СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №31
имени Героя Советского Союза П.Т. Харитонова» г. Улан-Удэ
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________/Ю.Г.Петрова / Протокол № ___ от «____» __________20___г.
| «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________/Е.А.Бельская / «____» ___________20___г.
| «Утверждено» Директор МАОУ СОШ №31 им. П.Т.Харитонова __________/О.Е.Обросова/ Приказ №_____ от «___»______________20__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«География»
8 класс
Количество часов: 68
Ф.И.О педагога: Частова Мария Анатольевна
«Рассмотрено»
на педагогическом совете
________/____________/
Протокол № ___
от «____» ________20___г.
г. Улан-Удэ
2020 г
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «География» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, требованиями основной образовательной программы МАОУ СОШ №31 имени П.Т Харитонова, обеспечена учебником Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского «География. 8 класс»
Исходными нормативными документами для составления рабочей программы учебного предмета «География» являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336
3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 01.03.2019) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
6. Учебный план общеобразовательного учреждения (МАОУ СОШ №31 им. П.Т. Харитонова)
7. Положение о рабочей программе педагога МАОУ СОШ №31 им. П.Т. Харитонова
В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
-целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
- предпрофильной ориентации.
В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.
Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими, социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития. Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.
Основная цель курса — создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, населения и проблемы хозяйства, познакомить учащихся с этапами заселения и освоения территории России, разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание программы структурировано в виде двух блоков: в 8 классе - «Природа России», в 9 классе - «Население и хозяйство России», в которых выделяются тематические разделы.
В курс 8-го класса добавлен раздел «Евразия» из курса 7-го класса, который не пройден из-за карантина и дистанционного обучения. Раздел «Евразия» даст хороший переход к изучению «Природа России».
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
ЦЕЛИ:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведения в окружающей среде;
формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, компьютерные программы, презентации);
выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
ЗАДАЧИ:
сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире.
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 272 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования, из них по 34 часа (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 часов (2 часа в неделю) в 7,8,9 классах. География России изучается в 8 и 9 классах. В 8 классе изучается первая часть курса «География России» - «Физическая география России». По сравнению с традиционным подходом по-новому раскрыт раздел «Природа и человек»: природа рассматривается не сама по себе, а как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения, условие его физического и нравственного здоровья. Содержание раздела существенно обновлено в соответствии с новыми научными представлениями.
В программу внесены следующие изменения:
В раздел «Климат России», «Гидрография России», «Заключение. Природа и человек» было добавлено по 1 часу и в раздел «Крупные природные районы»-4 часа из резервного времени, т.к практические работы в этих разделах объемные и требуют значительное время на их выполнение.
Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.
В результате изучения географии ученик 8 класса должен
1) понимать:
географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России; положение России на карте часовых поясов; административно-территориальное деление России;
историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;
связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;
меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
основные типы почв, их размещение по территории страны, особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
природные зоны России, особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
что такое территориальная организация общества, что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;
2) научиться:
характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
определять поясное время;
определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;
пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России; анализировать статистические показатели развития хозяйства России;
анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;
отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
3) оценивать:
географическое положение России, своей области (республики, края);
природно-ресурсный потенциал страны;
климатические ресурсы России;
водные ресурсы России и своей местности;
влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения
современные проблемы России.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | ГЛАВА |
1 | Евразия |
2 | Географическая карта и источники географической информации |
3 | Россия на карте мира |
4 | История изучения территории России |
5 | Геологическое строение и рельеф |
6 | Климат России |
7 | Гидрография России |
8 | Почвы России |
9 | Растительный и животный мир России |
10 | Природные зоны России |
11 | Крупные природные районы России |
12 | Заключение. Природа и человек |
| Итого |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Раздел, тема | Практическая работа, форма ее выполнения | Вид работы |
Географическая карта и источники географической информации | Практическая работа №1 «Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях»
| Оценочная |
Россия на карте мира | Практическая работа №2 «Характеристика географического положения России» | Оценочная |
Практическая работа №3 «Определение поясного времени для разных пунктов России» | Оценочная | |
Геологическое строение и рельеф | Практическая работа №4 «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны» | Оценочная |
Климат России | Практическая работа №5 «Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте» | Тренировочная |
Практическая работа №6 «Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России» | Тренировочная | |
Практическая работа №7 «Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте» | Оценочная | |
Гидрография России | Практическая работа №8 «Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России | Оценочная |
Практическая работа №9 «Составление характеристики одной из рек» | Тренировочная | |
Почвы России | Практическая работа №10 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования» | Оценочная |
Растительный и животный мир России | Практическая работа №11 «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы» | Оценочная |
Природные зоны России | Практическая работа №12 «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне» | Тренировочная |
Практическая работа №13 «Составление описания одной из природных зон России по плану» | Оценочная | |
Природа и человек | Практическая работа №14 «Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека» | Оценочная |
Часть 1. Природа России 8 класс (68 часов)
ТЕМА 1. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА И ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (4 ЧАСА)
Содержание темы:
Географическая карта и её математическая основа. Картографические проекций и их виды. Масштаб. Система географических координат. Топографическая карта. Особенности топографических карт. Навыки работы с топографической картой. Космические и цифровые источники информации. Компьютерная картография. Мониторинг земной поверхности.
