Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа № 2
городского округа Домодедово
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ ДСОШ №2
__________ /Редькина Н.П./
«31» августа 2018 г.
Приказ № 02-333 от 31.08.2018г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ГЕОГРАФИЯ
7 АБВГ классы
Учитель: Вдовина О.В., учитель географии
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании примерной и авторской программ по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, Е. М. Домогацких, Москва, ООО Русское слово, 2015. Ориентирована на использование учебника География. 7 класс. Е.М.Домогацких, Э.Л.Веденский, А.А.Плешков, Русское слово, 2018.
Курс географии материков и океанов – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Структура рабочей программы соответствует требованиям пункта 18.2.2 ФГОС и изменениям (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №1577) в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее-ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и представляет собой целостный документ, включающий разделы:
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Данные изменения авторских программ были осуществлены в соответствии с учебным планом школы, в котором на изучении географии в 7 классе выделяется 2 часа в неделю (70 ч. в уч. год).
Тема | в авторской программе | в рабочей программе |
Раздел 1. Планета, на которой мы живем | 21 | 21 |
Тема 1. Литосфера - подвижная твердь | 6 | 6 |
Тема 2. Атмосфера - мастерская климата | 4 | 4 |
Тема 3. Мировой океан — синяя бездна | 4 | 4 |
Тема 4. Географическая оболочка — живой механизм | 2 | 2 |
Тема 5. Человек - хозяин планеты | 5 | 5 |
Раздел 2. Материки планеты Земля | 43 | 43 |
Тема 1. Африка -материк коротких теней | 9 | 9 |
Тема 2. Австралия - маленький великан | 6 | 6 |
Тема 3. Антарктида -холодное сердце | 2 | 2 |
Тема 4. Южная Америка -материк чудес | 8 | 8 |
Тема 5. Северная Америка -знакомый незнакомец | 8 | 8 |
Тема 6. Евразия — музей природы | 10 | 10 |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека | 4 | 4 |
Резерв | 2 | 0 |
Взаимоотношения природы и человека | 70 | 70 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:
осознавать роль географии в познании окружающего мира:объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий; освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира: составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки; выявлять взаимосвязь компонентов геосферы и их изменения; объяснять проявление в природе Земли географической зональности и высотной поясности; определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран; устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран; выделять природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальном уровнях.использование географических умений: анализировать и оценивать информацию географии народов Земли; находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений, хозяйственный потенциал и экологические проблемы на разных материках и в океанах, использование карт как моделей: различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах, понимание смысла собственной действительности: использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира.
Обучающийся научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран ; сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов; объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий; создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией получит возможность научиться выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке; сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата; оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран; объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально- экономическими факторам.
Метапредметные результаты:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия; давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений; обобщать понятия -осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата; понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания; самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
Личностные результаты:
Будут сформированы:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями; овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Виды и формы контроля: устные ответы (индивидуальные, рецензирование), сообщения, письменные работы в рабочей тетради, тестирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (21 час)
Тема 1. Литосфера (6 часов)
Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями Земли. «Материковое» и «океаническое» полушария. Материки и острова.
Основные понятия: материк, океан, часть света, остров.
Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Возникновение материков и океанов. Строение земной коры. Теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Основные понятия: геологическое время, геологические эры и периоды, океаническая и материковая земная кора, тектоника, литосферные плиты, дрейф материков, срединно-океанические хребты, рифты, глубоководный желоб, платформы, равнины, складчатые пояса, горы.
Персоналии: Альфред Вегенер.
Тема 2. Атмосфера (4 часа)
Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли. Климатические пояса. Карта климатических поясов. Виды воздушных масс.
Основные понятия: климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, западный и северо-восточный перенос, континентальность климата, тип климата, климатограмма, воздушная масса.
Персоналии: А.И. Воейков.
