СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс (ФГОС)»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»

города Сергиев Посад Московской области,

улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46



Утверждаю


Директор МБОУ СОШ №14

___________________ И. В. Горшкова


«29» августа 2018 года

МП









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии на 2018- 2019 учебный год

(базовый уровень)


5 «В» класс







Составитель: Ткаченко Надежда Александровна,

учитель географии





2018 год


  1. Пояснительная записка.

          Данная рабочая программа курса по географии для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного  образовательного  стандарта  основного общего образования и разработана на основе:

1. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №14;

2. Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ СОШ №14;

3.Программой курса «География».  5-9 классы. «Русское слово - учебник», 2012;

4. Рабочей программы к учебнику  Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. «География. Введение в географию». 5 класс / авт-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. — М.: ООО « Русское слово — учебник, 2012.


Актуальность и назначение данной программы для ОУ

«Введение в географию» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.

Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего (полного) общего образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Цель данной программы

 Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Задачи

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Особенности данной программы

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.




  1. Основное содержание программы.

Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.







Структура курса

Модуль (глава)

Количество часов

1

Наука география

2

2

Земля и ее изображение

5

3

История географических открытий

15

4

Путешествие по планете Земля

9

5

Природа Земли

3


Всего


34



  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  2. реализация установок здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  2. умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках);

  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории.




Планируемые результаты освоения содержания программы.


Тема 1. Наука география.

Ученик научится:

объяснять:

  • специфику географии как науки;

  • специфики методов географических исследований.

Ученик получит возможность научиться:

определять:

  • отличительные особенности географических методов исследования;

  • рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Тема 2. Земля и её изображение

Ученик научится:

объяснять:

  • особенности формы и размеров Земли;

  • свойства географической карты и плана местности;

  • географические следствия вращения Земли;

Ученик получит возможность научиться:

определять:

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;

  • направления на карте и плане;

  • стороны горизонта.

Тема 3. История географических открытий

Ученик научится:

объяснять:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • влияние путешествий на развитие географических знаний.

Ученик получит возможность научиться:

определять:

  • причины и следствия географических путешествий и открытий;

  • маршруты путешествий

Тема 4. Путешествие по планете Земля

Ученик научится:

объяснять:

  • географические особенности природы и населения материков и океанов;

  • особенности взаимодействия океана и суши;

  • значение Мирового океана.

Ученик получит возможность научиться:

определять:

  • специфику природы и населения материков;

  • характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга.

Тема 5. Природа Земли

Ученик научится:

объяснять:

  • особенности оболочек Земли;

  • специфику географической оболочки.

Ученик получит возможность научиться:

определять:

  • отличия природных объектов;

  • отличия оболочек Земли.


Критерии оценивания полученных результатов.

За устный ответ

Отметка «5»

ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Отметка «4»

ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»

ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2» ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Отметка «1» - ответ отсутствует.

Оценка практических умений учащихся

Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.


  1. Календарно-тематическое планирование.

    Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часа. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 «В» классе выделяется 1 час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.


уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов

деятельности ученика

Сроки прохождения


План.

Скор.

Тема 1. Наука география (2 часа) 1-я четверть

1

Что такое география

Способствовать самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений (Р).

Использовать различные источники географической информации. Находить информацию в интернете. Формировать представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком (П).

Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий (К).

Осознавать ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира (Л). 

06.09


2

Методы географических исследований

Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы; уметь организовывать наблюдения за погодой.

13.09


Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

3

От плоской Земли к земному шару.

Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать наблюдения за погодой

20.09


4

Форма, размеры и движение Земли

Уметь давать определение понятиям с и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли; уметь организовывать наблюдения за погодой

27.09


5

Глобус и карта

Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности ; уметь организовывать наблюдения за погодой.

04.10


6

Ориентирование на местности

Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами.

11.10


7

Обобщающий урок по теме: «Земля и её изображение»

Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно- измерительными материалами.

18.10


Тема 3. История географических открытий (15 часов)

8

По следам путешественников

каменного века.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия.

25.10


2-я четверть

9

Путешественники древности.


Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

08.11


10

Путешествия морских народов.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки.

15.11


11

Первые европейцы на краю Азии.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай.

22.11


12

Хождение за три моря.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию

29.11


13

Морской путь в Индию.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий

06.12


14

Открытие Америки.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока.

13.10


15

Первое кругосветное плавание.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

20.12


16

Открытие Южного материка.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока

27.12


3-я четверть

17

Поиски Южной земли продолжаются.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока

17.01


18

Русские путешественники.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока

24.01


19

Вокруг света под русским флагом.


Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока

31.01


20

Урок обобщения и контроля по теме: «История географических открытий»


Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока

07.02


21

Урок обобщения и контроля по теме: «История географических открытий»


Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока

14.02


Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

22

Мировой океан и его части.


Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане.

21.02


23

Значение Мирового океана для природы и человека.


Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны

28.02


24

Путешествие по Евразии.


Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

07.03


25

Путешествие по Африке.


Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.

14.03


26

Путешествие по Северной Америке.


Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства

21.03


4-я четверть

27

Путешествие по Южной Америке.


Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства.

04.04


28

Путешествие по Австралии.


Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.

11.04


29

Путешествие по Антарктиде.


Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.

18.04


30

Путешествие по Антарктиде.


Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты.

25.04


31

Урок обобщения и контроля по теме: «Путешествие по планете Земля»


Объяснять особенности природы и населения материков. Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами.

02.05


Тема 5. Природа Земли (3 часа)

32

Что такое природа?


Формирование представлений о природе Земли. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений (Р).

Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации.  Искать информацию (в Интернете и других источниках) (П).

Высказывать мнения об их значении, возможности использования (К).

Осознавать целостность географических знаний (Л). 

09.05


33

Оболочки Земли.


Объяснять особенности географических оболочек. Раскрывать значение оболочек Земли. Формирование представлений об оболочках Земли.

16.05


34

Обобщающий урок по теме: «Природа Земли»


Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно- измерительными материалами.

23.05








6.Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Компьютер.

  3. Мультимедиа-проектор.

  4. Интерактивная доска.

  5. Коллекция медиаресурсов.

  6. Выход в Интернет.

  7. Учебная геоинформационная система.

  8. Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.

  9. Справочно-информационная и научно-популярная литература.

  10. Глобус большой.

  11. Глобусы лабораторные.

  12. Теллурий.

  13. Физическая карта полушарий.

  14. Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

  15. Карта великих географических открытий.

  16. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику.

  17. УМК (авторская программа Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012 г.)






















Согласовано


на заседании ШМО учителей

естественно-научного цикла


Протокол № 1

от «27» августа 2018 года

_______________(Палагина Т.В.)


Согласовано


Зам. директора по УВР



_________________(Бирюкова Т.В.)


«28» августа 2018 года