Учебные понятия:
Географическая карта, картографическая проекция, масштаб, топографическая карта, истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение, мониторинг.
Основные образовательные идеи:
Географическая карта, ГИСы, космические и аэрофотоснимки – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:
компактно и ёмко представлять земную поверхность;
ориентироваться в пространстве;
открывать взаимосвязи между объектами (процессами), закономерности их развития и на этой основе делать прогнозы развития географических объектов и процессов.
Предметные умения
Умение объяснять:
специфику математической основы карт;
особенности топографических карт.
Умение определять:
вид картографической проекции;
особенности топографической карты;
направления и (или) азимуты;
особенности картографических изображений;
специфику построения профиля местности.
Практические работы:
Определение на основе иллюстраций учебника и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях.
Чтение топографической карты. Построение профиля местности.
ТЕМА 2. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (4 ЧАСА)
Содержание темы:
Географическое положение России. Территория России. Крайние точки. Государственная граница. Страны-соседи. Географическое положение и природа России. Природные условия и ресурсы. Приспособление человека к природным условиям. Часовые пояса и зоны. Карта часовых поясов России. Декретное и летнее время.
Учебные понятия:
Географическое положение, государственная граница, морская граница, страны-соседи, российский сектор Арктики, адаптация, природные условия, природные ресурсы, местное (астрономическое, солнечное) время, часовые пояса, поясное время, часовые зоны, декретное время, летнее и зимнее время, московское время,
Основные образовательные идеи:
Разнообразие природных условий и богатство природных ресурсов — следствие географического положения России.
Россия — страна с не только разнообразными, но и суровыми природными условиями.
Россия — огромная страна, лежащая в 10 часовых зонах.
Предметные умения
Умение объяснять:
специфику географического положения России;
особенности приспособления человека к природным условиям;
особенности проведения государственной границы России;
специфику исчисления времени на территории России.
Умение определять:
различия во времени на территории России;
соседние страны.
Практические работы:
Характеристика географического положения России.
Определение поясного времени для разных пунктов России.
ТЕМА 3.ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ (5 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Русские землепроходцы XI — XVII вв. Открытие и освоение Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Географические открытия в России XVIII–XIX вв. Камчатские экспедиции. Великая Северная экспедиция. Академические экспедиции XVIII в. Географические исследования XX в. Открытие и освоение Северного морского пути. Роль географии в современном мире. Задачи современной географии. Географический прогноз.
Учебные понятия:
Великая Северная экспедиция, Северный морской путь, научное прогнозирование, географический прогноз.
Персоналии:
Иван Москвитин, Семён Дежнев, Ерофей Павлович Хабаров, Иван Камчатой, Владимир Васильевич Атласов, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Семён Челюскин, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Дмитрий Леонтьевич Овцын, Василий Васильевич Прончищев, Татьяна Федоровна Прончищева, Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов, Пётр Паллас, Иван Иванович Лепёхин, Семён Гмелин, Николай Яковлевич Озерецковский, Василий Василий Докучаев, Владимир Александрович Русанов, Георгий Яковлевич Седов, Георгий Львович БрусиловЭрикНорденшельд, Фритьоф Нансен, Георгий Седов, Джордж Де-Лонг, Владимир Афансьевич Обручев, Сергей Владимир Обручев, Отто Юльефич Шмидт, Борис Андреевич Вилькицкий.
Основные образовательные идеи:
Изучение территории России — длительный исторический процесс, потребовавший огромных усилий.
География — современная наука, основная задача которой прогнозирование изменений в природе, связанных с хозяйственной деятельностью человека.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности изучения территории России на различных этапах её исторического развития.
Умение определять:
следствия географических открытий и путешествий.
Практические работы:
Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых русскими путешественниками. Выделение тех из них, которые названы в честь русских первопроходцев.
Анализ источников информации об истории освоения территории России.
