СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии. 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прогамма разработана для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии. 5 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МИШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СТАРОДУБСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

243267 Брянская область, Стародубский район, село Мишковка, улица Центральная, 28А. телефон: 8(48348)94546


РАССМОТРЕНО

школьным

методическим Советом

МБОУ «Мишковская СОШ»


Протокол № 1 от 29.08.2018г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

МБОУ «Мишковская СОШ»

по УВР:

________ Бердникова В.А.

29.08.2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Мишковская СОШ»

_______ Мисливец Е.Н.


29.08.2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ


(название предмета (дисциплины)







УЧЕБНЫЙ ГОД:

2018 – 2019


КЛАСС:

5


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

1 год



УРОВЕНЬ:


общеобразовательный


УЧИТЕЛЬ:

Василенко Т.С.













МИШКОВКА – 2018

1. Пояснительная записка.

Цель изучения предмета «География» в основной школе - формировать у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить.

География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.

Учебный предмет «География» в системе общего развития учащихся решает следующие задачи:

  1. формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  2. формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

  3. понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

  4. познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

  5. формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

  6. формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

  7. формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

  8. формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

  9. формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

  10. понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

  11. всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

  12. выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Построение содержания учебного предмета «География» осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание учебного предмета географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностях и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане МБОУ "Мишковская СОШ".

В соответствии с учебным планом ОУ учебному предмету географии на ступени основного общего образования предшествовал курс « Окружающий мир», включающий определенные географические сведения.

По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

Предмет "География" включён в образовательную область " Общественные предметы" и изучается с 5 по 9 класс:

Количество часов, отведённое на изучение предмета

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

в неделю

1

1

2

2

2

в год

35

35

70

70

68


Общий объём учебного времени, отводимого на изучение предмета на ступени основного образования, составляет 278 часов. Согласно учебному плану в 5 классе на изучение предмета отводится 35 часов (1 час в неделю)

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «География»

В соответствии с требованиями ФГОС личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учащимися программы по географии в 5 классе отражают достижения:

Личностными результатами освоения программы по географии являются:

  1. воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;

  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

  4. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  5. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  6. формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

  7. освоение социальных норм и правил поведения в группах и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

  8. формирование основ социально – критического мышления;

  9. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  10. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  11. осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  12. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения программы по географии являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  2. умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

  3. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  8. умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

  9. умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

  10. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

  11. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

  12. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

  13. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

  14. формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

  15. формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  3. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;

  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

5. Содержание учебного предмета

Что изучает география (5 часов).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно - географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод. Практическая работа № 1

Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практическая работа № 2.

Земля во Вселенной (7 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю.А.Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (7 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности.

Практические работы № 3, 4

Природа Земли (11 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

 Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практические работы № 5, 6, 7

Допускается корректировка рабочей программы в течение 2017-2018 уч. года.

Рабочая программа содержит перечень практических работ по каждому разделу:

7 практических работ, из них оценочных – 7;

Практические работы оценочные:

Практическая работа  № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы;

Практическая работа  №2. Как люди открывали Землю.

Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Ориентирование с помощью компаса. Чтение легенды плана и карты

Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.

Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

Практическая работа №6.  Обозначение на контурной карте материков и океанов

Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений.

3 контрольные работы.

Контрольные работы: 1. «Земля во Вселенной»

2. « Природа Земли»

3. Итоговая контрольная работа за курс географии 5 класса








6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.



п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

План

Факт

I. Что изучает география(5ч)

1

Мир, в котором мы живём.

1

Наблюдают за географическими объектами своей местности(П)

Изучают правила работы с учебником и атласом (Р)

Анализируют иллюстрации (Р)

1 неделя


2

Науки о природе



1

Определяют значение географических знаний в современной жизни.(П)

Оценивают роль географической науки в жизни общества (Р)

Формируют приемы работы с учебником и электронным приложением (П)

2 неделя


3

География – наука о Земле.


1

Учатся объяснять специфику географии как науки (П)

Закрепляют умение работать с учебником и электронным приложением.

3 неделя


4

Методы географических исследований.

Практическая работа  № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы»

1

Выявляют методы географической науки.


Составляют простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы

4 неделя


5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география»



1

Работают с учебником, РТ, атласом.

Выполняют задания учителя.

(тест)


5 неделя


II.Как люди открывали Землю (5ч)

6

Географические открытия древности и Средневековья


1

Работают с картой. Выявляют изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.

