СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев:  География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2016. – 335 с.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 7 класс»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании педагогического совета

Директор

Протокол № 1 от 31.08.2020

О.В.Антышева



Приказ № 120-ОД


от 31.08.2020


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии, 7 класс, основное общее образование

(предмет, класс, ступень обучения)

Зуевой Елены Владимировны

(ФИО)

учителя I категории

(должность, категория)























  1. год



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии 7 класс. За основу рабочей программы была взята примерная программа основного общего образования по географии и авторская программа И.И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В. Душиной, В.И. Сиротин.. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 409 с.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев: География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2016. – 335 с.

Цели:

- развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,

- раскрытие особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,

- воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

- раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

- формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Задачи:

- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

- развитие специфических географических и общеучебных умений;

- познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;

- создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности

- развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими факторами;

- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;

- раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;

- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),

изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;




2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название разделов и тем

Кол-во часов для изучения

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формы контроля

1

2

3

4

Введение

2 ч

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Материки (континенты) и острова. Части света.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле.

Источники географической информации. Карта — особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Карта — особый источник географических знаний. Виды карт. Различие географических карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию. Методы географических исследований.

Практическая работа 1.

Группировка карт учебника и атласа по разным признакам

1.Устный опрос

2.Практическая работа

Главные особенности природы Земли (12 ч)

Литосфера и рельеф Земли











Атмосфера и климаты Земли








Гидросфера Мировой океан – главная часть гидросферы









Географическая оболочка


2 ч







































3 ч

Происхождение материков и океанов. Происхожде­ние Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф земли. Взаимодействие внутренних и внешних сил — основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на поверхности Земли.

Практическая работа 2.Описание по карте рельефа одного из материков.

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы.

Климатические карты. Распреде­ление температуры воздуха на Земле. Распределение поясов атмосферного давления на Земле. Постоянные ветры. Воз­душные массы. Роль воздушных течений в формировании климата.

Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатообразующие факторы.

Практическая работа 3. Описание по карте рельефа одного из материков.

Воды Мирового океана. Схема поверхностных тече­ний. Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Миро­вого океана. Свойства вод океана. Льды в океане. Водные массы. Схема поверхностных течений.

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Разнообразие морских организмов. Распространение жизни в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Строение и свойства географической оболочки.

Строение географической оболочки. Свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана. Природные комплексы суши. Природные комплексы океана. Разнообразие природных комплексов.

Природная зональность. Что такое природная зона? Разнообразие природных зон. Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.

1.Устный опрос

2.Письменная проверка

3.Тестовые задания

4.Практическая работа

Население Земли

3 ч


Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы, влияющие на численность населения. Размещение людей на Земле.

Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии.

Хозяйственная деятельность людей. Городское и сель­ское население. Основные виды хозяйственной деятельности людей. Их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Городское и сельское население. Культурно-историче­ские регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.

Практическая работа 4 Сравнительное описание численности и плотности населения материков,

Практическая работа 5 Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, крупных городов

1.Устный опрос

2.Практическая работа


3.Тестовы задания

Океаны и материки (52 ч)

Океаны







Южные материки





Африка












































Австралия и Океания





















Южная Америка






































Антарктида









Северные материки


Северная Америка
































Евразия





3 ч








1 ч






10 ч















































5 ч
























7 ч








































1 ч













7 ч



































17 ч

Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ле­довитый океаны. Особенности географического положения. Из истории исследования океанов. Особенности природы. Виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов.

Практическая работа 6 Комплексная характеристика одного из океанов

Общие особенности природы южных материков.

Особенности географического положения южных матери ков. Общие черты рельефа. Общие особенности климата внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта.

Географическое положение. Исследования Африки

Географическое положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками. Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные формы релье­фа. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатические пояса Афри­ки. Внутренние воды Африки. Основные речные системы. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Проявление широтной зональности на материке. Основные черты природных зон.

Влияние человека на природу. Заповедники и нацио­нальные парки. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и национальные парки.

