МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№14»
города Сергиев Посад Московской области,
улица Куликова, дом 16, телефон 540-41-46; факс(496) 540-41-46
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №14
___________________ И. В. Горшкова
«29» августа 2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии на 2018- 2019 учебный год
(базовый уровень)
5 «В» класс
Составитель: Ткаченко Надежда Александровна,
учитель географии
2018 год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа курса по географии для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
1. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №14;
2. Учебного плана на 2018-2019 учебный год МБОУ СОШ №14;
3.Программой курса «География». 5-9 классы. «Русское слово - учебник», 2012;
4. Рабочей программы к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. «География. Введение в географию». 5 класс / авт-сост.: Н.В. Болотникова, С.В. Банников. — М.: ООО « Русское слово — учебник, 2012.
Актуальность и назначение данной программы для ОУ
«Введение в географию» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируется представление о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии.
Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего (полного) общего образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Цель данной программы
Основная цель курса «Введение в географию» – систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Задачи
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;
развивать познавательный интерес учащихся 5-х классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний.
Особенности данной программы
Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.
При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умение использовать источники географической информации.
Основное содержание программы.
Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.
Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.
Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.
Четвертый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.
Структура курса
№ | Модуль (глава) | Количество часов |
1 | Наука география | 2 |
2 | Земля и ее изображение | 5 |
3 | История географических открытий | 15 |
4 | Путешествие по планете Земля | 9 |
5 | Природа Земли | 3 |
| Всего | 34 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках);
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории.
Планируемые результаты освоения содержания программы.
Тема 1. Наука география.
Ученик научится:
объяснять:
Ученик получит возможность научиться:
определять:
Тема 2. Земля и её изображение
Ученик научится:
объяснять:
особенности формы и размеров Земли;
свойства географической карты и плана местности;
географические следствия вращения Земли;
Ученик получит возможность научиться:
определять:
Тема 3. История географических открытий
Ученик научится:
объяснять:
Ученик получит возможность научиться:
определять:
Тема 4. Путешествие по планете Земля
Ученик научится:
объяснять:
географические особенности природы и населения материков и океанов;
особенности взаимодействия океана и суши;
значение Мирового океана.
Ученик получит возможность научиться:
определять:
Тема 5. Природа Земли
Ученик научится:
объяснять:
Ученик получит возможность научиться:
определять:
Критерии оценивания полученных результатов.
За устный ответ
Отметка «5»
ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2» ответ неправильный; нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Отметка «1» - ответ отсутствует.
Оценка практических умений учащихся
Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и другие источники знаний.
Календарно-тематическое планирование.
Данное поурочное планирование соответствует программе курса и рассчитано на 34 учебных часа. В соответствии с действующим базисным планом, на преподавание географии в 5 «В» классе выделяется 1 час в неделю. Практические работы проводятся под руководством учителя для формирования навыков самостоятельной практической работы по содержанию курса.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Сроки прохождения |
План. | Скор. |
Тема 1. Наука география (2 часа) 1-я четверть |
1 | Что такое география | Способствовать самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений (Р). Использовать различные источники географической информации. Находить информацию в интернете. Формировать представления о географической науке ее роли в освоении планеты человеком (П). Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий (К). Осознавать ценности географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира (Л). | 06.09 | |
2 | Методы географических исследований | Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы; уметь организовывать наблюдения за погодой. | 13.09 | |
Тема 2. Земля и её изображение (5 часов) |
3 | От плоской Земли к земному шару. | Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать наблюдения за погодой | 20.09 | |
4 | Форма, размеры и движение Земли | Уметь давать определение понятиям с и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли; уметь организовывать наблюдения за погодой | 27.09 | |
5 | Глобус и карта | Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности ; уметь организовывать наблюдения за погодой. | 04.10 | |
6 | Ориентирование на местности | Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами. | 11.10 | |
7 | Обобщающий урок по теме: «Земля и её изображение» | Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно- измерительными материалами. | 18.10 | |
Тема 3. История географических открытий (15 часов) |
8 | По следам путешественников каменного века. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. | 25.10 | |
2-я четверть |
9 | Путешественники древности. | Выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея. | 08.11 | |
