Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 3
г. Ковдор Мурманской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМС Зам. директора по УВР Директор МБОУ ООШ № 3
_____________________ ____________________ _____________________
Руководитель ШМС Кирилева О.А. Пояркова Н.М.
_____________________ ___________________ _____________________
Щербакова В.В.
Рабочая программа
по физике
8 класс
Программу составила: Тимофеева Н.Ф., учитель физики
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа базового курса по физике для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по физике, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для базисного учебного плана 2004 года и соотносится с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по природоведению.
Структура программы
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку; тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся; учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане школы
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение учебного предмета «Физика» в 8 классе из расчёта: 2 часа в неделю. С учётом учебного плана и годового календарного графика МБОУ ООШ №3 курс «Физика» изучается в 8 классе 2 часа в неделю и рассчитан на 68 часов (34 недели).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Учащиеся должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Резервное время распределено на итоговое повторение
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1. Тепловые явления (25 часов)
Тепловое движение атомов и молекул.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и её измерение.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчёт количества теплоты при теплообмене.
Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения.
Кипение воды.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Явления плавления и кристаллизации.
Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
Лабораторные работы и опыты
Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
Изучение явления теплообмена.
Измерение удельной теплоемкости вещества.
Измерение влажности воздуха.
Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
Контрольные работы
№ 1. «Количество теплоты».
№ 2. «Агрегатные состояния вещества»
2. Электрические и магнитные явления (30часов).
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.
Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.
Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца, Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электроскопа.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние
Перенос электрического заряда с одного тела на другое
Закон сохранения электрического заряда.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Электрический ток в электролитах. Электролиз.
Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.
Электрический разряд в газах.
Измерение силы тока амперметром.
Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Измерение напряжения вольтметром.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Опыт Эрстеда.
Магнитное поле тока.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при
постоянном сопротивлении.
Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.
Изучение последовательного соединения проводников
Изучение параллельного соединения проводников
Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Изучение электрических свойств жидкостей.
Изготовление гальванического элемента.
Изучение взаимодействия постоянных магнитов.
Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.
Исследование явления намагничивания железа.
Изучение принципа действия электромагнитного реле.
Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
Изучение принципа действия электродвигателя.
Контрольные работы
№ 3. «Электрические явления».
№ 4. «Магнитные явления»
3. Электромагнитные колебания и волны (10 часов)
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Демонстрации
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
Модель глаза.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления распространения света.
Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.
Изучение свойств изображения в плоском зеркале.
Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.
Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Контрольные работы
№ 5. «Световые явления».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, свет;
смысл физических величин: внутренняя энергия, сила тока, напряжение, сопротивление;
смысл физических законов: законы отражения и преломления света;
уметь:
описывать и объяснять физические явления: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание, парообразование, действие магнитного поля на проводник с током, отражение, преломление света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, силы тока, напряжения;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электрических, электромагнитных и световых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
оценки безопасности радиационного фона.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Компьютер;
2. Мультимедийный проектор с экраном;
3. МФУ;
4. Таблицы по всем разделам;
5. Компьютерные презентации по всем разделам;
6. Наглядный материал по всем разделам;
7. Демонстрационное оборудование;
8. Лабораторное оборудование;
9. Щит для электроснабжения лабораторных столов напряжением 36 42 В;
10. Столы лабораторные электрифицированные (36 42 В);
11. Перышкин.А.В. Физика. 8 кл.- М.: Дрофа, 2011;
12. Лукашик, В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008;
13. Орлов, В.А. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика. Основная школа. 7 – 9 классы / В.А. Орлов, А.О. Татур. – М.: Интеллект-Центр, 2006
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов/тем/практической части | Количество часов | Дата | Примечание |
теория | практика | контроль |
1. Тепловые явления | 25 | | |
1/1. Тепловое движение атомов и молекул. | 1 | | | | |
2/2. Тепловое движение. | 1 | | | | |
3/3.Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. | 1 | | | | |
4/4. Внутренняя энергия. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. | 1 | | | | |
5/5. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. | 1 | | | | |
6/6. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. | 1 | | | | |
7/7. Количество теплоты. Лабораторная работа 1: «Изучение явления теплообмена» | 0,5 | 0,5 | | | |
8/8. Удельная теплоемкость | 1 | | | | |
9/9. Лабораторная работа 2: «Измерение удельной теплоемкости вещества» | | 1 | | | |
10/10. Закон сохранения энергии в тепловых процессах | 1 | | | | |
11/11. Контрольная работа 1 по теме: “Количество теплоты” | | | 1 | | |
12/12. Необратимость процессов теплопередачи. | 1 | | | | |
13/13. Испарение и конденсация. | 1 | | | | |
14/14. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. | 1 | | | | |
15/15. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре. | 1 | | | | |
16/16. Плавление и кристаллизация. | 1 | | | | |
17/17. Удельная теплота плавления и парообразования. | 1 | | | | |
18/18. Удельная теплота сгорания. | 1 | | | | |
19/19. Расчет количества теплоты при теплообмене. | 1 | | | | |
20/20. Принципы работы тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | | | | |
21/21. Паровая турбина. | 1 | | | | |
22/22. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. | 1 | | | | |
23/23. Преобразования энергии в тепловых машинах. | 1 | | | | |
24/24. Экологические проблемы использования тепловых машин. | 1 | | | | |
25/25. Контрольная работа 2 по теме: “Агрегатные состояния вещества” | | | 1 | | |
2. Электрические и магнитные явления | 30 | | |
26/1. Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. | 1 | | | | |
27/2. Взаимодействие зарядов. Наблюдение электрического взаимодействия тел. | 1 | | | | |
28/3. Закон сохранения электрического заряда. | 1 | | | | |
29/4. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. | 1 | | | | |
30/5. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Полупроводниковые приборы. | 1 | | | | |
31/6. Постоянный электрический ток. | 1 | | | | |
32/7. Источники постоянного тока. Изготовление гальванического элемента. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Изучение электрических свойств жидкости. | 1 | | | | |
33/8. Действия электрического тока. | 1 | | | | |
34/9. Электрическая цепь. | 1 | | | | |
35/10. Сила тока. | 1 | | | | |
36/11. Напряжение. | 1 | | | | |
37/12. Лабораторная работа 3: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения» | | 1 | | | |
38/13. Электрическое сопротивление. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. | 1 | | | | |
39/14. Лабораторная работа 4: «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра» | | 1 | | | |
40/15. Закон Ома для участка электрической цепи. | 1 | | | | |
41/16. Лабораторная работа 5: «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении» | | 1 | | | |
42/17. Лабораторная работа 6: «Исследование зависимости силы тока в проводнике от сопротивления при постоянном напряжении» | | 1 | | | |
43/18. Последовательное и параллельное соединения проводников. | 1 | | | | |
44/19. Лабораторная работа 7: «Изучение последовательного соединения проводников» | | 1 | | | |
45/20. Лабораторная работа 8: «Изучение параллельного соединения проводников» | | 1 | | | |
46/21. Работа и мощность электрического тока. | 1 | | | | |
47/22. Лабораторная работа 9: «Измерение работы и мощности электрического тока» | | 1 | | | |
48/23. Закон Джоуля-Ленца. | 1 | | | | |
49/24. Контрольная работа 3: «Электрические явления» | | | 1 | | |
50/25. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током. | 1 | | | | |
51/26.Взаимодействие постоянных магнитов. Изучение взаимодействия постоянных магнитов. Исследования явления намагничивания железа. | 1 | | | | |
52/27. Электромагнит. Электромагнитное реле. Изучение принципа действия электромагнитного реле. | 1 | | | | |
53/28. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Изучение действия магнитного поля на проводник с током. | 1 | | | | |
54/29. Электродвигатель. Изучение принципа действия электродвигателя. | 1 | | | | |
55/30. Контрольная работа 4: «Магнитные явления» | | | 1 | | |
3. Электромагнитные колебания и волны | 10 | | |
56/1. Прямолинейное распространение света. Изучение явления распространения света. | 1 | | | | |
57/2. Закон отражения света. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. | 1 | | | | |
58/3. Отражение и преломление света. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. | 1 | | | | |
59/4. Плоское зеркало. Изучение свойств изображения в плоском зеркале. | 1 | | | | |
60/5. Линза. Оптическая сила линзы. | 1 | | | | |
61/6. Формула линзы. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. | 1 | | | | |
62/7. Лабораторная работа 10: «Получение изображений с помощью собирающей линзы» | | 1 | | | |
63/8. Глаз как оптическая система. | 1 | | | | |
64/9. Оптические приборы. | 1 | | | | |
65/10. Контрольная работа 5: «Световые явления» | | | 1 | | |
66. Повторение темы: «Тепловые явления» | 1 | | | | |
67. Повторение темы: «Электрические и магнитные явления» | 1 | | | | |
68. Повторение темы: «Электромагнитные колебания и волны» | 1 | | | | |