СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике в 8 классе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике в 8 классе»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 70»





УТВЕРЖДАЮ


Директор средней школы № 70

____________И.И. Луковикова

Приказ

«31» августа 2020г.

№ 01-08/249





Рабочая программа

по физике


в 8 а классе


на 2020-2021 учебный год




Учитель:



Лаврова Дарья Владимировна,

учитель физики









г. Ярославль

2020

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. ФГОС ООО (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

3. ООП ООО (утверждена приказом директора от 01.09. 2019г.№ 01-08/336);

4. Положение о рабочей программе учебного предмета средней школы № 70;

5. Учебный план ОУ (утверждён приказом директора от «31» августа 2020г. № 01-08/249);

6. Календарный учебный график ОУ (утвержден приказом директора от «31» августа 2020г. № 01-08/249);

7. Примерная программа по учебному предмету Физика. 7—9 классы : рабочая программа к линии УМК

А. В. Перышкина, Е. М. Гутник : учебно-методическое пособие / Н. В. Филонович, Е. М. Гутник. — М.: Дрофа, 2017. —

76, [2] с.

6. Приказ директора школы от «31» августа 2020г. № 01-08/249 о перечне учебников.

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение физики в 8 классе отводится 2 ч. в неделю. Таким образом, при 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 ч. Промежуточная аттестация по физике проводится в форме интегрированного зачета. Для тех, кто предварительно выбрал физику для сдачи ОГЭ, промежуточная аттестация проводится в тестовой форме.




2. Планируемые предметные результаты освоения физики на уровень обучения отражены в образовательной программе школы

Планируемые предметные результаты в 8 классе

Тема/раздел

Ученик научится

Ученик получит возможность

Тепловые явления (23 ч)

Предметными результатами освоения темы являются:

— понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате

теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение, выпадение росы;

— владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел, зависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре; давления насыщенного водяного пара; определения удельной теплоемкости вещества;

— понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

— понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров, психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины и способов обеспечения безопасности при их использовании;

— умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

— понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике;

— овладение способами выполнения расчетов для нахождения: удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении,

удельной теплоты сгорания топлива, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования

и конденсации, КПД теплового двигателя;

— умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

••осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее

вклад в улучшение качества жизни;

••использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

••сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

••самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных

способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

••воспринимать информацию физического содержания

в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

••создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом

именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение

учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена

не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся

смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д.

Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми,

умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Электрические явления (29 ч)

Электромагнитные явления (6 ч)

Световые явления (10 ч)

Предметными результатами освоения тем являются:

— понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления с позиции строения атома, действия электрического тока, намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки,

действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

— понимание и способность описывать и объяснять физические явления/процессы: электромагнитная индукция, самоиндукция, преломление света, дисперсия света, поглощение и испускание света атомами, возникновение линейчатых спектров

испускания и поглощения;

— знание и способность давать определения/описания физических понятий: магнитное поле, линии магнитной индукции, однородное и неоднородное магнитное поле, магнитный поток, переменный электрический ток, электромагнитное поле, электромагнитные волны, электромагнитные колебания,

радиосвязь, видимый свет; физических величин: магнитная индукция, индуктивность, период, частота и амплитуда электромагнитных колебаний, показатели преломления света;

— знание формулировок, понимание смысла и умение применять закон преломления света и правило Ленца, квантовых постулатов Бора;

— понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—

Ленца, закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;

— умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

— владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его

длины, площади поперечного сечения и материала, зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи, изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

— понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания и способов обеспечения безопасности при их использовании;

— знание назначения, устройства и принципа действия технических устройств: электромеханический индукционный генератор переменного тока, трансформатор, колебательный контур, детектор, спектроскоп, спектрограф;

— различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой;

— владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора;

— понимание сути метода спектрального анализа и его возможностей;

— умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника

безопасности).



3. Содержание учебного предмета физика, с указанием форм организации учебных занятий, на уровень отображено в образовательной программе школы.

