Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Физкультура» для 6 класса коррекционного вида средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:
Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 - П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014г. № 1599 «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Примерные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл., Под ред. В.В.Воронковой. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012.
Цель программы
Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи программы:
укреплять здоровье, физическое развитие и повышать работоспособность учащихся;
развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
способствовать приобретению знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
развивать чувства темпа и ритма, координацию движений;
формировать навыки правильной осанки в статических положениях и в движении;
способствовать усвоению учащимися речевого материала, используемого на уроках по физической культуре.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В этом разделе представлены результаты освоения программного материала по учебному предмету «Физическая культура», которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно-значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора, профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного направления;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь, занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Содержание учебного курса
6 класс
В программу включены следующие разделы: гимнастика и акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, игры - подвижные и спортивные.
Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученики смогли овладеть основной двигательных умений и навыков, и включились в произвольную деятельность.
Основы знаний о физической культуре
Основные части тела. Как укреплять свои кости и мышцы. Что разрешено и не разрешено на уроках физкультуры. Что такое двигательный режим. Правила безопасности при выполнении физических упражнений.
История Олимпийских игр.
Гимнастика с основами акробатики
Строевые упражнения:
Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание на вытянутые руки на месте (повторение) и в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в стороны. Выполнение команд: «Шире шаг!». «Короче шаг!». Повороты кругом. Ходьба по диагонали.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения без предметов:
упражнения на осанку;
дыхательные упражнения;
упражнения в расслаблении мышц:
основные положения движения головы, конечностей, туловища.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами, на снарядах:
с гимнастическими палками;
с большими обручами;
с малыми мячами;
с набивными мячами;
упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения на гимнастической стенке:
Прогибание туловища, взмахи ногой.
Акробатические упражнения (элементы, связки, выполняются только после консультации врача):
простые и смешанные висы и упоры;
переноска груза и передача предметов;
танцевальные упражнения;
лазание и перелезание;
равновесие;
развитие координационных способностей, ориентировка в пространстве, быстрота реакций, дифференциация силовых, пространственных и временных параметров движений.
Лёгкая атлетика
Ходьба:
Ходьба с изменением направлений по сигналу учителя. Ходьба скрестным шагом. Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Ходьба с преодолением препятствий. Понятие о спортивной ходьбе. Ходьба с ускорением, по диагонали, кругом. Переход с ускоренной ходьбы на медленную по команде учителя.
Бег:
Медленный бег с равномерной скоростью до 5 мин. Бег на 60 м с низкого старта. Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30—50 м с передачей эстафетной палочки. Бег с преодолением препятствий (высота препятствий до 30—40 см). Беговые упражнения. Повторный бег и бег с ускорением на отрезках до 60 м. Эстафетный бег (100 м) по кругу. Бег с ускорением на отрезке 30 м, бег на 30 м (3—6 раз); бег на отрезке 60 м — 2 раза за урок. Кроссовый бег 300—500 м.
Прыжки:
Прыжки на одной ноге, двух ногах с поворотом направо, налево, с движением вперед. Прыжки на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге. Прыжок в длину с разбега способом "согнув ноги" с ограничением отталкивания в зоне до 80 см. Отработка отталкивания.
Метание:
Метание малого мяча в вертикальную цель шириной 2 м на высоте 2—3 м и в мишень диаметром 100 см с тремя концентрическими кругами из различных исходных положений. Метание малого мяча на дальность отскока от стены и пола. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с 4—6 шагов разбега. Толкание набивного мяча весом 2 кг с места в сектор стоя боком.
Подвижные и спортивные игры
Пионербол:
Передача мяча сверху двумя руками над собой и в парах сверху двумя руками. Подача, нижняя прямая (подводящие упражнения). Игра "Мяч в воздухе". Дальнейшая отработка ударов, розыгрыш мяча, ловля мяча. Учебная игра. Общие сведения о волейболе, расстановка игроков, перемещение по площадке. Стойки и перемещение волейболистов.
