Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокулундинская средняя общеобразовательная школа»
Благовещенского района Алтайского края
«Рассмотрено» на заседании МО учителей естественно-политехнического цикла Протокол №__от _________ ______________/ Хадарин Е.А. | «Принято» на педагогическом совете Протокол №__от _________
| «Утверждено» директор МБОУ НСОШ Сушков А.И./_____________ Приказ №____ от «__»____20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 6 класс
Гаврилов П. Л.
на 2018-2019 учебный год
Составлена на основе программы: Основное общее образование по географии. 5-9 классы. Авторы: А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов, А.А.Низовцев. Просвещение 2011 |
п. Новокулундинка

2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе : ФГОС НОО, федерального перечня учебников, основной образовательной программы НОО МБОУ «Новокулундинская СОШ», учебного плана МБОУ НСОШ, локального акта «Положение о рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности» в МБОУ НСОШ. Примерной на основе программы: Основное общее образование по географии. 5-9 классы. Авторы: А.И.Алексеев, О.А.Климанова, В.В.Климанов, А.А.Низовцев .Просвещение 2011
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно–общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно–общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Цель рабочей программы - обеспечить выпускникам высокую географическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой и неживой природой.
Общая характеристика учебного курса географии
Курс ориентирован на усвоение учащимися:
- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на земле и жизнедеятельности человека;
-опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства.
Количество часов: за год: 35 часов, в неделю: 1 час
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.
Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2012 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.
Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).
Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.
Задачи:
- овладение учащимися учебного предмета, усвоение общих предметных понятий о географических объектах, явлениях, также на элементарном уровне знаний о земных оболочках;
- формирование умений объяснения различных явлений природы, работы с материалами учебника, карт и других источников географических знаний;
- развитие у ребят познавательного интереса к предмету, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей «Малой Родине», своей стране, бережного отношения к природе;
- применение полученных знаний и навыков в повседневной жизни.
Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный план на изучение географии в 6 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 35 часов. Согласно БУП в 6 классе изучается предмет география..
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
После прохождения курса учащиеся смогут:
знать и объяснять изученные понятия, объяснять географические явления природы, знать географические особенности своей Малой Родины;
ориентироваться на местности, читать планы местности, глобус и карты, статистические таблицы; проводить наблюдения за объектами литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы;
пользоваться метеорологическими приборами, составлять календари наблюдения за погодой; предсказывать погоду;
наблюдать и описывать состояние окружающей среды, ее изменения, влияние на качество жизни населения;
уметь работать с различными источниками географической информации;
уметь применять полученные знания и умения на практике.
Планируемые результаты
Предметные:
Выпускник 6класса научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Метапредметные результаты
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами обучения курса «География» является (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Содержание учебного предмета
«География», 6 класс
(35 часа в год, 1 час в неделю)
Введение (1 час)
Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.
Гидросфера — водная оболочка Земли
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Практикум. 1. Описание реки и озера по плану. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.
Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Практикум. 1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды. 2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. 3. Построение и анализ розы ветров. 4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. 5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.
Биосфера – живая оболочка Земли
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Практикум. 1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. 2. Описание одного растения или животного своей местности.
Географическая оболочка
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Практикум. 1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». 2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.
Критерии и нормы оценки знаний , умений и навыков обучающихся по географии
к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
§ допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
§ или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
§ Не приступал к выполнению работы;
§ Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
§ Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
§ Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Оценка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и
другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программное обеспечение:
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,, 2011.
УМК:
-География 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2014 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
Е.Е. Гусева. География. 6 класс. «Конструктор» текущего контроля. Москва. Просвещение. 2008 год.
