П. 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Конституция РФ ст.43 «Каждый имеет право на образование».
2. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20.11.1989г.
3. Конвенция ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
4. ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599.
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02.2010г. Пр.-271).
7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее – приказ Минобрнауки РФ № 1015).
9. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 № АФ150/06.
10. Программа 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», « Просвещение», Москва.
Основная цель изучения данного предметазаключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, качество знаний физкультуры, социальной адаптации.
Основные задачи изучения предмета:
― воспитание интереса к физической культуре и спорту;
― овладение основами знаниями видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, спортивные игры и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
― коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;
― воспитание нравственных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.
Роль учебного курса в достижении планируемых результатов.
Программа физкультура в теории учащихся коррекционной школы, формирует у учащихся целостное представление о физической культуре, способность включиться в производительный труд.
Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физической культуре и ее истории, и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями интеллекта 11-16 лет.
П. 2. Общая характеристика учебного предмета.
Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, морально-нравственных, духовных черт личности человека.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество. Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой.
При изучении данной образовательной области является создание условий для получения обучающимися знаний и формирование у них умений по построению здорового образа жизни с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, склонностей, целей, прогнозирования возможных жизненных ситуаций.
Активная мыслительная деятельность учащихся на уроках способствует быстрому прохождению изучаемого материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные путем сознательного усвоения, оказываются болеепрочными.
П. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Физическая культура в теории реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.
На реализацию программы по физической культуре в 5-9 классах в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 102 часа, 3 часа в неделю:
1 четверть – 27 ч.
2 четверть – 21 ч.
3 четверть – 30 ч.
4 четверть – 24 ч.
П. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета в учебном плане.
Обязательным для учителя является контроль таких параметров как настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания учебного материала, что позволит отслеживать динамику развития умственно отсталых учащихся с момента поступления в школу до ее окончания.
Теоретические зачеты принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры:что включает в себя понятие «физическая культура», виды физических качеств, основные виды спорта (изучаемы в школьной программе), основные правила в спортивных играх, личная гигиена, закаливание, рациональное питание, утренняя зарядка.
Характеристика цифровой оценки (отметки).
Оценка «5» выставляется при полном усвоении программы и умении его использовать в жизни.
Оценка «4» выставляется, если программа усвоена, но возникают трудности при воспроизведении в жизни.
Оценка «3» выставляется, если материал понятен, но ученик не может использовать полученные знания. Но ученик при повторных заданиях может улучшить результат.
П. 5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
освоить социальную роль ученика, проявлять интерес к учению.
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними общего интереса;
иметь представления о здоровом и безопасном образе жизни: гигиенические навыки; охранительные режимные моменты; Т\Б на уроках физкультуры
Предметные результаты основной образовательной программы :
Учащиеся 6-го класса
должны знать:
какая должна быть спортивная одежда и как за ней ухаживать;
основные методики выполнения утренней гимнастики;
личная гигиена;
основные виды закаливания;
правильное потребление витаминов;
основные правила игры в пионербол (одежда, количество игроков, особенности мяча, правила игры);
основные правила игры в баскетбол (одежда, количество игроков, особенности мяча, основные правила);
выбирать рациональный способ преодоления препятствия;
способы переноски крупных предметов в теории;
выбирать наиболее удачный способ переноски груза в теории;
основы легкой атлетики (виды упражнений, многоборье и др.) в теории;
профилактика травматизма;
виды спортивного инвентаря и способы его использования;
Достаточный уровень:
- представление о физической культуре как части общей культуры современного общества;
- осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;
- понимание связи физической культуры с трудовой;
- знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий физической культурой;
- выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
- знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств;
- планирование занятий физическими упражнениями посильными в режиме дня;
- определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений);
- представление о закаливании организма; знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических требований;
- знание общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации);
- осуществление судейства в спортивных играх;
- знание некоторых особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа, понимать связи физической культуры с
трудовой и военной деятельностью;
- правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр, правильное применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры и во время самостоятельных занятий.
Высший уровень:
- знание об основных направлениях развития и формах организации физической культуры и спорта в современном обществе (Олимпийское, Параолимпийское движение, Специальные олимпийские игры);
- самостоятельное применение правил профилактики травматизма в процессе занятий физическими упражнениями;
- определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений) их сравнение их с возрастной нормой;
- составление (под руководством учителя) комплексов физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности;
- планирование и использование занятий посильными физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
- самостоятельное выполнение посильных упражнений по коррекции осанки и телосложения;
- подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений;
- знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
- самостоятельное объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок.