Тема 3. Мировой океан (4 часа)
Понятие о Мировом океане. Глубинные зоны Мирового океана. Виды морских течений. Глобальная циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Основные понятия: море, волны, континентальный шельф, материковый склон, ложе океана, атоллы, цунами, ветровые и стоковые течения, планктон, нектон, бентос.
Персоналии: Огюст Пикар.
Тема 4. Геосфера - (2 часа)
Понятие о географической оболочке. Материки и океаны, как крупные природные комплексы геосферы Земли. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Понятие о высотной поясности. Природная зона. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня, гилеи.
Основные понятия: природный комплекс, географическая оболочка, закон географической зональности, природная зона.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 5. Человек — хозяин планеты (5 часа)
Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Политическая карта мира. География современных религий. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с окружающей средой. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Взаимоотношения человека и природы и их изменения. Охрана природы. Всемирное природное наследие.
Основные понятия: миграция, раса, этнос, религия, цивилизация, особо охраняемые природные территории, Всемирное наследие, страна, монархия, республика.
Раздел 2. Материки планеты Земля (48 часов) Тема 1. Африка (9 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Преобладание плоскогорий, Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды.
Самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки.
Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Основные понятия: саванна, национальный парк, Восточно-Африканский разлом, Сахель, Магриб, экваториальная раса.
Персоналии: Васко да Гама, Д. Ливингстон, Г. Стэнли, Н.Н. Гумилев, Дж. Спик.
Тема 2. Австралия (6 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Основные понятия: лакколит, эндемик, аборигены.
Персоналии: А. Тасман, Дж. Кук, Э.Д. Эйр, Мак-Артур, Н.Н. Миклухо-Маклай, Ю.Ф. Лисянский, Т. Хейердал.
Тема 3. Антарктида (2 часа)
Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Особенности географического положения, геологического строения рельефа, климата, внутренних вод. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Отсутствие постоянного населения.
Основные понятия: стоковые ветры, магнитный полюс, полюс относительной недоступности, шельфовый ледник.
Персоналии: Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, Дюмон Дюрвиль, Р. Амундсен, Р. Скотт.
Тема 4. Южная Америка (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Население и регионы Южной Америки. Равнинный Восток и Горный Запад. Богатство рудными полезными ископаемыми. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Смешение трех рас. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия. Анды – регион богатой культуры, Галапагосские острова, Мачу – Пикчу.
Основные понятия: сельва, пампа, метис, мулат, самбо, Вест-Индия, Латинская и Центральная Америка.
Персоналии: А. Гумбольдт, Х. Колумб.
Тема 5. Северная Америка (8 часов)
История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Равнины на востоке и горы на западе. Великие и Центральные равнины. Кордильеры – главный горный хребет. Аппалачи. Разнообразие типов климата, меридиональное простирание природных зон. Миссисипи, Великие Американские озера. Богатство растительного и животного мира. Население и регионы Северной Америки. Англо-Америка, мигранты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия: Ниагарский водопад, Йеллоустонский национальный парк, Большой каньон Колорадо.
Основные понятия: прерии, каньон, торнадо, Англо-Америка.
Персоналии: А. Макензи, Дж. Кабот, Г. Гудзон.
Тема 6. Евразия (10 часов)
Самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Персоналии: Марко Поло, А. Никитин, Н.М. Пржевальский, П. Козлов, В. Арсеньев.
Раздел 3. Непрощание с географией. Взаимоотношения природы и человека (4 часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные понятия: природные условия, стихийные природные явления, экологическая проблема.
