Рабочая программа по географическому краеведению 8 класс ФГОС
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Цель курса:
– более подробное знакомство с особенностями природы Оренбургской области, расширение представлений, обучающихся о рекреационном потенциале, туристических объектах и достопримечательностях родного края, выделение экологических проблем и путей их решения.
Задачи курса:
— создавать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;
— формировать способность применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
— способствовать формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
— способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулировать стремления знать, как можно больше о родном крае;
— формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
2. Содержание предмета.
Раздел 1.Физическая география
История географических открытий. Заселение в древности и средневековье.
Освоение территории в 18-20 вв
Исследователи территории области
Формирование границы Оренбургской области.
П.р.1: Определение географических координат крайних точек области.
П.р.2: Нанесение на контурную карту границ области
Географическое положение
П.р.3:Определение протяженности области
АТУ
П.р.4 Сравнительная характеристика области с регионами
П.р.5. Выявление положительных и отрицательных сторон ЭГП области.
К.р. № 1
Раздел 2. Особенности природы
Геологическое строение, рельеф. П.р.4 Анализ физической и тектонической карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождения п/иск.
Развитие платформенной части
П.р.7Составление геолого- геоморфологического профиля и его анализ.
Развитие Уральских гор
Полезные ископаемые
Равнины и горы
Процессы формирующие рельеф земной поверхности. Влияние деятельности человека на рельеф.
П.р.8 Описание рельефа области
Особенности климата области
П.р.9 Построение и анализ графика годового хода основных
Распределение основных элементов климата
Времена года.
Пр.р.10 Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета коэф-та увлажнения.
Агроклиматические ресурсы.
Пр.р.11 Составление характеристики климата на основе определения основных климатических показателей
Внутренние воды области
Реки.
Пр.р.12 Вычисление основных характеристик рек и их бассейнов.
Пр.р.13 Характеристика стока рек области
Пр.р.14 Типы питания и режима рек
Озера, водохранилища и подземные воды.
Пр.р.15 Описание реки по плану.
Пр.р.16. Описание озера по плану.
Водные ресурсы, охрана вод.
Почвы. Условия образования почв.
Пр. р. 17. Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования».
Пр. р. 18. Сравнительная характеристика почв
Чернозем. Охрана почв.
Пр.р. 19. Создание проекта рекультивации земель.
Пр.р 20. Оценка земельных ресурсов.
Растения населяющие область
Полезные растения Оренбургской области
Особенности животного мира
Конференция: « Растения и животные на страницах Красной книги»
Особенности ландшафтов края
Сыртовые ландшафты Русской равнины
Горы и равнины складчатого Урала
Ландшафты Тургайской равнины
Типы местности области
К.р.№2
Важнейшие экологические проблемы области и их взаимосвязь
Охрана природы. Особо охраняемые территории. Итоговое занятие. К.р.№ 3
3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
№ п/п | Тема урока Практическая работа | Кол-во часов |
1 | История географических открытий | 1 |
2 | Заселение в древности и средневековье. | 1 |
3 | Освоение территории в 18-20 вв | 1 |
4 | Исследователи территории области | 1 |
5 | Формирование границы Оренбургской области.П.р.1: Определение географических координат крайних точек области.П.р.2: Нанесение на контурную карту границ области | 1 |
6 | Географическое положениеП.р.3:Определение протяженности области | 1 |
7 | АТУП.р.4 Сравнительная характеристика области с регионами П.р.5. Выявление положительных и отрицательных сторон ЭГП области.К.р. № 1 | 1 |
8 | Геологическое строение, рельеф П.р.4 Анализ физической и тектонической карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождения п/иск. | 1 |
9 | Развитие платформенной частиП.р.7Составление геолого- геоморфологического профиля и его анализ. | 1 |
10 | Развитие Уральских гор | 1 |
11 | Полезные ископаемые | 1 |
12 | Равнины и горы | 1 |
13 | Процессы формирующие рельеф земной поверхности. Влияние деятельности человека на рельеф. П.р.8 Описание рельефа области | 1 |
14 | Особенности климата области П.р.9 Построение и анализ графика годового хода основных | 1 |
15 | Распределение основных элементов климата | 1 |
16 | Времена года. Пр.р.10 Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета коэф-та увлажнения. | 1 |
17 | Агроклиматические ресурсы. Пр.р.11 Составление характеристики климата на основе определения основных климатических показателей | 1 |
18 | Внутренние воды области | 1 |
19 | Реки. Пр.р.12 Вычисление основных характеристик рек и их бассейнов. Пр.р.13 Характеристика стока рек области Пр.р.14 Типы питания и режима рек | 1 |
20 | Озера, водохранилища и подземные воды. Пр.р.15 Описание реки по плану. Пр.р.16. Описание озера по плану. | 1 |
21 | Водные ресурсы, охрана вод. | 1 |
22 | Почвы. Условия образования почв. Пр. р. 17. Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования». Пр. р. 18. Сравнительная характеристика почв | 1 |
23 | Чернозем. Охрана почв. Пр.р. 19. Создание проекта рекультивации земель. Пр.р 20. Оценка земельных ресурсов. | 1 |
24 | Растения населяющие область | 1 |
25 | Полезные растения Оренбургской области | 1 |
26 | Особенности животного мира | 1 |
27 | Конференция: « Растения и животные на страницах Красной книги» | 1 |
28 | Особенности ландшафтов края | 1 |
29 | Сыртовые ландшафты Русской равнины | 1 |
30 | Горы и равнины складчатого Урала | 1 |
31 | Ландшафты Тургайской равнины | 1 |
32 | Типы местности области Итоговая комплексная работа | 1 |
33 | Важнейшие экологические проблемы области и их взаимосвязь | 1 |
34 | Охрана природы. Особо охраняемые территории. | 1 |
35 | Итоговое занятие. К.р.№ 3 | 1 |
4. Оценочный материал.