Пояснительная записка
Рабочая программа по физкультуре разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
. Примерной рабочей программы по физической культуре В.И. Ляха. 1-4 классы: - М.:Просвещение 2015 г.
Учебного плана МБОУ СОШ №9 на 2019-2020учебный год.
.Календарного-учебного графика на2019-2020 учебный год.
Целью программы является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Место предмета в учебном плане
На изучение физической культуры в 3 классе отводится 3 часа в неделю. Программа рассчитана на 105 часов (35 учебных недель).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 3 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
В результате освоения программного материала ученик получит знания:
Знания о физической культуре— выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки, плавания), вести дневник самоконтроля, рассказывать о скелете, внутренних органах, мышечной и кровеносной системе человека, об органах чувств, объяснять, что такое пас и его значение для спортивных игр с мячом, что такое осанка и методы сохранения правильной осанки, что такое гигиена и правила ее соблюдения, правила закаливания, приема пищи и соблюдения питьевого режима, правила спортивной игры волейбол;
Гимнастика с элементами акробатики — выполнять строевые упражнения (строиться в шеренгу, колонну, перестраиваться в одну, две и три шеренги), выполнять разминки в движении, на месте, с мешочками, с резиновыми кольцами и кружочками, с массажными мячами, с обручами, с гимнастической палкой, с гимнастической скамейкой, на гимнастической скамейке, на матах, с мячом, разминки, направленные на развитие координации движений и гибкости, прыжковую разминку, разминку в парах, у гимнастической стенки, выполнять упражнения на внимание и равновесие, наклон вперед из положения стоя и сидя, шпагаты (прямой и продольные), отжимания, подъем туловища из положения лежа, подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа согнувшись, запоминать временные отрезки, выполнять перекаты, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие, кувырок назад, проходить станции круговой тренировки, лазать и перелезать по гимнастической стенке, лазать по канату в три приема, выполнять стойку на голове и руках, мост, стойку на лопатках, висеть завесой одной и двумя ногами на перекладине, прыгать со скакалкой, через скакалку и в скакалку, прыгать в скакалку в тройках, выполнять упражнения на гимнастическом бревне, на гимнастических кольцах (вис согнувшись, вис прогнувшись, перевороты назад и вперед), лазать по наклонной гимнастической скамейке, выполнять вращение обруча;
Легкая атлетика— технике высокого старта, технике метания мешочка (мяча) на дальность, пробегать дистанцию 30 м на время, выполнять челночный бег З х 10 м на время, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, прыгать в высоту спиной вперед, прыгать на мячах-хопах, бросать набивной мяч (весом 1 кг) на дальность способом «снизу», «от груди», «из-за головы», правой и левой рукой, метать мяч на точность, проходить полосу препятствий;
Подвижные и спортивные игры — давать пас ногами и руками, выполнять передачи мяча через волейбольную сетку различными способами, вводить мяч из-за боковой, выполнять броски и ловлю мяча различными способами, выполнять футбольные упражнения, стойке баскетболиста, ведению мяча на месте, в движении, правой и левой рукой, участвовать в эстафетах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры:«Ловишка», «Ловишка с мешочком на голове», «Колдунчики», «Салки», «Салки — дай руку», «Прерванные пятнашки», «Собачки», «Собачки ногами», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Вышибалы», «Антивышибалы», «Белые медведи», «Волк во рву», «Ловля обезьян с мячом», «Перестрелка», «Пустое место», «Осада города», «Подвижная цель», «Совушка», «Удочка», «Салки с домиками», «Перебежки с мешочком на голове», «Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Волшебные елочки», «Белочка-защитница», «Горячая линия», «Будь осторожен», «Шмель», «Накаты», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы через сетку», «Штурм», «Ловишка на хопах», «Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Вызов», «Командные хвостики», «Круговая охота», «Флаг на башне», «Марш с закрытыми глазами», играть в спортивные игры (футбол, баскетбол, гандбол).
Содержание учебного предмета, курса
Знания о физической культуре(в процессе урока).
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Лёгкая атлетика (32 ч.).
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением и с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Гимнастика с основами акробатики(21 ч.).
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например:
1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Подвижные и спортивные игры (32 ч.).
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча». На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале спортивных игр: Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой». Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей». Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Распределение учебного времени прохождения
программного материала
Кол-во часов
Базовая часть
78
1. Легкая атлетика
22
2. Спортивные игры
18
3. Гимнастика с элементами акробатики
18
4. Лыжная подготовка
20
Вариативная часть
27
5. Подвижные игры с элементами спортивных игр
14
6. Лёгкая атлетика
10
7.Гимнастика с элементами акробатики
3
Итого:
105
Учебные нормативы.
