СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 8 класс ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа состалена на основании Программы Основного общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 8 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

г. Ковдор Мурманской области



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМС Зам. директора по УВР Директор МБОУ ООШ № 3

_____________________ ____________________ _____________________

Руководитель ШМС Кирилева О.А. Пояркова Н.М.

_____________________ ___________________ _____________________

Щербакова В.В.



Рабочая программа

по физике


8 класс


Программу составила: Тимофеева Н.Ф., учитель физики











2018 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Рабочая программа базового курса по физике для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 года и соотносится с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению.


Структура программы

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку; тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.


Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Место предмета в учебном плане школы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Физика» в 8 классе из расчёта: 2 часа в неделю. С учётом учебного плана и годового календарного графика МБОУ ООШ №3 курс «Физика» изучается в 8 классе 2 часа в неделю и рассчитан на 68 часов (34 недели).


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Учащиеся должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.



Резервное время распределено на итоговое повторение































ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Тепловые явления (25 часов)

Тепловое движение атомов и молекул.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и её изме­рение.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изме­нения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопровод­ность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоём­кость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плав­ление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообра­зования. Удельная теплота сгорания. Расчёт количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.


Демонстрации

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины


Лабораторные работы и опыты

Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

Изучение явления теплообмена.

Измерение удельной теплоемкости вещества.

Измерение влажности воздуха.

Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.


Контрольные работы

№ 1. «Количество теплоты».

№ 2. «Агрегатные состояния вещества»


2. Электрические и магнитные явления (30часов).

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрическо­го заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электриче­ские заряды.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Элек­трическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участ­ка электрической цепи. Последовательное и параллельное соеди­нения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца, Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоян­ных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвига­тель. Электромагнитное реле.


Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Электрический ток в электролитах. Электролиз.

Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

Электрический разряд в газах.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Опыт Эрстеда.

Магнитное поле тока.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.


Лабораторные работы и опыты

Наблюдение электрического взаимодействия тел

Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при

постоянном сопротивлении.

Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

Изучение последовательного соединения проводников

Изучение параллельного соединения проводников

Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Измерение работы и мощности электрического тока.

Изучение электрических свойств жидкостей.

Изготовление гальванического элемента.

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Исследование явления намагничивания железа.

Изучение принципа действия электромагнитного реле.

Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

Изучение принципа действия электродвигателя.


Контрольные работы

№ 3. «Электрические явления».

№ 4. «Магнитные явления»


3. Электромагнитные колебания и волны (10 часов)

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отра­жения света. Плоское зеркало. Линза. Фокус­ное расстояние линзы. Формула линзы. Опти­ческая сила линзы. Глаз как оптическая систе­ма. Оптические приборы.

Демонстрации

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

Модель глаза.


Лабораторные работы и опыты

Изучение явления распространения света.

Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

Получение изображений с помощью собирающей линзы.


Контрольные работы

№ 5. «Световые явления».





















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА


В результате изучения физики ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, свет;

  • смысл физических величин: внутренняя энергия, сила тока, напряжение, сопротивление;

  • смысл физических законов: законы отражения и преломления света;


уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание, парообразование, действие магнитного по­ля на проводник с током, отражение, преломление света;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, силы тока, напряжения;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Междуна­родной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, электромагнитных и световых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественно­научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графи­ков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспорт­ных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

  • оценки безопасности радиационного фона.


















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Компьютер;

2. Мультимедийный проектор с экраном;

3. МФУ;

4. Таблицы по всем разделам;

5. Компьютерные презентации по всем разделам;

6. Наглядный материал по всем разделам;

7. Демонстрационное оборудование;

8. Лабораторное оборудование;

9. Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36  42 В;

10. Столы лабораторные электрифицированные (36  42 В);

11. Перышкин.А.В. Физика. 8 кл.- М.: Дрофа, 2011;

12. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008;

13. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. ­– М.: Интеллект-Центр, 2006
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов/тем/практической части

Количество часов

Дата

Примечание

теория

практика

контроль

1. Тепловые явления


25



1/1. Тепловое движение атомов и молекул.

1





2/2. Тепловое движение.