Персоналии: Н.Н. Вавилов, В.И. Вернадский.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | часы | Практические работы |
Раздел 1. Планета, на которой мы живем | 21 | 8 |
Тема 1. Литосфера - подвижная твердь | 6 | 1 |
Тема 2. Атмосфера - мастерская климата | 4 | 2 |
Тема 3. Мировой океан — синяя бездна | 4 | 1 |
Тема 4. Географическая оболочка — живой механизм | 2 | 3 |
Тема 5. Человек - хозяин планеты | 5 | 1 |
Раздел 2. Материки планеты Земля | 43 | 6 |
Тема 1. Африка -материк коротких теней | 9 | 2 |
Тема 2. Австралия - маленький великан | 6 | 1 |
Тема 3. Антарктида -холодное сердце | 2 | - |
Тема 4. Южная Америка -материк чудес | 8 | 1 |
Тема 5. Северная Америка -знакомый незнакомец | 8 | 1 |
Тема 6. Евразия — музей природы | 10 | 1 |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека | 4 | 1 |
Тема 1. Взаимоотношения природы и человека | 4 | 1 |
Резерв Всего | 2 70 | 15 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро ков | Наименования Разделов и тем | Виды деятельности | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (22 часа) |
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов) |
| Суша в океане | Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов; прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит. | 03.09.-7.09 | | | |
| Геологическое время | 03.09.-7.09 | | | |
| Строение земной коры | 10.09.-14.09 | | | |
| Литосферные плиты и современный рельеф Пр. работа № 1. «Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем» | 10.09.-14.09 | | | |
| Платформы и равнины | 17.09.-21.09 | | | |
| Складчатые пояса и горы | 17.09.-21.09 | | | |
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа) |
| Пояса планеты | Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, ветров; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; описывать: общую циркуляцию атмосферы; объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле. | 24.09-28.09 | | | |
| Воздушные массы и климатические пояса | 24.09-28.09 | | | |
| Климатообразующие факторы. Пр. работа № 2 «Определение главных показателей климата различных регионов планеты.» | 01.10-05.10 | | | |
| Пр. работа № 3«. Определение типов климата по предложенной климатограмме». | 01.10-05.10 | | | |
Тема 3.Мировой океан – синяя бездна (4 часов) |
| Мировой океан и его части | Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана, приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана. | 08.10-12.10 | | | |
| Движение вод Мирового океана | 08.10-12.10 | | | |
| Жизнь в океане | 15.10-19.10 | | | |
| Особенности отдельных океанов Пр. работа № 4 «Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана». | 15.10-19.10 | | | |
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа) |
| Географическая оболочка Пр.работа № 5 « Выявление и обьяснение географической зональности природы Земли.» | Называть границы распространения живого вещества, источники энергии на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговороты, схему строения природного комплекса; объяснять влияние освещенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной и высотной зональности; прогнозировать: изменения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности. | 22.10-26.10 | | | |
| Зональность географической оболочки ПР. работа№6 «Описание природных зон Земли по географическим картам.» | 22.10-26.10 | | | |
Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов) |
| Освоение Земли человеком. Пр.р.№7 «Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.» | Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы | 06.11-09.11 | | | |
| Охрана природы | 06.11-09.11 | | | |
| Население Земли Пр. работа № 8 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира». | 12.11-16.11 | | | |
| Страны мира | 12.11-16.11 | | | |
| Обобщение по разделу: «Планета, на которой мы живем» | 19.11-23.11 | | | |
Раздел 2. Материки планеты Земля (55 часов) |
| Географическое положение и история исследования Африки Пр. работа №9 «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах» | Называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии, определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градус-ной мере и километрах, объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка, называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных при-родных зон Африки; определять географическое положение при-родных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; описывать «образ» одной из рек континента (по кар-там и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изменение при-роды континента под влиянием деятельности человека, особенности растительности и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек | 19.11-23.11 | | | |
| Геологическое строение и рельеф Африки Пр.работа№10 «Обозначение на контурной карте лавных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. » | 26.11-30.11 | | | |
| Климат Африки | 26.11-30.11 | | | |
| Гидрография Африки | 03.12-07.12 | | | |
| Разнообразие природы Африки | 03.12-07.12 | | | |
| Население Африки. | | | | |
| Регионы Африки: Северная и Западная Африка | Уметь: называть и показывать районы повышенной плотности населения, крупнейшие народы материка, места их расселения, наиболее крупные по площади страны; определять по карте географическое положение страны и ее столицы, крупные регионы материка и страны, входящие в состав; определять по картам при-родные особенности регионов и отдельных стран, их природные богатства, особенности размещения и состав населения; описывать по картам одну из стран (по выбору); объяснять типы и виды хозяйственной деятельности населения, а также особенности устройства жилищ, средств передвижения, орудий труда как результат адаптации человека к окружающей среде в разных географических условиях; называть и показывать все изученные объекты, определять их географическое положение; описывать природный объект, страну (по плану); объяснять влияние природы на жизнь людей | 10.12-14.12 | | | |
| Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка | 10.12-14.12 | | | |
| Обобщающий урок по теме «Африка» | 17.12-21.12 | | | |
Тема 2. Австралия – маленький великан (6 часов) |
| Географическое положение. История открытия и исследования Австралии. | Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки; объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры; называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; описывать природу одного из островов (по выбору); объяснять связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения Уметь: называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей растительного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка; определять климатические показатели по карте; объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения, размещение отдельных месторождений полезных ископаемых, различия в климате отдельных территорий материка, образование артезианских бассейнов, особенности питания и режима рек, особенности органического мира, причины опасных природных явлений, размещения природных зон; прогнозировать тенденции изменения природных объектов (рек, подземных вод, почв, растительного и животного мира, природных комплексов в целом) под воздействием человеческой деятельности. | 17.12-21.12 | | | |
| Компоненты природы Австралии | 24.12-28.12 | | | |
| Пр. работа № 11 «Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков» | 24.12-28.12 | | | |
| Особенности природы Австралии | 11.01, 14.01-18.01 | | | |
| Австралийский Союз | Уметь: называть и показывать основные районы высокой плотности населения на материке, основные народы, виды хозяйственной деятельности, крупные города и столицу, крупные регионы материка, различающиеся природными особенностями и хозяйственной деятельностью населения; определять географическое положение крупных городов, территории, используемые для туризма и рекреации; описывать один из регионов страны (по выбору); объяснять влияние географических открытий на современный состав населения страны, особенности жизни аборигенов и англоавстралийцев, различия в видах хозяйственной деятельности в отдельных регионах страны. | 11.01, 14.01-18.01 | | | |
| Океания | 21.01-25.01 | | | |
Тема 3. Антарктида – холодное сердце (2 часа) |
| Географическое положение и история исследования Антарктиды | Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, климатические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.); объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики. | 21.01-25.01 | | | |
| Особенности природы Антарктиды | 28.01-01.02 | | | |
Тема 4. Южная Америка – материк чудес (8 часов) |
-
| Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования | Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особенности природы континента; называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; описывать рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, при-родной зоны); объяснять особенности рельефа материка как результат деятельности внутренних и внешних рельефообразующих процессов, различия в сочетаниях месторождений полезных ископаемых крупных территорий, различия в климате (применительно к климатическим поясам), особенности питания и режима рек, различия в растительности и животном мире природных зон и высотных поясов в горах, особенности освоения человеком от-дельных территорий континента и мер по охране природы (наличие охраняемых территорий). | 28.01-01.02 | | | |
-
| Геологическое строение и рельеф Южной Америки | 04.02-08.02 | | | |
-
| Климат Южной Америки | 04.02-08.02 | | | |
-
| Гидрография Южной Америки | 11.02-15.02 | | | |
-
| Разнообразие природы Южной Америки. Пр. работа №12«Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа» | 11.02-15.02 | | | |
-
| Население Южной Америки | 18.02-22.02 | | | |
-
| Регионы Южной Америки | 18.02-22.02 | | | |
-
| Обобщение по теме: «Южные материки» | 25.02-01.03 | | | |
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец» (8 часов) | | | 12.03-16.03 |
-
| Географическое положение Северной Америки. Геологическое строение и рельеф Северной Америки.История открытия и исследования | Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон; определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в целом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), объяснять особенности рельефа Северной и Южной Америк в результате длительного развития земной коры под влиянием внутренних и внешних процессов, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры, различия в климате территорий, расположенных в одном климатическом поясе, особенности питания и режима рек, различия в почвенном, растительном покрове природных зон, изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека; | 25.02-01.03 | | | |
-
| Геологическое строение и рельеф Северной Америки. | 04.03-08.03 | | | |
-
| Климат Северной Америки | 04.03-08.03 | | | |
-
| Пр. работа № 13 «Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения». | 11.03-15.03 | | | |
-
| Гидрография Северной Америки | 11.03-15.03 | | | |
-
| Разнообразие природы Северной Америки | 18.03-22.03 | | | |
-
| Население Северной Америки | Называть и показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки, религии, крупнейшие страны, их столицы и крупные города, наиболее характерные черты природы стран, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения стран Северной и Южной Америки, определять особенности географического положения страны, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни населения; описывать географическое положение страны, ее столицы и крупных городов, страну в целом (по плану); объяснять особенности размещения населения по территории стран, своеобразие духовной и материальной культуры населения изучаемых стран, виды хозяйственной деятельности, обусловленные наличием природных богатств | 18.03-22.03 | | | |
-
| Регионы Северной Америки | 01.04-05.04 | | | |
Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов) |
-
| Географическое положение. История исследования Евразии | Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей континента, территории или исследованные элементы береговой линии материка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; определять климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; описывать географическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины, их вызывающие, в сравнении с другими материками, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особенности питания и режима рек, их экологическое состояние; называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, представителей растительного и животного мира природных зон материка, территории, природа которых в наибольшей мере изменена человеком; определять особенности размещения природных зон; описывать географическое положение природных зон, смену высотных поясов в горах, компоненты природных зон (по выбору); объяснять причины размещения отдельных природных зон и различия в их почвах, растительности, животном мире и в антропогенных изменениях | 01.04-05.04 | | | |
-
| Геологическое строение и рельеф Евразии | 08.04-12.04 | | | |
-
| Климат Евразии | 08.04-12.04 | | | |
-
| Гидрография Евразии | 15.04-19.04 | | | |
-
| Разнообразие природы Евразии | 15.04-19.04 | | | |
-
| Население Евразии Регионы Европы | называть и показывать большинство стран континента, их столицы и крупные города, основные народы, языковые семьи и наиболее распространенные языки и религии, характерные природные особенности, природные богатства, виды хозяйственной деятельности населения; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; описывать географическое положение стран Европы, их столицы и крупных городов, страну в целом (по выбору); объяснять особенности размещения населения, природные различия на территории страны, своеобразие духов-ной и материальной культуры народов, виды хозяйственной деятельности, обусловленные природными условиями и ресурсами. | 22.04-26.04 | | | |
-
| Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная и Восточная Азия | 22.04-26.04 | | | |
-
| Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия | 29.04-03.05 | | | |
-
| Пр. работа № 14«Составление характеристики стран Евразии по картам атласа» | 29.04-03.05 | | | |
-
| Обобщение по теме «Евразия». Обобщение по разделу: «Материки планеты Земля» | 06.05-10.05 | | | |
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (4 часа) |
-
| Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. | Уметь: называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее раз-вития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйствен-ной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы; прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности. | 06.05-10.05 | | | |
-
| Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Пр. работа №15 «Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от катастрофических явлений природного характера.» | 13.05-17.05 | | | |
-
| Центры происхождения культурных растений. | | 13.05-17.05 | | | |
-
| Заключительный урок. | | 20.05-24.05 | | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей №1
«31» августа 2018 г.
_____________/ Омельянчук Т.Е../
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________ /Т.В. Попова/
«31» августа 2018 г
9