для 3 класса
Бег 30 м (сек.) | 5,1 6,7 6,8 5,3 6,9 7, |
Челночный бег 3х10 м (сек.) | 8.8 9.9 10.2 9.3 10.3 10.8 |
Прыжок в длину с места (см) | 165 130 120 150 135 110 |
Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см) | 85 80 75 75 70 65 |
Бег 60 м. (сек.). | 7 10 13 5 7 10 |
Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | 80 70 60 90 80 70 |
Подтягивания виса лежа | 16 13 7 16 7 3 |
Метание т/м (м) | 18 15 12 15 12 10 |
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | 25 23 21 30 28 26 |
Приседания (кол-во раз/мин) | 42 40 38 40 38 36 |
Многоскоки- 8 прыжков м. | 13 11 9 13 11 9 |
Пистолеты(кол-во раз). | 6 4 2 5 3 1 |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Дата | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Организационно- методические требования на уроках физической культуры. | | |
2 | Тестирование бега на 30 метров с высокого старта | | |
3 | Техника челночного бега. | | |
4 | Тестирование челночного бега 3Х10 метров. | | |
5 | Способы метания мяча на дальность. | | |
6 | Тестирование метания мяча на дальность. | | |
7 | Пас и его значение для спортивных игр с мячом. | | |
8 | Спортивная игра в «Футбол» | | |
9 | Прыжок в длину с разбега. | | |
10 | Прыжки в длину с разбега на результат. | | |
11 | Контрольный урок по прыжкам в длину с разбега. | | |
12 | Контрольный урок по спортивной игре «Футбол» | | |
13 | Тестирование. Метания малого мяча на точность. | | |
14 | Тестирование наклона вперёд из положения стоя. | | |
15 | Тестирование подъёма туловища из положения лежа за 30 секунд . | | |
16 | Тестирование прыжка в длину с места. | | |
17 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. | | |
18 | Тестирование виса на время. | | |
19 | Подвижная игра «Перестрелка» | | |
20 | Футбольные упражнения. | | |
21 | Футбольные упражнения | | |
22 | Различные варианты футбольных упражнений в парах. | | |
23 | Различные варианты футбольных упражнений в парах. | | |
24 | Подвижная игра «Осада крепости» | | |
25 | Броски и ловля мяча в парах. | | |
26 | Закаливание. | | |
27 | Ведение мяча. | | |
28 | Кувырок вперёд. | | |
29 | Кувырок вперёд. | | |
30 | Варианты выполнения кувырка вперёд. | | |
31 | Кувырок назад. | | |
32 | Кувырки. | | |
33 | Круговая тренировка. | | |
34 | Стойка на голове. | | |
35 | Стойка на руках. | | |
36 | Круговая тренировка. | | |
37 | Вис завесом одной и двумя ногами на перекладине. | | |
38 | Лазанье и перелезание по гимнастической стенке. | | |
39 | Прыжки через скакалку. | | |
40 | Прыжки через скакалку в тройках. | | |
41 | Лазанье по канату в три приёма. | | |
42 | Круговая тренировка. | | |
43 | Упражнения на гимнастическом бревне. | | |
44 | Упражнения на гимнастическом бревне. | | |
45 | Круговая тренировка. | | |
46 | Варианты вращения обруча. | | |
47 | Лазанье по наклонной гимнастической скамейке. | | |
48 | Круговая тренировка. | | |
49 | Техника безопасности на занятиях лыжами.Ступающий и скользящий шаг на лыжах без палок. | | |
50 | Ступающий и скользящий шаг на лыжах с лыжными палками. | | |
51 | Повороты на лыжах переступанием и прыжком. | | |
52 | Передвижение попеременным двухшажным ходом. | | |
53 | Одновременный двухшажный ход. | | |
54 | Подъём «полуёлочкой»и «ёлочкой»,спуск под уклон в основной стойке. | | |
55 | Подъём «Лесенкой»и торможение «Плугом»на лыжах. | | |
56 | Передвижение и спуск на лыжах «Змейкой» | | |
57 | Подвижная игра на лыжах «Накаты» | | |
58 | Спуск на лыжах со склона в низкой стойке. | | |
59 | Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах. | | |
60 | Подвижная игра на лыжах «Кто дальше?» «Снежком в цель» | | |
61 | Спуски со склонов в разных стойках. | | |
62 | Совершенствование изученных способов подъёмов и спусков. | | |
63 | Контрольный урок по лыжной подготовке. | | |
64 | Одновременный бесшажный ход. | | |
65 | Одновременный бесшажный ход. | | |
66 | Попеременный двухшажный ход. | | |
67 | Эстафеты и подвижные игры на лыжах. | | |
68 | Контрольный урок по лыжной подготовке .Прохождение дистанции 1,5 км. | | |
69 | Физические упражнения ,их влияние на физическое развитие. | | |
70 | Физические упражнения ,их влияние на физическое развитие. | | |
71 | Полоса препятствий. | | |
72 | Усложнённая полоса препятствий. | | |
73 | Прыжок в высоту с прямого разбега. | | |
74 | Прыжок в высоту с прямого разбега на результат. | | |
75 | Прыжок в высоту способом «перешагивание» | | |
76 | Эстафеты с мячом. | | |
77 | Подвижные игры. | | |
78 | Подвижные игры. | | |
79 | Броски мяча через волейбольную сетку. | | |
80 | Подвижная игра «Пионербол». | | |
81 | Волейбол как вид спорта. | | |
82 | Подготовка к волейболу. | | |
83 | Контрольный урок по волейболу. | | |
84 | Броски набивного мяча способом от груди и снизу. | | |
85 | Броски набивного мяча правой и левой рукой | | |
86 | Тестирование виса на время. | | |
87 | Тестирование наклона вперёд из положения стоя. | | |
88 | Тестирование прыжка в длину с места. | | |
89 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа согнувшись. | | |
90 | Тестирование подъёма туловища из положения лёжа за 30 сек. | | |
91 | Знакомство с баскетболом. | | |
92 | Тестирование метания малого мяча на точность. | | |
93 | Спортивная игра в «Баскетбол» | | |
94 | Беговые упражнения. | | |
95 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта. | | |
96 | Тестирование челночного бега 3 * 10 м | | |
97 | Тестирование метания мяча на дальность. | | |
98 | Спортивная игра в «Футбол» | | |
99 | Подвижная игра. | | |
100 | Бег на 1 000 метров. | | |
101 | Спортивные игры. | | |
102 | Спортивная игра волейбол по упрощенным правилам. | | |
103 | Спортивная игра волейбол по упрощенным правилам. | | |
104 | Эстафеты с мячами. Подвижные игры. | | |
105 | Эстафеты с мячами. Подвижные игры. | | |
всего | 105 ч | | |
12