АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено | Утверждаю |
на заседании педагогического совета | Директор |
Протокол № 1 от 31.08.2020 | О.В.Антышева |
| Приказ № 120-ОД |
| от 31.08.2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии, 8 класс, основное общее образование
(предмет, класс, ступень обучения)
Зуевой Елены Владимировны
(ФИО)
учителя I категории
(должность, категория)
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, за основу рабочей программы была взята примерная программа основного общего образования по географии и авторская программа И.И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В. Душиной. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 409 с.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» (М.: Дрофа, 2015).
Цели:
• формирование целостной научной картины мира;
• формирование эмоционально- и нравственно-ценностного отношения к миру;
• формирование целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства России;
• воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам;
• формирование личности, ответственно относящейся к природе своей страны.
Задачи:
• формирование географического образа своей страны как территории с уникальными природными условиями и ресурсами;
• формирование представления о природе России как целостного географического региона и одновременно части глобального пространства;
• формирование нравственно-ценностного отношения к окружающей среде;
• развитие исследовательских умений и навыков; развитие умения использовать географическую информацию в повседневной жизни.
В связи с тем, что в учебном плане школы в новом учебном году в 8 классе отсутствует предмет «География Смоленщины» при изучении отдельных тем и разделов на уроках я буду уделять внимание природе Смоленской области.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название разделов и тем | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Формы контроля |
Введение. Что изучают в курсе «География России» | 1 | Почему необходимо изучить географию своей страны? Знакомство со структурой учебника и атласом. | |
Наша Родина на карте мира | 6 | Россия — крупнейшее по площади государство мира. Крайние точки России. Границы России. Особенности географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Географическое положение своего региона. Моря, омывающие берега России. Какие моря омывают территорию России? Физико-географическая характеристика морей, омывающих территорию России. Северный морской путь. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей. Россия на карте часовых поясов. Местное время. Поясное время. Линия перемены дат. Часовые пояса (зоны) на территории России. Исчисление времени в России. Как осваивали и изучали территорию России. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Освоение Западной Сибири. Географические открытия русских в XVI - начале XVH в. Вклад М. В. Ломоносова в развитие географии. Открытия Нового времени (середина XVH-XVIH вв.). Открытия XVIII в. Исследования XIX—XX вв. Роль Русского географического общества в изучении территории России. Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа. Субъекты Федерации. Практическая работа № 1 «Характеристика географического положения России.». Практическая работа № 2 «Определение поясного времени в различных пунктах России». | 1.Устный опрос 2.Письменная проверка 3.Тестовые задания 4. Практическая работа |
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России(18 ч.) |
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. Климат и климатические ресурсы Внутренние воды и водные ресурсы Почвы и почвенные ресурсы Растительный и животный мир. Биологические Ресурсы. | 4 4 3 3 4 | Рельеф и его влияние на компоненты природы. Крупные формы рельефа России и их размещение. Преобладающие формы рельефа в своей местности. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. Рельеф и его влияние на компоненты природы. Крупные формы рельефа России и их размещение. Преобладающие формы рельефа в своей местности. Климат и климатические ресурсы. От чего зависит климат нашей страны. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Циркуляция воздушных масс: атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Влияние подстилающей поверхности. Распределение тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Коэффициент увлажнения. Испаряемость. Разнообразие климата России. Типы климатов России: арктический, субарктический; умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный климат умеренного пояса. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Климат своей местности. Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России. Реки. Значение внутренних вод для человека. Зависимость рек от рельефа: падение и уклон реки. Влияние климата на реки: половодье, межень, паводок. Стихийные явления, связанные с реками. Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Озера России. Происхождение озерных котловин. Верховые и низинные болота. Практическое использование болот. Важность сохранения водно-болотных угодий. Подземные воды. Охрана подземных вод. Ледники. Влияние ледников на природу. Многолетняя мерзлота: причины образования и границы распространения в России. Особенности освоения территорий с многолетней мерзлотой. Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы. Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Стихийные явления, связанные с водой. Почвы и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие. Образование почв. Основные свойства почв. Разнообразие почв. Закономерности распространения почв. Типы почв России. Почвы своей местности. Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни и деятельности человека. От чего следует охранять почву? Роль мелиораций в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы своей местности. Растительный и животный мир. Биологические Ресурсы. Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России. Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Роль живых организмов в природе и в жизни человека. Заповедники и национальные парки России. Растительный и животный мир своей местности. Природно-ресурсный потенциал России. Природные условия и природные ресурсы России. Особенности размещения природных ресурсов. Практическая работа № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры». Практическая работа № 4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации; радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории России. Практическая работа № 5 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны». Практическая работа № 6 «Выявление условий почвообразования основных типов почв. Оценка их плодородия». Практическая работа № 7 «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса». Практическая работа № 8 «Определение роли ООПТ в сохранении природы России». | 1.Устный опрос 2.Письменная проверка 3.Тестовые задания 4. Практическая работа |