Содержание учебного предмета физика в 8 классе отражено в календарно-тематическом планировании.

Название темы

Количество часов


общее

теория

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Тепловые явления

23

18

3

2

2

Электрические явления

29

21

5

3

3

Электромагнитные явления

6

3

2

1

4

Световые явления

10

8

1

1


ИТОГО

68

50

11

7


4. Календарно-тематическое планирование

п/п

урока в теме

Содержание
(что пройдено на уроке)

Дата

По плану

Фактическая

Тема 1. Тепловые явления (23 часа)

1

1

Вводный инструктаж по Т.Б. Тепловое движение. Особенности движения молекул. Связь температуры тела и скорости движения его молекул. Движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах. Превращение энергии тела в механических процессах.



2

2

Внутренняя энергия тела. Увеличение внутренней энергии тела путем совершения работы над ним или ее уменьшение при совершении работы телом. Изменение внутренней энергии тела путем теплопередачи. Теплопроводность. Различие теплопроводностей различных веществ.



3

3

Конвекция в жидкостях и газах. Объяснение конвекции. Передача энергии излучением. Особенности видов теплопередачи.



4

4

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Устройство и применение калориметра.

Лабораторная работа 1. Определение количества теплоты при смешивании воды разной температуры.



5

5

Удельная теплоемкость вещества. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Лабораторная работа 2. Определение удельной теплоемкости твердого

тела.



6

6

Решение задач по теме «Удельная теплоемкость»



7

7

Топливо как источник энергии. Удельная теплота сгорания топлива. Формула для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.



8

8

Закон сохранения механической энергии. Превращение механической энергии во внутреннюю. Превращение внутренней энергии в механическую. Сохранение энергии в тепловых процессах. Закон сохранения и превращения энергии в природе.



9

9

Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление и отвердевание. Температура плавления. График плавления и отвердевания кристаллических тел.



10

10

Удельная теплота плавления. Объяснение процессов плавления и отвердевания на основе знаний о молекулярном строении вещества. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для плавления тела или выделяющегося при его кристаллизации.



11

11

Решение задач по теме «Изменение агрегатного состояния вещества».



12

12

Парообразование и испарение. Скорость испарения. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация пара. Особенности процессов испарения и конденсации.



13

13

Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Процесс кипения.



14

14

Постоянство температуры при кипении в открытом сосуде. Физический смысл удельной теплоты парообразования и конденсации.



15

15

Обобщающий урок по темам «Агрегатные состояния вещества»



16

16

Контрольная работа 1. «Агрегатные состояния вещества»



17

17

Влажность воздуха. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. Гигрометры: конденсационный и волосной. Психрометр.



18

18

Лабораторная работа 3. Определение относительной влажности воздуха.





19

19

Работа газа и пара при расширении. Тепловые двигатели.



20

20

Применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях.

Устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Экологические проблемы при использовании ДВС.



21

21

Устройство и принцип действия паровой турбины. КПД теплового

двигателя.



22

22

Обобщающий урок по темам: «Изменения агрегатного состояния вещества», «Тепловые двигатели». Экологические проблемы использования тепловых машин.



23

23

Контрольная работа 2. «Тепловые явления»



Тема 2. Электрические явления (29 часов)

24

1

Анализ контрольной работы. Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.



25

2

Устройство электроскопа. Понятия об электрическом поле. Поле как особый вид материи.



26

3

Делимость электрического заряда. Электрон — частица с наименьшим электрическим зарядом. Единица электрического заряда.



27

4

Строение атома. Строение ядра атома. Нейтроны. Протоны. Модели атомов водорода, гелия, лития. Ионы.



28

5

Объяснение на основе знаний о строении атома электризации тел при соприкосновении, передаче части электрического заряда от одного тела к другому. Закон сохранения электрического заряда.



29

6

Кратковременная контрольная работа 3 по теме «Электризация тел. Строение атома».

Деление веществ по способности проводить электрический ток на проводники, полупроводники и диэлектрики. Характерная особенность полупроводников.



30

7

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники электрического тока



31

8

Электрическая цепь и ее составные части. Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей.