ТЕМА 4.ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И РЕЛЬЕФ (6 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Геологическое летоисчисление. Шкала геологического времени. Геологическая карта. Особенности геологического строения. Крупные тектонические структуры. Платформы и складчатые пояса. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние внешних сил на формирование рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Учебные понятия:
Геохронологическая таблица, геология, геологическое время, геологическая карта, тектоническая карта, тектоническая структура, платформа, складчатый пояс, фундамент (цоколь), осадочный чехол, эпоха складчатости, плита, щит, силы выветривания, моренные холмы, овражно-балочная сеть, ветер, бархан, дюна, бугры пучения, термокарстовое озеро, природный район, природные районы России, полезные ископаемые, месторождение, бассейн, минеральные ресурсы, стихийные природные явления.
Основные образовательные идеи:
Устройство рельефа определяется строением земной коры.
Разнообразие - важнейшая особенность рельефа России, создающая разнообразие условий жизни и деятельности людей.
Современный рельеф- результат деятельности внешних и внутренних сил.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности геологического летоисчисления;
особенности рельефа отдельных территорий страны, размещения основных полезных ископаемых;
особенности влияния внешних и внутренних сил на формирование рельефа России;
характер влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
сущность экологических проблем в литосфере на примере России.
Умение определять:
основные черты рельефа и геологического строения России, важнейших районов размещения полезных ископаемых;
районы возможных катастрофических природных явлений в литосфере на территории России;
по картам районы размещения крупных тектонических структур и форм рельефа на территории России.
Практическая работа:
Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.
Выявление зависимости между строением, формами рельефа и размещением полезных ископаемых крупных территорий.
ТЕМА 5. КЛИМАТ РОССИИ (8 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Факторы, определяющие климат России. Солнечная радиация. Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов России. Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Погодные явления, сопровождающие прохождение атмосферных фронтов. Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. Основные принципы прогнозирования погоды. Атмосфера и человек. Влияние климата на жизнь человека. Неблагоприятные явления погоды. Хозяйственная деятельность и загрязнение атмосферы.
Учебные понятия:
Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, ветры западного переноса, муссон, орографические осадки, континентальность климата, годовая амплитуда температур, воздушные массы, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, циркуляция воздушных масс, атмосферный фронт, атмосферный вихрь, антициклон, циклон, погода, прогноз погоды, неблагоприятные явления погоды.
Основные образовательные идеи:
Разнообразие и сложность климатических условий на территории России, определяющийся его северным географическим положением, огромной величиной территории.
Протяженность с севера на юг и с запада на восток - разнообразие типов и подтипов климата – разнообразие условий жизни и деятельности людей.
Влияние климатических особенностей на комфортность жизни и деятельность людей.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности климата России;
особенности климата отдельных территорий страны, распределение основных климатических показателей;
характер влияния на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
сущность экологических проблем в атмосфере на примере России.
Умение определять:
основные черты климата России;
районы возможных катастрофических природных явлений в атмосфере на территории России;
по картам закономерности распрделения основных климатических показателей на территории России;
типы климатов отдельных регионов России;
факторы формирования климата отдельных регионов России;
закономерности размещения климатических поясов на территории России.
Практические работы:
Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте.
Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России.
Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте.
Прогнозирование тенденций изменения климата.
ТЕМА 6. ГИДРОГРАФИЯ РОССИИ (9 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Моря, омывающие территорию России. Хозяйственное значение морей. Реки России. Характеристики реки. Бассейн реки. Источники питания рек. Режим рек. Озёра. Виды озер и их распространение по территории России. Болото. Виды болот и их хозяйственное значение. Природные льды. Сезонные и многолетние льды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Ледники горные и покровные. Великое оледенение. Ледниковые периоды. Великий ледник на территории России. Последствия ледниковых периодов. Гидросфера и человек. Водные ресурсы. Стихийные бедствия, связанные с водой.
Учебные понятия: Бассейн океана, бассейн внутреннего стока, биологические ресурсы, материковая отмель (шельф), длина реки, бассейн реки, водораздел, питание реки, гидрологический режим, половодье, межень, паводок, озеро, водохранилище, болото, многолетняя мерзлота, природные льды, ледник, покровный ледник, горный ледник, ледниковый период, Великое оледенение, эпоха оледенения, эпоха межледниковья, водные ресурсы.
Основные образовательные идеи:
Россия окружена морями трех океанов, отличающихся разнообразными и богатыми природными ресурсами.
Река – сложная природная система. Знание важнейших характеристик реки – важнейшее условие правильности ее использования.
Озера, подземные воды, многолетняя мерзлота и ледники – это богатство водных ресурсов, разнообразие ландшафтов.
Вода – источник всего живого на Земле. Необходимость рационального использования и охраны внутренних вод России.
Предметные умения
Умение объяснять:
особенности морей, омывающих территорию России;
особенности внутренних вод отдельных регионов страны;
характер влияния внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
особенности обеспеченности водными ресурсами различных регионов России;
сущность экологических проблем в гидросфере на примере России.