П. 6. Содержание учебного предмета.
Программа по физкультуре состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры.
На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими знаниями о физкультуре. Применять данные знания в дальнейшей жизни.
К формам работы с учащимися относится:
• работа с дополнительной литературой
• умение составлять индивидуальный комплекс утренней гимнастики
• работа с карточками, разработанными в соответствии с темами раздела программы «Основы знаний».
• теоретические зачеты по карточкам или выступление перед классом (правильный счет при выполнении упражнения, названия упражнений и др.)
Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Для этого необходим определенный объем знаний о многофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).
Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них.
Положительное влияние на менталитет и уровень двигательной активности учащихся оказывает привитие им знаний о влиянии физической активности и здорового образа жизни на организм человека.
Знания о путях формирования здоровья и ведении здорового образа жизни должны органически соединяться с эффективной пропагандой ценностей здоровья. В конечном счете, теоретическая подготовка учащихся в области физической культуры должна быть необходимой базой для формирования физической культуры личности школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры в единстве с всеобщей человеческой культурой.
6 КЛАСС
Теоретические сведения.
«Как человек учился быть сильным и ловким»:Древний человек мог обойтись без бега? Можно было обойтись древнему человеку без метание? Человеку надо было научиться поднимать тяжести? С чем человек мог мигом перемахнуть через ручей или топь? Для чего к ногам привязывали плоские дощечки?
«Олимпийские игры»:возникновение Олимпийских игр, виды спорта.
«Гигиена»: виды закаливания, уход за одеждой, психогигиена, личная гигиена, зарядка, рациональное питание.
Легкая атлетика: подбор одежды по погоде, виды упражнений, инвентарь, уход за инвентарем, известные спортсмены, умения выполнять судейство на различных видах легкой атлетики.
Гимнастика: виды развития физических качеств, инвентарь и уход за ним, виды гимнастики, переноска крупного инвентаря, умения оценивать упражнения, знания строевых упражнений, одежда и уход за ней.
Спортивные игры: подбор одежды с учетом погоды, виды мячей, особенности спортивных площадок, уход за инвентарем, знаний терминов «шеренга» и «колона».
Игры на внимание, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления глаз, для расслабления мышц спины, упреждения для стоп.
П. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
6 класс
№ п/п | Разделы | Количество часов | Основные виды деятельности |
1.Основы физкультуры |
| 1.Основыне понятия физкультуры. 2.История физкультуры древнего человека. 3.Олимпийские игры. | 15 | Просмотр наглядного материала, видео. |
2. Гигиена |
| 1.Виды закаливания. 2.Уход за одеждой. 3.Психогигиена. 4.Личная гигиена. 5.Зарядка. 6.Рациональное питание. | 15 | Просмотр наглядного материала, работа с карточками, разработка программ. |
3.Легка атлетика. |
| Подбор одежды по погоде, виды упражнений, инвентарь, уход за инвентарем, известные спортсмены, умения выполнять судейство на различных видах легкой атлетики. | 15 | Работа с наглядным материалом, карточками, видео, обучение выполнению судейства. |
4.Гимнастика |
| виды развития физических качеств, инвентарь и уход за ним, виды гимнастики, переноска крупного инвентаря в теории, умения оценивать упражнения, знания строевых упражнений, одежда и уход за ней. | 15 | Работа с наглядным материалом, карточками, видео, обучение выполнению судейства. |
5. Спортивные игры |
| подбор одежды с учетом погоды, виды мячей, особенности спортивных площадок, уход за инвентарем, знаний терминов «шеренга» и «колона». | 25 | Работа с наглядным материалом, карточками, видео, обучение выполнению судейства. |
6.Игры |
| игры на внимание, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления глаз, для расслабления мышц спины, упраждения для стоп. | 17 | Работа с наглядным материалом, карточками, видео, обучение необходимых упражнений для поддержания здоровья. |
П. 8.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы.
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во |
Мячи: мяч малый (теннисный) мяч малый (мягкий) мяч волейбольный мяч баскетбольный | 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. |
Мат гимнастический | 1 шт. |
Скакалка гимнастическая | 1 шт. |
Обруч металлический | 1 шт. |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы Москва «Просвещение», 2011г.
Белов В.М., Кувшинов В.С., Мозговой В.Н. «Авторская программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями», М. «Владос» 2010г.
9