СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физкультуре (теоретическая часть)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта рабочая программа основанна на уже имеюшейся программе. Но в связи с тем, что в школе появился ребенок, которому врачи запретили заниматься физкультурой, было решено создать отдельную программу, в которой только теоретическая часть. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физкультуре (теоретическая часть)»





П. 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Конституция РФ ст.43 «Каждый имеет право на образование».

2. Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20.11.1989г.

3. Конвенция ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4. ФЗ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

5. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02.2010г. Пр.-271).

7. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее – приказ Минобрнауки РФ № 1015).

9. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 № АФ150/06.

10. Программа 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», « Просвещение», Москва.

Основная цель изучения данного предметазаключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, качество знаний физкультуры, социальной адаптации.

Основные задачи изучения предмета:

― воспитание ин­тереса к физической культуре и спо­рту;

― овладение основами знаниями видов спор­та (легкой атлетикой, гим­на­с­ти­кой, спортивные игры и др.) в со­от­ве­т­ствии с возрастными и психофи­зи­че­с­ки­ми особенностями обу­ча­ю­щих­ся;

― коррекция недостатков познава­тель­ной сферы и пси­хо­мо­тор­ного раз­ви­тия; развитие и совер­ше­н­с­твование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждение проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.) в процессе уроков и во внеучебной деятельности;

― воспитание нра­в­с­т­ве­нных качеств и свойств личности; содействие военно-патриотической подготовке.

Роль учебного курса в достижении планируемых результатов.

Программа физкультура в теории учащихся коррекционной школы, формирует у учащихся целостное представление о физической культуре, способность включиться в производительный труд.

Своеобразие данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физической культуре и ее истории, и интеллектуальных возможностей детей с нарушениями интеллекта 11-16 лет.

П. 2. Общая характеристика учебного предмета.

Физическое воспитание — неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, морально-нравственных, духовных черт личности человека.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество. Характерной особенностью детей с недостатками интеллекта является наличие у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии, возникающих на разных возрастных этапах индивидуального развития. Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение двигательных действий, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах. У многих учащихся отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем. Наблюдается слабость миокарда, аритмия; дыхание нарушено по частоте, глубине, ритму; нарушена согласованность дыхательного акта с двигательной нагрузкой.

При изучении данной образовательной области является создание условий для получения обучающимися знаний и формирование у них умений по построению здорового образа жизни с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, склонностей, целей, прогнозирования возможных жизненных ситуаций. 

Активная мыслительная деятельность учащихся на уроках способствует быстрому прохождению изучаемого материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные путем сознательного усвоения, оказываются болеепрочными.

П. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Физическая культура в теории реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.

На реализацию программы по физической культуре в 5-9 классах  в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 102 часа, 3 часа в неделю:

1 четверть – 27 ч.

2 четверть – 21 ч.

3 четверть – 30 ч.

4 четверть – 24 ч.

П. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета в учебном плане.   

   Обязательным для учителя является контроль таких параметров как настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания учебного материала, что позволит отслеживать динамику развития умственно отсталых учащихся с момента поступления в школу до ее окончания.

 Теоретические зачеты принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры:что включает в себя понятие «физическая культура», виды физических качеств, основные виды спорта (изучаемы в школьной программе), основные правила в спортивных играх, личная гигиена, закаливание, рациональное питание, утренняя зарядка.




Характеристика цифровой оценки (отметки).

Оценка «5» выставляется при полном усвоении программы и умении его использовать в жизни.

Оценка «4» выставляется, если программа усвоена, но возникают трудности при воспроизведении в жизни.

Оценка «3» выставляется, если материал понятен, но ученик не может использовать полученные знания. Но ученик при повторных заданиях может улучшить результат.


П. 5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностные результаты:

  • проявлять положительные качества личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • освоить социальную роль ученика, проявлять интерес к учению.

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, нахождение с ними общего интереса;

  • иметь представления о здоровом и безопасном образе жизни: гигиенические навыки; охранительные режимные моменты; Т\Б на уроках физкультуры

Предметные результаты основной образовательной программы :

Учащиеся 6-го класса

должны знать:

      • технику безопасности на уроках физической культуры;

  • какая должна быть спортивная одежда и как за ней ухаживать;

  • основные методики выполнения утренней гимнастики;

  • личная гигиена;

  • основные виды закаливания;

  • правильное потребление витаминов;

  • основные правила игры в пионербол (одежда, количество игроков, особенности мяча, правила игры);

  • основные правила игры в баскетбол (одежда, количество игроков, особенности мяча, основные правила);

  • выбирать рациональный способ преодоления препятствия;

  • способы переноски крупных предметов в теории;

  • выбирать наиболее удачный способ переноски груза в теории;

  • основы легкой атлетики (виды упражнений, многоборье и др.) в теории;

  • профилактика травматизма;

  • виды спортивного инвентаря и способы его использования;

Достаточный уровень:

- представление о физической культуре как части общей культуры современного общества;

- осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека;

- понимание связи физической культуры с трудовой;

- знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий физической культурой;

- выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;

- знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств;

- планирование занятий физическими упражнениями посильными в режиме дня;

- определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений);

- представление о закаливании организма; знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических требований;

- знание общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации);

- осуществление судейства в спортивных играх;

- знание некоторых особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа, понимать связи физической культуры с

трудовой и военной деятельностью;

- правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;

размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр, правильное применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры и во время самостоятельных занятий.