Календарно-тематическое планирование 6 класс |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Характеристика деятельности | Планируемые результаты изучения темы/требования к уровню подготовки (знать/уметь)/Критерии оценивания | Оборудование, оснащение | Календарно-учебный график |
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (11 ч) |
1. | Состав и строение гидросферы. | 1 | Гидросфера- водная оболочка Земли. Состав и строение гидросферы. Свойства воды. Круговорот воды в природе. | Раскрытие существенных признаков понятий «гидросфера» , «круговорот воды в природе». Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы. | Знать признаки понятий «гидросфера», «круговорот воды в природе»; называть части гидросферы ;объяснять значение круговорота воды для природы Земли; доказывать единство гидросферы. | Физическая карта полушарий, атласы, контурные карты рабочая тетрадь «Мой тренажер»
. | 1 неделя |
2. | Мировой океан. (1). | 1 | Выдающиеся географические открытия в древности и в эпоху Великих открытий. Знаменитые путешественники исследователи древности и Средневековья | Раскрытие определения понятий «океан». «море» , «залив», «пролив». Нанесение на контурную карту: океанов, морей. ,заливов и проливов. | Знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на картах; уметь показывать по карте пути экспедиций Х. Колумба и Ф. Магеллана, уметь наносить на контурную пути их экспедиций. | Физическая карта полушарий, карта «Географические открытия», портреты мореплавателей и путешественников. | 2 неделя |
3. | Мировой океан (2). Практическая работа № 1 « Обозначение на контурной карте крупнейших морей мира». | 1 | Источники географической информации .Географические информационные системы. Значение космических исследований для развития науки и деятельности людей. | Определить понятия «остров» , «полуостров».Описание океана по плану. | Знать о географических исследованиях в настоящее время знать способы изучения Земли; раскрывать роль различных источников в получении географической информации. | Физическая карта полушарий, справочники, журналы по географии. | 3 неделя |
4. | Учимся с «Полярной звездой» (5). | 1 | Острова, полуострова, моря, океаны, проливы. | Сравнение по географическому положению частей Мирового океана | Знать правила определения географических координат, изучаемых объектов. Уметь работать с контурной картой. | Физическая карта полушарий, атлас, картины, контурные карты. | 4 неделя |
5. | Воды Океана. | 1 | Свойств вод, географические закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане. Крупнейшие тёплые и холодные течения. | Работа с графиками отражающими изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты . | Уметь работать с географическими картами по определению тёплых и холодных течений. Знать закономерности изменения температуры и солёности вод океана. | Глобус, атлас, физическая карта полушарий, учебник. | 5 неделя |
6. | Реки – артерии Земли (1) Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира. | 1 | Река, русло, исток, устье, речная система , речной бассейн, водораздел, источники питания. . | Работа по определению понятий «река», «исток» , «устье» , «русло», « речная система», « водораздел», «речной бассейн». | Знать определение понятий : «река, русло, устье, речная система, речной бассейн, питание реки. | Физическая карта полушарий, картины, контурные карта. | 6 неделя |
7. | Реки- артерии Земли (2). Практическая работа №3 «Описание реки по плану | 1 | Режим реки: половодье, паводок, межень; пороги и водопады; равнинные и горные реки. | Составление описания реки по плану на основе анализа карт; работа с физическими картами : полушарий и России. | Приводить примеры географических объектов. Уметь составлять описание реки по плану, составлять характеристику равнинной и горной рек. | Атлас, физическая карта полушарий, картины. | 7 неделя |
8. | Озёра и болота. Практическая работа №4 «Обозначение на контурной карте крупнейших озёр мира. Описание озера по плану» | 1 | озёрная котловина, озёра-старицы, ледниковые и запрудные озёра; пресные, солёные, сточные, бессточные озёра; болота, многолетняя мерзлота. | Описание озера по плану. Определение понятия « озеро». | Называть различные виды озёр. Уметь делать описание озера по плану; показать роль озёр и болот для жизни на Земле. | Географический атлас, глобус, контурные карты, рисунки, слайды, фотографии | 8 неделя |
9. | Подземные воды и ледники. | 1 | Подземные воды ,их происхождение и виды; ледники: покровные и горные. | Выявление условий образования различных видов подземных вод и их значение для человека. | знать причины образования подземных вод и ледников .Уметь вести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле. | Атлас, глобус, контурная карта, физическая карта полушарий, слайды | 9 неделя. |
10. | Гидросфера и человек. | 1 | Гидросфера ,её роль в жизни на Земле; охрана гидросферы. | Определение особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека | Знать значение гидросферы для человека и всего живого на Земле. Уметь устанавливать связь гидросферы с другими оболочками. | Атлас, карта полушарий, физическая карта России, глобус, слайды . | 10 неделя |
11. | Обобщение по теме «Гидросфера- водная оболочка Земли». | 1 | Качество воды и здоровье человека. Ресурсы Океана , их значение и хозяйственное использование. Охрана гидросферы. | Самостоятельный поиск информации для постановки и решения учебных и практических задач. | Уметь читать различные различные источники географических знаний. Знать о влиянии качества воды на здоровье человека. | Атлас, карта полушарий, материалы географических журналов. | 11 неделя |
Тема 2. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (10 ч) |
12. | Состав и строение атмосферы | 1 | Атмосфера, тропосфера, стратосфера, озоновый слой, охрана атмосферы; оптические явления в атмосфере. | Определение признаков понятий «атмосфера», «тропосфера»и «стратосфера». Заполнение таблицы « Характеристика слоёв атмосферы» | Знать значение атмосферы для жизни на планете. Уметь замечать и понимать окружающие природные явления. | схема «Строение атмосферы», слайды. Учебники. | 12 неделя |
13. | Тепло в атмосфере.(1). Практическая работа № 5 «Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра ( 15 мин.) | 1 | Температура воздуха, термометр, среднесуточная температура, амплитуда колебаний температуры. | Вычерчивание и анализ графика изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдения погоды. | Знать как определять температуру воздуха и заносить данные в календарь погоды. Уметь вычислять средние температуры и амплитуду температур. | Термометр, карта полушарий, календарь погоды. | 13 неделя |
14. | Тепло в атмосфере (2). | 1 | Угол падения солнечных лучей; зависимость угла падения солнечных лучей от широты местности. | Выявление зависимости температуры от угла падения солнечных лучей, закономерности уменьшения средних температур от экватора к полюсам | Уметь выявлять зависимость суточного хода температуры от изменения угла падения солнечных лучей; объяснять жизненные ситуации. | Глобус, физическая карта полушарий, учебник, календари погоды. | 14 неделя |
15. | Атмосферное давление.
