ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Приказа Минобрнауки РФ от 05.07.2017 г. №629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253»
Авторской Программы по географии Е.М. Домогацких
Рабочей программы Н.В. Болотникова, С.В. Банникова
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования и программы Е.М. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 35 часов – 1 час в неделю.
Рабочая программа составлена на 35 часов согласно утвержденному годовому календарному учебному графику МБОУ НСОШ №30 на 2018-2019 учебный год.
Состав УМК:
Программа курса «География. 5 -9 классы» / Автор-составитель Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
География. Введение в географию: учебник для 5 класс общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.
Методическое пособие для учителя к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / С.В. Банников, Д.В. Молодцов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию». 5 класс / Д.В. Молодцов. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Текущий и итоговый контроль: тесты по курсу «География. Введение в географию 5 класс»: дидактические материалы / Н.В. Касьянова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Атлас. География. Начальный курс. 5-6 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс. / С.В. Банников, Е.М. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Планируемые результаты изучения курса географии 5 класса
Предметные результаты:
осознание роли географии в познании окружающего мира:
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
использование географических умений:
находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
использование карт как моделей:
Личностные УУД
Понимать смысл собственной действительности;
определять роль результатов выдающихся географических открытий;
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
Содержание программы
Тема 1. Введение (2 часа)
Содержание темы:
География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.
Учебные понятия:
география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.
Персоналии:
Эратосфен, Генри Стенли.
Основные образовательные идеи:
География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.
География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Практические работы:
Составление схемы наук о природе.
Составление описания учебного кабинета географии.
Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.
Организация наблюдений за погодой.
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:
Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.
Учебные понятия:
плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.
Персоналии:
Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.
Основные образовательные идеи:
Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.
Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.
Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
Практические работы:
Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.
Составление плана кабинета географии.
Определение с помощью компаса сторон горизонта.
Составление схемы наук о природе
Организация наблюдений за погодой
Тема 3. История географических открытий (14 часов)
Содержание темы:
Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.
Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:
Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Основные образовательные идеи:
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:
Практические работы:
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.
Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:
Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.
Учебные понятия:
Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.
Основные образовательные идеи:
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Практические работы:
Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.
Тема 5. Природа Земли (3 часа)
Содержание темы:
Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.
Учебные понятия:
природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.
Основные образовательные идеи:
Метапредметные умения:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
выявлять причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений;
выслушивать и объективно оценивать другого;
уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ
Практические работы:
Организация фенологических наблюдений в природе.
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 5 классе
№ урока | Тема урока | Количество часов | Практическая работа | Дата проведения |
Тема: «Введение» (2 часа) |
1.1 | Что такое география | 1 | Пр.р.№1Составление схемы наук о природе | 4.09 |
2.2 | Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела: «Введение» | 1 | Пр.р.№2Составление описания учебного кабинета географии. -Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках. Пр.р.№3Организация наблюдений за погодой. -Решение тестовых заданий | 11.09 |
Тема: «Земля и ее изображение» (5 часов) |
3.1 | От плоской Земли к земному шару | 1 | Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами | 18.09 |
4.2 | Форма, размеры и движение Земли | 1 | Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму | 25.09 |
5.3 | Глобус и карта | 1 | Пр.р.№4Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности -Составление плана кабинета географии | 2.10 |
6.4 | Ориентирование на местности | 1 | Пр.р.№5Определение с помощью компаса сторон горизонта | 9.10 |
7.5 | Урок обобщения, контроля и коррекции знаний по теме раздела: «Земля и ее изображение» | 1 | Решение тестовых заданий | 16.10 |
Тема: «История географических открытий» (14 часов) |
8.1 | По следам путешественников каменного века | 1 | Пр.р.№6Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа | 23.10 |
9.2 | Путешественники древности | 1 | | 6.11 |
10.3 | Путешествия морских народов | 1 | | 13.11 |
11.4 | Первые европейцы на краю Азии | 1 | Составление описания путешествия Марко Поло по ключевым словам параграфа | 20.11 |
12.5 | Хождение за три моря | 1 | | 27.11 |
13.6 | Морской путь в Индию | 1 | | 4.12 |
14.7 | Открытие Америки | 1 | Обозначение на контурной карте маршрута путешествия Христофора Колумба, обозначение географических объектов | 11.12 |
15.8 | Первое кругосветное плавание | 1 | Обозначение на контурной карте маршрута путешествия экспедиции Фернана Магеллана, обозначение географических объектов | 18.12 |
16.9 | Открытие Южного материка | 1 | | 25.12 |
17.10 | Поиски Южной земли продолжаются | 1 | | 15.01 |
18.11 | Русские путешественники | 1 | Пр.р.№7Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» | 22.01 |
19.12 | Вокруг света под русским флагом | 1 | | 29.01 |
20.13 | Урок обобщения и контроля по теме раздела: «История географических открытий» | 1 | Решение тестовых заданий | 5.02 |
21.14 | Урок коррекции знаний по теме раздела: «История географических открытий» | 1 | Решение тестовых заданий | 12.02 |
Тема: «Путешествие по планете Земля» (10 часов) |
22.1 | Мировой океан и его части | 1 | | 19.02 |
23.2 | Значение Мирового океана для природы и человека | 1 | Пр.р.№8Обозначение на контурной карте материков и океанов | 26.02 |
24.3 | Путешествие по Евразии | 1 | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств Евразии | 05.03 |
25.4 | Путешествие по Африке | 1 | Составление таблицы «Особенности живой природы Африки» | 12.03 |
26.5 | Путешествие по Северной Америке | 1 | Пр.р.№9Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка | 19.03 |
27.6 | Путешествие по Южной Америке | 1 | Обозначение на контурной карте крупнейших по площади государств материка | 2.04 |
28.7 | Путешествие по Австралии | 1 | Обозначение на контурной карте морей и океанов, омывающих материк | 9.04 |
29.8 | Путешествие по Антарктиде | 1 | Составление перечня научно-исследовательских станций | 16.04 |
30.9 | Урок обобщения и контроля по теме раздела: «Путешествие по планете Земля» | 1 | Решение тестовых заданий | 23.04 |
31.10 | Урок коррекции знаний по теме раздела: «Путешествие по планете Земля» | 1 | Решение тестовых заданий | 30.04 |
Тема: «Природа Земли» (3 часа) |
32.1 | Что такое природа | 1 | Пр.р.№10 Организация фенологических наблюдений в природе | 7.05 |
33.2 34.3 | Оболочки Земли. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела: «Природа Земли» | 2 | Решение тестовых заданий | 14.05 21.05 |
35 | Урок обобщения и контроля по курсу 5 класса | 1 | Решение тестовых заданий | 28.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:
1. Кабинет географии оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО.
2.Кабинет оснащен специальными средствами обучения:
моделями; приборами; коллекциями; гербариями; картами; картинами; таблицами;
3. В кабинете есть литература: справочная; научно-популярная; учебники; научно-методические пособия; образцы практических и самостоятельных работ учащихся; подборки олимпиадных заданий.
4. В кабинете географии средства обучения систематизированы:
по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);
по классам (5-9 классы).
5.В кабинете находятся раздаточные материалы:
для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;
для проверки знаний, умений (карточки-задания);
атласы;
коллекции минералов и горных пород;
гербарии
Компьютер. Проектор, экран.
СD «География» 5-9 классы.