Определяют вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки



6 неделя


7

Важнейшие географические открытия.


1

Работают с текстом учебника, к/к., топонимическим словарем


7 неделя


8

Открытия русских путешественников.

1

Читают и анализируют карты атласа.

Систематизируют информацию о путешественниках и их открытиях

8 неделя


9

Открытия русских путешественников. Практическая работа №2  «Как люди открывали Землю».

1

Самостоятельно готовят презентации по опережающему заданию «Десять великих географических открытий»

9 неделя


10

Урок обобщения по теме «Как люди открывали Землю»


1

Выполняют задания учителя.

Работают с учебником, РТ, атласом.

Отвечают на вопросы. Тест

10 неделя


III. Земля во Вселенной (7ч)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

Работают в тетради и

Составляют опорный конспект рассказа и презентации учителя

11 неделя


12

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней

1

Самостоятельно готовят сообщения и презентации по теме: «Учёные, перевернувшие мир»

12 неделя


13

Солнечная система. Соседи Солнца. Планеты-гиганты


1

Работают с текстом и рисунками учебника, диском. Выполняют задания учителя Составляют характеристики планет- гигантов по плану.

Анализируют иллюстрации учебника и диска.

13 неделя


14

Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты


1

Характеризуют особенности различных небесных тел по иллюстрациям учебника и презентаций.

14 неделя


15

Мир звёзд

1

Наблюдают за звездным небом: какие созвездия я видел и знаю.

15 неделя


16

Уникальная планета - Земля. Современные исследования космоса


1

Сравнивают особенности планет земной группы Готовят сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в

открытый космос -А. А. Леонове.

16 неделя


17

Контрольная работа: по теме «Земля во Вселенной»

1

Выполняют задания учителя.

Работают с учебником, РТ, атласом

Тест

17 неделя


Виды изображений поверхности Земли (7ч)

18

Стороны горизонта


1

Отрабатывают знания основных и промежуточных сторон горизонта

Ставят учебную задачу под руководством учителя

Определяют стороны горизонта

18 неделя


19

Способы ориентирования.


1

Учатся ориентироваться по компасу и местным признакам.

19 неделя


20

Практическая работа № 3. 

Ориентирование по плану и карте. Ориентирование с помощью компаса. Чтение легенды плана и карты


1

Планируют свою деятельность под руководством учителя

Умеют ориентироваться по компасу и местным признакам

20 неделя


21

План местности


1

Определяют с помощью условных знаков изображенные на плане объекты.

Измеряют расстояния и определяют направления на карте и плане.


21 неделя


22

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности »


1

Составляют и читают простейший план местности Самостоятельно строят простейший план местности

22 неделя


23

Географическая карта


1

Работают с текстом учебника, картой и глобусом. Выявляют отличия географической карты от плана.

Сравнивают градусную сеть на карте и глобусе.

Тренинг: ориентирование по географической карте.

23 неделя


24

Обобщающий урок по теме «Виды изображения поверхности Земли»


1

РТ. Тест.

24 неделя


Природа Земли (11ч)

25

Как возникла Земля


1

Анализируют рисунки учебника,

Самостоятельно выполняют задания учителя


25 неделя


26

Внутренне строение Земли


1

Выявляют особенности внутренних оболочек Земли.

Устанавливают по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявляют причинно-следственные связи.

Анализ рисунков учебника

26 неделя


27

Землетрясения и вулканы.

Практическая работа №5. 

«Обозначение

на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов»


1

Выявляют закономерности распространения землетрясений и вулканов

Работают с атласом и контурной картой:

обозначают районы землетрясений и крупнейших вулканов

27 неделя


28

Путешествие по материкам.

Практическая работа №6. 

«Обозначение на контурной карте материков и океанов»


1

готовят по опережающему заданию образный рассказ и презентации о природе разных материков Земли.

Работают с учебником, атласом

Обозначают на к/к материки и океаны.

28 неделя


29

Вода на Земле


1

Анализируют текст учеб. с целью определения ключевых понятий урока

Сравнивают соотношения отдельных частей гидросферы.

Выявляют взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе»

Работают с к/к : обозначение океанов, морей, крупных рек и озёр.

29 неделя


30

Воздушная одежда Земли  Практическая работа №7.

«Составление карты стихийных природных явлений».

1

Формируют навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Анализируют текст учебника с целью определения ключевых понятий урока

Составляют карты стихийных природных явлений.