| 1 | Атмосферное давление . барометр. | Измерение атмосферного давления с помощью барометра ; рассчитывание атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. | Уметь измерять атмосферное давление с помощью барометра, рассчитывать атмосферное давление на разной высоте. | Барометр, календари погоды. | 15 неделя |
16. | Ветер. Практическая работа № 6 « Построение и анализ ветров погоды на ближайшие два-три дня ( 15 ми.) | 1 | Ветер. Бриз ,роза ветров, муссон. | Знакомство с понятиями «ветер» , «роза ветров»; построение и анализ розы ветров. | Уметь определять по картам направление ветров; вычерчивать розу ветров; знать значение ветров в жизни человека. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, слайды; флюгер. | 16 неделя |
17. | Влага в атмосфере (1). | 1 | Абсолютная влажность, относительная влажность | Определение понятий «абсолютная влажность» , «относительная влажность», « облака» ; определение относительной влажности, описание процесса образования тумана и облаков. | Знать зависимость между температурой воздуха и его влажностью. Уметь рассчитывать относительную влажность. | Гигрометр, календарь погоды, физическая карта полушарий. | 17 неделя |
18. | Влага в атмосфере (2). | 1 | Облака: перисто-слоистые, перисто-кучевые, слоисто-дождевые; атмосферные осадки. | Решение задач на расчёт годового количества осадков ; измерение количества осадков при помощи осадкомера. | Знать разновидность облаков и осадков; уметь проводить наблюдение за облаками. | Физическая карта России. Карта полушарий, картины, хрестоматия, слайды облаков разных видов, календари погоды. | 18 неделя |
19. | Погода и климат. Практическая работа № 7 « Характеристика климата своей местности ; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей» | 1 | Погода, климат, воздушные массы. | Составление описания воздушных масс с разными свойствами ; составление схемы « Взаимодействие элементов погоды» | Уметь выявлять зависимость климата от географической широты , воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным хребтам. | Физическая карта полушарий, слайды. Календари погоды, учебник. | 19 неделя |
20. | Охрана атмосферы. Практическая работа № 8 «Анализ погоды на ближайшие два- три дня ) | 1 | Охрана атмосферы; таблица «Строение атмосферы». | Наблюдения за погодой и выявление её особенностей; сравнение показателей , применяемых для характеристики погоды и климата. | Уметь систематизировать знания о погоде; решать практические задачи с использованием информации о погоде» научиться характеризовать погоду своего края; развивать умение работать в группе. | Физическая карта полушарий, атлас , учебник, барометр, термометр, гигрометр, календари погоды. | 20 неделя |
21. | Атмосфера и человек. | 1 | Охрана атмосферы, опасные атмосферные явления. | Выявление значения атмосферы для человека; описывание влияния погодных и климатических условий на здоровье и быт человека. | Знать значение атмосферы для человека; влияние погодных климатических условий на быт и здоровье человека. Уметь обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений | Физическая карта полушарий, картины, таблица «Строение атмосферы». | 21 неделя |
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли (3 ч) |
22. | Биосфера- земная оболочка. | 1 | карта полушарий, схема «Строение биосферы», схема « Круговорот веществ в биосфере».
