МБОУ «Березинская основная общеобразовательная школа»
Атнинского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________ Хайруллина Л.А. Протокол № _____ «___»__августа__ 2020г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Березинская ООШ» _______________Ибрагимова А.М. « _ »__августа___2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Березинская ООШ» ___________ Хайруллин Р.Ш. Приказ № ___________________ от « _ » августа 2020г. |
Рабочая программа
по географии
для 7 класса
Хайруллиной Лейсании Аглюловны,
учителя географии
первой квалификационной категории
2020-2021 учебный год
Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
объяснять расовые отличия разных народов ми
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления;
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейнонравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
7) формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах России и Республики Татарстан, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества.
8) знание истории и географии Татарстана, его достижений и культурных традиций.
Раздел II.Содержание учебного предмета.
Введение. Освоение Земли человеком (3ч).
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).
Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский.
А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Практическая работа №1: Составление картосхемы «Открытия и исследования материков».
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли (9ч).
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости отгеографической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.
Практическая работа №2: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые».
Раздел 2. Человечество на Земле (2ч).
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
Раздел 3. Характеристика материков Земли (49ч).
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).
Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).
Практическая работа №4-5, 9-11, 14-15, 18-19. Нанесение на контурную карту географической номенклатуры.
Практическая работа №6. Объяснение климатические показателей, характеризующие разные природные зоны материка на основе карт .
Практическая работа №8. Составление картосхем «Географическое положение страны».
Практическая работа №12. Составление сравнительного географического описания рек Южной Америки и Африки.
Практическая работа №13. Нанесение на контурную карту географической номенклатуры. Основные черты природы Антарктиды.
Практическая работа №16. Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам.
Практическая работа №17. Составление географической характеристики отдельной страны.
Практическая работа №20. Составление сравнительной характеристики климата С.Америки и Евразии, определение типа климата по картографическим и статистическим материалам.
Практическая работа №21. Составление сравнительной характеристики природных зон С. Америки и Евразии.
Практическая работа №22. Составление географической характеристики отдельной страны Европы.
Взаимодействие природы и общества. 2 часа
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).
Тематическое планирование.
№ | Разделы | Количество часов | Контроль знаний |
1 | Освоение Земли человеком. | 3 | |
2 | Главные закономерности природы Земли. | 9 | |
3 | Человечество на Земле | 2 | 1 |
4 | Характеристика материков Земли. | 49 | 4 |
5 | Взаимодействие природы и общества. | 2 | |
| Всего | 65 | 5 |
| Итог | 70 | |
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Коли чество часов | Содержание тем урока | Дата | Примечание |
Календарная | Фактическая |
Введение (3часа) |
1 | 1 | Освоение земли человеком. Что изучают в курсе географии материков и океанов? | 2.09 | | |
2 | 1 | Эпоха Великих географических открытий. Важнейшие географические открытия и исследования в мире. Практическая работа №.1 Составление картосхемы «Открытия и исследования материков» (оценочная). | 7.09 | | |
3 | 1 | Методы географических исследований. .Географическая карта — особый источник информации. Входная контрольная работа. | 9.09 | | |
Раздел 1. Главные особенности природы Земли (9часов) |
4 | 1 | Литосфера. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. | 14.09 | | |
5 | 1 | Рельеф. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Тектоническая карта. Территориальные сочетания минеральных ресурсов. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Практическая работа №2. Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые» (оценочная). | 16.09 | | |
6 | 1 | Атмосфера и климаты Земли. Климатообразующие факторы. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Характеристика воздушных масс Земли. | 21.09 | | |
7 | 1 | Климатические пояса. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей). | 23.09 | | |
8 | 1 | Мировой океан – основная часть гидросферы. МО и его части. Этапы изучения МО. Океанические течения. Системы океанических течений. | 28.09 | | |
9 | 1 | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Практическая работа №3. Описание основных компонентов природы океанов Земли (обучающая ). | 30.09 | | |
10 | 1 | Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. | 05.10 | | |
11 | 1 | Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. | 07.10 | | |
12 | 1 | Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность. Практическая работа. Описание природных зон Земли (обучающая ). | 12.10 | | |
Раздел 2. Человечество на Земле (3 часа) |
13 | 1 | Численность населения Земли и размещение людей на Земле. Появление человека на Земле. Древняя родина человека, пути его расселения по материкам. Первые цивилизации и государства. Самые многочисленные народы. Региональные различия в плотности населения регионов Многообразие стран современного мира. Их основные типы. Наиболее крупные страны по площади и численности населения, их столицы и крупные города. Подготовка к контрольной работе. Практическая работа №4. Составление картосхемы «Расселение населения», изучение политической карты мира, карты народов мира (обучающая ). | 14.10 | | |
14 | 1 | Народы и религии мира. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира. | 19.10 | | |
15 | 1 | Контрольная работа №1 по теме «Главные особенности природы Земли. Население Земли». | 21.10 | | |
Раздел 3. Материки и океаны (53 часа). |
16 | 1 | Анализ контрольной работы. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. | 26.10 | | |
17 | 1 | Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. | 28.10 | | |
18 | 1 | Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. | 09.11 | | |
19 | 1 | Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Практическая работа№5. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации (оценочная). | 11.11 | | |