10 | Путешествия морских народов. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Описывать ход путешествия. Описывать географические открытия, совершенные викингами. Объяснять, почему викингов не считают первооткрывателями Америки. | 15.11 | |
11 | Первые европейцы на краю Азии. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Объяснять причины поиска европейцами пути в Китай. | 22.11 | |
12 | Хождение за три моря. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Афанасия Никитина. Объяснять причины путешествия Афанасия Никитина в Индию | 29.11 | |
13 | Морской путь в Индию. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. Составлять описание о жизни и деятельности Бартоломеу Диаша и Васко да Гама. Выявлять роль португальского принца Генриха Мореплавателя в организации путешествий | 06.12 | |
14 | Открытие Америки. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока. | 13.10 | |
15 | Первое кругосветное плавание. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. | 20.12 | |
16 | Открытие Южного материка. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока | 27.12 | |
3-я четверть |
17 | Поиски Южной земли продолжаются. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока | 17.01 | |
18 | Русские путешественники. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока | 24.01 | |
19 | Вокруг света под русским флагом. | Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока | 31.01 | |
20 | Урок обобщения и контроля по теме: «История географических открытий» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока | 07.02 | |
21 | Урок обобщения и контроля по теме: «История географических открытий» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Объяснять результаты выдающихся путешествий и открытий, а так же влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Составлять описания событий по теме урока | 14.02 | |
Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов) |
22 | Мировой океан и его части. | Объяснять географические особенности природы Мирового океана. Определять специфику природы Мирового океана. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части Мирового океана и определять их отличительные черты. Показывать на карте составные части Мирового океана. Объяснять специфику распределения солености, температуры, поверхностных вод Мирового океана. Формулировать высказывания о причинах движения воды в Мировом океане. | 21.02 | |
23 | Значение Мирового океана для природы и человека. | Объяснять особенности взаимодействия океана и суши, значение Мирового океана для природы и человека. Определять характер взаимного влияния Мирового океана и суши друг на друга. Обозначать на контурной карте материки и океаны | 28.02 | |
24 | Путешествие по Евразии. | Объяснять особенности природы и населения Евразии. Определять специфику природы и населения Евразии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. | 07.03 | |
25 | Путешествие по Африке. | Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. | 14.03 | |
26 | Путешествие по Северной Америке. | Объяснять особенности природы и населения Северной Америки. Определять специфику природы и населения Северной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. . Обозначать на контурной карте государства | 21.03 | |
4-я четверть |
27 | Путешествие по Южной Америке. | Объяснять особенности природы и населения Южной Америки. Определять специфику природы и населения Южной Америки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте государства. | 04.04 | |
28 | Путешествие по Австралии. | Объяснять особенности природы и населения Австралии. Определять специфику природы и населения Австралии по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. | 11.04 | |
29 | Путешествие по Антарктиде. | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. | 18.04 | |
30 | Путешествие по Антарктиде. | Объяснять особенности природы и населения Антарктиды. Определять специфику природы и населения Антарктиды по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка. Обозначать на контурной карте природные географические объекты. | 25.04 | |
31 | Урок обобщения и контроля по теме: «Путешествие по планете Земля» | Объяснять особенности природы и населения материков. Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами. | 02.05 | |
Тема 5. Природа Земли (3 часа) |
32 | Что такое природа? | Формирование представлений о природе Земли. Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений (Р). Использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации. Искать информацию (в Интернете и других источниках) (П). Высказывать мнения об их значении, возможности использования (К). Осознавать целостность географических знаний (Л). | 09.05 | |
33 | Оболочки Земли. | Объяснять особенности географических оболочек. Раскрывать значение оболочек Земли. Формирование представлений об оболочках Земли. | 16.05 | |
34 | Обобщающий урок по теме: «Природа Земли» | Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно- измерительными материалами. | 23.05 | |
6.Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Компьютер.
Мультимедиа-проектор.
Интерактивная доска.
Коллекция медиаресурсов.
Выход в Интернет.
Учебная геоинформационная система.
Стенд портретов выдающихся географов и путешественников.
Справочно-информационная и научно-популярная литература.
Глобус большой.
Глобусы лабораторные.
Теллурий.
Физическая карта полушарий.
Физические карты материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Карта великих географических открытий.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии к учебнику.
УМК (авторская программа Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012 г.)
Согласовано на заседании ШМО учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от «27» августа 2018 года _______________(Палагина Т.В.) | Согласовано Зам. директора по УВР _________________(Бирюкова Т.В.) «28» августа 2018 года |