32

9

Природа электрического тока в металлах. Скорость распространения электрического тока в проводнике. Направление электрического тока.



33

10

Решение задач по теме «Электрический ток в проводниках»



34

11

Действия электрического тока. Превращение энергии электрического тока в другие виды энергии.



35

12

Сила тока. Интенсивность электрического тока. Формула для определения силы тока. Единицы силы тока. Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы.

Лабораторная работа 4. Сборка электрической цепи и измерение силы

тока в ее различных участках.



36

13

Электрическое напряжение, единица напряжения. Формула для определения напряжения. Измерение напряжения вольтметром. Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы.

Лабораторная работа 5. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.



37

14

Электрическое сопротивление. Зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении. Природа электрического сопротивления.



38

15

Соотношение между сопротивлением проводника, его длиной

и площадью поперечного сечения. Удельное сопротивление проводника. Принцип действия и назначение реостата. Подключение реостата в цепь.



39

16

Лабораторная работа 6. Измерение силы тока и его регулирование

реостатом.



40

17

Зависимость силы тока от сопротивления при постоянном напряжении.

Закон Ома для участка цепи.



41

18

Последовательное соединение проводников. Сопротивление последовательно соединенных проводников



42

19

Лабораторная работа 7. Измерение сопротивления проводника при

помощи амперметра и вольтметра.



43

20

Сила тока и напряжение в цепи при последовательном соединении. Параллельное соединение проводников. Сопротивление двух параллельно соединенных проводников. Сила тока и напряжение в цепи при параллельном соединении.



44

21

Контрольная работа 4. «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление. Соединение проводников»



45

22

Анализ Контрольной работы. Работа электрического тока. Формула для расчета работы тока. Единицы работы тока.



46

23

Формула для вычисления работы электрического тока через мощность и время. Единицы работы тока, используемые на практике. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии.



47

24

Лабораторная работа 8. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.



48

25

Формула для расчета количества теплоты, выделяемого проводником

при протекании по нему электрического тока. Закон Джоуля—Ленца.



49

26

Конденсатор. Электроемкость конденсатора. Работа электрического поля конденсатора. Единица электроемкости конденсатора.



50

27

Различные виды ламп, используемые в освещении. Устройство лампы накаливания. Тепловое действие тока. Электрические нагревательные приборы.



51

28

Причины перегрузки в цепи и короткого замыкания. Предохранители.



52

29

Контрольная работа 5. «Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор»



Тема 3. Электромагнитные явления (6 часов)

53

1

Анализ Контрольной работы. Магнитное поле. Установление связи между электрическим током и магнитным полем. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током.



54

2

Электромагниты и их применение. Испытание действия электромагнита.

Лабораторная работа 9. Сборка электромагнита и испытание его действия.



55

3

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Объяснение причин ориентации железных опилок в магнитном поле. Магнитное поле Земли.



56

4

Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство и принцип действия электродвигателя постоянного тока.

Лабораторная работа 10. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).



57

5

Подготовка к контрольной работе по теме «Электромагнитные вяления»



58

6

Контрольная работа 6. «Электромагнитные явления».



Тема 4. Световые явления (10 часов)

59

1

Анализ контрольной работы. Источники света. Естественные и искусственные источники света. Точечный источник света и световой луч.



60

2

Прямолинейное распространение света. Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения.



61

3

Явления, наблюдаемые при падении луча света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света.



62

4

Обратимость световых лучей. Плоское зеркало. Построение изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение Зеркальное и рассеянное отражение света.



63

5

Решение задач по теме «Отражение света»



64

6

Оптическая плотность среды. Явление преломления света. Соотношение между углом падения и углом преломления. Закон преломления света. Показатель преломления двух сред.



65

7

Лабораторная работа 11. Изучение свойств изображения в линзах.



66

8

Кратковременная контрольная работа 7

по теме «Законы отражения и преломления света».

Строение глаза. Функции отдельных частей глаза. Формирование изображения на сетчатке глаза.



67

9

Анализ контрольной работы



68

10

Итоговое повторение