Население. Население Африки. Размещение населения. Колониальное прошлое материка.

Страны Северной Африки. Алжир. Общая характеристи­ка региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Об­щая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Нигерии.

Страны Восточной Африки. Эфиопия. Общая харак­теристика региона. Географическое положение, природа, на­селение, хозяйство Эфиопии.

Страны Южной Африки. Южно-Африканская Республи­ка. Общая характеристика региона. Географическое положе­ние, природа, население, хозяйство Южно-Африканской Республики.

Практическая работа 7 Характеристика географического положения материка,

Практическая работа 8 Обо­значение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых,

Практическая работа 9 Обо­значение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Географическое положение Австралии. История от­крытия. Рельеф и полезные ископаемые. Своеобразие гео­графического положения материка. История открытия и ис­следования. Особенности рельефа. Размещение месторожде­ний полезных ископаемых.

Климат Австралии. Внутренние воды. Факторы, опреде­ляющие особенности климата материка. Климатические по­яса и области. Внутренние воды.

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Проявление широтной зональности в размещении природных зон. Своеобразие органического мира.

Австралийский Союз. Население. Хозяйство Австра­лийского Союза. Изменение природы человеком.

Океания. Природа, население и страны. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особен­ности природы. Население и страны. Памятники природного и культурного наследия.

Практическая работа 10 Срав­нение географического положе­ния Австралии и Африки; опре­деление черт сходства и разли­чия основных компонентов природы этих континентов.

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Ис­тория открытия и исследования материка.

Рельеф и полезные ископаемые. История формирования основных форм рельефа материка. Закономерности раз­мещения равнин и складчатых поясов, месторождений по­лезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факто­ры. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Своеобразие органического мира ма­терика. Высотная поясность в Андах. Изменения природы материка под влиянием деятельности человека. Охрана при­роды.

Население. История заселения материка. Численность, плотность, этнический состав населения. Страны.

Страны востока материка. Бразилия. Географическое положение, природа, население, хозяйство Бразилии и Ар­гентины.

Страны Анд. Перу. Своеобразие природы Анд. Геогра­фическое положение, природа, население, хозяйство Перу.

Практическая работа 11 Срав­нение географического положе­ния Африки и Южной Амери­ки, определение черт сходства и различий, формулирование вы­вода по итогам сравнения.

Практическая работа 12 Опи­сание крупных речных систем Южной Америки и Африки, определение черт сходства и различий,

Практическая работа 13 Комплексная характеристика одной из стран.

Географическое положение. Открытие и исследова­ние Антарктиды. Природа. Географическое положение. Антарктика. Открытие и первые исследования. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктики.

Проект Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.

Общие особенности природы северных материков.

Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Русские исследования Северо-Западной Америки.

Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты рельефа материка. Влияние древнего оледенения на рельеф. Закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Климат. Внутренние воды. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Внутренние воды. Реки как производные рельефа и климата материка.

Природные зоны. Население. Особенности распределения природных зон на материке. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Население.

Канада. Географическое положение, природа, население, хозяйство, заповедники и национальные парки Канады.

Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники природного и культурного наследия США.

Средняя Америка. Мексика. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Мексики.

Практическая работа 14 Срав­нение климата полуостровов , располо­женных в одном климатиче­ском поясе, оценка климатических условий.

Географическое положение. Исследования Центральной Азии. Особенности географического положения. Очертания берегов. Исследования Центральной Азии.

Особенности рельефа, его развитие. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Области землетрясений и вулканов. Основные формы рельефа. Полезные ископаемые.

Климат. Внутренние воды. Факторы, формирующие климат материка. Климатические пояса. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды, их распределение. Реки. Территории внутреннего стока. Озера. Современное оледенение. Многолетняя мерзлота.

Природные зоны. Народы и страны Евразии. Расположение и характеристика природных зон. Высотные пояса в Гималаях и Альпах. Народы Евразии. Страны.

Страны Северной Европы. Состав региона. Природа. Население. Хозяйство. Комплексная характеристика стран региона.

Страны Западной Европы. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, объекты всемирного наследия Великобритании, Франции и Германии.

