Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-политехнического цикла Протокол №__от _________ ______________/ Хадарин Е.А. | «Принято» на педагогическом совете Протокол №__от _________
| «Утверждено» директор МБОУ НСОШ Сушков А.И./_____________ Приказ №____ от «__»____20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 11 класс
Гаврилов П.Л.
на 2018-2019 учебный год
Составлена на основе программы: География. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Составители: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва. Издательство «Просвещение». 2-е изд. 2009 год |
п. Новокулундинка
2
018 год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе : федерального перечня учебников, основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МОУ НСОШ, локального акта «Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ. Примерной программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Составители: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва. Издательство «Просвещение». 2-е изд. 2009 год
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в мире, а также приоритеты личностно-ориентированного обучения потребовали пересмотра
научно-методических подходов к преподаванию курса «География» в 11 классе.
Данный курс традиционно занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Главной целью курса является продолжение формирования у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Задачи:
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса « География»:
1. сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного курса для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
2. научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
3. развивать у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
4.формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
5.вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учётом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приёмов самостоятельной работы. Темы раздела «Общий обзор современного мира» - создали теоретическую базу для изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса.
Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть
результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.
В процессе изучения курса важно опираться на ИК технологию, исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.
В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачёты, тестирование и т. д.
Большое внимание целесообразно уделять практическим работам. В связи с новым построением материала учебника, большое внимание следует уделять организации работы с учебником.
Перечень формируемых компетенций: коммуникативная, информационная, учебно-познавательная, рефлексивная.
1. Коммуникативная: владение монологической и диалоговой речью, умение
вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать
содержание
прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью
учебного задания.
2. Информационная: умение извлекать учебную информацию на основе
сопоставительного анализа рисунков, таблиц, схем ит.д.; умение работать со
справочниками и словарями в поиске необходимых знаний.
3. Познавательная: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному
или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и
практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности
в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
4. Рефлексивная: владение умениями совместной деятельности, объективное
оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками
контроля и оценки своей деятельности.
Знания и практические умения, приобретённые учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.
В 11 классе на изучение курса отводится 35 часа в год по 1 часу еженедельно.
Данная программа разработана по учебному пособию «География. Современный мир» Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина.
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
знать/понимать:
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
крупнейшие города и агломерации мира;
крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
роль географии в систематизации глобальных проблем
географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов, их демографическую ситуацию, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
составлять развёрнутый план доклада, сообщения;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
оценивать:
современное геополитическое положение стран и регионов мира;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
тенденции и пути развития современного мира.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся.
Формы проверки и оценки результатов обучения: текущие и итоговые тесты, зачёты, практические работы, дискуссии, семинары.
Учебный процесс при изучении курса географии в 11 классе строится с учётом основных методов обучения:
информационный;
исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);
проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);
использование ИКТ;
алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);
Организационные формы, используемые на уроках:
лекция
практическая работа
самостоятельная работа
дискуссии.
Система оценивания достижений учащихся.
В работе на уроках географии, прежде всего, оценивается:
предметная компетентность и способность решать проблемы средствами предмета;
общеучебные и интеллектуальные умения (умение работать с различными источниками информации, текстами, Интернет – страницами);
умение работать в парах, а также самостоятельно.
В работе использую классическую пятибалльную шкалу оценки знаний.
Принято на районном МОО учителей географии. Протокол № 1 от 28.08.2014 г.
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» - заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать. Рассказ сопровождается примерами с карты.
Оценка «4» - есть небольшие недочёты по содержанию ответа.
Оценка «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
Оценка «2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Оценка «5». Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания. Практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно. В наиболее оптимальной для фиксации результата форме.
Оценка «4». Допускаются небольшие и несущественные отклонения от требований указанных выше. Могут быть неточности и небрежность в оформлении работы.
Оценка «3». Работа выполняется учащимися при помощи учителя. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знание теоретического материала, но испытывают трудности при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами.
Оценка «2». Работа выполнена с содержательными ошибками, не соответствует всем приведённым выше требованиям или отсутствует.
Контурные карты и их оформление:
Элемент 1 – наличие названия карты и точной формулировки задания (за рамкой карты), соответствующая выполненной работе легенда карты.
Элемент 2 – графика и аккуратность при оформлении работ.
Элемент 3 – правильность выполнения задания (отсутствие ошибок), выполнение полностью всего объёма задания.
Отсутствие любого из указанных элементов снижает оценку от максимального значения на 1 балл.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных
ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-
17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программа общеобразовательных учреждений, 10-11 классы, М: Просвещение, 2009 г.
Учебник Ю.К. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир. 10-11 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений 4 – ое издание, М:Просвещение, 2011 г.
Мой Тренажер 10-11 классы, пособие для учащихся общеобразовательных учреждений В.В. Николина, 2016 г.
Географический Атлас 10-11 классы, М:Просвещение, 2014 г.
Н.О. Верещагина, В.Д. Сухоруков. География. Поурочные разработки 10-11 класс. Москва. Просвещение. 2009 г.
Комплект контурных карт.
Дополнительные материалы:
1..Лекции и семинары по географии. Г.Л. Лисенкова.
2.Самостоятельные и практические работы по географии. В.И. Сиротин.
3.Политическая карта. И.А. Родионова.
4.Практические и проверочные работы по географии. А.Э.Фромберг.
5.Поурочное планирование. В.И. Сиротин.
6. География в школе. Научно-методический журнал.
7.«Экономическая и социальная география мира» Ю.Н.Гладкий С.Б.Лавров
8. Электронные пособия.