Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе:
авторской программы А.И. Алексеев, М.А. Бахир, С. В. Ильинский, К. Н. Вавилова, В. В. Николина. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии учебников «Полярная звезда» 5 – 11 классы. В. П. Максаковского 10 – 11 классы. Базовый уровень», М., «Просвещение» 2020 г. и Положения о рабочей программе МБОУ Октябрьская СОШ (пр. № 65 от 28.09.2020 г).
Из резервного времени взят 1 ч на тему «Литосфера – каменная оболочка Земли».
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
10) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
11) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
12) развитие эстетического сознания через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятий, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
8) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решение проблем, прогнозирования и др.;
9) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
3. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Географическое изучение Земли
Введение. География – наука о планете Земля
Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает Землю.
Практическая работа
Организация фенологических наблюдений в природе.
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле
География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция. Ученые античного мира – Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света – экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII – XIX вв. поиски Южной Земли – открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева – открытие Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.
Практические работы
Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды.
Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).
Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы
Земля – в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия.
Движения Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого вращения Земли.
Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времен года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Практические работы
Характеристика событий происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний.
Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.
Раздел 3. Изображения земной поверхности
Тема 2. План и топографическая карта
Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности. План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съемка. Полярная и маршрутная съемки. Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.
Практическая работа
Проведение полярной съемки и составление плана местности.
Тема 3. Географические карты
Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Практические работы
Определение направлений и расстояний на карте.
Определение географических координат точек на глобусе и картах.
Раздел 4. Оболочки Земли
Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли
Литосфера – твердая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.
Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа – материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин по внешнему облику.
Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание – разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.
Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.
Практические работы
Сравнение свойств горных пород.
Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира.
Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Введение. География – наука о планете Земля (1 ч) |
1 | Зачем людям география и как мы будем ее изучать. Практическая работа №1 «Организация фенологических наблюдений в природе». | 1 | |
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (6 ч) |
2 | Как люди открывали Землю. Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды». | 1 | |
3 | Как люди открывали Землю. | 1 | |
4-5 | Российские путешественники. Практическая работа №3 «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». | 2 | |
6 | География сегодня . | 1 | |
7 | Обобщение по теме "Развитие географических знаний о Земле". | 1 | |
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы (4 ч) |
8 | Мы во Вселенной. | 1 | |
9 | Движение Земли. | 1 | |
10 | Солнечный свет на Земле. Практическая работа №4 «Характеристика событий происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний». Практическая работа №5 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности». | 1 | |
11 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». | 1 | |
Тема 3. План и карта (11 ч) |
12 | Ориентирование на местности. | 1 | |
13 | Земная поверхность на плане и карте. | 1 | |
14 | Земная поверхность на плане и карте. | 1 | |
15 | Учимся с Полярной звездой (1) . Практическая работа №6 «Проведение полярной съемки и составление плана местности». | 1 | |
16 | Географическая карта . | 1 | |
17 | Градусная сетка. Практическая работа №7 «Определение направлений и расстояний по карте». | 1 | |
18 | Географические координаты. | 1 | |
19 | Географические координаты. Практическая работа №8 «Определение географических координат точек на глобусе и картах». | 1 | |
20 | Учимся с Полярной звездой (2). | 1 | |
21 | Повторение по теме "План и карта" . | 1 | |
22 | Обобщение по теме "План и карта" . | 1 | |
Тема 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (8 +1 ч) |
23 | Земная кора – верхняя часть литосферы. | 1 | |
24 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа №9 «Сравнение свойств горных пород». | 1 | |
25 | Движения земной коры. | 1 | |
26 | Движения земной коры. | 1 | |
27 | Рельеф Земли. Равнины. Практическая работа №10 «Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира». | 1 | |
28 | Рельеф Земли. Горы. Практическая работа №11 «Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте». | 1 | |
29 | Учимся с Полярной звездой (3). | 1 | |
30 | Литосфера и человек. | 1 | |
31 | Обобщение по теме «Литосфера – твердая оболочка Земли». | 1 | |
Резерв времени – 3 ч
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Содержание | Дата по плану | Причина корректировки | Способ корректировки | Дата по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
7