Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа поселка Красный Яр
Гвардейского городского округа»
Рекомендовано к использованию « Утверждаю»
Педагогический совет
№ ___________________ г. директор МБОУ «ОШ пос. Красный Яр»
«_______»_________________201 год
______________________Е.С. Гартунг
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
8 КЛАСС
Составитель: учитель
Туркова Анна Сергеевна,
соответствие занимаемой должности
пос. Красный Яр
2018 год
Рабочая программа разработана на основе программ основного общего образования (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту стандарта общего образования (базовый уровень). Предметная линия Е.М.Домогацких 5-9 классы/ Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. Она рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Предметные результаты
Выпускник научится:
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Личностные результаты
Учащийся должен обладать:
- российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
- ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
- гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
- основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметные результаты
Результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Познавательные УУД:
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
(70 ЧАСОВ)
Общая физическая география России
1 - Географическое положение (3 ч.)
- Россия на карте мира. Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.»
- часовые пояса страны. Практическая работа № 2 «Определение поясного времени для разных пунктов России.»
Входной контроль
2 - Исследования территории России (3 ч.)
- русские землепроходцы XI - XVII вв.
- географические открытия в России XVIII - XIX вв.
- географические исследования XX в.
3 - Геологическое строение и рельеф (4 ч.)
- геологическое летоисчисление и геологическая карта
- тектоническое строение
- общие черты рельефа. Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.»
- литосфера и человек
4 - Климат и погода (6 ч.)
- климатообразующие факторы
- распределение тепла и влаги на территории страны. Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.»
- климаты России.
- погода. Практическая работа № 5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.»
- атмосферные вихри
- атмосфера и человек. Практическая работа № 6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.»
5 - Моря и внутренние воды (7 ч.)
- моря России
- характеристики реки
- реки России. Практическая работа № 7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.»
- озера и болота
- природные льды
- великое оледенение
- гидросфера и человек
6 – Почвы (2 ч.)
- формирование и свойства почвы
- зональные типы почв
7 - Природные зоны (6 ч.)
- природные комплексы России
- безлесные природные зоны Арктики и Субарктики
- леса умеренного пояса
- безлесные природные зоны умеренного пояса, субтропики, высотная поясность
- ресурсы растительного и животного мира. Практическая работа № 8 «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт»
Промежуточная аттестация
Крупнейшие природные районы России
8 - Островная Арктика (1 ч.)
- природа арктических островов
9 - Восточно - Европейская ( Русская ) равнина (6 ч.)
- рельеф и геологическое строение
- климат, внутренние воды и природные зоны
- природно-территориальные комплексы
Восточно - Европейской равнины
- природно-территориальные комплексы
Восточно - Европейской равнины (продолжение)
10 – Кавказ (2 ч.)
- геологическая история и рельеф
- климат, внутренние воды и высотная поясность
11 – Урал (3 ч.)
- геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
- климат и внутренние воды
- природно-территориальные комплексы
12 - Западно-Сибирская равнина (3 ч.)
- геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
- климат и внутренние воды
- природно-территориальные комплексы
13 - Средняя Сибирь (2 ч.)
- рельеф и геологическое строение
- климат, внутренние воды и природные зоны
14 - Северо-Восток Сибири (2 ч.)
- геологическое строение, рельеф и климат
- внутренние воды и природно-территориальные комплексы
15 - Горы Южной Сибири (3 ч.)
- геологическое строение и рельеф
- климат и внутренние воды
- высотная поясность
16 - Дальний Восток (4 ч.)
- геологическое строение и рельеф
- климат, внутренние воды и природные зоны
- природно-территориальные комплексы; полуостровная и островная части
- природно-территориальные комплексы; Приморье и Приамурье
Природа и человек (2 ч.)
- природные ресурсы и природные условия
- роль географии в современном мире
Повторение и обобщение (11 ч)
Промежуточная аттестация (итоговая)
Проект на тему по выбору.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов | Из них практических |
-
| ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ | | |
Географическое положение | 3 | 2 |
Исследования территории России | 3 | - |
Геологическое строение и рельеф | 4 | 1 |
Климат и погода | 6 | 3 |
Моря и внутренние воды | 7 | 1 |
Почвы | 2 | - |
Природные зоны | 6 | 1 |
-
| КРУПНЕЙШИЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ | | |
Островная Арктика | 1 | - |
Восточно - Европейская ( Русская ) равнина | 6 | - |
Кавказ | 2 | - |
Урал | 3 | - |
Западно-Сибирская равнина | 3 | - |
Средняя Сибирь | 2 | - |
Северо-Восток Сибири | 2 | - |
Горы Южной Сибири | 3 | - |
Дальний Восток | 4 | - |
-
| ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК | 2 | - |
-
| Повторение и обобщение | 11 | - |
-
| Всего: | 70 | 8 |
4. КРИТЕРИИ ОЦЕВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка качества устных ответов
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
5. Отличное знание географической номенклатуры.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
7. Не знание географической номенклатуры.