Раздел II. Природные комплексы России (36 ч) |
Природное районирование. Природа регионов России. | 6 30 | Разнообразие природных комплексов России. Разнообразие природных территориальных комплексов (ПТК). Природные комплексы разных уровней. Физико-географическое районирование Россини. ПТК природные и антропогенные. Моря как крупные природные комплексы. Особенности природных комплексов морей. Ресурсы морей. Природные зоны России. Природная зональность. Природные зоны нашей страны. Разнообразие лесов России. Характеристика лесных зон. Роль лесов в жизни человека. Необходимость охраны лесов. Безлесные зоны на юге России. Степи. Полупустыни и пустыни. Хозяйственное использование безлесных зон. Высотная поясность. Влияние гор на компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость числа высотных поясов от географического положения и высоты гор. Русская равнина. Восточно-Европейская (Русская) равнина. История освоения. Особенности географического положения и природы Русской равнины. Природные комплексы Восточно-Европейской равнины. Природные зоны: тундры и лесотундры, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни. Памятники природы Восточно-европейской равнины: Карелия. Валдай. Волга. Селигер. Природные ресурсы равнины: минеральные, водные, агроклиматические, лесные и рекреационные ресурсы. Проблемы рационального использования. Кавказ и Крым. Особенности географического положения и природы Северного Кавказа. Особенности природы высокогорий: пример «многоэтажности» природы; отличие климата высокогорий; местные ветры (фён, бора). Природные комплексы Северного Кавказа. Природные ресурсы. Уникальный курортный регион России. Население Северного Кавказа. Урал. Особенности географического положения, история освоения. Природные ресурсы и своеобразие природы Урала. Растительный и животный мир. Части Урала: Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западносибирская равнина. Особенности географического положения и природы. Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Разнообразие природных ресурсов равнины и условия их освоения. Восточная Сибирь. Состав территории и особенности географического положения. История освоения Восточной Сибири. Особенности природы. Природные районы Восточной Сибири. Озеро Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток. Особенности географического положения и природы. История освоения. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком. Практическая работа № 9 «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)». Практическая работа № 10 «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности». | 1.Устный опрос 2.Письменная проверка 3.Тестовые задания 4. Практическая работа |
Раздел III. Человек и природа (7) |
Человек и природа | 7 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Связь между природными условиями и здоровьем человека. Благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления, их причины и география. Меры борьбы со стихийными природными явлениями. Воздействие человека на природу. Влияние человека на природные комплексы. Антропогенные ландшафты. Рациональное природопользование. Охрана природы. Значение географического прогноза. Россия на экологической карте мира. Источники экологической опасности. Контроль за состоянием природной среды. Экология и здоровье человека. Уровень здоровья людей. Влияние ландшафта на здоровье человека. География для природы и общества. Взаимоотношения человека и географической среды. НТР — благо или причина экологического кризиса? Практическая работа № 11 «Характеристика экологического состояния одного из регионов России». Проектная деятельность "Мероприятия по охране природы». Итоговый тест. | 1.Устный опрос 2.Письменная проверка 3.Тестовые задания 4. Практическая работа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Введение. Что изучают в курсе «География России» | 1 | |
2 | Наша Родина на карте мира | 6 | |
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч) |
3 | Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы | 4 | |
4 | Климат и климатические ресурсы | 4 | |
5 | Внутренние воды и водные ресурсы | 3 | |
6 | Почвы и почвенные ресурсы | 3 | |
7 | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 4 | |
Раздел II. Природные комплексы России (36 ч) |
8 | Природные районирование | 6 | |
9 | Природа регионов России | 30 | |
Раздел III. Человек и природа (7 ч) |
10 | Человек и природа | 7 | |
ИТОГО | 68 | |
4. Календарно-тематическое планирование для 8 класса
(68 часов в год, 2 ч. в неделю)
№ урока | Тема урока | Планируемое домашнее задание | Дата | Корректировка КТП |
1 | Введение. Что изучают в курсе «География России» Почему необходимо изучать географию своей страны? | Стр. 3-5 | | |
Наша Родина на карте мира (6 ч.) |
2 | Географическое положение РФ Пр. р. № 1. Характеристика географического положения России. | §1 | | |
3 | Моря, омывающие берега России | §2 | | |
4 | Россия на карте часовых поясов Пр. р. № 2. Определение поясного времени в разных пунктах России | §3 | | |
5 | Как осваивали и изучали территорию России | §4,5 | | |
6 | Административно-территориальное устройство России | §1 | | |
7 | Обобщение и контроль знаний по теме «Наша Родина на карте мира» | | | |
Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (18 ч.) |
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 ч.) |
8 | Особенности рельефа России | §6 | | |
9 | Геологическое строение территории России. Геологическое строение Смоленской области. | §7 | | |
10 | Минеральные ресурсы России | §8 | | |
11 | Развитие форм рельефа. Рельеф Смоленской области. Пр. р. №3. Объяснение закономерности расположения форм рельефа и месторождения полезных. | § 9 | | |
Климат и климатические ресурсы (4 ч.) |
