СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 8 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 8 класс»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

Программы для общеобразовательных учреждений 8класс Дрофа, 2010 г.; автор Баринова И.И.


Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс « География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс « География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

Основные задачи курса – формирование географического образа своей страны, представление о России, как целостном географическом регионе и одновременно, как о субьекте мирового географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех процессов и явлений в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально- экономических проблем страны и её регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации, создание образа своего родного края.


Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


Требования к уровню подготовки


В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Рабочая программа по курсу « География России. Природа» в 8 классе рассчитана на 2 ч. в неделю, 68 ч в год

Учебник: И.И. Баринова. География России. Природа. 8 кл.- М.: Дрофа, 2007


Общее распределение тем.


Введение - 3ч

1. Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России -35ч

1) Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые -7ч

2) Климат и климатические ресурсы -9ч

3) Внутренние воды и водные ресурсы -9ч

4) Почвы и почвенные ресурсы -5ч

5) Растительный и животный мир. Биологические ресурсы -5ч

2. Раздел 2. Природные комплексы России -27ч

1) Природное районирование -7ч

2) Природа регионов России -20ч

3. Раздел 3.Человек и природа -3ч

ИТОГО: 68 часов


Основное содержание программы отражено в сборнике программ к классической линии учебников географии, выпускаемой издательством « Дрофа» География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/ сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., Стереотип. М.: Дрофа,2011.


Практические работы.


По программе практических работ -14, из них оценочных -8

Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для выполнения, устного ответа, оценки, сопоставления, дискуссии, анализа карт и картосхем в планировании не указаны.

Введение

1.Характеристика ГП России.

2. Определение поясного времени для разных пунктов России

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа, месторождения полезных ископаемых от строения

Климат и климатические ресурсы

4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового кол-во осадков по территории страны

Внутренние воды и водные ресурсы

5.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хоз. использования

Почвы и почвенные ресурсы

6. Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия

Природное районирование

7. Сравнительная характеристика двух природных зон России ( по выбору)

Природа регионов России

8. Оценка природных условий и ресурсов Западной Сибири. Прогнозирование изменений в результате хоз. деятельности человека.




Содержание программы курса « География России. Природа.»

8 класс

Введение (3 час)


Предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации.

Роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.

Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Как осваивали и изучали территорию России. Открытия нового времени.

Показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.


1 раздел. Особенности природы и природные ресурсы России (35 часов)

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (7 часов) Особенности рельефа России. Геологическое строение территории России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа.

Читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; наносить их на контурную карту; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду.

Климат и климатические ресурсы (9 часов)

Причины, влияющие на климат нашей страны. Типы климатов России. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы.

Закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов и антициклонов, атмосферных фронтов; определять по картам температуры воздуха, количество осадков; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды.

Внутренние воды и водные ресурсы (9 часов) Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.

Показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком использования реки в хозяйственных целях; давать характеристику рек и крупных озер страны и области; объяснять значение каналов и водохранилищ.

Почва и почвенные ресурсы (5 часов) Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России.

Объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»; необходимость охраны почв, рационального использования земель; называть факторы почвообразования; свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (5 часов) Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно – ресурсный потенциал России, ресурсы леса.Приводить примеры использования человеком безлесных пространств; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека; прогнозировать последствия уничтожения болот.


2 раздел. Природные комплексы России (27 часов)

Природное районирование (7 часов) Разнообразие природных комплексов России. Моря как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность.

Описывать природные условия и ресурсы природно – хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

Природа регионов России (20 часов) Русская (Восточно – Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. Проблемы рационально использования природных ресурсов Русской равнины. Кавказ – самые высокие горы России. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал – «каменный пояс Русской земли». Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно – Сибирская равнина: особенности природы. Природные ресурсы Западно – Сибирской равнины и условия их освоения. Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы; зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека.


3 раздел. Человек и природа (3 часа)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России. Законы об охране природы.

Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.


















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела, темы урока

Вид урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Сроки

Домашнее задание

1.Введение (1 час)

1/1

Что изучают в курсе «Природа России».

Источники географической информации

Изучение нового материала


фронтальный



С. 3 - 7

2.Пространства России (8 часов)

2/2

2/3

Географическое положение России

Практикум

Уметь:

показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России;


показывать на карте крайние точки страны;


показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами;

определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения;


показывать на карте субъекты РФ;

обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе


Практическая работа

Практическая работа №1

(обязательная – оценочная)

На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины


&1

2/4

Моря, омывающие территорию России

практикум


&2

2/5

Как осваивали и изучали территорию России

Семинар

Сообщения учащихся


&3

2/6


Как осваивали и изучали территорию России

Семинар


&4

2/7

Россия на карте часовых поясов

Изучение нового материала

Решение задач на поясное время



&6

2/8

Практическая работа

Практикум


Практическая работа №2

(обязательная – оценочная)


Решение задач на определение поясного времени


&7








2/9

Итоговый урок по теме

Обобщающий






Раздел 1. Особенности природы и природных ресурсов (19 часов)

1.Рельеф и недра России (4 часа)

1/10

Особенности рельефа России

Изучение нового материала

Уметь:

читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;


показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;

наносить их на контурную карту;

определять, как рельеф влияет на жизнь людей;

приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;

показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений;

называть меры безопасности при стихийных явлениях;

объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей;

показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду;

оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства;

оценивать условия добычи.