Умение определять:
основные черты морей, омывающих территорию России;
районы возможных катастрофических природных явлений в гидросфере на территории России;
закономерности распределения внутренних вод;
существенные признаки внутренних вод;
по картам закономерности распределения внутренних вод на территории России;
по картам особенности обеспечения внутренними водами отдельных регионов России.
Практические работы:
Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей их хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними стихийных природных явлений на территории страны.
ТЕМА 7. ПОЧВЫ РОССИИ (3 ЧАСА)
Содержание темы:
Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Учебные понятия:
Почва, почвообразование, почвенный профиль, почвенный горизонт, гумус, плодородие, почвенные ресурсы, эрозия (разрушение), мелиорация.
Основные образовательные идеи:
Почвы – особое природное тело, свойства которых зависят от факторов почвообразования различающихся от места к месту, чем и определяется их огромное разнообразие.
Главное свойство почв – плодородие, которое может истощаться, вследствие чего необходимая мера – рациональное использование и охрана.
Предметные умения
Умение объяснять:
условия формирования почв;
особенности строения и состава почв;
специфику изменения почв в процессе их хозяйственного использования;
особенности почвенных ресурсов России.
Умение определять:
основные свойства почв на территории России;
по картам закономерности размещения почв по территории России;
по картам меры по сохранению плодородия почв в различных регионах России.
Практические работы:
Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования.
ТЕМА 8. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОССИИ (3 ЧАСА)
Содержание темы:
Место и роль растений и животных в природном комплексе. География растений и животных. Типы растительности. Ресурсы растительного и животного мира. Лесные ресурсы. Кормовые ресурсы. Промыслово-охотничьи ресурсы. Особо охраняемые территории.
Учебные понятия:
Природный комплекс, природные компоненты, природные факторы, типы растительности, биологические ресурсы, лесные ресурсы, лесоизбыточные, лесообеспеченные и лесодефицитные территории.
Основные образовательные идеи:
Растительность и животный мир — важный компонент природного комплекса, особенно хрупкий и потому нуждающийся в заботе и охране.
Предметные умения
Умение объяснять:
место и роль растений и животных в природном комплексе;
специфику типов растительности;
необходимость создания и географию особо охраняемых территорий;
отличия видов природопользования.
Умение определять:
особенности размещения растительного и животного мира по территории России;
размещение ресурсов растительного и животного мира по картам;
по картам географию особо охраняемых территорий.
Практические работы:
Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы.
ТЕМА 9. ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ (7 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Природные комплексы России. Зональные и азональные природные комплексы. Природные зоны Арктики и Субарктики: арктическая пустыня, тундра. Леса умеренного пояса: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны юга России: степь, лесостепь и полупустыня. Высотная поясность. Природно-хозяйственные зоны.
Учебные понятия:
Природный комплекс, ландшафт, природный компонент, зональный комплекс, азональный комплекс, природный район, природная зона, лесные и безлесные ландшафты, высотная поясность, приспособление, хозяйственная деятельность, природно-хозяйственные зоны.
Основные образовательные идеи:
Природные компоненты как живой, так и неживой природы образуют природные комплексы разных видов.
Главными компонентами природного комплекса являются климат и рельеф.
Выделяют зональные и азональные природные комплексы.
Любая природная зоны – это поле для хозяйственной деятельности людей, поэтому правильнее говорить о природно-хозяйственных зонах.
Предметные умения
Умение объяснять:
отличия природных комплексов друг от друга;
условия формирования природно-хозяйственных зон;
характер влияния человека на природных условия природных зон.
Умение определять:
особенности размещения природных зон на территории России;
специфические черты природно-хозяйственных зон.
Практическая работы:
Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.
Составление описания одной из природных зон России по плану.
ТЕМА 10. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ (17 ЧАСОВ)
Содержание темы:
Островная Арктика. Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Восточно-Европейская равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей — характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы — последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Северный Кавказ — самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Урал — каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал — водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Западная Сибирь — край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина — одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.
Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки — основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Горы Южной Сибири — рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Дальний Восток — край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Учебные понятия:
Увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен, многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи, Предуралье, Зауралье, омоложенные горы, траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты, омоложенные горы, складчато-глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный) лед, наледь, возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера, сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Основные образовательные идеи:
Каждый крупный природный район России — край с уникальной природой.
Природные условия и ресурсы крупных природных районов — основа для определенных видов хозяйственной деятельности.
Предметные умения
Умение объяснять:
условия выделения и размещения природных районов;
специфические черты природы природных районов.
Умение определять:
географические особенности природных районов;
характер влияния человека на природу природных районов.