30 неделя


31

Погода. Климат.


1

Делают выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, Понимают смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».

31 неделя


32

Живая оболочка

Земли

1

Сопоставляют границы биосферы с границами других оболочек Земли.

Составляют схему связей биосферы с другими оболочками Земли.

Сравнивают приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания.

Выявляют роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

32 неделя


33

Почва – особое природное тело.

Человек и природа


1

Анализируют текст учебника.

Проводят сравнение строения профиля подзолистой почвы и чернозема.

Выявляют причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

Наблюдают образцы почв своей местности

33 неделя


34

Контрольная работа по теме: «Природа Земли»

1

Выполняют тестовые задания.

Работают с картами.

Повторяют географическую номенклатуру и основные понятия и термины

К/р (географический диктант)

34 неделя


35

Итоговая контрольная работа за курс географии 5 класса

1

итоговый контроль по курсу: выполняют тестовые задания

35 неделя



7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

7.1.Технические средства обучения

  1. Интерактивный комплекс обучения (компьютер, проектор, экран, колонки)

  2. Источник бесперебойного питания

  3. Магнитная доска



7.2.Натуральные объекты

  1. Коллекции горных пород

  2. Гербарии растений различных природных зон России

7.3.Наглядные пособия.

  1. Глобус физический

  2. Глобус политический

  3. Карты настенные

  4. Портреты великих путешественников и географов

  5. Компасы

  6. Термометр

  7. Рулетки

7.4.Электронно и экранно-звуковые пособия :

  1. Библиотека электронных наглядных пособий "География"(6-10 кл)

  2. «Кирилл и Мефодий» география: 6.

  3. СД-диск: методики – материалы к урокам. География 6-11 классы.

  4. Интерактивное наглядное пособие "Литосфера"

  5. Интерактивное наглядное пособие "План и карта"

  6. Учебное электронное издание. Начальный курс географии. 6 класс

  7. СД – диск: Современные компьютерные технологии. География 6-9 классы



7.5.Учебно-методический комплект

  1. Атлас и контурные карты. Начальный курс географии. 5 класс – М.: Дрофа, 2013

  2. Кроссворды для школьников. География. Художники Н.В. Кирильчева, В.Н. Куров – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  3. Конструктор» текущего контроля. География. 6 класс. Гусева Е.Е.

  4. Мой тренажёр. География. 5-6 классы. Николина В.В.

  5. Олимпиады по географии. 6 класс. Сост. Клюшникова Н.М. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006

  6. Предметная неделя географии в школе. В.Н. Андреева. – Изд. 3-е – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2007

  7. Примерные программы основного общего образования. География. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (стандарты второго поколения).

  8. Поурочные разработки. География. 5-6 классы. Николина В.В.

  9. Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.

  10. Предметные недели и открытые уроки. Биология, химия, география, экология. Сост. А.Е. Савашкевич А.Ю. Саполжкова Н.В. Федоркова – Ярославль: Академия развития, 2009.

  11. Рабочие программы. География. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Дрофа»

  12. Сборник заданий и упражнений по географии: 6 кл.: к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» - М: Издательство «Экзамен», 2006

  13. Учебник. География. 5 класс. А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова , 2013г.

  14. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. – 3-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2008.

  15. Электронное приложение к учебнику. География. 5 класс. (1 DVD)

7.6. Литература, рекомендованная для учащихся

    1. География. Начальный курс» 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова. Москва, издательский центр «Дрофа», 2015г.

    2. «География. Дневник географа-следопыта» Рабочая тетрадь к учебнику «География. Начальный курс. Москва, издательский центр «Дрофа», 2013г.

    3. .«Начальный курс географии» 5 класс. Атлас. Москва, издательский центр «Дрофа», 2015г.

    4. Электронное приложение к учебнику. География. 5 класс. (1 DVD)


7.7.Интернет – ресурсы:

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.

    1. -Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

  2. КМ - Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы).

    1. - Режим доступа: http://www.km-school.ru

  3. ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс].

    1. - Режим доступа: http://standart.edu.ru.



8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «География»

К концу 5 класса обучающиеся должны научиться:

  1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  2. анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  3. по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  5. в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  6. составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  7. представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.


Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  2. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  3. строить простые планы местности;

  4. создавать простейшие географические карты различного содержания;

  5. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

  6. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  7. Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  8. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  9. оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

  10. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  11. приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  12. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  13. создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.