Баскетбол:
Закрепление правил поведения при игре в баскетбол. Основные правила игры. Остановка шагом. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом. Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди. Ведение мяча одной рукой на месте и в движении шагом. Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места. Подвижные игры с элементами баскетбола' "Не давай мяча водящему", "Мяч ловцу", "Борьба за мяч". Эстафеты с ведением мяча. Сочетание приемов: бег — ловля мяча — остановка шагом — передача двумя руками от груди. Бег с ускорением до 10 м (3—5 повторений за урок). Упражнения с набивными мячами весом до 1 кг. Прыжки со скакалкой до 1 мин. Выпрыгивание вверх (до 8—15 раз).
Подвижные игры и игровые упражнения:
коррекционные;
с элементами общеразвивающих упражнений, лазанием, перелезанием, акробатикой, равновесием;
с бегом на скорость;
с прыжками в высоту, длину;
с метанием мяча на дальность и в цель;
с элементами пионербола, волейбола и мини-футбола;
с элементами баскетбола.
Лыжная подготовка
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, передвижение на скорость на расстояние до 100 м; подъем по склону прямо ступающим шагом; спуск с пологих склонов; повороты переступанием в движении; подъем «лесенкой» по пологому склону, торможение «плугом», передвижение на лыжах в медленном темпе на расстояние до 1,5 м; игры: «Кто дальше», «Пятнашки простые», эстафеты. Преодолеть на лыжах 1,5 км (девочки); 2 км (мальчики).
Контрольно-измерительные материалы.
Проверочные испытания по видам упражнений: бег 30—60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (2 кг) из- за головы обеими руками из положения сидя ноги врозь. Преодолевать на лыжах 1.5 км - девочки, 2 км - мальчики. Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно).
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 и письмом Департамента образования Ярославской области от 24.05.2011 г. № 1589/01-10 количество часов в неделю, отведенное на изучение предмета «Физическая культура» в 6 классе коррекционного вида следующее:
68 ч, из них в 6 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Тематическое планирование
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
6 класс | |
1 | «Легкая атлетика» | 16 | |
2 | «Гимнастика с основами акробатики» | 20 | |
3 | «Лыжная подготовка» | 12 | |
4 | «Спортивные игры (пионербол)» | 8 | |
5 | «Спортивные игры (баскетбол)» | 12 | |
6 | «Спортивные игры (волейбол)» | - | |
Всего часов: | 68 | |
Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Количество часов |
1 четверть |
Легкая атлетика | 8 |
1 | | Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Низкий старт. | 1 |
2 | | Высокий старт. Бег 30 м. Подвижная игра: «А, ну-ка догони!». | 1 |
3 | | Бег 60 м. Подвижная игра: «Самый быстрый». | 1 |
4 | | Бег с преодолением малых препятствий. | 1 |
5 | | Бег по пересеченной местности. Подвижная игра: «Догонялки». | 1 |
6 | | Прыжок в длину с разбега. Игра: «Установи рекорд». | 1 |
7 | | Метание мяча на дальность. | 1 |
8 | | Толкание набивного мяча. Подвижная игра: «Третий лишний». | 1 |
Спортивные игры (пионербол) | 8 |
9 | | Соблюдение ТБ при подвижных играх. Пионербол. | 1 |
10 | | Расстановка игроков на площадке, правила перехода. Игра: «Сумей выполнить». | 1 |
11 | | Ловля и передача мяча. Игра: «Поймай мяч». | 1 |
12 | | Розыгрыш мяча в три паса. | 1 |
13 | | Подача мяча через сетку. Игра: «Мяч через сетку». | 1 |
14 | | Нападающий удар двумя руками сверху в прыжке. Игра: «Атакующий удар». | 1 |
15 | | Нападающий удар, защита у сетки. | 1 |
16 | | Пионербол. Учебная игра. | 1 |
2 четверть |
Гимнастика с основами акробатики | 20 |
17 | | Соблюдение ТБ на уроках гимнастики. Строевые упражнения. Игра: «Найди свое место в строю». | 1 |
18 | | Перестроения из колонны по одному в колонну по два. Игра: «Кегельбан». | 1 |
