СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы к учебнику Алексеева 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе:

авторской программы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5 – 9 классы», М., «Просвещение» 2013 г. и Положения о рабочей программе МБОУ Октябрьская СОШ (пр. № 65 от 28.08.2020 г).

Из резервного времени взят 1 ч на тему «Население Земли», 2 ч на тему «Природа Земли».

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально-критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- умение извлекать информацию из различных источников, умение пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

3. Содержание учебного предмета

Особенности географического положения России

Географическое положение России. Территория и аквато­рия. Государственная территория России. Географическое поло­жение страны, его виды. Особенности географического поло­жения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, дек­ретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Опре­деление поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории Рос­сии. Выявление изменений границ страны на разных истори­ческих этапах.

Современное административно-территориальное уст­ройство страны. Федеративное устройство страны. Субъек­ты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.


Природа России

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и эколо­гический потенциал России. Оценка и проблемы рациональ­ного использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основ­ные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выяв­ление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирова­ние рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вул­канизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и пробле­мы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на при­мере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определя­ющие климат России: влияние географической широты, под­стилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Опре­деление по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового коли­чества осадков, испаряемости по территории страны. Клима­тические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, спо­собы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оцен­ка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Ме­тоды изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости меж­ду режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, опре­деление возможностей её хозяйственного использования.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение законо­мерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества вод­ных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресур­сы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использо­вания. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресур­сы. Растительный и животный мир России: видовое разно­образие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплек­са. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Раститель­ный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйствен­ные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пус­тынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природ­ных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраня­емые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Население России

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения чис­ленности населения России и её отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Свое­образие полового и возрастного состава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая про­должительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фак­тор формирования и развития России. Определение по ста­тистическим материалам крупнейших по численности наро­дов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административ­ным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географи­ческие особенности размещения населения: их обусловлен­ность природными, историческими и социально-экономиче­скими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агло­мерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сель­ские поселения. Определение и сравнение показателей соот­ношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономернос­тей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы мигра­ции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показате­лей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого ка­питала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, фак­торы, их определяющие. Качество населения.

Хозяйство России

Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по терри­тории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их осо­бенности и проблемы. Условия и факторы размещения пред­приятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промыш­ленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производ­стве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружа­ющей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Гео­графия важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и метал­лоёмкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёр­ная и цветная металлургия: факторы размещения пред­приятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплек­сы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатыва­ющие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружа­ющей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледе­лие и животноводство: география основных отраслей. Опреде­ление по картам и эколого-климатическим показателям основ­ных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Фак­торы размещения предприятий. География важнейших отрас­лей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприя­тий. География важнейших отраслей: основные районы и цен­тры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значе­ние в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне разви­тия и качестве жизни населения.









































4. Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тема 1. Россия в мире (6 ч)

1

Мы и наша страна на карте мира.

1


2

Учимся с «Полярной звездой» (1).

1


3

Наша страна на карте часовых поясов. Практическая работа №1. Определение поясного времени для разных городов России.

1


4

Как ориентироваться по карте России. Практическая работа №2. Анализ административно-территориального деления России.

1


5

Формирование территории России.

1


6

Наше национальное богатство и наследие.

1


Тема 2. Россияне (10 ч)

7

Численность населения.

1


8

Воспроизводство населения.

1


9

Наш «демографический портрет». Практическая работа №3. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения различных регионов России.

1



10

Учимся с «Полярной звездой» (2).

1



11

Мозаика народов.

1



12

Размещение населения.

1



13

Города и сельские поселения. Урбанизация.

1



14

Миграции населения.

1



15

Россияне на рынке труда.

1



16

Обобщение по теме «Россияне».

1



Тема 3. Природа России (16 ч)


17

История развития земной коры.

1



18

Рельеф: тектоническая основа.

1



19

Рельеф: скульптура поверхности.

1



20

Ресурсы земной коры. Практическая работа №4. Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.

1



21

Учимся с «Полярной звездой»(3).

1



22

Солнечная радиация.

1



23

Атмосферная циркуляция.

1



24

Зима и лето в нашей северной стране.

1



25

Учимся с «Полярной звездой»(4).

1



26

Как мы живем и работаем в нашем климате. Практическая работа №5. Оценка климата одного из регионов России как фактора развития хозяйства и условий жизни населения.

1



27

Наши моря.

1



28

Наши реки. Практическая работа №6. Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей России.

1



29

Где спрятана вода.

1



30

Водные дороги и перекрестки.

1



31

Учимся с «Полярной звездой»(5).

1



32

Почвы – особое природное тело. Практическая работа №7. Составление характеристики почвенных ресурсов своей местности.

1



Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (6 ч)

33

Северные безлесные зоны.

1



34

Лесные зоны.

1



35

Степи и лесостепи.

1



36

Южные безлесные зоны.

1



37

Субтропики. Высотная поясность в горах.

1



38

Учимся с «Полярной звездой» (6). Практическая работа №8. Составление сравнительной характеристики природно-хозяйственных зон России.

1



Тема 5. Хозяйство России (22 ч)

39

Развитие хозяйства. Практическая работа №9. Сравнение природно-ресурсного капитала различных регионов России.

1


40

Особенности экономики России.

1


41

Учимся с «Полярной звездой» (7).

1


42

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Практическая работа №10. Составление характеристики угольного бассейна России (по выбору).

1


43

Нефтяная промышленность.

1


44

Газовая промышленность.

1


45

Электроэнергетика.

1


46

Черная металлургия.

1


47

Цветная металлургия.

1


48

Машиностроение. Практическая работа №11. Определение главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

1


49

Химическая промышленность.

1


50

Лесопромышленный комплекс.

1


51

Сельское хозяйство. Растениеводство. Практическая работа №12. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур в России.

1


52

Сельское хозяйство. Животноводство.

1


53

Учимся с «Полярной звездой (8).

1


54

Транспортная инфраструктура (1).

1


55

Транспортная инфраструктура (2). Практическая работа №13. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

1


56

Социальная инфраструктура.

1


57

Учимся с «Полярной звездой» (9).

1


58

Информационная инфраструктура.

1


59

Обобщение по теме «Хозяйство России»

1


60

Обобщение по курсу.

1


Резерв времени – 10 часов

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Содержание

Дата по плану

Причина корректировки

Способ корректировки

Дата по факту





























































9