Практические работы:
Составление описания природного района по плану.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (2ЧАСА).
Содержание темы:
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Учебные понятия:
Ресурсы, неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, комфортность, отрасли промышленности, отходы: твёрдые, жидкие, газообразные, смог, сельское хозяйство, выхлопные газы, заповедники.
Основные образовательные идеи:
Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей.
Воздействие на природные комплексы со стороны промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
Предметные умения
Умение объяснять:
закономерности размещения районов возникновения стихийных бедствий;
принципы классификации природных ресурсов;
особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
Практические работы:
Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать (понимать):
географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
крупнейшие городские агломерации нашей страны;
причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
географию народов, населяющих нашу страну.
Учащиеся должны уметь:
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; демографические показатели, предусмотренные программой; факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
выдвигать на основе статистических данных гипотезы динамики численности населения России;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации географических явлений и процессов на территории России; критерии для сравнения, сопоставления, места России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;
выявлять противоречивую информацию при работе с несколькими источниками географической информации; тенденции в изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
делать прогнозы изменения географических систем и комплексов;
использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; знания о демографических показателях, характеризующих население России, для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни; знания о факторах и особенностях размещения предприятий отраслей хозяйства России для решения практико-ориентированных задач;
моделировать географические объекты и протекание явлений с использованием компьютерной техники;
находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
обосновывать гипотезы о динамике численности населения России и других демографических показателях; гипотезы отизменении структуры хозяйства страны; пути социально-экономического развития России;
объяснять особенности компонентов природы России и её отдельных частей; особенности населения России и её отдельных регионов; особенности структуры хозяйства России и её отдельных регионов; роль России в решении глобальных проблем человечества;
описывать по карте взаимное расположение географических объектов;
определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь хозяйственную деятельность человека; возможные изменения географического положения России; особенности взаимодействия природы и общества в пределах регионов России; природные условия и ресурсообеспеченость страны в целом и отдельных территорий в частности; возможные последствия изменений природы отдельных территорий страны; изменение ситуации на рынке труда; районы России по природным, социально-экономическим, экологическим показателям; социально-экономическое положение страны в целом и отдельных её регионов; место и роль России в мире по социально-экономическим показателям; социально-экономические перспективы развития России;
представлять в различных формах географическую информацию;
проводить по разным источникам информации социально-экономические и физико-географические исследования, связанные с изучением России и её регионов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и отдельных её регионов; демографические процессы и явления населения России и её отдельных регионов; показатели, характеризующие структуру хозяйства;
сравнивать качественные и количественные показател, характеризующие географические объекты, процессы и явления; особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны; социально-экономические показатели России с мировыми показателями и показателями других стран;
создавать простейшие географические карты различного содержания; текстовые и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства России и её регионов;
сопровождать выступление об особенностях природы, населения и хозяйства России презентацией;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений; комплексные географические характеристики районов разного ранга;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для реализации поставленных задач выбран учебно-методический комплект:
Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект.-2-е зд., перераб. –М.: Просвещение, 2014.
Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М.Домогацких.- М.: ООО «Русское слово»,2015 год.
Учебник: Автор: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География: физическая география России: Учебник для 8 класса. Издательство: Москва «Русское слово» 2015 год
Контурные карты. 8 класс. – М.: ООО «Русское слово», 2015 год.
Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М. «Русское слово», 2015 год.
География. 8 класс: атлас – М.: ООО «Русское слово», 2015 год.
Дополнительная литература:
За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2007 год.
Лазаревич К. С. Я иду на урок географии. История географических открытий. Книга для учителя,- М. «Первое сентября», 2000.
«Физическая география. Интересные факты». Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Илекса, 2013г.
Информационно-коммуникативные средства
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-8)
География России. Природа и население. 8 класс / под ред. В. П. Дронова. - М. : 1C Мультимедиа, 2003. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция). (Д-8)
География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. - М. : 1C Мультимедиа, 2005. - I электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
География. 6-11 классы / А. Г. Стадник [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - (Методики. Материалы к урокам).
Большая Энциклопедия России. Природа России. - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
Большая Энциклопедия России. География России. - ЗАО «Новый диск», 2006- 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
Интерактивные карты по географии +1С: Конструктор интерактивных карт. Россия. Зарубежная Европа. Физическая и экономическая география. 6-10 классы. - М. : 1C Муль¬тимедиа, 2010. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (1C: Образовательная коллекция).
