электронный секундомер с датчиками, магнитоуправляемые герконовые датчики секундомера |
| 5. | Графическое представление движения. | Работают с графиками, обсуждают и устанавливают связь между видом графика и характером движения, работают с презентацией. | |
| 6. | Решение задач по теме «Равномерное прямолинейное движение». | Умеют применять изученные правила и закономерности при решении задач. | |
| 7 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | Записывают уравнения зависимости скорости и координаты от времени при прямолинейном равномерном движении. Читают и анализируют графики зависимости скорости и координаты от времени, составляют уравнения по приведённым графикам | Цифр. Лаб. «Точка роста» Штатив лабораторный, механическая скамья, брусок деревянный, электронный секундомер с датчиками, магнитоуправляемые герконовые датчики секундомера |
| 8 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. | Решают аналитически и графически задачи на определение места и времени встречи двух тел, на определение координаты движущегося тела, на определение связей между кинематическими величинами. | |
| 9. | Решение задач прямолинейное равноускоренное движение | Решают аналитически и графически задачи на определение места и времени встречи двух тел, на определение координаты движущегося тела, на определение связей между кинематическими величинами. | |
| 10. | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Фронтальная беседа по теме урока, проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента, формулируют выводы, работают с презентацией, составляют конспект на основе презентации учителя. | Цифр. Лаб. «Точка роста» |
| 11. | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. | Выводят формулы для расчета скорости прямолинейного равноускоренного движения, решают задачи на определение скорости равноускоренного прямолинейного движения. | |
| 12. | Графический метод решения задач на равноускоренное движение. | используя график зависимости скорости от времени, определяют путь, пройденный телом. | |
| 13. | Решение задач на равноускоренное прямолинейное движение. | Умеют решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям | |
| 14. | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | Определяют ускорение равноускоренного движения, записывают результат измерений в виде таблицы, делают выводы о проделанной работе и анализируют полученные результаты; | Цифр. Лаб. «Точка роста» Штатив лабораторный, механическая скамья, брусок деревянный, электронный секундомер с датчиками, магнитоуправляемые герконовые датчики секундомера |
| 15. | Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное и равноускоренное движение» | Применяют полученные знания при решении задач по теме урока. | |
| 16. | Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики». | Кратко и точно отвечают на вопросы, используют различные источники информации, овладевают разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины | |
| 17. | Относительность движения. | Проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента, работают с презентацией. | |
| 18. | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Анализ к/р. | Работают с текстом учебника, проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результатов эксперимента и формулируют выводы. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Штатив с крепежом, пружина, грузы, линейка, динамометр |
| 19. | Второй закон Ньютона. | Работают с текстом учебника, усваивают суть законов Ньютона, решают задачи. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Динамометр с пределом измерения 5 Н, пружины на планшете, грузы массой по 100 г |
| 20. | Третий закон Ньютона. | Выдвигают гипотезы, объясняют наблюдаемые явления. Проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Штатив, механическая скамья, брусок с крючком, линейка, набор грузов, динамометры |
| 21. | Решение задач с применением законов Ньютона. | Знают формулировки законов Ньютона, соотношение между силой и ускорением, понятие массы, её обозначение, единицу измерения. Умеют решать задачи по теме. | |
| 22. | Решение задач с применением законов Ньютона. | Знают формулировки законов Ньютона, соотношение между силой и ускорением, понятие массы, её обозначение, единицу измерения. Умеют решать задачи по теме. | |
| 23. | Свободное падение тел. | Выдвигают гипотезы, объясняют наблюдаемые явления. Проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы. | |
| 24. | Решение задач на свободное падение тел. | Умеют решать задачи по теме. Составляют алгоритм решения задач по динамике. | |
| 25. | Движение тела, брошенного вертикально вверх. | Изучают движение тела, брошенного вертикально вверх как пример равноускоренного движения, решают задачи. | Цифр. Лаб. «Точка роста» |
| 26. | Движение тела, брошенного горизонтально. | Изучают движение тела, брошенного горизонтально как пример равноускоренного движения, решают задачи. | |
| 27. | Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения». | Работают с лабораторным оборудованием, с учебником отрабатывают навыки оформления лабораторной работы. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Штатив лабораторный, механическая скамья, брусок деревянный, электронный секундомер с датчиками, магнитоуправляемые герконовые датчики секундомер |
| 29. | Закон всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения. | Выдвигают гипотезы о причинах падения тел на землю, обсуждают факторы , от которых зависит величина сил гравитационного притяжения, работают с текстом, отвечают на вопросы к параграфу. | |
| 30. | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | Умеют рассчитывать ускорение свободного падения для тела, поднятого над землёй в разных широтах, находящегося на других планетах. | |
| 31. | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | Умеют работать с текстом учебника, воспринимают графическую информацию, получают понятие о направлении центростремительного ускорения. | |
