СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику А.А. Летягин

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы по географии 5-9 классы (А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; Москва, Вентана-Граф, 2021г.), Образовательной программы основного общего образования МБОУ Елисеевская ООШ.

Базовый учебник: Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ.ред В.П. Дронова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2021. – 157 с.: ил. (учебник включён в федеральный перечень) и Рабочая тетрадь для 5 класса «Дневник географа-следопыта» автор А.А. Летягин.

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы по географии 5-9 классы (А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; Москва, Вентана-Граф, 2021г.), Образовательной программы основного общего образования МБОУ Елисеевская ООШ.

Базовый учебник: Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин; под общ.ред В.П. Дронова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2021. – 157 с.: ил. (учебник включён в федеральный перечень) и Рабочая тетрадь для 5 класса «Дневник географа-следопыта» автор А.А. Летягин.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику А.А. Летягин»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Елисеевская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ПС директор школы

протокол № ____ ______Е.Н.Вохмянина

« __»________20 __г. приказ № ________от _____



.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

География

5 класс на 2021-22 учебный год

Срок реализации: 1 год







Разработчик: Вохмянина Е.Н.

учитель географии 1 категория













Д.Елисеевка, 2021

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Данный учебный предмет позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметным результатом изучения учебного предмета является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

  • оценивать работу одноклассников.

Познавательные УУД:

Учебно-логические –

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • решать проблемные задачи;

  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

Учебно-информационные –

  • поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

  • качественное и количественное описание объекта;

  • классификация и организация информации;

  • создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Коммуникативные УУД:

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

  • уметь вести дискуссию, диалог;

  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Предметным результатом изучения учебного предмета является сформированность следующих умений:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;

  • умение работать с разными источниками географической информации;

  • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • овладение основами картографической грамотности;

  • овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

Содержание учебного курса География. Начальный курс

Данную программу реализует с учебник- География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч.
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.

Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ 5ч

Представления о мире в древности.. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели. Хождение за три моря Тверского купца А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVI–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.

Тема 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 15 ч

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия.

Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности. Определение направлений и измерение расстояний на местности. Построение простейших планов. История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие современных географических карт и их классификация. Значение картографического метода исследования. Другие методы и источники получения географической информации.

Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.
Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч

Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения

земли вокруг своей оси.

Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 8 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.



Календарно - тематическое планирование

Тема раздела, урока

Практические работы

Дата проведения

факт

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

География — одна из наук о планете Земля.

Наблюдение за изменением длины тени гномона.

01.09


РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ ( 5 часов)

2

Развитие географических знаний о Земле. География в древнее время.


08.09


3

География в эпоху Средневековья: Европа. Азия.


15.09


4

Эпоха Великих географических открытий.


22.09


5

Географические открытия и исследования XVI-XIX вв.


29.09


6

Современные географические исследования


06.10


ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (13 ч)

7

Виды изображения поверхности Земли


13.10


8

Ориентирование на местности


20.10


9

Топографический план и топографическая карта


27.10


10

Как составляют топографический план и карты


10.11


11

Изображение рельефа на топографических планах и картах


17.11


12

Виды планов и их использование


24.11


13

Глобус- модель Земли


1.12


14

Географические координаты


8.12


15

Географические координаты

определение объектов по географическим координатам

15.12.


16

Определение расстояний и высот по глобусу

Определение расстояний и высот по глобусу

22.12.


17

Географическая карта


27.12


18

Географические карты и навигация в жизни человека


12.01


19

Обобщающий урок по теме «Изображение земной поверхности и их использование»


19.01



ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4ч)




20

Земля среди других планет Солнечной системы


26.01


21

Движения Земли, их географические следствия.


2.02


22

Пояса освещенности. Суточное вращение Земли.


9.02


23

Обобщающий урок по теме

Земля – планета Солнечной системы


16.02


ЛИТОСФЕРА – КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (10ч)

24

Внутреннее строение Земли. Строение земной коры


2.03


25

Вулканы Земли. Землетрясения.

Создание конструктора литосферных плит

9.03


26

Из чего состоит земная кора


16.03


27

Рельеф земной поверхности


30.03


\28

Выветривание и перемещение горных пород


6.04


29

Рельеф земной поверхности. Горы суши

Определение по картам географических объектов.

13.04


30

Равнины и плоскогорья суши

Определение по картам географических объектов.

20.04


31

Промежуточная итоговая аттестация


27.04


32

Рельеф дна Мирового океана


04.05


33

Рельеф дна Мирового океана


11.05


34

Обобщение по теме: «Литосфера-каменная оболочка Земли»


18.05


35

Урок обобщения и контроля знаний


25.05