Рабочая программа по физике для 10 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО на основе примерной программы основного среднего общего образования по физике, Концепцией преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 3 декабря 2019г. № ПК-4 вн.
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику: Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Эвенчик Э.Е., Физика 10 класс / Пинский А.А., Кабардин О.Ф. : «Просвещение», 2014, рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю) и направлена углублённый уровень изучения предмета.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к друг, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения
Метапредметные результаты:
выпускник научится:
овладевать навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановке целей, планированию, самоконтроля и оценке результатов своей деятельности, умениям предвидеть возможные результаты своих действий;
освоению приемов действий в нестандартных ситуациях, овладению эвристическими методами решения проблем;
пониманию различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями реальными объектами, овладению универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; Выпускник получит возможность научиться:
приобретению опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; развитию монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; формированию умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссии.
Предметные результаты:
В теме «Механика» анализировать смысл понятий: физическое явление, физический закон; уметь отличать гипотезы от научных теорий; знать границы применимости классической механики; давать определение физических величин: «путь», «скорость», «ускорение», « сила», «мгновенная скорость», «свободное падение тел», «ускорение свободного падения», «работа силы», «мощность», «кинетическая энергия», «импульс тела», «импульс силы», «реактивное движение » ; понимать смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса,
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины ;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
решать задачи на уравнение равномерного прямолинейного движения и зависимости координаты от времени при прямолинейном равномерном движении;
Выпускник получит возможность научиться:
решению задач на применение изученных физических законов; решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям; вычислять изменение импульса, работу и мощность, кинетическую энергию тела, потенциальную энергию тела;
описывать условия движения тела по окружности, определять положение тела, брошенного под углом к горизонту;
понимать смысл законов сохранения механической энергии; объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы; делать выводы на основе экспериментальных данных;
осуществлению самостоятельного поиска информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработке и представлению в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); Выпускник научится:
В теме «Молекулярная физика» анализировать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула», «молярная масса», «количество вещества», «идеальный газ», «температура», «тепловое равновесие», «абсолютная температура»; смысл постоянной Больцмана, «кипение», «испарение», «парообразование», «относительная влажность», «парциальное давление», «внутренняя энергия», «количество теплоты»,
«удельная теплота парообразования»; умению решать задачи на применение основного уравнения МКТ, вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре; использовать уравнение состояния идеального газа, законы Бойля-Мариотта, Гей-Люссака и Шарля.
Выпускник получит возможность научиться: определять параметры газа в изопроцессах, уметь определять вид процесса по графику,
измерять относительную влажность воздуха; вычислять работу газа при изобарном расширении / сжатии;
решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа, КПД тепловых двигателей;
объяснять физические явления и процессы с применением основных положений МКТ
Выпускник научится:
В теме «Электродинамика» анализировать смысл понятий: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд», «электрическое поле», «напряженность», «потенциал», «работа электрического поля», «эквипотенциальные поверхности», «электрическая ёмкость»;
умению решать задачи на закон сохранения заряда, закон Кулона, уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия; уметь вычислять напряженность поля точечного заряда;
наглядно показывать картину силовых линий электрического поля в различных точках пространства; уметь вычислять напряженность поля заряженного шара;
вычислять работу при перемещении заряда в однородном электростатическом поле;
вычислять потенциал поля точечного заряда; знать формулу связи между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.
Выпускник получит возможность научиться: объяснять назначение и применение конденсаторов, вычислять энергию заряженного конденсатора;
применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач по электростатике
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физика и естественнонаучный метод познания природы(2ч) Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками.
Механические явления (48ч)
Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики движения. Модели тел и движений. Движение точки и тела. Прямолинейное движение точки. Координаты. Система отсчета.
Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость.
Описание движения на плоскости. Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. Зависимость координат и радиуса-вектора от времени при движении с постоянным ускорением. Свободное падение.
Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение точки по окружности. Угловая скорость. Относительность движения.
Преобразования Галилея.
Основное утверждение механики. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона.
Масса. Третий закон Ньютона. Основные задачи механики. Состояние системы тел в механике. Принцип относительности в механике.
Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Равенство инертной и гравитационной масс. Движение небесных тел и их искусственных спутников. Первая космическая скорость.
Деформация и сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Сила трения. Природа и виды сил трения. Сила сопротивления при движении тел в вязкой среде.
Неинерциальные системы отсчета, движущиеся прямолинейно с постоянным ускорением. Вращающиеся системы отсчета. Центробежная сила.
Импульс материальной точки и системы тел. Закон изменения и сохранения импульса. Реактивная сила.
Реактивный двигатель. Успехи в освоении космического пространства.
Работа силы. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.
Механическая энергия материальной точки и системы. Закон изменения и сохранения энергии в механике. Столкновение упругих шаров. Уменьшение механической энергии под действием сил трения.
Абсолютно твердое тело и виды его движения. Центр масс твердого тела. Теорема о движении центра масс. Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела. Закон сохранения момента импульса.
Условия равновесия твердого тела. Момент силы. Центр тяжести.
Виды равновесия.
Виды деформаций твердых тел. Механические свойства твердых тел.
Пластичность и хрупкость.
Классификация колебаний. Уравнение движения груза, подвешенного на пружине. Уравнение движения математического маятника.
Гармонические колебания. Период и частота гармонических колебаний.
Превращения энергии. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Сложение гармонических колебаний. Волновые явления. Поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Продольные волны.