20 | 1 | Характеристика материков Земли. Южные материки. Особенности южных материков. Африка. Географического положение Африки и история исследования. Практическая работа №6: Нанесение на контурную карту географической номенклатуры (оценочная). | 16.11 | | |
21 | 1 | Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа №7: Нанесение на контурную карту географической номенклатуры (обучающая ). | 18.11 | | |
22 | 1 | Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. | 23.11 | | |
23 | 1 | Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. | 25.11 | | |
24 | 1 | Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка.. Практическая работа №8. Объяснение климатические показателей, характе-ризующие разные природные зоны материка на основе карт. (оценочная). | 30.11 | | |
25 | 1 | Население и политическая карта Африки Практическая работа №9. Составление описаний культуры народов (обучающая ). | 2.12 | | |
26 | 1 | Особенности страны Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа). Практическая работа №10. Составление картосхем «Географическое положение страны» (оценочная). | 7.12 | | |
27 | 1 | Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых | 9.12 | | |
28 | 1 | Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств). | 14.12 | | |
29 | 1 | Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР). Обобщение по теме „Африка“. Подготовка к контрольной работе. | 16.12 | | |
30 | 1 | Контрольная работа №2 по теме «Океаны. Африка». | 21.12 | | |
31 | 1 | Анализ контрольной работы. Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования. Практическая работа №11. Нанесение на контурную карту географической номенклатуры (обучающая ). | 23.12 | | |
32 | 1 | Австралия и Океания. Особенности природы материка. Эндемики. | 11.01 | | |
33 | 1 | Австралия и Океания. Особенности природы материка. Эндемики. | 13.01 | | |
34 | 1 | Австралия. Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах). | 18.01 | | |
35 | 1 | Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»). | 20.01 | | |
36 | 1 | Южная Америка. Географическое положение, история исследования. Практическая работа №12. Нанесение на контурную карту географической номенклатуры. Описание основных компонентов природы материков Земли (оценочная) | 25.01 | | |
37 | 1 | Южная Америка. Особенности рельефа материка Основные черты рельефа Южной Америки. Размещение крупнейших форм рельефа на материке. Территориальные сочетание минеральных ресурсов. Практическая работа №13. Нанесение на контурную карту географической номенклатуры. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации (оценочная). | 27.01 | | |
38 | 1 | Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Территориальные сочетание климатообразующих факторов. Типы климатов. Практическая работа №14. Составление сравнительного географического описания рек Южной Америки и Африки (обучающая). | 1.02 | | |
39 | 1 | Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. | 3.02 | | |
40 | 1 | Население Южной Америки и политическая карта Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). | 8.02 | | |
41 | 1 | Страны Востока материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности). | 10.02 | | |
42 | 1 | Страны Запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности). | 15.02 | | |
43 | 1 | Обобщение тем „Австралия и Океания. Южная Америка“. | 17.02 | | |
44 | 1 | Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде. Практическая работа №15. Нанесение на контурную карту географической номенклатуры. Основные черты природы Антарктиды (обучающая ). | 22.02 | | |
45 | 1 | Северные материки. Особенности северных материков Земли. Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Практическая работа №16. Нанесение на контурную карту географической номенклатуры. (оценочная) | 1.03 | 24.02 | |
46 | 1 | Северная Америка. Особенности рельефа и полезные ископаемые. Практическая работа №17: Нанесение на контурную карту географической номенклатуры. | 3.03 | 1.03 | |
47 | 1 | Северная Америка. Климат, внутренние воды. Практическая работа №18: Определение типа климата по картографическим и статистическим материалам ( обучающая ). | 10.03 | 3.03. | |
48 | 1 | Контрольная работа №3 . | 15.03 | 1.03 | |
49 | 1 | Евразия. Северная Америка. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. | 17.03 | 10.03 | |
50 | 1 | Анализ контрольной работы. Население и политическая карта. Канада. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев). Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. | 31.03 | 17.03 | |
51 | 1 | США. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира. Практическая работа №19. Составление географической характеристики отдельной страны( обучающая ). | 5.04 | | |
52 | 1 | Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Практическая работа №20: Нанесение на контурную карту географической номенклатуры (обучающая ). | 7.04 | | |
53 | 1 | Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Практическая работа №21: Нанесение на контурную карту географической номенклатуры( оценочная). | 12.04 | | |
54 | 1 | Евразия. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Практическая работа №22. Составление сравнительной характеристики климата С.Америки и Евразии, определение типа климата по картографическим и статистическим материалам (обучающая ). | 14.04 | | |
55 | 1 | Евразия. Внутренние воды. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. | 19.04 | | |
56 | 1 | Евразия. Природные зоны материка. Эндемики. Практическая работа №23. Составление сравнительной характеристики при-родных зон С. Америки и Евразии. (обучающая ). | 19.04 | | |
57 | 1 | Население и политическая карта. Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей). | 21.04 | | |
58 | 1 | Страны Западной Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики). | 26.04 | | |
59 | 1 | Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики). | 28.04 | | |
60 | 1 | Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны). Практическая работа №24. Составление географической характеристики отдельной страны Европы (обучающая ). | 28.04 | | |
61 | 1 | Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)). | 3.05 | | |
62 | 1 | Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты). | 5.05 | | |
63 | 1 | Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона). Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм). | 5.05 | | |
64 | 1 | Контрольная работа №4. | 12.05 | | |
65 | 1 | Работа над ошибками. Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира). | 17.05 | | |
66 | 1 | Население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая). | 19.05 | | |
67 | 1 | Япония. Украина. | 19.05 | | |
68 | 1 | Итоговая контрольная работа. | 24.05 | | |
Раздел 4.Взаимодействие природы и общества. (2часа) |
69 | 1 | Работа над ошибками. Взаимодействие человеческого общества и природы. | 26.05 | | |
70 | 1 | Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. | 31.05 | | |