Интернет-ресурсы
www.pogoda.ru
www.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
www.ocean.ru
www.google.com
Рабочая программа по ФГОС география 8 класс (68 часов)
№ п/п
| Тема урока | Кол-во часов | Вид урока
| Формируемые УУД | Дом. задание
| Дата | |||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Евразия (3 часа) |
|
| |||||||||||||||||||||||||
1 | Географическое положение и история исследования Евразии. Рельеф и климат | 1 | НМ | Особенности положения материка, очертания береговой линии, история исследования, номенклатура береговой линии. Установливать влияние ФГП на природу, публичные выступления. Сложное строение материка, номенклатура рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых Составлять характеристики рельефа по плану | Формирование образа мира | Познавательные: определение основной и второстепенной информации Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать позицию Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний
| Сообщение |
|
| ||||||||||||||||||
2 | Гидрография и разнообразие природы Евразии | 1 | НМ | Номенклатура внутренних вод, типы водного режима рек Евразии. Реки разных бассейнов океанов – их особенности режима. Владеть умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка. | Реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Познавательные: развитие логического мышления, продуктивного воображения Коммуникативные: умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию | к/карта |
|
| ||||||||||||||||||
3 | Население Евразии. Регионы Европы и Азии | 1 | НМ | Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Составлять целое из частей и самостоятельно достраивать недостающие компоненты. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Работать пот политической карте, составлять классификации. | Формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации | Познавательные: развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, способствовать продуктивной кооперации. | Сообщение |
|
| ||||||||||||||||||
Тема 2. Географическая карта и источники географической информации (2 часа) | |||||||||||||||||||||||||||
4 | Карта и ее математическая основа. Топографическая карта
| 1 | КБ | Умение объяснять: • специфику математической основы карт; • особенности топографических карт; Умение определять: • определять вид картографической проекции; • особенности топографической карты; • направления и (или) азимуты; • особенности картографических изображений; • специфику построения профиля местности. | Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | §1-2, с.11 пр. |
|
| ||||||||||||||||||
5 | Космические и цифровые источники информации. Входной тест | 1 | НМ | §3, с.22-24 тест |
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 3. Россия на карте мира (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||
6 | Географическое положение России Пр/р «Характеристика географического положения России» | 1 | КБ | Понимают уникальность и специфику географического положения Российской Федерации. Сравнивают географическое положение России и других стран и особенности границ России, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации Умеют определять местное, поясное, декретное время |
|
| §4, с.32 пр. 2,3 |
|
| ||||||||||||||||||
7 | Природные условия и ресурсы
| 1 | НМ | §5, с.37 ?сл 1,2 |
|
| |||||||||||||||||||||
8 | Часовые пояса и зоны Пр/р «Определение поясного времени для разных пунктов России» | 1 | П | §6, с.42 ?сл. 2,6 |
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 4. История изучения территории России (4 часа) | |||||||||||||||||||||||||||
9 | Русские землепроходцы XI — XVII вв. | 1 | НМ | Знать результаты географических открытий, объекты природы, названные в честь русских землепроходцев. Уметь находить и анализировать информацию в разных источниках. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: выбирать средства реализации цели, применять их на практике, оценивать результаты. | §7, с.50 пр. 1,2 |
|
| ||||||||||||||||||
10 | Географические открытия в России XVIII–XIX вв. | 1 | НМ | §8, с.55 пр. 2,3 |
|
| |||||||||||||||||||||
11 | Географические исследования XX в.
| 1 | КБ | §9, с.60 ?сл. 2,3 |
|
| |||||||||||||||||||||
1 | КБ | ||||||||||||||||||||||||||
12 | Роль географии в современном мире. | 1 | НМ | §10, с.65-66 тест |
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 5. Геологическое строение и рельеф (5 часов) | |||||||||||||||||||||||||||
13 | Геологическое летоисчисление и геологическая карта | 1 | НМ | Научатся показывать по карте основные формы рельефа России, определять зависимость рельефа от геологического строения территории, причины изменения рельефа во времени. Научатся отмечать положительные и отрицательные действия человека на литосферу, предсказывать последствия этих действий. | Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать собственную учебную деятельность. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | §11, с.75 пр. 2 |
|
| ||||||||||||||||||
14 | Крупные тектонические структуры. Пр/р «Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны» | 1 | П
| §12, с.72 рис.37 |
|
| |||||||||||||||||||||
15 | Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. | 1 | КБ | §13, с.86 ?сл. 3,4,5 |
|
| |||||||||||||||||||||
16 | Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. | 1 | НМ | §14, с. 93-94 тест, подгот. к к/р |
|
| |||||||||||||||||||||
17 | Контрольная работа за 1 четверть |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
Тема 6. Климат России (8 часов) | |||||||||||||||||||||||||||
18 | Факторы, определяющие климат России. | 1 | НМ | Научатся определять факторы, определяющие климат России. Научатся определять закономерности распространения тепла и влаги на территории России, читать и строить климатограммы.
