Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елисеевская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ПС директор школы
протокол № ____ ______Е.Н.Вохмянина
« __»________20 __г. приказ № ________от _____
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
География
5 класс на 2021-22 учебный год
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Вохмянина Е.Н.
учитель географии 1 категория
Д.Елисеевка, 2021
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Данный учебный предмет позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы ООО.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры.
Метапредметным результатом изучения учебного предмета является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;
оценивать работу одноклассников.
Познавательные УУД:
Учебно-логические –
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
выявлять причинно-следственные связи;
решать проблемные задачи;
анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
Учебно-информационные –
поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;
работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
качественное и количественное описание объекта;
классификация и организация информации;
создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.
Коммуникативные УУД:
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
уметь вести дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметным результатом изучения учебного предмета является сформированность следующих умений:
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний;
умение работать с разными источниками географической информации;
умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
овладение основами картографической грамотности;
овладение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
формирование умений и навыков применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям проживания на определенной территории, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
Содержание учебного курса География. Начальный курс
Данную программу реализует с учебник- География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Автор А.А. Летягин.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч.
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ 5ч
Представления о мире в древности.. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели. Хождение за три моря Тверского купца А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.
Географические открытия в ХVI–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.
Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.
Тема 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 15 ч
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия.
Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.
Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности. Определение направлений и измерение расстояний на местности. Построение простейших планов. История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие современных географических карт и их классификация. Значение картографического метода исследования. Другие методы и источники получения географической информации.
Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.
Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения
земли вокруг своей оси.
Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 8 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Практические работы | Дата проведения | факт |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 | География — одна из наук о планете Земля. | Наблюдение за изменением длины тени гномона. | 01.09 | |
РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ ( 5 часов) |
2 | Развитие географических знаний о Земле. География в древнее время. | | 08.09 | |
3 | География в эпоху Средневековья: Европа. Азия. | | 15.09 | |
4 | Эпоха Великих географических открытий. | | 22.09 | |
5 | Географические открытия и исследования XVI-XIX вв. | | 29.09 | |
6 | Современные географические исследования | | 06.10 | |
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ (13 ч) |
7 | Виды изображения поверхности Земли | | 13.10 | |
8 | Ориентирование на местности | | 20.10 | |
9 | Топографический план и топографическая карта | | 27.10 | |
10 | Как составляют топографический план и карты | | 10.11 | |
11 | Изображение рельефа на топографических планах и картах | | 17.11 | |
12 | Виды планов и их использование | | 24.11 | |
13 | Глобус- модель Земли | | 1.12 | |
14 | Географические координаты | | 8.12 | |
15 | Географические координаты | определение объектов по географическим координатам | 15.12. | |
16 | Определение расстояний и высот по глобусу | Определение расстояний и высот по глобусу | 22.12. | |
17 | Географическая карта | | 27.12 | |
18 | Географические карты и навигация в жизни человека | | 12.01 | |
19 | Обобщающий урок по теме «Изображение земной поверхности и их использование» | | 19.01 | |
| ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (4ч) | | | |
20 | Земля среди других планет Солнечной системы | | 26.01 | |
21 | Движения Земли, их географические следствия. | | 2.02 | |
22 | Пояса освещенности. Суточное вращение Земли. | | 9.02 | |
23 | Обобщающий урок по теме Земля – планета Солнечной системы | | 16.02 | |
ЛИТОСФЕРА – КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ (10ч) |
24 | Внутреннее строение Земли. Строение земной коры | | 2.03 | |
25 | Вулканы Земли. Землетрясения. | Создание конструктора литосферных плит | 9.03 | |
26 | Из чего состоит земная кора | | 16.03 | |
27 | Рельеф земной поверхности | | 30.03 | |
\28 | Выветривание и перемещение горных пород | | 6.04 | |
29 | Рельеф земной поверхности. Горы суши | Определение по картам географических объектов. | 13.04 | |
30 | Равнины и плоскогорья суши | Определение по картам географических объектов. | 20.04 | |
31 | Промежуточная итоговая аттестация | | 27.04 | |
32 | Рельеф дна Мирового океана | | 04.05 | |
33 | Рельеф дна Мирового океана | | 11.05 | |
34 | Обобщение по теме: «Литосфера-каменная оболочка Земли» | | 18.05 | |
35 | Урок обобщения и контроля знаний | | 25.05 | |