| 32. | Искусственные спутники Земли. | Работают с использованием интерактивной доски, самостоятельно решают задачи по образцу. | |
| 33. | Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. | Проводят эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы. | |
| 34. | Решение задач на закон сохранения импульса. | Решают различные типы задач на закон сохранения импульса, делают поясняющие чертежи. | |
| 35. | Механическая работа и мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Вывод закона сохранения полной механической энергии. | Фронтальная беседа, работают с текстом учебника. | |
| 36. | Решение задач на тему динамики, механической работы и сохранения полной механической энергии. | Умеют применять знания при решении типовых задач. | |
| 37. | Обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся по теме динамики. Подготовка к к/р. | Индивидуально и парно работают с текстами, самостоятельно работают с дидактическим материалом, взаимно проверяют. | |
| 38. | Контрольная работа № 2 по теме «Основы динамики». | Применяют знания при решении типовых задач на законы динамики, описывают и объясняют механические явления, решают задачи на определение характеристик механического движения. | |
| 39 | Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Анализ к/р. | Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, фронтально беседуют, составляют конспект на основе презентации учителя, проводят эксперимент, обсуждают эксперимент и формулируют вывод, решают экспериментальные задачи. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Демонстрации «Колебания нитяного маятника и свободные колебания груза на пружине»: компьютер, датчик ускорения, интерактивная доска или экран с проектором для демонстрации графиков, штатив с крепежом, набор пружин разной жёсткости, набор грузов по 100 г груз с крючком, лёгкая и нерастяжимая нить, рулетка |
| 40 | Величины, характеризующие колебательное движение. Обсуждение вопросов зачета. Решение задач. | Выдвигают гипотезы, объясняют наблюдаемые явления, проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы. | |
| 41. | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины». | Определяют зависимость периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины, оформляют результаты эксперимента в тетради по заданному алгоритму. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Лабораторная работа «Изучение колебаний нитяного маятника»: компьютер, датчик ускорения, груз с крючком, лёгкая и нерастяжимая нить, рулетка |
| 42. | Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Решение задач. | Выявляют причины возникновения резонанса. Подтверждают справедливость закона сохранения механической энергии в колебательных системах . | |
| 43. | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Решение задач. | Объясняют причины затухания свободных колебаний, приводят примеры, показывающие вред и пользу резонанса. | |
| 44. | Обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся по механическим колебаниям. | Пишут тест по теме «Механические колебания» | |
| 45. | Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны | Наблюдают демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы. | |
| 46. | Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач. | Различают виды механических волн, определяют скорость, длину, частоту, период волны. | |
| 47. | Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука. | Определяют звуки и различают их характеристики, причины распространения звуковых волн в среде, характеристику звука, зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука – от амплитуды колебаний и некоторых других причин. (тембр). | Цифр. Лаб. «Точка роста» Демонстрация «Звуковые волны»: компьютер, приставка-осциллограф, интерактивная доска или экран с проектором для демонстрации графиков, звуковой генератор, динамик низкочастотный на подставке, микрофон, камертон на резонаторном ящике |
| 48. | Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс. | Работают с текстом учебника, проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы. | согласовывать свои действия. |
| 49. | Решение задач. Обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся по механическим колебаниям и волнам, звуку. Подготовка к к/р. | Коллективно работают с использованием интерактивной доски, индивидуально работают с текстами задач. самостоятельно работают с дидактическим материалом, проводят взаимопроверку. | |
| 50. | Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны, звук». | Применяют знания при решении типовых задач на законы динамики, описывают и объясняют механические явления, решают задачи на определение характеристик механического движения. | |
| 51. | Магнитное поле и его графическое изображение. Анализ к/р. | Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе по теме «Механические колебания и волны, Звук». Работают с текстом учебника, проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Демонстрация «Измерение поля постоянного магнита»: датчик магнитного поля, Постоянный полосовой магнит |
| 52. | Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило правой руки. | Проектируют действия для решения задач, формулируют выводы, решают задачи. | |
| 53. | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Сила Ампера. Правило левой руки. | Проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы, | Цифр. Лаб. «Точка роста» Демонстрация «Измерение магнитного поля вокруг проводника с током»: датчик магнитного плоя, два штатива, комплект проводов, источник тока, ключ |
| 54. | Решение задач на определение направления линий магнитного поля и силы Ампера. | Коллективно работают с использованием интерактивной доски, индивидуально работают с текстами задач. самостоятельно работают с дидактическим материалом, проводят взаимопроверку. | |
| 55. | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | Выполняют задания в тетради, знакомятся с единицами магнитного потока. | |
