СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 6класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 6класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхне-Арбашская средняя школа им.А.Х.Газизуллина»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан


«Рассмотрено»

Руководитель МО ________

/ Шарипов З.Ф./

Протокол № ___

от «____» августа 2019 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ______

/Зиятдинова Р.К./

«____» августа 2019 г.


«Утверждаю»

Директор

___________/ Исламов Р.И./

Протокол педагогического совета № 1

от «___» августа 2019г.

Приказ № _____

от «___» августа 2019 г.













Рабочая программа


по географии для 6 класса

учителя I квалификационной категории

Зиятдиновой Расимы Камиловны























2019-2020 учебный год



Планируемые предметные результаты

Учащийся научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

  • уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • описывать погоду своей местности;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира;

  • давать характеристику рельефа своей местности;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

  • приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;

Учащийся получит возможность научиться:

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;

Содержание курса

География как наука. Из истории географических открытий. Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Изображение земной поверхности.

Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Практические работы:

  1. Определение координат географических объектов по карте.

  2. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

  3. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

  4. Определение азимута. Составление плана местности.

Природа Земли. Литосфера.

Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

Практические работы:

  1. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

  2. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

  3. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов

рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Атмосфера

Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

Практические работы:

  1. Ведение дневника погоды.

  2. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).

  3. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.

  4. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.

  5. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.

Гидросфера

Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.

  1. Практические работы:

  2. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.

  3. Описание объектов гидрографии.

Биосфера

Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

Географическая оболочка как среда жизни.

Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.



Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока


Дата проведения

Приме-

чание

план

факт

Введение

1

География как наука. Из истории географических открытий. Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

2.09



Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия

2

Земля во Вселенной.

9.09



3

Движения Земли и их следствия.

16.09



4

Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

23.09



5

Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.

30.09



Изображение земной поверхности

6

Географическая карта – особый источник информации. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. Содержание и значение карт. Топографические карты.

Практическая работа: Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.

Определение азимута.

7.10



7

Масштаб. Масштаб и условные знаки на карте. Практическая работа: Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.

14.10



8

План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Практическая работа: Составление плана местности.

21.10



9

Градусная сеть: параллели и меридианы.

28.10



10

Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота.

Практическая работа: Определение координат географических объектов по карте.

11.11



11

Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

18.11



Природа Земли. Литосфера

12

Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора.

25.11



13

Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.

Практическая работа:

Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.

2.12



14

Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

9.12



15

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин.

Практическая работа:

Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

16.12



16

Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор.

Практическая работа:

Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.

23.12



17

Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

13.01



Атмосфера

18

Строение воздушной оболочки Земли.

20.01



19

Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

27.01



20

Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса.

Практическая работа:

Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.

3.02



21

Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

10.02



22

Атмосферное давление

Практическая работа:

Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.

17.02



23

Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы.

Практическая работа:

Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.

24.02



24

Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений).

Практическая работа:

Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).

Ведение дневника погоды.

2.03



Гидросфера

25

Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения.

9.03



26

Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек.

Практическая работа:

Описание объектов гидрографии.

16.03


п22,23

27

Озера и их происхождение.

Практическая работа:

Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.

6.04



28

Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.

13.04



Биосфера

29

Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане.

20.04



30

Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

27.04



Географическая оболочка как среда жизни

31

Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки.

4.05



32

Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы.

11.05



33

Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

11.05



Обобщение и повторение знаний за курс 6 класса

34

Промежуточная аттестационная работа.

18.05



35

Работа над ошибками. Повторение по теме: «Земля как планета и её оболочки»

25.05