Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Аканинская средняя общеобразовательная школа им. П.С. Егорова»
СОГЛАСОВАНА Руководитель МО ____________ /С.В.Чуручанова/ 31 августа 2021 г. | | УТВЕРЖДЕНА И.о. директора __________ /А.А.Лукина/ 1 сентября 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География»
Класс: 5
Учитель: Чуручанова С. В.
Всего: 35 часов, в неделю: 1 час
Планирование составлено на основе программы для ОУ «География», А.И. Алексеев и др., УМК «Полярная звезда»
Учебник: География. М.: Просвещение, 2019. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
Пояснительная записка
Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / (А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.); под ред. А.И. Алексеева; рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) и направлена на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС
Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).
Задачи:
овладение учащимися учебного предмета, усвоение общих предметных понятий о географических объектах, явлениях, также на элементарном уровне знаний о земных оболочках;
формирование умений объяснения различных явлений природы, работы с материалами учебника, карт и других источников географических знаний;
развитие у ребят познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей «Малой Родине», своей стране, бережного отношения к природе;
применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «География».
Предметные результаты
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
пo результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
навыкам самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиску средств ее осуществления;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
основам самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); свободно пользоваться справочной литературой;
на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;
ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников; организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни и социального взаимодействия.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Личностные результаты
Выпускник научится:
владеть на уроке общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознавать ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
ценностным ориентациям, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознавать себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознавать выдающуюся роль и место России как части мирового географического пространства;
понятию единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
понятие целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
Содержание учебного предмета географии
5 класс
(35 часов в год, 1 час в неделю)
Раздел 1. Источники географической информации
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле
Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географи-ческой науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы
Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса.
Тема 3. План и карта
Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Составление простейшего плана местности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта — особый источник информации.
Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт. Часовые пояса. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.
Раздел 2. Природа Земли и человек
Тема 4. Человек на Земле
Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.
Тема 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли
Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Календарно – тематическое планирование
География 5 класс (35 ч)
№ урока | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Колич. часов | КЭС | УУД | Примечание | |
Предметные | Метапредметные (формирующие УУД) | |
1. | 1.Развитие географических знаний о Земле (4ч.) Зачем нам география и как мы будем ее изучать | 01.09 | | 1 | 1.2 | Определять понятие «география» Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты Различать природные и антропогенные географические объекты Осознавать роль географии в познании окружающего мира Выявлять методы географической науки | Личностные: Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее Регулятивные: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления Коммуникативные: Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение географическим понятиям, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы. Познавательная: Сформированность представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком о географических знаниях как компоненте научной картины | | |
2. | Как люди открывали Землю | 08.09 | | 1 | 1.2 | Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий А.Никитина, Марко Поло, Васко да Гама, X. Колумба, Ф. Магеллана, русских землепроходцев, Дж. Кука, А. Тасмана, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Наносить на контурную карту маршруты путешествий. Находить информацию (в Интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Обсуждать значение географических открытий. Определять роль результатов выдающихся географических открытий. Готовить и делать сообщение (презентацию): о выдающихся путешественниках и путешествиях, об основных этапах изучения человеком земной поверхности. | | |
3. | Как люди открывали Землю | 15.09 | | 1 | 1.2 | | |
4. | География сегодня | 22.09 | | 1 | 1.2. | Определять значение современных географических исследований Выделять и анализировать источники географической информации. | Личностные: Воспитание гражданственности, чувства гордости за свою родину, ее прошлое и настоящее Регулятивные: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления Коммуникативные: Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение географическим понятиям, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы. Познавательная: Сформированность представлений о географических знаниях как компоненте научной картины мира. | | |
5. | 2. Земля- планета солнечной системы (3ч.) Мы во Вселенной. | 29.09 | | 1 | 2.1 | Составлять «космический адрес» планеты Земля. Находить и показывать на звёздном небе Большую и Малую Медведицу, Полярную звезду. Определять стороны горизонта по Полярной звезде | Личностные: Сформированность основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях Регулятивные: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления Коммуникативные: Умение работать в группе - слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. Познавательные: Сформированность представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неординарности Земли, как планеты людей в пространстве и во времени. | | |
6. | Движение Земли | 06.10 | | 1 | 2.1 | Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси и движения по орбите. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать: схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси» схему орбитального движения Земли и объяснять смену времен года. | | |
7. | Солнечный свет на Земле. | 13.10 | | 1 | 2.1 | Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Выделять существенные признаки Земли как планеты. Сравнивать планеты-гиганты и планеты земной группы. | | |
| 8. | Контрольная работа «Развитие географических знаний о Земле» | 20.10 | | 1 | 1.1 | | Личностные: Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики Регулятивные: Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления Коммуникативные: Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоконтроля, умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. Познавательные: Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для количественных и качественных характеристик компонентов географической среды | |
| 9-10. | 3. План и карта (12ч) Земная поверхность на плане и карте (2) | 03.11 10.11 | | 2 | 1.1 | Распознавать различные виды изображений земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. | |