1





3/3.Тепловое равновесие.

Температура и ее измерение.

Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

1







4/4. Внутренняя энергия. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

1





5/5. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела.

1





6/6. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.

1





7/7. Количество теплоты. Лабораторная работа 1: «Изучение явления теплообмена»

0,5

0,5




8/8. Удельная теплоемкость

1





9/9. Лабораторная работа 2: «Измерение удельной теплоемкости вещества»


1




10/10. Закон сохранения энергии в тепловых процессах

1





11/11. Контрольная работа 1 по теме: “Количество теплоты”



1



12/12. Необратимость процессов теплопередачи.

1





13/13. Испарение и конденсация.

1





14/14. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.

1





15/15. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.

1





16/16. Плавление

и кристаллизация.

1





17/17. Удельная теплота плавления и парообразования.

1





18/18. Удельная теплота сгорания.

1





19/19. Расчет количества теплоты при теплообмене.

1





20/20. Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания.

1





21/21. Паровая турбина.

1





22/22. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

1





23/23. Преобразования энергии в тепловых машинах.

1





24/24. Экологические проблемы использования тепловых машин.

1





25/25. Контрольная работа 2 по теме: “Агрегатные состояния вещества”



1



2. Электрические и магнитные явления

30



26/1. Электризация тел.

Электрический заряд.

Два вида электрических зарядов.

1





27/2. Взаимодействие зарядов. Наблюдение электрического взаимодействия тел.

1





28/3. Закон сохранения электрического заряда.

1





29/4. Электрическое поле.

Действие электрического поля на электрические заряды.

1





30/5. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Полупроводниковые приборы.

1





31/6. Постоянный электрический ток.

1





32/7. Источники постоянного тока. Изготовление гальванического элемента. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Изучение электрических свойств жидкости.

1





33/8. Действия электрического тока.

1





34/9. Электрическая цепь.

1





35/10. Сила тока.

1





36/11. Напряжение.

1





37/12. Лабораторная работа 3: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения»


1




38/13. Электрическое сопротивление. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

1





39/14. Лабораторная работа 4: «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра»


1




40/15. Закон Ома для участка электрической цепи.

1





41/16. Лабораторная работа 5: «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении»


1




42/17. Лабораторная работа 6: «Исследование зависимости силы тока в проводнике от сопротивления при постоянном напряжении»


1




43/18. Последовательное и параллельное соединения проводников.

1





44/19. Лабораторная работа 7: «Изучение последовательного соединения проводников»


1




45/20. Лабораторная работа 8: «Изучение параллельного соединения проводников»


1




46/21. Работа и мощность электрического тока.

1





47/22. Лабораторная работа 9: «Измерение работы и мощности электрического тока»


1




48/23. Закон Джоуля-Ленца.

1





49/24. Контрольная работа 3: «Электрические явления»



1



50/25. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

1





51/26.Взаимодействие постоянных магнитов. Изучение взаимодействия постоянных магнитов. Исследования явления намагничивания железа.

1





52/27. Электромагнит. Электромагнитное реле. Изучение принципа действия электромагнитного реле.

1





53/28. Действие магнитного поля на проводник с током.

Сила Ампера. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

1





54/29. Электродвигатель. Изучение принципа действия электродвигателя.

1





55/30. Контрольная работа 4: «Магнитные явления»



1



3. Электромагнитные колебания и волны

10



56/1. Прямолинейное распространение света. Изучение явления распространения света.

1





57/2. Закон отражения света. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

1





58/3. Отражение и преломление света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

1





59/4. Плоское зеркало. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

1





60/5. Линза. Оптическая сила линзы.

1





61/6. Формула линзы. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

1





62/7. Лабораторная работа 10: «Получение изображений с помощью собирающей линзы»


1




63/8. Глаз как оптическая система.

1





64/9. Оптические приборы.

1





65/10. Контрольная работа 5: «Световые явления»



1



66. Повторение темы: «Тепловые явления»

1





67. Повторение темы: «Электрические и магнитные явления»

1





68. Повторение темы: «Электромагнитные колебания и волны»

1