Волны в среде. Звуковые волны. Скорость звука. Музыкальные звуки и шумы.
Громкость и высота звука. Тембр. Диапазоны звуковых частот.
Акустический резонанс. Излучение звука. Ультразвук и инфразвук.
Фронтальные лабораторные работы:
1. Определение жесткости пружины.
2. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Измерение импульса.
Экспериментальные задачи:
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Молекулярная физика и термодинамика ( 36ч)
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ).
Экспериментальные доказательства МКТ. Масса молекул. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
Состояние макроскопических тел в термодинамике. Температура. Тепловое равновесие. Газовые законы. Модель идеального газа.
Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа.
Газовый термометр. Применение газов в технике.
Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура — мера средней кинетической энергии. Распределение Максвелла. Измерение скоростей молекул газа. Внутренняя энергия идеального газа.
Равновесие между жидкостью и газом. Насыщенные пары. Изотермы реального газа. Критическая температура. Критическое состояние.
Кипение. Сжижение газов. Влажность воздуха.
Молекулярная картина поверхностного слоя. Поверхностная энергия.
Сила поверхностного натяжения. Смачивание. Капиллярные явления.
Кристаллические тела. Кристаллическая решетка. Аморфные тела.
Объяснение механических свойств твердых тел на основе молекулярнокинетической теории.
Плавление и отвердевание. Изменение объема тела при плавлении и отвердевании. Тройная точка.
Тепловое расширение тел. Тепловое линейное расширение. Тепловое объемное расширение. Учет и использование теплового расширения тел в технике.
Работа в термодинамике. Количество теплоты. Внутренняя энергия.
Первый закон термодинамики. Теплоемкости газов при постоянном объеме и постоянном давлении. Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Тепловые двигатели.
Максимальный КПД тепловых двигателей.
Фронтальные лабораторные работы:
Измерение давления газа.
Экспериментальные задачи:
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.
Электродинамика ( 43ч)
Роль электромагнитных сил в природе и технике. Электрический заряд и элементарные частицы. Электризация тел. Закон
Кулона. Взаимодействие неподвижных электрических зарядов внутри однородного диэлектрика.
Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле.
Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
Линии напряженности электрического поля.
Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.
Потенциальность электростатического поля. Потенциальная энергия заряда в однородном электрическом поле. Потенциал
электростатического поля и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.
Эквипотенциальные поверхности. Измерение разности потенциалов.
Экспериментальное определение элементарного электрического заряда.
Электрическая емкость. Конденсаторы. Емкость плоского конденсатора. Различные типы конденсаторов. Соединения конденсаторов. Энергия заряженных конденсаторов и проводников.
Применения конденсаторов.
Электрический ток. Плотность тока. Сила тока. Электрическое поле проводника с током. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Работа и мощность тока. Закон Джоуля—Ленца. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления.
Электродвижущая сила. Гальванические элементы. Аккумуляторы.
Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС. Работа и мощность тока на участке цепи, содержащем ЭДС. Расчет сложных электрических цепей.
Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Техническое применение электролиза.
Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Различные типы самостоятельного разряда и их техническое применение. Плазма. Электрический ток в вакууме. Электронные лампы: диод и триод. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная электропроводимость полупроводников. Электронно-дырочный переход (p—n-переход).
Полупроводниковый диод. Транзистор.
Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов. Вектор магнитной индукции. Поток магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Закон Ампера. Применения закона Ампера. Электроизмерительные приборы. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Циклический ускоритель.
Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Индукционные токи в массивных проводниках.
Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.
Фронтальные лабораторные работы:
5. Измерение напряжения и силы тока.
6. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Экспериментальные задачи:
Электрометр. Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора.
Физический практикум (16ч)
1.Измерение ускорения свободного падения.
2. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
3. Изучение движения тела , брошенного горизонтально.
4. Проверка законов параллельного соединения проводников
5.Проверка законов последовательного соединения проводников.
6. Исследование изохорного процесса
7. Исследование явления капиллярности
8.Измерение поверхностного натяжения
(каждая работа рассчитана на 2 часа)
Тематическое планирование
(с учетом Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №4 им. Ф. И. Толбухина»)
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Основные целевые приоритеты воспитательной деятельности | Практическая часть программы (согласно специфике предмета) | Формы контроля (согласно специфике предмета) |
1. | Механика | 50 | Гражданское воспитание. Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. национального исторического сознания. Патриотическое воспитание. Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Духовно-нравственное воспитание. Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Эстетическое воспитание. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия.. Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание. Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Экологическое воспитание. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Ценности научного познания. Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания. | 3 | 2 |
1.1 | Кинематика | 11 | - | - |
1.2. | Динамика | 21 | 2 | 1 |
1.3. | Законы сохранения в механике | 10 | 1 | - |
1.4 | Механические колебания и волны | 6 | - | 1 |
2. | Молекулярная физика | 36 | 1 | 2 |
2.1 | Основы МКТ. | 23 | 1 | 1 |
2.3 | Основы термодинамики | 13 | - | 1 |
3 | Основы электродинамики | 43 | 2 | 4 |
3.1 | Электростатика | 15 | - | 1 |
3.2 | Законы постоянного тока | 24 | 2 | 2 |
3.3 | Итоговая контрольная работа | 1 | - | 1 |
4 | Физический практикум | 16 | 8 | - |
5 | Резерв | 11 | | |
| ИТОГО: | 170 | 14 | 8 |
9