Тестовая самостоятель

ная работа



&8

1/11

Геологическое строение территории нашей страны

Изучение нового материала

Работа с контурной картой

Практическая работа №3

(обязательная – оценочная)


Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых


&9

1/12

Минеральные ресурсы страны

Практикум

Составление картосхемы

Практическая работа №4

(тренировочная)


Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности.

Влияние рельефа на жизнь людей.


&10

1/13

Развитие форм рельефа.

Итоговый урок по теме

практикум

Тестирование



&11


2.Климат и климатические ресурсы (5 часов)

2/14

От чего зависит климат нашей страны

Изучение нового материала

Знать:


закономерности распределения суммарной солнечной радиации


Уметь:


приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла, давать оценку климатических особенностей России;


приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;


объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;


определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России;


называть и показывать пояса и области, давать краткое описание типов погоды;


давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

Самостоятельная работа



&12

2/15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны

Практикум

Фронтальный опрос

Практическая работа №5

(обязательная – оценочная)


Определение по климатической карте суммарной радиации , коэффициента увлажнения для отдельных пунктов страны.




&13

2/16

Типы климатов России

Исследование

Самостоятельная работа

Практическая работа №6

(тренировочная)

Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения жизни и хозяйственной деятельности людей


&14

2/17

Зависимость человека от климатических условий

Практикум

Индивидуальный опрос

Практическая работа №7

(обязательная – оценочная)


Определение по синоптической карте особенностей погоды дл одного из пунктов. Составление прогноза погоды


&15

2/18

Обобщающий урок по теме

Деловая игра

Тестирование

Практическая работа №8

(обязательная – оценочная)


Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и деятельности населения


&16

3.Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)


3/19

Разнообразие внутренних вод России

Изучение нового материала

Уметь:

Показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты;

Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеком использования реки в хозяйственных целях;

Давать характеристику рек и крупных озер страны и области;

Объяснять значение каналов и водохранилищ

Работа с картами

Практическая работа №9

(обязательная – оценочная)


Характеристика реки с точки зрения хозяйственного ее использования



&17

3/20

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота

Практикум

Самостоятельная работа

Практическая работа №10

(тренировочная)


Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами своей области и любого региона


&18

3/21

Водные ресурсы. Охрана вод

Практикум

Практическая работа

Практическая работа №11

«Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России»


&19

3/22


Обобщающий урок по теме

Исследование

Зачет



&20

4.Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

4/23

Образование почв и их разнообразие

Изучение нового материала

Уметь:


объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственный угодья»;


необходимость охраны почв, рационального использования земель;


называть факторы почвообразования;


свойства основных типов почв;


давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения.

Фронтальный опрос



&21

4/24

Закономерности распространения почв

Практикум

Проверочная работа

Практическая работа №12

«Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования»


&22

4/25

Почвенные ресурсы

Обобщающий

Зачет



&23

5.Растительный и животный мир (3 часа)

5/26

Растительный и животный мир России

Изучение нового материала

Знать:

ресурсы леса

Уметь:

Приводить примеры использования человеком безлесных пространств;

Объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека;

Значение животного мира в жизни человека;

Прогнозировать последствия уничтожения болот

Работа с картами атласа



&24

5/27

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

Исследование

Сообщения



&25

5/28

Природно- ресурсный потенциал России. Систематизация и обобщение знаний 1 раздела

Практикум

Самостоятельная работа



&26

Раздел 2. Природные комплексы России (38 часов)

1.Природное районирование (6 часов)

1/29

Разнообразие ПК России. Природное районирование

Изучение нового материала

Уметь:


описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт;


объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;


описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Тест



&27

1/30

Моря как крупные ПК

Практикум

Вычерчивание схемы



&28

1/31

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

Практикум

Заполнение таблицы



&29

1/32

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиствен

ные леса

Практикум

Работа с картами атласа, заполнение таблицы



&30

1/33

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни

Практикум

Работа с картами атласа, заполнение таблицы



&31

1/34

Высотная поясность.