Высший уровень:

- знание об основных направлениях развития и формах организации физической культуры и спорта в современном обществе (Олимпийское, Параолимпийское движение, Специальные олимпийские игры);

- самостоятельное применение правил профилактики травматизма в процессе занятий физическими упражнениями;

- определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений) их сравнение их с возрастной нормой;

- составление (под руководством учителя) комплексов физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности;

- планирование и использование занятий посильными физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

- самостоятельное выполнение посильных упражнений по коррекции осанки и телосложения;

- подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений;

- знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;

- самостоятельное объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок.

П. 6. Содержание учебного предмета.      

Программа по физкультуре состоит из следующих разделов: гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры. 

 На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими знаниями о физкультуре. Применять данные знания в дальнейшей жизни.
      К формам работы с учащимися относится:

• работа с дополнительной литературой

• умение составлять индивидуальный комплекс утренней гимнастики

• работа с карточками, разработанными в соответствии с темами раздела программы «Основы знаний».

• теоретические зачеты по карточкам или выступление перед классом (правильный счет при выполнении упражнения, названия упражнений и др.)

Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Для этого необходим определенный объем знаний о многофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физических упражнений на их развитие, а также на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).

Формирование знаний о физической культуре – непременное условие сознательного овладения учащимися двигательными умениями и навыками. Практика свидетельствует, что чем больше у детей знаний о физической культуре, чем больше развивается у них мыслительный компонент двигательной деятельности – тем выше результаты в освоении умений и навыков, воспитании двигательных способностей, привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, формировании потребности в них.

Положительное влияние на менталитет и уровень двигательной активности учащихся оказывает привитие им знаний о влиянии физической активности и здорового образа жизни на организм человека.

Знания о путях формирования здоровья и ведении здорового образа жизни должны органически соединяться с эффективной пропагандой ценностей здоровья. В конечном счете, теоретическая подготовка учащихся в области физической культуры должна быть необходимой базой для формирования физической культуры личности школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры в единстве с всеобщей человеческой культурой.

6 КЛАСС

Теоретические сведения.

  1. «Как человек учился быть сильным и ловким»:Древний человек мог обойтись без бега? Можно было обойтись древнему человеку без метание? Человеку надо было научиться поднимать тяжести? С чем человек мог мигом перемахнуть через ручей или топь? Для чего к ногам привязывали плоские дощечки?

  2. «Олимпийские игры»:возникновение Олимпийских игр, виды спорта.

  3. «Гигиена»: виды закаливания, уход за одеждой, психогигиена, личная гигиена, зарядка, рациональное питание.

  4. Легкая атлетика: подбор одежды по погоде, виды упражнений, инвентарь, уход за инвентарем, известные спортсмены, умения выполнять судейство на различных видах легкой атлетики.

  5. Гимнастика: виды развития физических качеств, инвентарь и уход за ним, виды гимнастики, переноска крупного инвентаря, умения оценивать упражнения, знания строевых упражнений, одежда и уход за ней.

  6. Спортивные игры: подбор одежды с учетом погоды, виды мячей, особенности спортивных площадок, уход за инвентарем, знаний терминов «шеренга» и «колона».

  7. Игры на внимание, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления глаз, для расслабления мышц спины, упреждения для стоп.

П. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

6 класс

№ п/п

Разделы

Количество часов

Основные виды деятельности

1.Основы физкультуры


1.Основыне понятия физкультуры.

2.История физкультуры древнего человека.

3.Олимпийские игры.

15

Просмотр наглядного материала, видео.

2. Гигиена


1.Виды закаливания.

2.Уход за одеждой.

3.Психогигиена.

4.Личная гигиена.

5.Зарядка.

6.Рациональное питание.


15

Просмотр наглядного материала, работа с карточками, разработка программ.

3.Легка атлетика.


Подбор одежды по погоде, виды упражнений, инвентарь, уход за инвентарем, известные спортсмены, умения выполнять судейство на различных видах легкой атлетики.

15

Работа с наглядным материалом, карточками, видео, обучение выполнению судейства.


4.Гимнастика


виды развития физических качеств, инвентарь и уход за ним, виды гимнастики, переноска крупного инвентаря в теории, умения оценивать упражнения, знания строевых упражнений, одежда и уход за ней.


15

Работа с наглядным материалом, карточками, видео, обучение выполнению судейства.

5. Спортивные игры


подбор одежды с учетом погоды, виды мячей, особенности спортивных площадок, уход за инвентарем, знаний терминов «шеренга» и «колона».

25

Работа с наглядным материалом, карточками, видео, обучение выполнению судейства.

6.Игры


игры на внимание, дыхательные упражнения, упражнения для расслабления глаз, для расслабления мышц спины, упраждения для стоп.

17

Работа с наглядным материалом, карточками, видео, обучение необходимых упражнений для поддержания здоровья.




П. 8.Материально-техническое   обеспечение образовательного процесса.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям  школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы.

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Мячи: мяч малый (теннисный)

мяч малый (мягкий)

мяч волейбольный

мяч баскетбольный

1 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

Мат гимнастический

1 шт.

Скакалка гимнастическая

1 шт.

Обруч металлический

1 шт.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы:


1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);


2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы Москва «Просвещение», 2011г.


  1. Белов В.М., Кувшинов В.С., Мозговой В.Н. «Авторская программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями», М. «Владос» 2010г.















9