Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа поселка Красный Яр
Гвардейского городского округа»
Рекомендовано к использованию « Утверждаю»
Педагогический совет
№ ___________________ г. директор МБОУ «ОШ пос. Красный Яр»
«_______»_________________201 год
______________________Е.С. Гартунг
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
6 КЛАСС
Составитель: учитель
Туркова Анна Сергеевна,
соответствие занимаемой должности
пос. Красный Яр
2018 год
Рабочая программа разработана на основе программ основного общего образования (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту стандарта общего образования (базовый уровень). Предметная линия Е.М.Домогацких 5-9 классы/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2016. Она рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты
Выпускник научится:
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для по-иска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструменталь-ных) зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризую-щие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по геогра-фическим картам разного содержания;
выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использовани-ем разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмо-сферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, на-правления и скорости течения водных потоков.
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохране-ния здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении соци-ально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности
Метапредметные результаты:
Результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Познавательные УУД:
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Личностные результаты:
Результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Формирование ответственного отношения к учению.
Формирование основ экологической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
(35 ЧАСОВ)
Раздел I. Земля как планета (5 часов)
Земля и Вселенная. Система географических координат. Времена года. Пояса освещённо-сти.
Раздел II. Географическая карта (4 часов)
Географическая карта и ее масштаб. Виды условных знаков. Изображение рельефа на карте.
Практическая работа № 1 «Характеристика карты».
Практическая работа № 2 «Описание рельефа территории».
Раздел III. Литосфера (7 часов)
Строение земного шара. Виды горных пород. Полезные ископаемые. Движение зем-ной коры Выветривание горных пород. Рельеф суши и дна Мирового океана.
Практическая работа № 3 «Описание формы рельефа».
Практическая работа № 4 «Географическое положение формы рельефа».
Раздел IV. Атмосфера (6 часов)
Строение атмосферы. Температура воздуха. Атмосферное давление. Движение воздуха.
Вода в атмосфере. Погода. Климат.
Раздел V. Гидросфера (3 часа)
Единство гидросферы. Воды суши: реки и озера. Воды суши: подземные воды и природ-ные льды.
Праактическая работа № 5 «Описание моря».
Прктическая работа № 6 «Описание реки».
Практическая работа № 7 «Описание озера».
Раздел VI. Биосфера (2 часов)
Царства живой природы. Биосфера и охрана природы.
Раздел VII Почва и географическая оболочка (3 часа)
Почва. Природный комплекс. Природные зоны.
Повторение и обобщение (4 часа)
Проект на тему по выбору.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Из них прак- тических |
-
| Раздел 1 Земля как планета | 5 | - |
-
| Раздел II. Географическая карта | 4 | 2 |
-
| Раздел III. Литосфера | 7 | 2 |
-
| Раздел IV. Атмосфера | 6 | - |
-
| Раздел V Гидросфера | 3 | 3 |
-
| Раздел VI Биосфера | 2 | - |
-
| Раздел VII Почва и географическая оболочка | 3 | - |
-
| Повторение и обобщение | 4 | - |
| Всего: | 35 | 7 |
| | | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка качества устных ответов по географии.
Отметка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного ма-териала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерно-стей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; вы-делять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанав-ливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополни-тельную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при веде-нии записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблю-дений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в реше-нии проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко ис-правляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, черте-жами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, со-ответствуют требованиям.
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Отличное знание географической номенклатуры.
Отметка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и пра-вильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при вос-произведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточ-ности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допус-кает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоя-тельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на до-полнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на ос-новании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать на-учные термины.
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
Ответ самостоятельный.
Наличие неточностей в изложении географического материала.
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.
Понимание основных географических взаимосвязей.
Знание карты и умение ей пользоваться.
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.
Отметка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении мате-риала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последователь-
но.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выво-ды и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит со-держание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важ-ное значение в этом тексте.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведе-нии текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.
Отметка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материа-ла в пределах поставленных вопросов.
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к реше-нию конкретных вопросов и задач по образцу.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не мо-жет исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Не знание географической номенклатуры.
Отметка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Полностью не усвоил материал.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ
по географии
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдени-ем необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: по-добрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали не-обходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таб-лицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для са-мостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На вы-полнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при само-стоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инст-рументами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выпол-нению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответствен-но вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и уче-ники делают ошибки.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во вни-мание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выпол-нения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки.
Критерии оценки контурных карт.
Отметка «5»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Отметка «4»
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и ак-куратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
Отметка «3»
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правиль-но указаны основные географические объекты.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Земля как планета (5 часов) |
1 | Земля и Вселенная. | 1 | | |
2 | Система географических координат. | 1 | | |
3 | Времена года. | 1 | | |
4 | Пояса освещенности. | 1 | | |
5 | Входной контроль. | 1 | | |
Географическая карта и ее масштаб (4 часа) |
6 | Географическая карта и ее масштаб. Практическая работа № 1 Характеристика карты. | 1 | | |
7 | Виды условных знаков. | 1 | | |
8 | Ориентирование | | | |
9 | Изображение рельефа на карте. Практическая работа № 2 Описание рельефа территории. | 1 | | |
Литосфера (7 часов) |
10 | Строение земного шара. Практическая работа № 3 Описание формы рельефа | 1 | | |
11 | Виды горных пород. | 1 | | |
12 | Полезные ископаемые. | 1 | | |
14 | Движение земной коры. | 1 | | |
15 | Выветривание горных пород. | 1 | | |
16 | Рельеф суши и дна мирового океана. Практическая работа № 4 Географическое положение формы рельефа | 1 | | |
17 | Промежуточная аттестация. | 1 | | |
Атмосфера (6 часов) |
18 | Строение атмосферы. | 1 | | |
19 | Температура воздуха. | 1 | | |
20 | Атмосферное давление. | 1 | | |
21 | Движение воздуха. | 1 | | |
22 | Вода в атмосфере. | 1 | | |
23 | Погода. Климат. | 1 | | |
Гидросфера ( 3 часа) |
24 | Единство гидросферы. Практическая работа № 5 Описание моря | 1 | | |
25 | Воды суши: реки и озера. Практическая работа № 6 Описание реки | 1 | | |
26 | Воды суши: подземные воды и природные льды. Практическая работа № 7 Описание озера | 1 | | |
Биосфера (2 часа) |
27 | Царства живой природы. | 1 | | |
28 | Биосфера и охрана природы. | 1 | | |
Почва и географическая оболочка (3 часа) |
29 | Почва. | 1 | | |
30 | Природный комплекс. | 1 | | |
31 | Природные зоны | 1 | | |
Повторение и обобщение (4 часа) |
32 | Промежуточная аттестация (итоговая) | 1 | | |
33-35 | Проект на тему по выбору. | 3 | | |
| Всего | 35 | |
11