12 | От чего зависит климат нашей страны | § 10 | | |
13 | Распределение тепла и влаги на территории России. Климат России Пр. р. №4. Определение по картам закономерностей распределения климатических показателей. | §11,12 | | |
14 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы | §13 | | |
15 | Климат своей местности Пр. р. №5. «Оценка основных климатических показателей Смоленской области» | §10, 13 | | |
Внутренние воды и водные ресурсы ( З ч.) |
16 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | § 14 | | |
17 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | §15 | | |
18 | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Поверхностные и подземные воды Смоленской области. | § 16 | | |
Почвы и почвенные ресурсы (3 ч.) |
19 | Образование почв и их разнообразие | §17 | | |
20 | Закономерности распространения почв Пр. р. №6. Выявление условий почвообразования основных типов почв. | § 18 | | |
21 | Почвенные ресурсы России. Почвенный покров и земельные ресурсы Смоленской области. | § 19 | | |
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 ч.) |
22 | Растительный и животный мир России. Особенности растительного и животного мира Смоленской области. Пр. р. № 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира | § 20 | | |
23 | Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Пр. р. № 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России | § 21 | | |
24 | Природно-ресурсный потенциал России | § 22 | | |
25 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы». | | | |
Раздел II. Природные комплексы России (36 ч) |
Природные районирование (6 ч) |
26 | Разнообразие природных комплексов России Природные комплексы Смоленской области. | § 23 | | |
27 | Моря как крупные природные комплексы | § 24 | | |
28 | Природные зоны России Пр. р. № 9. Сравнительная характеристика двух ПЗ России | § 25 | | |
29 | Разнообразие лесов России | § 26 | | |
30 | Безлесные зоны на юге России | § 27 | | |
31 | Высотная поясность | § 28 | | |
Природа регионов России (30 ч) |
32 | Особенности географического положения Восточно-Европейской (Русской) равнины. История освоения | § 29 | | |
33 | Особенности природы Восточно-Европейской равнины | § 29 | | |
34 | Памятники природы Восточно-Европейской равнины | § 30 | | |
35 | Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины. | § 31 | | |
36 | Проблемы рационального использования | § 32 | | |
37,38 | Особенности географического положения Кавказа. Особенности природы Кавказа | § 33 | | |
39 | Особенности природы высокогорий | § 34 | | |
40 | Природные комплексы Северного Кавказа | § 35 | | |
41 | Природные ресурсы Северного Кавказа. Население. Пр. р. № 10. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. | § 35 | | |
42 | Физико-географические особенности Крыма | конспект | | |
43 | Особенности географического положения Урала. История освоения | § 36 | | |
44 | Природные ресурсы Урала | § 37 | | |
45 | Своеобразие природы Урала | § 38 | | |
46 | Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала | § 39 | | |
47 | Особенности географического положения Западно-Сибирской равнины | § 40 | | |
48 | Особенности природы Западно-Сибирской равнины | § 40 | | |
49 | Природные зоны Западно-Сибирской равнины | § 41 | | |
50 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины | § 42 | | |
51 | Особенности географического положения Восточной Сибири. | § 43 | | |
52 | История освоения Восточной Сибири. | § 43 | | |
53 | Особенности природы Восточной Сибири. Климат | § 43,44 | | |
54 | Природные районы Восточной Сибири | § 45 | | |
55 | Байкал; история освоения, особенности природы, значение | § 46 | | |
56 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения | § 47 | | |
57 | Особенности географического положения Дальнего Востока. История освоения | § 48 | | |
58 | Особенности природы Дальнего Востока | §49-50 | | |
59 | Природные комплексы и природные уникумы Дальнего Востока | § 51 | | |
60 | Природные ресурсы Дальнего Востока | § 52 | | |
61 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Природные комплексы России» | | | |
III. Человек и природа (7 ч) |
62 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | § 53 | | |
63 | Воздействие человека на природу | § 54 | | |
64 | Рациональное природопользование. Охрана природы | § 55 | | |
65 | Россия на экологической карте мира. Экология и здоровье человека Пр. р. № 11. Характеристика экологического состояния одного из регионов России | § 56 | | |
66 | География для природы и общества | § 57 | | |
67 | Проектная деятельность "Мероприятия по охране природы» | | | |
68 | Итоговый контроль знаний по курсу | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ | Количество практических работ |
I | II | год | I | II | год |
0 | 1 | 1 | 9 | 2 | 11 |
5. Планируемые результаты освоения предмета
Личностные:
осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;
ответственное отношение к учению;
готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
приобретение опыта участия в социально значимом труде;
развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
осознание ценности здорового образа жизни;
понимание основ экологической культуры.
Метапредметные:
результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
владеть основами самоконтроля и самооценки;
осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
оценивать работу одноклассников;
в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению;
критично относиться к своему мнению.
Познавательные УУД:
выделять главное, существенные признаки понятий;
устанавливать причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
классифицировать информацию по заданным признакам;
решать проблемные задачи;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Предметные:
объяснять значение ключевых понятий курса;
работать с основными источниками географической информации;
определять географическое положение России и ее регионов;
определять время в различных пунктах страны;
называть и показывать основные географические объекты;
называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных природных процессов;
работать с контурной картой;
составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по плану;
приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
определять экологические проблемы природных регионов;
называть меры по охране природы.