АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено | Утверждаю |
на заседании педагогического совета | Директор |
Протокол № 1 от 31.08.2020 | О.В.Антышева |
| Приказ № 120-ОД |
| от 31.08.2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии, 6 класс, основное общее образование
(предмет, класс, ступень обучения)
Зуевой Елены Владимировны
(ФИО)
учителя I категории
(должность, категория)
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения, примерной программы основного общего образования по географии 6 класс. За основу рабочей программы была взята примерная программа основного общего образования по географии и авторская программа И.И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В. Душиной, В.И. Сиротин. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2013. – 409 с.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Т.П. Герасимова,
Н.П. Неклюкова: География начальный курс. 6 класс – М. «Дрофа», 2014 г.,159 с..
Цель начального курса географии
— развитие географических знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности (в том числе в коллективе), формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Основными задачами начального курса географии являются:
— формирование представлений о единстве компонентов природы, объяснение их взаимосвязей;
— формирование представлений о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;
— развитие знаний о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях протекающих в природе процессов;
— формирование практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, необходимыми для получения географической информации;
— развитие знаний о степени воздействия человека на состояние природы и о возможных последствиях такого взаимодействия;
— воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название разделов и тем | Кол-во часов для изучения | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. ВВЕДЕНИЕ | 1ч | Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна. | 1.Устный опрос |
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (10 ч) |
2. ПЛАН МЕСТНОСТИ 3.ГЕОГРАФИ ЧЕСКАЯ КАРТА | 4 ч 6 ч | Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки. Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба. Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности. Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка. Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара. Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах. Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты. Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты. Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин. Практическая работа 1. Изображение здания школы в масштабе. Практическая работа 2. Определение направление и азимутов по плану местности. Практическая работа 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. Практическая работа 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам. | 1.Устный опрос 2.Письменная проверка 3.Тестовые задания 4. Практическая работа 1,2,3,4. |
СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (23 ч) |
4.ЛИТОСФЕРА 5. ГИДРОСФЕРА 6. АТМОСФЕРА 7. БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА | 5 ч 6 ч 7 ч 3 ч | Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы. Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород. Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах. Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах. Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материей. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана. Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды. Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура. Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения. Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод. Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек. Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища. Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота. Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы. Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года. Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков. Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека. Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу. Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Практическая работа 5 Составление описания форм рельефа. Практическая работа 6 Составление описания внутренних вод. Практическая работа 7 Построения графика хода температуры воздуха и вычисление средней температуры воздуха. Практическая работа 8 Построение розы ветров. Практическая работа 9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. Практическая работа 10 Составление характеристики природного комплекса (ПТК). Проектная работа: «Народные приметы, с помощью которых можно предсказывать погоду» | 1.Устный опрос 2.Письменная проверка 3.Тестовые задания 4. Практическая работа 5,6,7,8,9,10. |
8. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ | 2 ч | Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления. Итоговое тестирование по курсу 6 класса. | |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Резерв |
1 | Введение | 1 | |
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ 10 ч. |
2. | План местности | 4 | |
3. | Географическая карта | 6 | |
СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ 23 ч. |
4. | Литосфера | 5 | |
5. | Гидросфера | 6 | |
6. | Атмосфера | 7 | |
7. | Биосфера. Географическая оболочка | 3 | |
8. | Население Земли | 2 | |
Итого | 34 | |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6 КЛАССА
(34 часа в год, 1 час в неделю)
№ урока | Тема урока | Планируемое домашнее задание | Дата | Коррек- тировка КТП |
1. ВВЕДЕНИЕ (1 ч.) |
1. | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля- планета солнечной системы. | 1,2 | | |
ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (10 ч.) |
2. План местности (4 ч.) |
2. | Понятие плана местности. Масштаб. Практическая работа 1. Изображение здания школы в масштабе. | 3,4 | | |
3. | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа 2. Определение направление и азимутов по плану местности. | 5 | | |
4. | Изображение на плане направлений Земной поверхности. | 6 | | |
5. | Составление простейших планов местности. Практическая работа 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки. | 7 | | |
3. Географическая карта (6ч.) |
6. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 8,9 | | |
7. | Градусная сеть на глобусе и картах. | 10 | | |
8. | Географическая широта. | 11 | | |
9. | Географическая долгота. Географические координаты. Практическая работа 4. Определение координат объектов и объектов по их координатам. | 12 | | |
10. | Изображение на физических картах высот и глубин. | 13 | | |
11. | Обобщение знаний по разделу «Виды изображение поверхности Земли». | | | |
СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (23 ч.) |
4. Литосфера (5 ч.) |
12. | Земля и ее внутреннее строение. | 14 | | |
13. | Движение земной коры. Вулканы. | 15 | | |
14. | Рельеф суши. Горы. | 16 | | |
15. | Равнины суши. Практическая работа 5. Составление описания форм рельефа. | 17 | | |
16. | Рельеф дна Мирового океана. | 18 | | |
5. Гидросфера (6 ч.) |
17. | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойство вод океана. | 19,20 | | |
18. | Движение воды в океана. | 21 | | |
19. | Подземные воды. | 22 | | |
20. | Реки. | 23 | | |
21. | Озера. Практическая работа 6. Составление описания внутренних вод. | 24 | | |
22. | Ледники | 25 | | |
6. Атмосфера (7 ч.) |
23. | Атмосфера: строение, значение, изучение. | 26 | | |
24. | Температура воздуха. Практическая работа 7. Построения графика хода температуры воздуха. | 27 | | |
25. | Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа 8. Построение розы ветров. | 28 | | |
26. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа 9. Построение диаграммы количества осадков. | 29 | | |
27. | Погода. | 30 | | |
28. | Климат. | 30 | | |
29. | Причины, влияющие на климат. | 31 | | |
7. Биосфера. Географическая оболочка (3 ч.) |
30. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 32 | | |
31. | Природный комплекс. Практическая работа 10. Составление характеристики природного комплекса (ПТК). | 33 | | |
32. | Обобщение знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | | | |
8. Население Земли (2 ч.) |
33. | Население Земли. | 34 | | |
34. | Итоговое тестирование по курсу 6 класса | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ | Количество практических работ |
II | I | II | год |
1 | 4 | 6 | 10 |
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Предметные результаты обучения
называть методы изучения Земли;
называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
приводить примеры географических следствий движения Земли.
объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», « азимут», « географическая карта»;
называть масштаб карты и показывать изображения разных видов масштаба на карте;
приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
производить простейшую съемку местности;
классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
называть и показывать основные географические объекты;
работать с контурной картой;
называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
описывать погоду и климат своей местности;
называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
называть меры по охране природы;
рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
составлять описание природного комплекса;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
классифицировать информацию;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Личностные результаты обучения
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
опытом участия в социально значимом труде;
осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
пониманием ценности здорового образа жизни;
основами экологической культуры.