Страны Восточной Европы. Общая характеристика региона. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия. Румыния и страны Балканского полуострова. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдавия.

Страны Южной Европы. Италия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Италии. Памятники всемирного наследия региона.

Страны Юго-Западной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Армении, Грузии и Азербайджана.

Страны Центральной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Монголии.

Страны Восточной Азии. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство, памятники всемирного наследия Китая и Японии.

Страны Южной Азии. Индия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индии.

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. Общая характеристика региона. Географическое положение, природа, население, хозяйство Индонезии.

Практическая работа 15 Характеристика политиче­ской карты Евразии. (Нанесение  на  контурную  карту  крупнейших  стран  Евразии  и  их  столиц.),

Практическая работа 16 Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии,

Практическая работа 17 Со­ставление описания одной из стран Южной Европы,

Практическая работа 18 Со­ставление описания одной из стран зарубежной Азии.

Закономерности географической оболочки: целостность, ритмичность, зональность.

1.Устный опрос

2.Письменная проверка

3.Тестовые задания

4.Практическая работа

Географическая оболочка — наш дом (2 ч)

Географическая оболочка — наш дом

2 ч

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Воздействие человека на природу. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Проект Локальная, региональная или глобальная реконструкция природы нашей планеты в виде рисунков, схем, картосхем и кратких описаний. Изображение личной эмблемы учащегося с географической тематикой

Итоговое тестирование

1. Устный опрос

2. Тестовые задания





3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

1

Введение

2


Главные особенности природы Земли (12 ч)

2

Литосфера и рельеф Земли

2


3

Атмосфера и климаты Земли

2


4

Гидросфера Мировой океан – главная часть гидросферы

2


5

Географическая оболочка

3


6

Население Земли

3


Океаны и материки (52 ч)

7

Океаны

3


8

Южные материки

1


9

Африка

10


10

Австралия и Океания

5


11

Южная Америка

7


12

Антарктида

1


13

Северные материки

1


14

Северная Америка

7


15

Евразия

17


Географическая оболочка — наш дом (2 ч)

16

Географическая оболочка — наш дом

2


Итого

68












4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ДЛЯ 7 КЛАССА


(68 часов в год, 2 часа в неделю)

№ урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

1. Введение (2 ч)

1

Что изучают в курсе «Матери­ки, океаны, наро­ды и страны»?

§ 1



2

Источники географической информации. Практические работы 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам

§ 2



Главные особенности природы Земли (12 ч)

2. Литосфера и рельеф Земли (2 ч)

3

Происхождение материков и океанов

§ 3



4

Рельеф Земли. Практическая работа 2.  Описание по карте рельефа одного из материков.

§ 4



3. Атмосфера и климаты Земли (2 ч)

5

Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы

§ 5



6

Климатические пояса Земли. Практические работы 3. Описание по карте рельефа одного из материков.

§ 6



4. Гидросфера Мировой океан – главная часть гидросферы (2 ч)

7

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений.

§ 7



8

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

§ 8



5. Географическая оболочка (3 ч)

9

Свойства и осо­бенности стро­ения географиче­ской оболочки

§ 9



10

Природные комплексы суши и океана

§ 10



11

Природная зональность

§ 11



6. Население Земли (3 ч)

12

Численность населения Земли. Размещение населения. Практическая работа 4.

Сравнительное описание численности и плотности населения материков

§ 12



13

Народы и рели­гии мира. Практическая работа 5. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов

§ 13



14

Хозяйственная деятельность людей.

Городское и сельское население.

§ 14



Океаны и материки (52 ч)

7. Океаны (3 ч)

15

Тихий океан. Индийский океан.

§ 15



16-17

Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Практическая работа 6. Комплексная характеристика одного из океанов

§ 16



8. Южные материки (1 ч)

18

Общие особенности природы южных материков

§ 17



9. Африка (10 ч)

19

Географическое положение. Исто­рия исследования. Практическая работа 7. Характеристика географического положения материка.

