СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике 10-11 класс, в которой представлена пояснительная записка, тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 9 класс»


Отдел образования Администрации Белокалитвинского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9





«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ №9

.______/Е.Ю.Лобачева

Приказ № ___ от « » 08.2018г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике 9 класс


2018-2019 учебный год

Количество часов: всего 99 часов; в неделю 1 час.

Рабочую учебную программу составила Горбуля Т.В.















пос.Горняцкий


2018г



1.Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

• смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;

• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;

• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

• решать задачи на применение изученных физических законов;

• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

• сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.






2. Содержание курса физики в 9 классе

(99 часа)


Законы взаимодействия и движения тел (39 часа)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение, перемещение.

Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении.

Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета.

Первый, второй и третий законы Ньютона.

Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.

  2. Измерение ускорения свободного падения.


Механические колебания и волны. Звук. (15 часов)

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. (Гармонические колебания).

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой).

Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа.

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.


Электромагнитное поле (23 часов)

Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.

Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

  2. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.


Строение атома и атомного ядра (19 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Альфа-, бета-, гамма - излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре.

Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.

Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

  3. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.


Обобщение и повторение 3 часов


3.Тематическое планирование


Раздел (тема)

Количество часов в рабочей программе

Законы взаимодействия и движения тел

39

Механические колебания и волны. Звук

15

Электромагнитное поле

23

Строение атома и атомного ядра

19

Обобщающее повторение

3

Итого

99



Количество часов для проведения контрольных работ


№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные, самостоятельные, лабораторно-практические работы, уроки развития речи

1

Законы взаимодействия и движения тел

39

  1. Лабораторная работа №1«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

  1. Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

  2. Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел».

  3. Контрольная работа №2 «Законы динамики»

2

Механические колебания и волны Звук

15

  1. Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

  2. Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

3

Электромагнитное поле

23

  1. Лабораторная работа №5 «Изучение явления электромагнитной индукции»

  2. 2. Лабораторная работа № 6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

  3. Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

4

Строение атома и атомного ядра

19

  1. Лабораторная работа № 7 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

  2. Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра».

5

Обобщающее повторение курса

3



Итого:

99

11



Место курса в учебном плане

Согласно учебному плану на изучение физики в 9 классе отводится 102 часа

Из расчета 3 часа в неделю; праздники – 05.11;08.03; 02.05;09.05.

Фактически - 99 часов. Программа будет выполнена за счет резервных часов




Учебно-тематическое планирование по физике 9 класс 2018-2019 учебный год (99 часа – 3 часа в неделю)


Наименование раздела

урока

Дата

Тема урока

По плану

Фактически

Законы взаимодействия и движения 39 часов

1

03.09.


Материальная точка. Система отсчёта.

2

04.09


Перемещение.

3

06.09


Определение координаты движущегося тела.

4

10.09.


Перемещение при прямолинейном равномерном движении

5

11.09


Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

6

13.09


Графический метод решения задач на прямолинейное равномерное движение

7

17.09


Вводный контроль

8

18.09


Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

9

20.09.


Скорость равноускоренного прямолинейного движения. График скорости.

10

24.09.


Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение

11

25.09.


Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

12

27.09.


Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

13

01.10.


Графический метод решения задач на равноускоренное движение.

14

02.10.


Графический метод решения задач на равноускоренное движение.

15

04.10


Лабораторная работа №1«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

16

08.10.


Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное и равноускоренное движение»

17

09.10.


Контрольная работа №1 «Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение»

18

11.10.


Относительность механического движения.

19

15.10.


Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

20

16.10.


Второй закон Ньютона.

21

18.10.


Третий закон Ньютона.

22

22.10.


Решение задач с применением законов Ньютона.

23

23.10.


Решение задач с применением законов Ньютона.

24

25.10.


Свободное падение.

25

06.11.


Решение задач на свободное падение тел.

26

08.11.


Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач.

27

12.11.


Движение тела, брошенного вертикально вверх. Решение задач.

28

13.11.


Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел».


29

15.11.


Закон Всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения.