Отметка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Оценка качества выполнения практических
и самостоятельных работ по географии
Отметка «5»
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материла, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Требования к работе в контурных картах:
Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин – по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки.
Критерии оценки контурных карт.
Отметка «5»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.
Отметка «4»
Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.
Отметка «3»
Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.
Отметка «2»
Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.
Календарно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ | | | |
| 1 - Географическое положение | 3 | | |
-
| - Россия на карте мира. Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.» | 1 | | |
-
| - часовые пояса страны. Практическая работа № 2 «Определение поясного времени для разных пунктов России.» | 1 | | |
-
| Входной контроль | 1 | | |
| 2 - Исследования территории России | 3 | | |
-
| - русские землепроходцы XI - XVII вв. | 1 | | |
-
| - географические открытия в России XVIII - XIX вв. | 1 | | |
-
| - географические исследования XX в. | 1 | | |
| 3 - Геологическое строение и рельеф | 4 | | |
-
| - геологическое летоисчисление и геологическая карта | 1 | | |
-
| - тектоническое строение | 1 | | |
-
| - общие черты рельефа. Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.» | 1 | | |
-
| - литосфера и человек | 1 | | |
| 4 - Климат и погода | 6 | | |
-
| - климатообразующие факторы | 1 | | |
-
| - распределение тепла и влаги на территории страны. Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.» | 1 | | |
-
| - климаты России. | 1 | | |
-
| - погода. Практическая работа № 5 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.» | 1 | | |
-
| - атмосферные вихри | 1 | | |
-
| - атмосфера и человек. Практическая работа № 6 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.» | 1 | | |
| 5 - Моря и внутренние воды | 7 | | |
-
| - моря России | 1 | | |
-
| - характеристики реки | 1 | | |
-
| - реки России. Практическая работа № 7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.» | 1 | | |
-
| - озера и болота | 1 | | |
-
| - природные льды | 1 | | |
-
| - великое оледенение | 1 | | |
-
| - гидросфера и человек | 1 | | |
| 6 – Почвы | 2 | | |
-
| - формирование и свойства почвы | 1 | | |
-
| - зональные типы почв | 1 | | |
| 7 - Природные зоны | 6 | | |
-
| - природные комплексы России | 1 | | |
-
| - безлесные природные зоны Арктики и Субарктики | 1 | | |
-
| - леса умеренного пояса | 1 | | |
-
| - безлесные природные зоны умеренного пояса, субтропики, высотная поясность | 1 | | |
-
| - ресурсы растительного и животного мира. Практическая работа № 8 «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт» | 1 | | |
-
| Промежуточная аттестация | 1 | | |
| КРУПНЕЙШИЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ | | | |
| 8 - Островная Арктика | 1 | | |
-
| - природа арктических островов | 1 | | |
| 9 - Восточно - Европейская ( Русская ) равнина | 6 | | |
-
| - рельеф и геологическое строение | 1 | | |
-
| - климат, внутренние воды и природные зоны | 1 | | |
-
| - природно-территориальные комплексы | 1 | | |
-
| Восточно - Европейской равнины | 1 | | |
-
| - природно-территориальные комплексы | 1 | | |
-
| Восточно - Европейской равнины (продолжение) | 1 | | |
| 10 – Кавказ | 2 | | |
-
| - геологическая история и рельеф | 1 | | |
-
| - климат, внутренние воды и высотная поясность | 1 | | |
| 11 – Урал | 3 | | |
-
| - геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 1 | | |
-
| - климат и внутренние воды | 1 | | |
-
| - природно-территориальные комплексы | 1 | | |
| 12 - Западно-Сибирская равнина | 3 | | |
-
| - геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 1 | | |
-
| - климат и внутренние воды | 1 | | |
-
| - природно-территориальные комплексы | 1 | | |
| 13 - Средняя Сибирь | 2 | | |
-
| - рельеф и геологическое строение | 1 | | |
-
| - климат, внутренние воды и природные зоны | 1 | | |
| 14 - Северо-Восток Сибири | 2 | | |
-
| - геологическое строение, рельеф и климат | 1 | | |
-
| - внутренние воды и природно-территориальные комплексы | 1 | | |
| 15 - Горы Южной Сибири | 3 | | |
-
| - геологическое строение и рельеф | 1 | | |
-
| - климат и внутренние воды | 1 | | |
-
| - высотная поясность | 1 | | |
| 16 - Дальний Восток | 4 | | |
-
| - геологическое строение и рельеф | 1 | | |
-
| - климат, внутренние воды и природные зоны | 1 | | |
-
| - природно-территориальные комплексы; полуостровная и островная части | 1 | | |
-
| - природно-территориальные комплексы; Приморье и Приамурье | 1 | | |
| ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК | 2 | | |
-
| - природные ресурсы и природные условия | 1 | | |
-
| - роль географии в современном мире | 1 | | |
| Повторение и обобщение | 11 | | |
-
| Промежуточная аттестация (итоговая) | 1 | | |
-
| Проект на тему по выбору. | 10 | | |
12