19 | | Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три). Эстафета. | 1 |
20 | | Ходьба по гимнастической скамейке с разными заданиями. Игра: «Кегельбан». | 1 |
21 | | Лазанье по гимнастической стенке вверх, вниз с изменением способа лазанья. | 1 |
22 | | Лазанье по наклонной скамейке. Игра: «Сделай лучше». | 1 |
23 | | Лазанье по канату. Вис на канате, на руках согнув ноги. Игра: «Сделай лучше». | 1 |
24 | | Вис согнувшись и прогнувшись поднимание прямых ног на гимнастической стенке. | 1 |
25 | | Подтягивание в висе на перекладине. Подвижная игра: «Море волнуется раз…». | 1 |
26 | | Стойка на лопатках. Стойка мост из положения лежа. Игра: «Удочка». | 1 |
27 | | Стойка «ласточка». Кувырок вперед. | 1 |
28 | | Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях. Игра: «Сумей выполнить». | 1 |
29 | | Прыжок через козла, соскок с мягким приземлением. Игра: «Силачи». | 1 |
30 | | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа . | 1 |
31 | | Наклон вперед из положения сед на полу. Игра: «Дотянись». | 1 |
3 четверть |
32 | | Повороты, стоя на месте. Игра: «Найди свое место в строю». | 1 |
33 | | Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками. | 1 |
34 | | Силовые упражнения в парах. Игра: «Перетяни на свою сторону». | 1 |
35 | | Упражнения на напряжение и расслабление мышц. Игра: «Вытолкни из круга». | 1 |
36 | | Общеразвивающие упражнения с обручами. | 1 |
Лыжная подготовка | 12 |
37 | | Соблюдение ТБ на уроках лыжной подготовки. Передвижение с лыжами в руках. | 1 |
38 | | Передвижение попеременным двухшажным ходом. Игра: «Сумей выполнить». | 1 |
39 | | Одновременный бесшажный ход. Игра: «Лыжные гонки». | 1 |
40 | | Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом на отрезках 30-40 м. | 1 |
41 | | Спуск со склона в средней стойке. Игра: «Сохрани равновесие». | 1 |
42 | | Спуск со склона в низкой стойке. Игра: «Не упади». | 1 |
43 | | Подъем «лесенкой». Подвижная игра: «Лесенка». | 1 |
44 | | Торможение «плугом» на равнине. | 1 |
45 | | Торможение «плугом» с пологого склона. Игра: «Успей затормозить». | 1 |
46 | | Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности до 1,5 км. Игра: «Быстрый лыжник». | 1 |
47 | | Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности до 2 км. | 1 |
48 | | Передвижение на лыжах по слабопересеченной местности до 2,5 км. Игра: «Лыжный проезд». | 1 |
Спортивные игры (баскетбол) | 3 |
49 | | Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Правила игры. | 1 |
50 | | Основная стойка, повороты на месте. Игра: «Слушай сигнал». | 1 |
51 | | Передача мяча двумя руками от груди. Игра: «Удержи мяч». | 1 |
4 четверть |
Легкая атлетика | 8 |
52 | | Соблюдение ТБ на уроках легкой атлетики. Высокий старт. | 1 |
53 | | Эстафетный бег 4*60 м. Подвижная игра: «А, ну-ка догони!». | 1 |
54 | | Бег 400 м. Пионербол. | 1 |
55 | | Метание мяча на дальность с разбега. Футбол. | 1 |
56 | | Метание мяча в цель. Игра: «Дальше всех». | 1 |
57 | | Прыжок в длину с места. Игра: «Заячий прыжок». | 1 |
58 | | Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги». | 1 |
59 | | Прыжки со скакалкой. Игра: «Веселая скакалка». | 1 |
Спортивные игры (баскетбол) | 9 |
60 | | Соблюдение ТБ во время игры в баскетбол. Основная стойка, повороты на месте. | 1 |
61 | | Передача мяча одной рукой на месте. Подвижная игра: «Не потеряй мяч». | 1 |
62 | | Передача мяча в движении. Игра: «Лучший дриблер». | 1 |
63 | | Ведение мяча на месте одной рукой. Игра: «Мяч в кольцо». | 1 |
64 | | Ведение мяча остановка по сигналу. | 1 |
65 | | Бросок мяча по кольцу двумя руками с места. Игра: «Самый меткий». | 1 |
66 | | Бросок мяча по кольцу одной рукой с места. | 1 |
67 | | Учебная игра. Баскетбол. | 1 |
68 | | Подведение итогов. Эстафеты с мячами. Игра: «Назови летние виды спорта». | 1 |