Научатся различать типы климата России по основным показателям, показывать границы климатических поясов; называть основные элементы погоды. Узнают характеристики циклонов, антициклонов и атмосферных фронтов.
| Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новой информации, применять ее в практической деятельности. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат. Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | §15, с.101 ?
|
|
| ||||||||||||||||||
19 | Закономерности распределения тепла и влаги. Пр/р «Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте». | 1 | КБ | §16, с.107 пр.1,2 |
|
| |||||||||||||||||||||
20 | Климатические пояса и типы климатов России. | 1 | КБ | §17, с.113 ?сл. 1-3 |
|
| |||||||||||||||||||||
21 | Пр/р «Анализ климатограмм, характерных для различных типов климата России» | 1 | П | с.113 пр.1,2 |
|
| |||||||||||||||||||||
22 | Воздушные массы и атмосферные фронты. | 1 | НМ | §18, с.118 ?сл.3,4 |
|
| |||||||||||||||||||||
23 | Атмосферные вихри: циклоны и антициклоны. | 1 | НМ | §19, с.122 ?сл. 1,3,5 |
|
| |||||||||||||||||||||
24 | Атмосфера и человек. Пр/р «Определение особенностей погоды для различных пунктов по синоптической карте». | 1 | КБ | §20, с.128 ?1-4 |
|
| |||||||||||||||||||||
25 | Обобщение по теме «Климат России». | 1 | ОКК | с.129-130 тест |
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 7. Гидрография России (9 часов) | |||||||||||||||||||||||||||
26 | Моря, омывающие территорию России. Пр/р «Составление характеристики одного из морей, омывающих территорию России». | 1 | КБ | Узнают моря и реки России и их особенности. Научатся показывать их на карте, составлять описание моря и реки по типовому плану.
Отработают умения различать внутренние воды, показывать их на картах.
Отработают умения пользоваться картами, показывать водные ресурсы на физической карте России. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение морей, составлять описание реки по предложенному плану. | §21, с.138 пр. |
|
| ||||||||||||||||||
27 | Характеристики реки. | 1 | НМ | §22, с.143 пр.3 |
|
| |||||||||||||||||||||
28 | Реки России. Пр/р «Составление характеристики одной из рек» | 1 | КБ | §23, с.147 пр.1,3 |
|
| |||||||||||||||||||||
29 | Озёра. | 1 | НМ | §24, с.154 пр. |
|
| |||||||||||||||||||||
30 | Болота | 1 | НМ | с.153 ?сл.1-3 подгот. к к/р |
|
| |||||||||||||||||||||
31 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
32 | Природные льды. | 1 | НМ | §25, с.159 пр.1 |
|
| |||||||||||||||||||||
33 | Великое оледенение. | 1 | НМ | §26 с.164 пр. |
|
| |||||||||||||||||||||
34 | Гидросфера и человек. | 1 | КБ | §27 с.170 пр. |
|
| |||||||||||||||||||||
35 | Обобщение по теме «Гидрография России» | 1 | ОКК | Тест с.170-172 |
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 8. Почвы России (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||
36 | Почва. Формирование почвы, её состав, строение, свойства. | 1 | НМ | Научатся определять тип почв по натуральным образцам. Научатся читать почвенную карту, определять места распространения зональных типов почв. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы. | §28, с.178 ?сл. 1-3 |
|
| ||||||||||||||||||
37 | Зональные типы почв, их свойства, структура, различия в плодородии. Пр/р «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования». | 1 | КБ | §29, с.184 пр. |
|
| |||||||||||||||||||||
38 | Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. | 1 | НМ | Тест с.184-186 |
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 9. Растительный и животный мир России (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||
39 | Растительный и животный мир в России | 1 | НМ | Объяснять: место и роль растений и животных в природном комплексе; специфику типов растительности; необходимость создания и географию особо охраняемых территорий; отличия видов природопользования. Определять: особенности размещения растительного и животного мира по территории России; размещение ресурсов растительного и животного мира по картам; по картам географию особо охраняемых территорий. | Осознавать ценность географических знаний как важнейшего компонента познания научной картины мира. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | §30, с.192 пр.1 |
|
| ||||||||||||||||||
40 | Ресурсы растительного и животного мира. Пр/р «Установление зависимостей растительного и животного мира от других компонентов природы». | 1 | КБ | §31, с.198 пр.2 |
|
| |||||||||||||||||||||
41 | Особо охраняемые территории.
| 1 | НМ | Сообщения |
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 10. Природные зоны России (7 часов) |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
42 | Природные комплексы России. | 1 | КБ | Научатся называть и показывать природные зоны России на карте, описывать по типовому плану одну из природных зон. Уметь определять закономерности распределения основных элементов природных комплексов, доказывать их взаимное влияние друг на друга и прогнозировать изменения всех компонентов при изменении одного из них.