| 56. | Явление электромагнитной индукции. | Наблюдают и исследуют явление электромагнитной индукции. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Демонстрация «Явление электромагнитной индукции»: датчик напряжения, соленоид, постоянный полосовой магнит, трубка ПВХ, комплект проводов, источник тока, ключ. |
| 57. | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | Наблюдают за экспериментом, Объясняют эксперимент, делают выводы. | |
| 58. | Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | Проводят экспериментальную работу, отрабатывают навыки оформления лабораторной работы по алгоритму. | |
| 59. | Явление самоиндукции. | Выдвигают гипотезы, объясняют наблюдаемые явления, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы. | |
| 60. | Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. | Выдвигают гипотезы, объясняют наблюдаемые явления, проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы. | Цифр. Лаб. «Точка роста» Демонстрация «Измерение характеристик переменного тока»: двухкальная приставка-осциллограф, звуковой генератор, набор проводов |
| 61. | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Решение задач | Выдвигают гипотезы, объясняют наблюдаемые явления, проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы. | |
| 62. | Решение задач по теме «Электромагнитные волны» | Понимают смысл изученных формул применяют их при решении задач. | |
| 63. | Шкала электромагнитных волн. | Знакомятся с применением и свойствами различных диапазонов электромагнитных волн. | |
| 64. | Шкала электромагнитных волн. | Знакомятся с применением и свойствами различных диапазонов электромагнитных волн. | |
| 65. | Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения. | Знакомятся с механизмом возникновения электромагнитных колебаний, с принципами работы радиосвязи и ТВ. | Цифр. Лаб. «Точка роста» |
| 66. | Электромагнитная природа света. | Работают с текстом учебника, выполняют задания в тетради. Узнают о историческом развитии взглядов на природу света. | |
| 67. | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. | Выдвигают гипотезы, объясняют наблюдаемые явления, проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы, | |
| 68. | Дисперсия света. Цвета тел. | Выдвигают гипотезы, объясняют наблюдаемые явления, проводят демонстрационный эксперимент, обсуждают результаты эксперимента и формулируют выводы, | |
| 69. | Типы оптических спектров. Происхождение линейчатых спектров. | Наблюдают сплошные, линейчатые и полосатые спектры испускания, спектры поглощения, сравнивают спектры от различных источников света. | |
| 70. | Поглощение и испускание света атомами. | Наблюдают сплошные, линейчатые и полосатые спектры испускания, спектры поглощения, сравнивают спектры от различных источников света. | |
| 71. | Решение задач. Обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся. Подготовка к к/р. | Понимают смысл изученных формул применяют их при решении задач. | |
| 72. | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле». | Демонстрируют умения объяснять электромагнитные явления, решать задачи по теме. | |
| 73. | Радиоактивность. Опыт Резерфорда. Анализ к/р. | Выдвигают гипотезы, работают с презентацией, выполняют задания в тетради, работают с текстом учебника. | |
| 74. | Модели атомов Томсона и Резерфорда. | Описывают модели атомов, представляют и понимают опыт Резерфорда. | |
| 75. | Радиоактивные превращения атомных ядер. | Описывают строение ядра. Дают характеристику частиц, входящих в его состав. Описывают альфа и бета распады на основе законов сохранения заряда и массового числа. | |
| 76. | Экспериментальные методы исследования частиц. | Изучают устройство и принцип действия счетчика Гейгера, камеры Вильсона. | |
| 77. | Открытие протона и нейтрона. Радиоактивные превращения | Знакомятся с историей открытия протона и нейтрона. | |
| 78. | Состав атомного ядра. Ядерные силы. | Используют презентацию изучают строение ядра атома, модели. Называют особенности ядерных сил. | |
| 79. | Решение задач «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число» | Применяют полученные знания при решении задач. | |
| 80. | Изотопы. Альфа- и бета- распад. Правило смещения. Решение задач. | Изучают понятия альфа- и бета-распад, решают задачи, знакомятся с понятием изотопы. | |
| 81. | Энергия связи ядра. Дефект масс. | Умеют применять формулу энергии связи при решении зада, решают задачи на нахождения энергии связи и дефекта масс. | |
| 82. | Лабораторная работа № 5 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». | Индивидуально и парно проводят экспериментальную работу, отрабатывают навыки оформления лабораторной работы по алгоритму. | Цифр. Лаб. «Точка роста» |
| 83. | Деление ядер урана. Цепная реакция. | Понимают смысл изученных формул и понятий, применяют их при решении задач. | |
| 84. | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. | Называть особенности ядерных сил, выделяют главную мысль, отвечают на вопросы. | |
| 85. | Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция. | Рассказывают о допустимой для человека дозе радиации, действии радиации на организм, применении радиоактивных изотопов, производят измерения при помощи дозиметра | |
| 86. | Решение задач. Обобщение, систематизация и коррекция знаний обучающихся. Подготовка к к/р. | Подготовка к контрольной работе. | |
| 87. | Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра». | Обобщение и систематизация знаний учащихся. | |
| 88. | Состав, строение и происхождение Солнечной системы. | Высказывают свое мнение, приводят обоснования. | |
| 89. | Большие планеты Солнечной системы. | Высказывают свое мнение, приводят обоснования. | |
| 90. | Малые тела Солнечной системы. | Высказывают свое мнение, приводят обоснования. | |
| 91. | Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. | Изучают строение Солнца и звезд. | |
| 92. | Строение и эволюция вселенной. | Высказывают свое мнение, приводят обоснования. | |
| 93-99 | Повторение | Используют свои знания при ответах на вопросы учителя и при решении задач, демонстрируют знания физических законов, формул и определений. | |
| 100-102 | Резерв | | |
| | Итого: 102 часа | | |