| Составление схемы «Значение биосферы»; выявление роли разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. | Знать значение биосферы; уметь роль живых организмов и биосфере и взаимосвязь в круговороте веществ в биосфере. | Физические карты : полушарий и России, картины , слайды, таблицы. | 22 неделя |
23. | Почвы. | 1 | Почва, перегной (гумус); плодородие почвы. | Определение понятий « почва» ,»почвоведение», «перегной» и «плодородие». Работа с почвенной картой. | Знать определение понятий « почва» Уметь раскрывать значение плодородия почв. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, рисунки, фотографии, слайды; схема и таблицы «Типы почв» | 23 неделя |
24. | Биосфера- сфера жизни. | 1 | Распределение живого вещества в биосфере; человек- часть биосферы; биосфера- самая уязвимая оболочка Земли; значение биосферы для человека. | Наблюдение за растительным и животным миром; обсуждение значения биосферы для человека и воздействие человека на биосферу. | Знать и объяснять существенные признаки неравномерности размещения живых организмов на планете. | Схема « Строение атмосферы», слайды, рисунки, учебник. | 24 неделя |
Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч) |
25. | Географическая оболочка Земли | 1 | Географическая оболочка, природный комплекс, свойства географической оболочки- целостность, зональность, ритмичность; широтная зональность, природная зона, высотная поясность.. | Определение понятий «географическая оболочка» , «природный комплекс»; описание одного из местных природных комплексов. | Знать и объяснять существенные признаки географической оболочки; выяснить как распологаются природные зоны. | Календарь погоды, физическая карта полушарий; слайды, рисунки природных комплексов. | 25 неделя |
26. | Природные зоны Земли. Практическая работа № 9 « Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах» | 1 | Влажные экваториальные леса; саванны; пустыни; степи ;смешанные и широколиственные леса; тайга; тундра, арктические и антарктические пустыни.. | Составление и заполнение таблицы «Природные зоны мира» ; работа с картой природных зон. | Знать как размещаются природные комплексы по поверхности Земли. Уметь определять как изменяются природные зоны под воздействием хозяйственной деятельности человека | Карта природных зон; карта полушарий» ; слайды; картины. | 26 неделя |
27. | Культурные ландшафты. | 1 | Культурный ландшафт. | Работа с иллюстрациями , изображающими разные виды ландшафтов; работа с текстом учебника. | Уметь высказывать своё мнение о способах улучшения культурных ландшафтов; подготавливать и обсуждать сообщение по проблемам антропогенного воздействия на природу. | карта полушарий; слайды, картины. | 27 неделя |
28. | Ландшафт- природный, сельскохозяйственный, промышленный. | 1 | Ландшафты: сельскохозяйственный , промышленный , городской. | Составление схемы основных видов культурных ландшафтов. | Уметь составлять схему основных видов ландшафтов; определять влияние человека на культурный ландшафт. | карта полушарий, слайды, картины. | 28 неделя |
29. | Ландшафт нашей местности. Практическая работа № 10 « Преобразование ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения». | 1 | Ландшафт сельскохозяйственный.. | Выявление наиболее и наименее изменённые человеком территории нашей местности. | Знать и объяснять существенные признаки ландшафта нашей местности. Уметь определять как приспособились растения и животные нашей местности к среде обитания. | Карта полушарий; календари погоды, фотографии , материалы дополнительной литературы. | 29 неделя |
30. | Обобщение по теме « Географическая оболочка Земли». | 1 | Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Человек и природа. | Работа с заданиями тетради «Мой тренажер»» решение учебных и практических задач. | Объяснять причины неравномерного распространения организмов, знать основные факторы , влияющие на распространение жизни в Мировом океане и на суше, раскрывать зависимость разнообразия растительного и животного от климата, наблюдать за растительным и животным миром с целью определения качества окружающей среды | Слайды ,учебные картины, карта природных зон, рисунки, фотографии. | 30 неделя |
31. | Резерв времени. Анализ физической карты полушарий. | 1 | Условные знаки; масштаб карты; легенда карты. | Выявление особенностей элементов градусной сетки на физических картах мира. | Знать как на карте обозначаются неровности земной поверхности ; уметь используя карты определять расстояние и направления на карте. | Карта полушарий. Слайды, рисунки. | 31 неделя |
32. | Резерв времени. Решение задач по физической карте полушарий. | 1 | Условные знаки; масштаб карты, легенда карты. | Определять расстояния и направления на карте полушарий. | Уметь определять расстояния между географическими объектами; знать способы определения расстояний на физической карте полушарий. | Карта полушарий, слайды, контурные карты. | 32 неделя |
33. | Резерв времени. Анализ физической карты России. | 1 | Условные знаки, масштаб карты, легенда карты. | Распознавать условные знаки и особенности изображения географических объектов нВ карте России. | Уметь читать физическую карту России; знать картографическую проекцию, использованную при начертании физической карты России. |
Физическая карта России; измерительные приборы. | 33 неделя |
34. | Резерв времени. Решение задач по физической карте России. | 1 | Обобщение и систематизация знаний и умений решения простейших задач на физической карте России.. | Определять расстояния между географическими объектами в километрах и градусах. | Знать содержание всей темы, осуществлять расширенный поиск информации. | Карты полушарий и России, карта природных зон | 34 неделя |
35 . | Резерв времени. Подведение итогов изучения курса географии в 6 классе. | 1 | Знакомство учащихся с требованиями и учебными пособиями для изучения курса «География 7 класс» | Работа с текстом учебника ; систематизация знаний и умений по темам. Знакомство с требованиями за курс 7 класса. | Знать содержание всего курса географии за 6 класс | Карта полушарий, физическая карта России, контурные карты, календари погоды, «Мой тренажер». |
35 неделя |