СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, за основу рабочей программы была взята авторская программа (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.) основного общего образования по географии 5-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)


Рассмотрено

Утверждаю

на заседании педагогического совета

Директор

Протокол № 1 от 31.08.2020

О.В.Антышева



Приказ № 120-ОД


от 31.08.2020


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии, 5 класс, основное общее образование

(предмет, класс, ступень обучения)

Зуевой Елены Владимировны

(ФИО)

учителя I категории

(должность, категория)























2020 год



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, за основу рабочей программы была взята авторская программа (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин.) основного общего образования по географии 5-9 классы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Баринова,

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, География Начальный курс, М, «Дрофа»,2013, 140 с.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» — это первый (начальный) курс географии в основной школе.

Главная цель рабочей программы – познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, пробудить интерес к нему, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Основными задачами являются:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

  • пробуждение интереса к естественным наукам, и к географии в частности;

  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.




  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

1

2

3

4

Что изучает география

5 ч

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология.Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Устный опрос

Письменная проверка

Тестовые задания


Как люди открывали Землю

4 ч

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практическая работа № 1 «Географические открытия древности и Средневековья»,

Практическая работа №2 «Важнейшие географические открытия»,

Проектная работа

« По следам великих путешественников»

Устный опрос

Письменная проверка

Тестовые задания

Практическая работа

Земля во Вселенной

9 ч

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.

Проектная работа «Соседи Солнца»


Устный опрос

Письменная проверка

Тестовые задания


Виды изображений поверхности Земли

5 ч

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.

Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практическая работа № 3 Ориентирование по компасу

Практическая работа № 4

Составление простейшего плана местности

Устный опрос

Письменная проверка

Тестовые задания

Практическая работа

Природа Земли

11ч

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Проектные работы: «Вода – самое удивительное создание природы»,

«Вулкан, и отчего он "огнем дышит"».

Итоговое тестирование

Устный опрос

Письменная проверка

Тестовые задания






3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Что изучает география

5


2

Как люди открывали Землю

4


3

Земля во Вселенной

9


4

Виды изображений поверхности Земли

5


5

Природа Земли

11


Итого

34







































4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА

(34 часа в год, 1 час в неделю)


№ урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

1. Что изучает география (5ч.)

1

Мир, в котором мы живем

§ 1



2

Науки о природе

§ 2



3

География – наука о Земле

§ 3



4

Методы географических исследований

§ 4



5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Что изучает география»




2. Как люди открывали Землю (4 ч.)

6

Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа № 1 «Географические открытия древности и Средневековья»

§ 5



7

Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 2 «Важнейшие географические открытия»

§ 6



8

Открытия русских путешественников.

§ 7



9

Обобщение и систематизация знаний по теме «Как люди открывали Землю»




3. Земля во Вселенной (9 ч.)

10

Как древние люди представляли себе Вселенную

§ 8



11

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

§ 9



12

Соседи Солнца

§ 10



13

Планеты-гиганты и маленький Плутон

§ 11



14

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

§ 12



15

Мир звезд

§ 13



16

Уникальная планета – Земля

§ 14



17

Современные исследования космоса

§ 15



18

Обобщение и систематизация знаний по теме «Земля во Вселенной»




4. Виды изображений поверхности Земли (5 ч.)

19

Стороны горизонта

§ 16



20

Ориентирование. Практическая работа № 3 «Ориентирование по компасу»

§ 17



21

План местности. Практическая работа № 4 «Составление плана местности»

§ 18,

стр. 83-84



22

Географическая карта

§ 18,

стр. 84-87



23

Обобщение и систематизация знаний по теме «Виды изображений поверхности Земли»




5. Природа Земли (11 ч.)

24

Как возникла Земля

§ 19



25

Внутреннее строение Земли

§ 20



26

Землетрясения и вулканы

§ 21



27

Путешествие по материкам

§ 22



28

Вода на Земле

§ 23



29

Воздушная одежда Земли

§ 24



30

Живая оболочка Земли

§ 25



31

Почва – особое природное тело

§ 26



32

Человек и природа

§ 27



33

Обобщение и систематизация знаний по теме «Природа Земли»




34

Итоговое тестирование по курсу 5 класса





Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков

Количество контрольных работ

Количество практических работ

II

I

II

год

1

2

2

4




5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Предметные результаты обучения

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и - наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезныеископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности.

Метапредметные результаты обучения

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях,словарях;

- составлять описания объектов; составлять простой план;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально значимом труде;

- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.