§ 18



20

Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа 8. Обо­значение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 19



21

Климат. Внутренние воды

§ 20



22

Природные зоны.

§ 21



23

Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.

§ 22



24

Население

§ 23



25

Страны Северной Африки. Алжир.

§ 24



26

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия.

§ 25



27

Страны Восточ­ной Африки. Эфиопия.

§ 26



28

Страны Южной Африки. ЮАР.

Практическая работа 9.

Обо­значение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

§ 27



10. Австралия и Океания (5 ч)

29

Географическое положение. Рельеф и полез­ные ископаемые. Практическая работа 10. Срав­нение географического положе­ния Австралии и Африки.

§ 28



30

Климат, внутрен­ние воды.

§ 29



31

Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира

§ 30



32

Австралийский Союз

§ 31



33

Океания. Природа, население и страны

§ 32



11. Южная Америка (7 ч)

34

Географическое положение. Практическая работа 11. Срав­нение географического положе­ния Африки и Южной Амери­ки.

§ 33



35

Рельеф и полез­ные ископаемые

§ 34



36

Климат. Внутрен­ние воды. Практическая работа 12. Опи­сание крупных речных систем Южной Америки и Африки.

§ 35



37

Природные зоны.

§ 36



38

Население

§ 37



39

Страны востока материка. Брази­лия. Аргентина

§ 38



40

Андские страны. Перу. Практическая работа 13. Комплексная характеристика одной из стран.

§ 39



12. Антарктида (1 ч)

41

Антарктида. Географическое положение. Природа.

Проект

Составление проекта использования природных богатств материка в будущем

§ 40



13. Северные материки (1 ч)

42

Общие особенности природы северных материков

§ 41



14. Северная Америка (7 ч)

43

Географическое положение. Исто­рия открытия и исследования

§ 42



44

Рельеф и полез­ные ископаемые

§ 43



45

Климат. Внутрен­ние воды. Практическая работа 14. Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной де­ятельности населения

§ 44



46

Природные зоны. Население

§ 45



47

Канада

§ 46



48

Соединенные Штаты Америки.

§ 47



49

Средняя Америка. Мексика

§ 48



15. Евразия (17 ч)

50

Географическое положение. Исследования Центральной Азии

§ 49



51

Рельеф и полез­ные ископаемые

§ 50



52

Климат. Внутренние воды

§ 51



53

Природные зоны. Народы и страны Евразии.

Практическая работа 15. Характеристика политиче­ской карты Евразии.

§ 52



54

Страны Северной Европы

§ 53



55

Страны Западной Европы. Великобритания

§ 54



56

Франция. Германия Практическая работа 16. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии

§ 55



57

Страны Восточной Европы

§ 56



58

Страны Восточной Европы (продолжение)

§ 57



59

Страны Южной Европы. Италия. Практическая работа 17. Со­ставление описания одной из стран Южной Европы

§ 58



60

Страны Юго-Западной Азии

§ 59



61

Страны Цент­ральной Азии

§ 60



62

Страны Восточ­ной Азии. Китай

§ 61



63

Япония

§ 62



64

Страны Южной Азии. Индия

§ 63



65-66

Страны Юго-Вос­точной Азии. Индонезия.

Практическая работа 18. Со­ставление описания одной из стран зарубежной Азии

§ 64



16. Географическая оболочка — наш дом (2 ч)

67

Закономерности географической оболочки. Взаимодействие природы и общества

Проект

Реконструкция природы нашей планеты.

§ 65,66



68

Итоговое тестирование по курсу 7 класса





Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков

Количество контрольных работ

Количество практических работ

II

год

I

II

год

1

1

9

9

18



5.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

-осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

-осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

-понимание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

-уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантность;

•образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной

системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения учащимися программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

-способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

-готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

•умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

•умения производить самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

•организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

•умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

•умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, писать письмо, заявление и т. п.;

•умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения учащимися программы по географии являются:

•понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

•представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

•умение работать с разными источниками географической информации;

•умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

•картографическая грамотность;

•умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

•умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

•умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.