| 11. | Учимся с «Полярной звездой» «Определение сторон горизонта» п.р. | 17.11 | | 1 | 1.1 | Решение практических и познавательных задач | |
| 12. | Географическая карта | 24.11 | | 1 | 1.1 | Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике. Классифицировать (с заданному признаку: масштабу, содержанию и охвату территории. Выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории | |
| 13. | Градусная сетка | 01.12 | | 1 | 1.1 | Объяснять назначение градусной сетки. Определять географические координаты объектов на карте и находить объекты по их координатам. Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практическихкоординатам. Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам Определять расстояния между географическими объектами с помощью градусной сетки в процессе решения практических и познавательных задач. | |
| 14-15 | Географические координаты(2) | 08.12 15.12 | | 2 | 1.1 | Определять географические координаты объектов на карте | | |
| 16. | Учимся с «Полярной звездой»2 Географические координаты. | 22.12 | | 1 | 1.1 | | |
| 17. | Контрольная работа | 12.01 | | 1 | 1.1 | Определять направления и расстояния между географическими объектами с помощью разных видов масштаба Определять абсолютные и относительные высоты Находить объект по карте и его координатам | | |
18. | Обобщающий урок | 19.01 | | 1 | 1.1 | Определять направления и расстояния между географическими объектами с помощью разных видов масштаба Определять абсолютные и относительные высоты Находить объект по карте и его координатам | | |
19. | 4.Человек на Земле(4ч) Как люди заселяли Землю | 26.01 | | 1 | 3.2 | Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле, регионов проживания представителей различных рас | Личностные: Осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные: Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в обществе, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения Коммуникативные: Умение работать в составе творческой группы, развитие навыков самооценки, самоанализа, Познавательные: Умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, составлять план урока в тетради | |
20-21.. | Расы и народы | 02.02 09.02 | | 2 | 3.2 | Выявлять внешние признаки людей различных рас | |
22. | Учимся с «Полярной звездой»3 Практическая работа «Многообразие стран мира» | 16.02 | | 1 | 3.2 | Находить и показывать на карте свою страну Сравнивать страны по величине территории, расположению Находить на политической карте страны-соседи | |
23. | Обобщение по теме «Человек на Земле» | 23.02 | | 1 | 3.2 | | |
24. | Литосфера твердая оболочка Земли(11ч.) Земная кора – верхняя часть литосферы | 02.03 | | 1 | 2.2 | Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит. | Личностные: Осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные: Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоанализа, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения Коммуникативные: Умение слушать учителя и одноклассников, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы Познавательные: Умение выделить главное в тексте, сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям; умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме | |
25. | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 09.03 | | 1 | 2.2 | Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений Определять географические координаты вулканов | |
26, 27. | Движения земной коры.(2). | 16.03 06.04 | | 2 | 2.2 | Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений Определять географические координаты вулканов | |
28. | Рельеф Земли. Равнины. | 13.04 | | 1 | 2.2 | Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. | |
29. | Рельеф Земли. Горы. | 20.04 | | 1 | 2.2 | |
30. | Учимся с «Полярной звездой»4 Практическая работа «Скульптурный портрет планеты» | 27.04 | | 1 | 2.2 | Находить географические объекты на карте Сравнивать по плану горные системы мира | | |
31. | Контрольная работа | 04.05 | | 1 | 2.2 | Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность | Личностные: Осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Регулятивные: Умение организовывать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки, самоанализа, умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения Коммуникативные: Умение слушать учителя и одноклассников, организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы Познавательные: Умение выделить главное в тексте, сравнивать и анализировать информацию, давать определения понятиям; умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме | |
32. | Литосфера и человек «Литосфера – твердая оболочка Земли» | 11.05 | | 1 | 2.2 | Находить географические объекты на карте Описывать рельеф своей местности | |
33. | Итоговый урок по разделу 4. «Литосфера твердая оболочка Земли». | | | 1 | 2.2 | | |
34. | Обобщение по теме «Планета Земля» | 18.05 | | 1 | | | |
35. | Резервный урок | 25.05 | | 1 | | | | |
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
№ п/п | Тема, номер к.р. | Дата |
1 | Контрольная работа № 1 по теме «Развитие географических знаний о Земле» | |
2 | Контрольная работа № 2 по теме «План и карта» | |
3 | Контрольная работа № 3 по теме «Литосфера» | |
4 | Итоговая контрольная работа № 4 за курс 5 класса | |
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по ГЕОГРАФИИ
Код раз- дела | Код элемен- та | Элементы содержания |
1 | | ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ |
1.1 | Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) |
1.2 | Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия |
2 | | ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК |
2.1 | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли |
2.2 | Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка |
2.3 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли |
2.4 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. |
2.5 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов |
2.6 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно- хозяйственные |
3 | | МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ |
3.1 | Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле |
3.2 | Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы |
3.3 | Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы |
4 | | ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ |
4.1 | Влияние хозяйственной деятельности людей на природу |
4.2 | Основные типы природопользования |
4.3 | Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере |
5 | | ГЕОГРАФИЯ РОССИИ |
5.1 | Особенности географического положения России |
| 5.1.1 | Территория и акватория, морские и сухопутные границы |
5.1.2 | Часовые пояса |
5.1.3 | Административно-территориальное устройство России |
5.2 | Природа России |
5.2.1 | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа |
5.2.2 | Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота |
5.2.3 | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны |
5.2.4 | Природно-хозяйственные различия морей России |
5.2.5 | Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв |
5.2.6 | Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность |
5.3 | Население России |
5.3.1 | Численность, естественное движение населения |
5.3.2 | Половой и возрастной состав населения |
5.3.3 | Размещение населения. Основная полоса расселения |
5.3.4 | Направления и типы миграции |
5.3.5 | Народы и основные религии России |
5.3.6 | Городское и сельское население. Крупнейшие города |
5.4 | Хозяйство России |
5.4.1 | Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России |
5.4.2 | Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов |
5.4.3 | География отраслей промышленности |
5.4.4 | География сельского хозяйства |
5.4.5 | География важнейших видов транспорта |
5.5 | Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал |
| 5.6 | Россия в современном мире |
Лист корректировки
2021-2022 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |