СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная рабочая программа разработана с использованием УМК Алексеева Полярна звезда
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 7 классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов основного общего образования, примерной программы основного общего образования по предметам (География 5–9 классы. М.: Просвещение, 2012), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Учебным планом МКОУ Мастюгинская ООШ.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
- государственной программой РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы. Утв. распоряжением Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 1426-р.);
- Приказа Министерства Образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-СанПин 2.4.2.2821-10 от 3 марта 2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
-Приказа Министерства Образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
-Рекомендациям по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приложение к письму Министерства Образования и науки РФ от24.11.2011 № МД-1552/03),
-Письма Министерства Образования и науки РФ от 19.04.2011 №03-255 «О введении ФГОС ООО»,
-Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 56 от 01.02.2012 г.,
-Плану мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях Воронежской области (приложение №1 к приказу Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской обл. от 01.02.2012 г. № 56).
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-Требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте, общего образования второго поколения
- Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения);
Курс «География материков и океанов. 7 класс»— это третий по счету школьный курс географии. Пи этом у школьников продолжается формироваться комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целью этого курса является:
- продолжить формирование системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира;
-развивать целостное представление о Земле как планете людей, а также региональные знания о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формировать минимум базовых географических знаний, образующих общую картину мира. Эти знания необходимы каждому человеку нашей эпохи. При изучении курса формируются умения и навыки использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации;
- создать образные представления о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, их использовании населением в хозяйственной деятельности;
-раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;
-формировать знания о главных особенностях взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, о значении окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;
- усилить гуманизацию и культурологическую направленность содержания курса посредством знакомства с историко-культурными регионами мира;
-обучать составлением комплексных характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы материков и стран, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в конкретных природных условиях, как на суше, так и в прилегающих акваториях океанов;
- способствовать воспитанию у учащихся в духе уважения к другим народам, чтобы « научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления, понимать людей другой культуры;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
-на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран, формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде.
II. Общая характеристика учебного предмета
Курс географии материков и океанов — это второй по счету школьный курс географии. Именно с этим обстоятельством связана его структура и содержание. В содержании курса увеличен объем страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой составляющей, что должно усилить его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Основная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Другая важная цель курса — раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.
Гуманитарное значение географии как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание географических закономерностей необходимо для изучения, биологии, физики, истории, краеведения, ОБЖ.
III. Место учебного предмета «География 7 класс» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов, из часов федерального компонента, из расчета 2 часа в неделю.
IV. Ценностные ориентиры содержания предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
V. Планируемые результаты освоения курса «География 7 класс»
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов.
Личностные результаты
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
-осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
-осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
-гармонично развитые социальные чувства и качества: патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
-умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
-организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
-умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
-умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметные результаты изучения географии:
-формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
-формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
VI. Содержание учебного предмета, курса
Курс географии 7 класса структурно представлен 5 темами:
«Введение», «Человек на Земле», «Природа Земли», «Природные комплексы и регионы».
1 Введение – 3 часа
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой.Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.
Практические работы:
№ 1 «Анализ карт географического атласа»
Тема 1. Человек на Земле – 7 часов
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Практические работы:
№ 2 «Сравниваем страны мира»
Тема 2. Природа Земли - 13 часов
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые
области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы. Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера. Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира. . Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков. Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Практические работы:
№ 3 «Поиск информации по различным источникам»
Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека. Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический,
Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.
Природные комплексы и регионы – 6 часов
Практические работы:
№ 4 « Описание океана по плану»
Тема 4 Материки и страны. (41ч)
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата. Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира. Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке. Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы. Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия. Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения. Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай. Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.
Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений. Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность. Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа. Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы. Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.
Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия. Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры. Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо. Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго — Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия. Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны. Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское исельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Политическая карта Европы. Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура. Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры. Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни. Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни. Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни. Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии. Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара. Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык- Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи. Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии. Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению. Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни. Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство.
Практические работы:
№ 5 «Путешествие по материку».
№ 6 «Разрабатываем проект».
№ 7 «Путешествие по Северной Америке».
№ 7 «Решение практических задач»
VII. Основные требования к уровню подготовки учащихся:
К концу обучения в седьмом классе ученик должен
знать/понимать:
основные географические понятия и термины курса географии материков и океанов, различия географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
взаимосвязи между процессами и явлениями в геосферах земли, географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов земли, различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий, связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений.
Уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий земли, их обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;
приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
определять на карте расстояния, направления, высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
чтения карт различного содержания;
проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
понимания географической специфики регионов и стран мира.
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
VIII.Критерии и нормы оценок в основной школе по географии в основной школе
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.
4. Ответ самостоятельный.
5. Наличие неточностей в изложении географического материала.
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски.
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.
9. Понимание основных географических взаимосвязей.
10. Знание карты и умение ей пользоваться.
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
2. Полностью не усвоил материал.
Оценка самостоятельных письменных и проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы.
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка "5"
- Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
- Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
- Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Оценка "4"
- Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
- Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
- Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
- Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Оценка "3"
- Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Оценка "2"
- Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка "1"
- Выставляется в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за полной неподготовленности учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Оценка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
IX. Перечень контрольных, проверочных, практических и др. работ по географии в 5 классе
№ п/п | Вид контроля | Количество |
1. | Проверочная работа | 9 |
2 | Практическая работа | 8 |
X.Материально техническое обеспечение учебного предмета
Цифровые образовательные ресурсы
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии, в том числе задачник
1. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии
2. Электронные учебники «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», 6, 7 класс.
Географические карты:
1. Физическая карта мира.
2.Политическая карта мира.
3. Почвенная карта мира.
4. Растения и животные мира.
Таблицы, картины
1. Животный мир материков.
2. Природные зоны России.
3. Портреты путешественников.
Демонстрационные пособия
Коллекции полезных ископаемых
Коллекции минеральных пород
Приборы, инструменты
1. Барометр.
2.Термометр наружний.
3. Компас учебный.
4. Транспортир.
5. Треугольник
6. Линейка.
Модели
Глобус учебный
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Экран (на штативе или навесной).
4. Принтер.
5. Выход в интернет.
Интернет-ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
3. http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
4. http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
5. http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
6. http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
Учебно – методический комплект для учащихся:
1. География. 7. класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [А. И. Алексеев и др.].- 9-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 256, с.: ил., карт. – (Полярная звезда).
2. География: . 7 кл.: атлас серия «Полярная звезда». – М..: Просвещение, 2021 – 49.: ил., карт.
3.География. 7 класс. Контурные карты. серия «Полярная звезда». – М..: Просвещение, 2017 – 32 с.
4. Электронное приложение к учебнику.
Учебно-методические средства обучения:
№. п/п | Класс | Автор и название пособия | Издательство и год выпуска |
1. | 5 - 9 | Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. | М.: Просвещение, 2011. |
2. | 6 - 9 | Овсянникова Е. В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / 2-е изд., стереотип. | М.: Дрофа, 2009. |
3. | 5 - 9 | Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6 – 11 кл.): Пособие для учителя. | М.: АРКТИ, 1998. |
4. | 7 | Рабочая программа по географии. 5 класс / Сост. А. М. Зотова. | М.: ВАКО, 2016. |
5. | 7 | Коринская В. А. География. География материков и океанов. 7 кл. : метод. пособие к учебнику учебнику В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенева. «География: География материков и океанов. 7 класс» / В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. | М.: Дрофа, 2015. |
6. | 7 | Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. | М.: «ВАКО», 2005. |
7. | 7 | Контрольно-измерительные материалы. География: 7 класс / Сост. Е. А. Жижина. | М.: ВАКО, 2011. |
Программа составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения); и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. География. 7. класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [А. И. Алексеев и др.].- 9-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 256, с.: ил., карт. – (Полярная звезда).
3. География. Мой тренажер. 7. класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В. В. Николина. 9-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 95, с.: карт. – (Полярная звезда).
География: . 7 кл.: атлас серия «Полярная звезда». – М..: Просвещение, 2021 – 49.: ил., карт.
4.География. 7 класс. Контурные карты. серия «Полярная звезда». – М..: Просвещение, 2017 – 32 с.
5. Электронное приложение к учебнику.
Календарно – тематическое планирование география 7 класс
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Формирование УУД | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Введение - 2 часа | ||||||
1. | Как вы будете изучать географию в 7 классе. | Особенности изучения курса географии в 7 классе. | Знать: о географии материков, океанов, регионов и стран , роль человека в природе, понятие «рациональное природопользование». Уметь: ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение. | Работа со схемой, с текстом, рисунками |
|
|
2. | Географические карты. | Азимутальная, цилиндрическая, коническая картографические проекции; условные знаки. | Знать: о географической карте как особом источнике информации; понятия о картографических проекциях. Уметь: приводить примеры различных способов картографического изображения; устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно определять виды картографических проекций | П.р. №1. «Чтение и анализ карт атласа». |
|
|
Человек на Земле – 7 часов | ||||||
3. | Как люди заселяли Землю. | Возникновение человека. Рост численности населения. Расселение людей по Земле. Возникновение земледелия и животноводства. Освоение человеком суши и приспособления к новым природным условиям. | Знать: как человек стал расселяться по Земле; о возникновении земледелия и животноводства; приспособления людей к суровым природным условиям. Уметь: показывать на карте части материков, океанов, описывать их природные условия и приспособленность человекам к данным условиям. | Текущий контроль |
|
|
4. | Население современного мира. | Численность населения. Плотность и размещение населения на Земле. Естественный прирост населения. Народы (этносы). | Знать: понятия естественный прирост, население, народы, численность и плотность населения. Уметь: работать с картами атласа выявляя численность и плотность населения разных стран мира. | Текущий контроль |
|
|
5. | Народы, языки и религии. | Этнос, языковая семья, Международные языки, основные религии мира. Мировые и национальные религии, их география. Карта народов мира. | Знать: о многообразии народов мира, о языковых семьях и группах, об основных религиях мира и их географии. Уметь: находить необходимую информацию в словарях и справочниках и интерпретировать её. Анализировать карты с целью выявления географии распространения мировых религий. | Устный опрос |
|
|
6. | Города и сельские поселения. | Города и сельские поселения. Ведущая роль городов в хозяйственной и культурной жизни людей. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Типы и функции городов и сельских поселений. | Знать: понятия город, сельское поселение. Уметь: Приводить и примеры крупнейших городов мира и городских агломераций. Устанавливать их отличительные признаки; работать в паре или в группе; развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе интереса к изучаемой теме. Интерпретировать и обобщать информацию. | Устный рассказ |
|
|
7. | Страны мира. | Многообразие стран мира, республика, монархия, хозяйство, этапы развития, развитые страны мира, взаимозависимость стран. | Знать: различия стран по территории, численности населения, политическому устройству, экономическому развитию. Уметь: анализировать карты с целью выявления географии основных видов хозяйственной деятельности. | Текущий контроль |
|
|
8. | Учимся с «Поляр ной звездой». | Сравнение стран мира. Размещение и плотность населения, средняя плотность населения мира, численность населения мира и её изменение во времени. | Знать: о размещении людей на Земле, о плотности населения мира, о численности населения. Уметь: Устанавливать причины и следствия изменения численности населения. Строить логические рассуждения и обобщения при анализе карт и диаграмм. | П.р. № 2 «Сравниваем страны мира». |
|
|
9 | Обобщение по теме «Человек на Земле». | Базовые понятия и знания по теме «Население Земли». | Знать: о многообразии стран и народов, их населяющих, культур, традиций. Уметь: на практике пользоваться основными теоретическими и практическими знаниями и приёмами, выполнять практические задания. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
Природа Земли - 13 часов | ||||||
10. | Развитие земной коры. | Развитие земной коры, формирование облика планеты, геологические эры, литосферные плиты. | Знать: о тектоническом развитии земной коры и цикличности данного процесса, о геологических эрах, о теории литосферных плит. Уметь: сравнивать очертания древних и современных материков. Анализировать схемы образования материковой и океанической земной коры, и карты, показывающие основные этапы формирования материков. | Эвристическая беседа |
|
|
11. | Земная кора на карте. | Платформа и её строение, щиты и плиты, карта «Строение земной коры», складчатые области, складчато-глыбовые и возрождённые горы. | Знать: о развитии земной коры, о платформах и их строении, геосинклиналях; о складчато-глыбовых и возрождённых горах. Уметь: Сопоставлять карту строения земной коры и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе строения земной коры. Планировать последовательность и способ действий при работе с разными источниками информации. Выявлять закономерности в размещении гор и равнин | Текущий контроль |
|
|
12. | Природные ресурсы земной коры. | Земельные ресурсы, минеральные ресурсы, магматические, метаморфические и осадочные горные породы, закономерности размещения полезных ископаемых. | Знать: закономерности между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми. Уметь: анализировать карту строения земной коры, на практике применять теоретические знания. | Устный рассказ |
|
|
13 | Температура воздуха на разных широтах. | Пояса освещённости. Тепловые пояса. Изотермы. | Знать: о зависимости нагрева земной поверхности от угла солнечных лучей, расположение тепловых поясов Земли. Уметь: выявлять причинно-следственные связи зависимости температуры воздуха от географической широты, подстилающей поверхности, морских течений. Создавать схемы для решения познавательных и учебных задач, строить логическое рассуждение и делать выводы. | Устный опрос |
|
|
14 | Давление воздуха и осадки на разных широтах. | Пояса атмосферного давления, восходящее и исходящее движение воздуха, распределение осадков. | Знать: о распределении поясов атмосферного давления и осадков. Уметь: использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения особенностей распределения осадков на Земле; работать текстом, картами и схемами, создавать обобщение, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. | Устный рассказ |
|
|
15 | Общая циркуляция атмосферы. | Воздушные массы и их свойства, пассаты, западные ветры умеренных широт, восточные (стоковые ) ветры полярных областей, муссоны, общая циркуляция атмосферы. | Знать: о типах воздушных масс и их свойствах, о роли других господствующих ветров. Уметь: использовать знания о воздушных массах в повседневной жизни для объяснения их влияния на погоду и климат. | Эвристическая беседа |
|
|
16 | Климатические пояса и области Земли. | Роль климатических факторов в формировании климата, климатические пояса и области, переходные пояса, климат западных и восточных побережий, климатические диаграммы. | Знать: о влиянии климатообразующих факторов на климат, о климатических поясах и областях Земли. Уметь: использовать знания о климате в повседневной жизни, самостоятельно оценивания климатических условий территории, соблюдения мер безопасности в случае стихийных бедствий, связанных с климатом. | Текущий контроль |
|
|
17 | Океанические течения. | Причины образования течений, схема поверхностных течений Океана, виды океанических течений, Океан и атмосфера, значение течений. | Знать: об океанических течениях, причинах их образования и видах, особенностях взаимодействия Океана с атмосферой и сушей. Уметь: работать с различными источниками географической информации, самостоятельно решать учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. | Устный рассказ |
|
|
18 | Реки и озёра Земли. | Водность реки, речной сток, твёрдый сток. Дельта, эстуарий, бассейн океана, бассейн внутреннего стока. | Знать: о зависимости рек и озёр от рельефа и климата, о распространении рек и озёр на Земле Уметь: объяснять зависимость распространения рек и озер от рельефа и климатических условий, показывать на карте и характеризовать географическое положение. | Устный опрос |
|
|
19 | Учимся с «Полярной звездой». | Поиск географической информации в Интернете | Уметь: находить нужную информацию в интернете по заданным заданиям. | П. р. №3 «Поиск информации по различным источникам» |
|
|
20 | Растительный и животный мир Земли. | Биоразнообразие, биомасса, флора, фауна. Охрана флоры и фауны Земли. | Знать: о биоразнообразии и биомассе, о значении и необходимости сохранения биоразнообразии, об особенностях и причинах различий флоры и фауны материков. Уметь: самостоятельно решать учебные задачи, работать в группе, создавать схемы, определение понятия, владеть устной и письменной речью. | Эвристическая беседа |
|
|
21. | Почвы. | Почвенное разнообразие. В.В. Докучаев и закон почвенной зональности. Типы почв и закономерности их распространение, охрана почв. | Знать: о причинах разнообразия почв, об основных зональных типах почв, о хозяйственной деятельности человека, ведущей к развитию или решению экологических проблем. Уметь: работать с почвенной картой мира, схемой и профилем, самостоятельно решать учебные задачи, создавать таблицы. | Текущий контроль |
|
|
22. | Обобщение по теме «Природа Земли». | Базовые понятия по теме. | Знать: базовые понятия по теме. Уметь: Обобщать знания по изученной теме; решать познавательные и учебные задачи. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
Природные комплексы и регионы – 6 часов | ||||||
23. | Природные зоны. | Природные зоны, соотношение тепла и влаги, широтная зональность, меридиональная зональность. | Знать: о природных зонах Земли, причинах широтной зональности и смены природных зон, об особенностях деятельности людей, приводящих к изменениям природных зон и возникновению экологических проблем. Уметь: пользоваться основными теоретическими знаниями, выполнять практические задания. Взаимодействовать со всеми участниками учебного процесса. | Текущий контроль |
|
|
24-25. | Океаны. | Площадь, глубина, органический мир, хозяйственное освоение и загрязнение вод океанов Земли. | Знать: о природе океанов Земли, их хозяйственном освоении и экологических проблемах. Уметь: работать с текстом и картами, описывать океан по плану, сравнивать их между собой. | П.р. № 4 «Описание океана по плану». |
|
|
26. | Материки. | Материки Земли, южные и северные материки, план описания материка. | Знать: о материках, их географическом положении и истории развития. Уметь: работать с текстом и картами, описывать материк по плану, сравнивать материки между собой; осуществлять учебное сотрудничество. | Устный опрос |
|
|
27. | Как мир делится на части. | Части света, географические регионы, географические границы, ООН, ЕС. | Знать: о частях света, географических регионах и принципах их выделения, о видах границ и особенностях их проведения. Уметь: работать в группе, слушать партнера, самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников. | Текущий контроль |
|
|
28. | Обобщение по теме «Природные комплексы и регионы». | Базовые понятия по теме. | Знать: базовые понятия по теме. Уметь: решать учебные задачи, включаться в дискуссию по решению проблемы. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
Материки и страны – 43 часа | ||||||
29. | Африка: образ материка. | Географическое положение Африки; крайние точки, строение земной коры, рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир. | Знать: об особенностях природы Африки. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи, работать с текстом и картами, организовать сотрудничество с учителем и сверстниками | Текущий контроль |
|
|
30. | Африка в мире. | История освоения, особенности населения, занятия населения, острейшие проблемы Африки. | Знать: об Африке, уровне её социально-экономического развития, населения и его занятиях. Уметь: находить взаимосвязь между строением земной коры и рельефом материка, характеризовать полезные ископаемые, давать характеристику климатических особенностей различных районов материка, показывать и описывать внутренние воды. | Текущий контроль |
|
|
31-32. | Африка: путешествие. | Правила путешествия по материку, занятия населения, памятники всемирного и культурного наследия культуры, особенности природы. | Знать: об Африке: природе, населении и хозяйстве её регионов и стран. Уметь: осуществлять смысловое чтение, строить логическое рассуждение, работать с текстом и картами, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, составлять схемы и таблицы, владеть устной речью. | П.р.№5 «Путешествие по материку» |
|
|
33. | Египет. | Общекультурная характеристика Египта, ГП, место в современном мире; занятия, происхождение, образ жизни населения. | Знать: о природе, населении и хозяйстве, памятниках всемирного наследия. Уметь: ставить вопросы и отвечать на поставленные вопросы. | Текущий контроль |
|
|
34. | Учимся с «Полярной звездой». | Проект, этапы проектной деятельности, национальный парк. | Уметь: планировать пути достижения целей, формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, формирование и развитие компетентности в области использования информационных технологий, экологического мышления | П.р.6 «Разрабатываем проект» |
|
|
35. | Обобщение по теме «Африка». | Базовые понятия по теме. | Знать: базовые понятия по теме. Уметь: давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
36. | Австралия: образ материка. | Особенности ГП, крайние точки, строение земной коры, рельеф, засушливость климата, внутренние воды, растительный и животный мир. | Знать: об особенностях природы Австралии. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи, создавать схемы и таблицы, делать выводы, сотрудничать с учителем и сверстниками; формирование познавательного интереса к изучению материка. | Текущий контроль |
|
|
37. | Австралия: путешествие. | Правила путешествия по материку, Большой Барьерный риф, особенности природы островов, Н.Н. Миклухо-Маклай. | Знать: об особенностях природы некоторых частей Австралии и Океании. Уметь: делать выводы, владеть устной речью, работать м текстом и картами, сотрудничать с учителем и сверстниками, использовать средства информационных технологий. | Текущий контроль |
|
|
38. | Антарктида. | ГП, крайняя точка, рельеф, строение земной коры, ледовый покров, растительный и животный мир Антарктиды. | Знать: об особенностях природы Антарктиды. Уметь: показывать объекты по береговой линии; называть путешественников, изучавших материк и маршруты их экспедиций. | Устный опрос |
|
|
39. | Обобщение по теме. | Базовые понятия по теме. | Знать: базовые понятия по теме. Уметь: давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
40-41. | Южная Америка: образ материка. | Земная коры и рельеф, крайние точки, климат, внутренние воды, растительный и животный мир Южной Америки. | Знать: об особенностях природы Южной Америки Уметь: находить взаимосвязь между строением земной коры и рельефом материка, характеризовать полезные ископаемые. | Текущий контроль |
|
|
42. | Латинская Америка в мире. | Латиноамериканцы, креолы, метисы, мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. | Знать: о Латинской Америке; истории освоения, этническом составе населения, природных ресурсах, занятиях населения Уметь: работать с текстом и картой. | Текущий контроль |
|
|
43-44. | Южная Америка: путешествие. | Правила путешествия по материку особенности природных условий, растительный и животный мир. | Знать: о Южной Америке: природе, населении и хозяйстве её регионов и стран. Уметь: ставить новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. | Устный опрос |
|
|
45. | Бразилия. | Общекультурная характеристика, ГП, место в современном мире, население: его происхождение, образ жизни, занятия, традиции. | Знать: о природе, населении и хозяйстве Бразилии, её месте в мире. Уметь: делать самостоятельные выводы, создавать обобщения, сравнивать географические объекты, составлять описание страны по плану. | Текущий контроль |
|
|
46. | Обобщение по теме «Южная Америка». | Базовые понятия по теме. | Знать: базовые понятия по теме. Уметь: находить объекты на карте, определять географические координаты; решать учебные задачи; применять полученные знания в повседневной жизни. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
47. | Северная Америка: образ материка. | ГП, крайние точки, строение земной коры, рельеф, внутренние воды, меридиональная атмосферная циркуляция, растительный и животный мир. | Знать: об особенностях природы Северной Америки Уметь: давать характеристику г/п по плану, показывать объекты по береговой линии; называть путешественников, изучавших материк и маршруты их экспедиций; давать характеристику климатических особенностей различных районов материка, показывать и описывать внутренние воды. | Текущий контроль |
|
|
48. | Англо-Саксонская Америка. | Освоение Северной Америки, США и Канады: сходство и различия, США и Канада – высокоразвитые страны. | Знать: об особенностях стран и населении Англо-Саксонской Америки. Уметь: находить информацию в различных источниках. | Текущий контроль |
|
|
49-50. | Северная Америка: путешествие. | Правила путешествия по материку, особенности природы и хозяйственной деятельности населения. | Знать: о Северной Америке: природе, населении и хозяйстве её стран и регионов Уметь: классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы. | П.р.№7 «Путешествие по Северной Америке» |
|
|
51. | Соединённые Штаты Америки. | США: ГП, место и роль в мире, население. | Знать: о природе, населении и хозяйстве США, его месте и роли в мире. Уметь: делать выводы, аргументировать свою точку зрения, выделять основную идею текста, определять понятия, создавать обобщения. | Текущий контроль |
|
|
52. | Обобщение по теме «Северная Америка». | Базовые понятия по теме. | Знать: базовые понятия по теме. Уметь: находить объекты на карте, определять географические координаты; решать учебные задачи; применять полученные знания в повседневной жизни. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
53. | Евразия: образ материка. | Особенности ГП, крайние точки, размеры и очертания, природные контрасты, строение земной коры, рельеф, горные системы, равнины Евразии. | Знать: об особенностях природы Евразии. Уметь: давать характеристику г/п по плану, показывать объекты по береговой линии; называть путешественников, изучавших материк и маршруты их экспедиций; находить взаимосвязь между строением земной коры и рельефом материка, характеризовать полезные ископаемые; давать характеристику климатических особенностей различных районов материка, показывать и описывать внутренние воды. | Текущий контроль |
|
|
54. | Европа в мире. | ГП, история освоения и заселения, образ жизни, быт и занятия населения; крупные государства и их столицы, особенности хозяйства, регионы зарубежной Европы. | Знать: об уровне социально-экономического развития, населении и его занятиях Европы. Уметь: создавать схемы и таблицы, самостоятельно решать учебные задачи, работать с текстом, делать выводы, работать в группе. | П.р.№8 «Решение практических задач» |
|
|
55-56. | Европа: путешествие. | Правила работы с параграфами-путешествиями; особенности природы, занятия населения, культурные ценности, крупные города, ландшафты. | Знать: о Европе: природе, населении и хозяйстве её регионов и стран. Уметь: строить монологическое контекстное высказывание, интерпретировать и обобщать информацию, при работе в паре или в группе обмениваться информацией. | Текущий контроль |
|
|
57. | Германия. | ГП, особенности природы, население хозяйство, столица, крупные города Германии. | Знать: о природе, населении и хозяйстве Германии. Уметь: осуществлять комментированное чтение, выделять основную идею текста; находить информацию в различных источниках. | Устный опрос |
|
|
58. | Обобщение по теме «Европа». | Базовые понятия по теме. | Знать: базовые понятия по теме. Уметь: находить объекты на карте, определять географические координаты; решать учебные задачи; применять полученные знания в повседневной жизни. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
59. | Азия в мире. | ГП, природные условия и ресурсы, регионы, политическая карта Азии; культура, традиции и верования народов Азии, крупные страны и города. | Знать: о природных условиях и ресурсах Азии, населении и его занятиях, крупных городах и странах Уметь: строить монологическое контекстное высказывание, интерпретировать и обобщать информацию, при работе в паре или в группе обмениваться информацией. | Текущий контроль |
|
|
60-61. | Азия-путешествие. | Правила работы с параграфами – путешествиями; особенности природы и населения, полезные ископаемые и города, хозяйство и культура. | Знать: представлений об Азии: природе, населении и хозяйстве её регионов и стран. Уметь: создавать схемы и таблицы, самостоятельно решать учебные задачи, работать с текстом, делать выводы, работать в группе. | Текущий контроль |
|
|
62. | Китай. | ГП, место в мире, население, меры по ограничению численности населения, крупные города, роль рек Янцзы и Хуанхэ. | Знать: о природе, населении и хозяйстве Китая; его месте в мире. Уметь: осуществлять комментированное чтение, выделять основную идею текста. | Текущий контроль |
|
|
63. | Индия. | ГП, место в мире, население и его занятия, крупные города, сельскохозяйственный календарь Индии. | Знать: о природе, населении и хозяйстве Индии; ее месте в мире. Уметь: осуществлять комментированное чтение, выделять основную идею текста; находить информацию в различных источниках. | Устный опрос |
|
|
64. | Обобщение по теме «Азия». | Базовые понятия по теме. | Знать: базовые понятия по теме. Уметь: находить объекты на карте, определять географические координаты; решать учебные задачи; применять полученные знания в повседневной жизни. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
65. | Обобщение по теме «Материки и страны». | Базовые понятия по теме. | Знать: базовые понятия по теме. Уметь: находить объекты на карте, определять географические координаты; решать учебные задачи; применять полученные знания в повседневной жизни. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
66. | Глобальные проблемы человечества. | Понятие о глобальных проблемах. Продовольственная проблема. Экологические проблемы. Энергетическая проблема. Пути решения глобальных проблем. | Знать: Понятие о глобальных проблемах. Экологические проблемы. Специфику экологических проблем. Уметь: Выявлять географические аспекты глобальных проблем человечества. | Текущий контроль |
|
|
67. | Итоговый урок. | Все понятия и основные положения изученного материала. | Знать: Все понятия и основные положения изученного материала. | Контроль и коррекция знаний |
|
|
68-70 | Повторение. | Знания и умения всего курса.. | Знания и умения всего курса. | Устный опрос |
|
|