30

19.11.


Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

31

20.11.


Прямолинейное и криволинейное движение

32

22.11


Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью

33

26.11.


Искусственные спутники Земли

34

27.11.


Импульс. Закон сохранения импульса

35

29.11.


Решение задач на закон сохранения импульса.

36

03.12.


Решение задач на закон сохранения импульса.

37

04.12.


Реактивное движение.

38

06.12.


Повторение и обобщение материала по теме «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

39

10.12.


Контрольная работа №2 «Законы динамики»

40

11.12.


Закон сохранения энергии

Механические колебания и волны. Звук 15 часов

41

13.12.


Механические колебания. Свободные колебания.Колебательные системы: математический маятник, пружинный маятник.

42

17.12.


Величины, характеризующие колебательное движение. Периоды колебаний различных маятников.

43

18.12.


Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

44

20.12.


Гармонические коле Вынужденные колебания. Резонанс.

45

24.12.


Механические волны. Виды волн.

46

25.12.


Длина волны. Скорость распространения волн.

47

27.12.


Решение задач на определение длины, скорости волны.

48

14.01.


Звуковые волны. Звуковые явления.

49

15.01.


Высота и тембр звука. Громкость звука.

50

17.01.


Распространение звука. Скорость звука.

51

21.01


Отражение звука. Эхо. Решение задач.Звуковой резонанс.

52

22.01.


Решение задач по теме «Механические колебания и волны».

53

24.01.


Повторение и обобщение материала по теме «Механические колебания и волны»

54

28.01.


Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны»

Электромагнитное поле

23 часа

55

29.01.


Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.

56

31.01.


Графическое изображение магнитного поля.

57

04.02.


Направление тока и направление линий его магнитного поля.

58

05.02.


Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.Правило левой руки.

59

07.02.


Решение задач «Действие магнитного поля на проводник с током»




Индукция магнитного поля.

60

11.02.


Решение задач на «Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля»

61

12.02.


Магнитный поток

62

14.02.


Явление электромагнитной индукции.


63

18.02.


Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

64

19.02.


Получение переменного электрического тока. Трансформатор.

65

21.02.


Решение задач на «Явление электромагнитной индукции»

66

25.02.


Электромагнитное поле.

67

26.02.


Электромагнитные волны.

68

28.02.


Шкала электромагнитных волн.

69

04.03.


Решение задач «Электромагнитные волны»

70

05.03.


Колебательный контур. Принципы радиосвязи и телевидения.

71

07.03.


Электромагнитная природа света. Преломление света.

72

11.03.


Дисперсия света. Цвета тел.Типы оптических спектров

73

12.03.


Лабораторная работа №5«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

74

14.03.


Повторение и обобщение материала по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

75

18.03.


Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны»

76

19.03.


Резерв.

Строение атома и атомного ядра 19 часов

77

21.03.


Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

78

01.04.


Модели атомов. Опыт Резерфорда.

79

02.04.


Радиоактивные превращения атомных ядер.

80

04.04.


Экспериментальные методы исследования частиц.

81

08.04.


Открытие протона и нейтрона

82

09.04.


Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

83

11.04.


Решение задач «Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число»

84

15.04.


Изотопы.

85

16.04.


Альфа- и бета- распад. Правило смещения.

86

18.04


Решение задач «Альфа- и бета- распад. Правило смещения»

87

22.04.


Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

88

23.04.


Решение задач «Энергию связи, дефект масс»

89

25.04.


Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

90

29.04.


Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

91

30.04.


Лабораторная работа № 5. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

92

06.05.


Термоядерная реакция. Атомная энергетика.

93

07.05


Биологическое действие радиации. Повторение и обобщение материала по теме «Строение атома и атомного ядра»

94

13.05.


Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра».

Повторение 3 ч.

95

14.05.


Повторение изученного

96

16.05.


Итоговая контрольная работа за курс основной школы»

97

20.05.


Подготовка к ОГЭ

98

21.05.


Подготовка к ОГЭ

99

23.05.


Подготовка к ОГЭ