| Осознавать ценность географических знаний как важнейшего компонента познания научной картины мира. | Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение объектов географии. | §32 |
|
| ||||||||||||||||||
43 | Пр/р «Оценка природных условий и ресурсов какой-либо природной зоны. Составление прогноза её изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне». | 1 | П | с.206 ? 1,3,4 |
|
| |||||||||||||||||||||
44 | Природные зоны Арктики и Субарктики | 1 | НМ | §33, с.212 ? сл.1,2 |
|
| |||||||||||||||||||||
45 | Леса умеренного пояса | 1 | ОКК | §34, с.217 пр. |
|
| |||||||||||||||||||||
46 | Безлесные зоны юга России | 1 | НМ | §35, с.223 ? 1,3 |
|
| |||||||||||||||||||||
47 | Высотная поясность. | 1 | НМ | с. 223, пр. |
|
| |||||||||||||||||||||
48 | Природно-хозяйственные зоны. Пр/р «Составление описания одной из природных зон России по плану» | 1 | КБ | §36, тест с.229-230 |
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 11. Крупные природные районы России (17часов) | |||||||||||||||||||||||||||
49-50 | Островная Арктика. | 2 | НМ | Объяснять условия выделения и размещения природных районов, их специфические черты. Уметь показывать природные районы на карте. Определять географические особенности природных районов, характер влияния на них человека. Давать комплексную характеристику Московской области. Знать закономерности формирования рельефа и его современное развитие, особенности почв, растительного и животного мира. Описывать внутренние воды и водные ресурсы Московской области, экологические проблемы.
| Понимать роль географии в решении современных практических задач человечества; выражать положительное отношение к процессу познания, адекватно принимать причины успешности/ не успешности учебной деятельности. | Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы. | §37, с.237 ? (2) |
|
| ||||||||||||||||||
51-52 | Восточно-Европейская равнина | 2 | НМ | §38, 39 |
|
| |||||||||||||||||||||
53 | Северный Кавказ— самый южный район страны.
| 1 | КБ | §40, с.256 ? 1-3 |
|
| |||||||||||||||||||||
54 | Крым | 1 | П | §41, с.263 пр.2 |
|
| |||||||||||||||||||||
55 | Уральские горы | 1 | НМ | §42, с.269 пр.3 |
|
| |||||||||||||||||||||
56 | Западно-Сибирская равнина |
|
| §43, с.276 пр.2 |
|
| |||||||||||||||||||||
57-58 | Средняя Сибирь | 2 | НМ | §44, с.284 пр.2 |
|
| |||||||||||||||||||||
59-60 | Северо-Восточная Сибирь | 2 | НМ | §45, с.291 пр.1,3 |
|
| |||||||||||||||||||||
61-62 | Пояс гор Южной Сибири | 2 | НМ | §46, с.300 пр. |
|
| |||||||||||||||||||||
63-64 | Дальний Восток | 2 | НМ
| §47, с.308 пр. |
|
| |||||||||||||||||||||
65 | Обобщение по теме «Крупные природные районы России» | 1 | ОКК | Тест с.308-310.
|
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 12. Заключение. Природа и человек (3 часа) | |||||||||||||||||||||||||||
66-67 | Природа и человек. Пр/р «Составление прогноза развития экологической ситуации отдельных регионов на основе сведений о хозяйственной и повседневной деятельности человека» | 1 | НМ | Определять понятие «рациональное природопользование». Объяснять влияние природных условий на жизнь и здоровье человека (на конкретных примерах), значение географии в современном мире. | Определять целостный взгляд на мир, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. | Коммуникативные: кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме, участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге. Регулятивные: составлять план, корректировать последовательность действий и оценивать результат. Познавательные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами: выделять главную мысль, находить определение понятий, отвечать на вопросы, составлять таблицы. | §48, с.318 пр.2 Подгот. к к/р |
|
| ||||||||||||||||||
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | ОКК |
|
|
|
НМ- урок изучения нового материала, П- практикум, И- исследование, КБ- комбинированный, ОКК- обобщение, контроль и коррекция знаний и умений
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса, мыс Дежнёва.
Моря:Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы:Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова:Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.
Реки:Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера:Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы:Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности:Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности:Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории:Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения:Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
письменные
тесты ответы на вопросы
| правильный ответ – 1 балл 0-49% - «2» 50-69% - «3» 70-89% - «4» 90-100% - «5» |
Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Требования к устным ответам учащихся:
«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.
«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;
- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.
«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;
- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;
- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;
- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка «5» Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка «4» Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы, опускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3» Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.
Отметка «2» Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.