СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 7-9 классов по ФГОС на 2020-2021 уч.год

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 7-9 классов по ФГОС (УМК А.В.Перышкин, Е.М.Гутник)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 7-9 классов по ФГОС на 2020-2021 уч.год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с.Федоровка

муниципального района Федоровский район

Республики Башкортостан


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

________ М.А.Кахарова

Протокол № _1____

от « 27 » августа 2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________ Т.В.Занина


от « 28 » августа 2020 г.

«Утверждаю»

И.о. директора школы

__________ И.Г.Дементьева


Приказ № _25/2______

от « 31 » августа 2020 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА


НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД








Составитель программы:

учитель физики Палаева З.Г.








2020 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Физика» являются следующие умения и качества:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно -ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами изучения предмета «Физика» является формирование универсальных учебных действий:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.



Предметные результаты обучения физике представлены в содержании курса по темам.

Введение

  • владение экспериментальными методами исследова­ния при определении цены деления шкалы прибора и по­грешности измерения;

  • понимание роли ученых нашей страны в развитии со­временной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

  • понимание физических терминов: тело, вещество, ма­терия;

  • умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;



Первоначальные сведения о строении вещества

  • понимание и способность объяснять физические явле­ния: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжима­емость жидкостей и твердых тел;

  • владение экспериментальными методами исследова­ния при определении размеров малых тел;

  • понимание причин броуновского движения, смачива­ния и несмачивания тел; различия в молекулярном стро­ении твердых тел, жидкостей и газов;

  • умение пользоваться СИ и переводить единицы измере­ния физических величин в кратные и дольные единицы;

  • умение использовать полученные знания в повсед­невной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Взаимодействия тел

  • понимание и способность объяснять физические яв­ления: механическое движение, равномерное и неравномер­ное движение, инерция, всемирное тяготение;

  • умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу тре­ния скольжения, силу трения качения, объем, плотность те­ла, равнодействующую двух сил, действующих на тело и на­правленных в одну и в противоположные стороны;

  • владение экспериментальными методами исследова­ния зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкоснове­ния тел и силы нормального давления;

  • понимание смысла основных физических законов: за­кон всемирного тяготения, закон Гука;

  • владение способами выполнения расчетов при нахож­дении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тя­жести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упру­гости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;

  • умение находить связь между физическими величина­ми: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и пу­тем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;

  • умение переводить физические величины из несистем­ных в СИ и наоборот;

  • понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседнев ной жизни, и способов обеспече­ния безопасности при их использовании;

  • умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Давление твердых тел, жидкостей и газов

  • понимание и способность объяснять физические явле­ния: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, располо жение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увели­чения давления;

  • умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;

  • владение экспериментальными методами исследова­ния зависимости: силы Архиме да от объема вытесненной те­лом воды, условий плавания тела в жидкости от действия си­лы тяжести и силы Архимеда;

  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;

  • понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравличе­ского пресса и способов обеспечения безопасности при их ис­пользовании;

  • владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на ос­новании использования законов физики;

  • умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Работа и мощность. Энергия

  • понимание и способность объяснять физические явле­ния: равновесие тел, превра щение одного вида механиче­ской энергии в другой;

  • умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетиче­скую энергию;

  • владение экспериментальными методами исследова­ния при определении соотно шения сил и плеч, для равнове­сия рычага;

  • понимание смысла основного физического закона: за­кон сохранения энергии;

  • понимание принципов действия рычага, блока, на­клонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • владение способами выполнения расчетов для нахож­дения: механической работы, мощности, условия равнове­сия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и по­тенциальной энергии;

  • умение использовать полученные знания в повседнев­ной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).



Содержание учебного предмета

Введение (3 ч)

Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины и их измерение. Физические приборы. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Определение цены деления измерительного прибора.


Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение размеров малых тел.


Взаимодействие тел (24 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение.

Явление инерции. Инертность тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Взаимодействие тел.

Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести на других планетах. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Физическая природа небесных тел солнечной системы.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение массы тела на рычажных весах.

  2. Измерение объема тела.

  3. Определение плотности твердого тела.

  4. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

  5. Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и от силы нормального давления.


Давление твердых тел, газов, жидкостей (22 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения атмосферного давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

  2. Выяснение условий плавания тела в жидкости.


Работа и мощность. Энергия (14 ч)

Механическая работа. Мощность.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Энергия. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой.

Фронтальные лабораторные работы.

  1. Выяснение условия равновесия рычага.

  2. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.



Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование

68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебных недель)


План

Дата

Факт

дата

урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

ТЕМА 1 «ВВЕДЕНИЕ» (3 ч)

1.09


1/1

Техника безопасности в кабинете физики. Что изучает физика?

1


3.09


2/2

Физические величины. Точность и погрешность измерений.

1


8.09


3/3

Л.р. №1 «Определение цены деления измерительного прибора». Физика и техника.

1


ТЕМА 2 «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА» (5 ч)

10.09


4/1

Строение вещества. Молекулы.

1


15.09


5/2

Л.р. №2 «Измерение размеров малых тел».

1


17.09


6/3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1


22.09


7/4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1


24.09


8/5

Агрегатные состояния вещества.

1


ТЕМА 3 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ» (24 ч)

29.09


9/1

Механическое движение.

1


1.10


10/2

Скорость. Единицы скорости.

1


6.10


11/3

Расчет пути и времени движения.

1


8.10


12/4

Решение задач на расчет пути и времени.

1


13.10


13/5

Инерция.

1


15.10


14/6

Взаимодействие тел.

1


20.10


15/7

Масса тела. Единицы массы.

1


22.10


16/8

Л.р №3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1


5.11


17/9

Л.р.№4 «Измерение объема тела».

1


10.11


18/10

Плотность вещества.

1


12.11


19/11

Л.р. №5 «Определение плотности твердого тела».

1


17.11


20/12

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1


19.11



21/13

Обобщение по теме «Масса и плотность ве щества».

1


24.11


22/14

Контрольная работа №1 по теме «Механичес кое движение. Плотность вещества»

1


26.11


23/15

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1


1.12


24/16

Сила упругости. Закон Гука.

1


3.12


25/17

Вес тела. Единицы силы.

1


8.12


26/18

Сила тяжести на других планетах.

1


10.12


27/19

Динамометр. Л. р. №6 «Градуирование пружи ны и измерение сил динамометром»

1


15.12


28/20

Равнодействующая сил.

1


17.12


29/21

Сила трения.

1


22.12


30/22

Л.р.№7 «Выяснение зависимости силы тре ния скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы».

1


24.12


31/23

Обобщение по теме «Сила». Кратковремен ная контрольная работа №2 «Сила».

1


29.12


32/24

Трение в природе и технике.

1


ТЕМА 4 «ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ» (22 ч)

14.01


33/1

Давление. Единицы давления.

1


19.01


34/2

Способы уменьшения и увеличения давления.

1


21.01


35/3

Давление газа.

1


26.01


36/4

Закон Паскаля.

1


28.01


37/5

Давление в жидкости и газе. Самостоятельная работа по теме «Давление. Закон Паскаля».

1


2.02


38/6

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1


4.02


39/7

Решение задач.

1


9.02


40/8

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

1


11.02


41/9

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1


16.02


42/10

Измерение атмосферного давления.

1


18.02


43/11

Барометр-анероид.

1


25.02


44/12

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

1


2.03


45/13

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1


4.03


46/14

Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1


9.03


47/15

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1


11.03


48/16

Архимедова сила.

1


16.03


49/17

Л. р. №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1


18.03


50/18

Плавание тел.

1


23.03


51/19

Л.р. №9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1


25.03


52/20

Плавание судов. Воздухоплавание.

1


6.04


53/21

Обобщение по теме «Архимедова сила».

1


8.04


54/22

Контрольная работа №4 по теме «Архимедо ва сила».


1


ТЕМА 5 «РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ» (16 ч)

13.04


55/1

Механическая работа.

1


15.04


56/2

Мощность.

1


20.04


57/3

Решение задач на работу и мощность.

1


22.04


58/4

Простые механизмы. Рычаг.

1


27.04


59/5

Момент силы.

1


29.04


60/6

Л.р.№10 «Выяснение условия равновесия ры чага».

1


4.05


61/7

Рычаги в природе и технике.

1


6.05


62/8

«Золотое правило механики».

1


11.05


63/9

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

1


13.05


64/10

Коэффициент полезного действия механизма.

1


18.05


65/11

Л. р.№11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

1


20.05


66/12

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.

1


25.05


67/13

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1


27.05


68/14

Контрольная работа №5 по теме «Работа и мощность. Энергия»

1



























Приложение 2.




Контрольно-

измерительные

материалы







































Приложение 3.


Контрольно-

измерительные материалы

для обучающихся с ОВЗ











































"Оценка работ осуществляется согласно Положению о текущем контроле и системе оценивания обучающихся МБОУ СОШ №2 с.Федоровка"