Обобщающее повторение

Исследование

Тематический зачет

Практическая работа№13

(обязательная – оценочная)


Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон


&32


2.Природа регионов России (23 часа)

2/35

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы

Изучение нового материала

Уметь:


определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов;


объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы;


зависимость характера рельефа от строения земной коры;


закономерности развития растительного и животного мира территории;


характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и деятельности человека

Работа с контурными картами



&33

2/36

Природные комплексы Русской равнины

Семинар

Сообщения учащихся



&34

2/37

Географическое положение своей области

Изучение нового материала

Составление картосхемы



&35

2/38

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые области

Практикум

Работа с картами атласа



&36

2/39

Особенности климата своей области


Анализ карт атласа



&37

2/40

Природные зоны области

Семинар

Сообщения учащихся



&38

2/41

Проблемы взаимодействия природы и человека на территории области. Охраняемые объекты

Практикум

Заполнение таблицы, вычерчивание схемы



&39

2/42

Северный Кавказ – самые молодые горы России

Путешествие

Индивидуальный опрос



&40

2/43

Природные комплексы Северного Кавказа

Практикум

Фронтальный опрос



&41

2/44

Урал – «каменный пояс» земли Русской

Игра

Тестирование



&42

2/45

Своеобразие природы Урала

Практикум

Самостоятельная работа



&43

2/46

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы

Семинар

Сообщения



&44

2/47

Западно-Сибирская низменность

Изучение нового материала

Тестирование



&45

2/48

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения

Практикум

Работа с контурными картами



&46

2/49

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения

Практикум

Анализ карт атласа



&47

2/50

Природные районы Восточной Сибири

Практикум

Заполнение таблицы



&48

2/51

Жемчужина Сибири – Байкал

Путешествие

Сообщения



&49

2/52

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения

Практикум

Заполнение таблицы



&50

2/53

Дальний Восток – край контрастов.

ГП. Состав территории. История освоения

Практикум

Составление прогнозов



&51

2/54

Природные комплексы Дальнего Востока

Семинар

Тестовый контроль



&52

2/55

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

Исследование

Самостоятельная работа



&53

2/56

2/57

Обобщение и систематизация знаний по теме

Игра

Зачет



&54

&55

3.Человек и природа (9 часов)

3/58

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Изучение нового материала

Знать:


законы об охране природы


Уметь:


объяснять значение природы в жизни и деятельности человека;


роль географической науки в рациональном природоиспользовании;


составлять географические прогнозы;


анализировать экологические карты России;


выполнять правила природоохранительного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Заполнение таблиц



&56

3/59

Географический фактор в развитии общества

Изучение нового материала



&57

3/60

Антропогенное воздействие на природу

Семинар

Вычерчивание схемы



&58

3/61

Рациональное природопользование

Практикум

Составление прогнозов

Практическая работа №14

(обязательная – оценочная)


Составление прогноза изменений растительного и животного мира в разных регионах России


&59

3/62

3/63

Особо охраняемые территории

Путешествие

Работы с контурными картами и картами атласа



&60

3/64

3/65

Памятник Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране

Исследование

Защита проектов



&61

&62

3/66

Экологическая ситуация в России

Семинар

Тестовый контроль



&63

3/67

3/68

Обобщение и систематизация знаний

Итоговое повторение

Игра

Зачет




Всего 68 часов



В календарно-тематическом планировании возможны изменения в связи с производственной необходимостью. ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ

В 8 КЛАССЕ


Содержание итогового текста

по курсу «География России: Природа.


Часть 1.

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов запишите номер задания и букву, соответствующую выбранному вами ответу.


Текст задания

Варианты ответа

1

Укажите крайнюю северную материковую точку России

A. Мыс Челюскин

B. Мыс Диксон

C. Мыс Флигели

D. Мыс Лопатка

.



2

Западная Сибирь, Волго – Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина – это крупные ресурсные районы. Определите, запасы какого полезного ископаемого здесь сосредоточены.

A. угля

B. нефти и газа

C. железных руд

D. руд цветных металлов

3

Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 часов.

A. 16 часов

B. 24 часа

C. 2 часа

D. 18 часов

4

Определите, геологическое строение какой из платформенных равнин представлено на данном рисунке.

  1. Восточно-Европейская равнина

B. Западно-Сибирская равнина

C. Средне-Сибирское плоскогорье


5

Летом в Центральной России установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением каких воздушных масс это может быть обусловлено.

A. морской арктический воздух

B. континентальный воздух умеренных широт

C. морской воздух умеренных широт

D. морской тропический воздух

6

Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого Океана.

A. Дон, Кубань

B. Волга, Терек, Урал

C. Амур

D. Лена, Енисей, Обь.

7

Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно теплого лета.

A. тундрово-глеевые

B. подзолистые

C. серые лесные

D. черноземные

8

Укажите природную зону, которая в настоящее время практически лишена естественной растительности из – за хозяйственной деятельности человека.

A. тундра

B. тайга

C. зона смешанных и широколиственных лесов

D. зона степей

9

Выявите, какой из перечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет добычу нефти и газа в Западной Сибири.

A. заболоченность территории

B. континентальный климат

C. островная мерзлота

D. обилие кровососущих насекомых

10

Укажите причину незначительного распространения многолетней мерзлоты на севере Восточно-Евро­пейской равнины по сравнению с Азиатской частью России.

A. более высокие летние температуры

B. большая мощность снежного покрова

C. вследствие массовой вырубки лесов

11

Определите, какой из типов климата характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50 – 60 0С, небольшая (0,2 – 0,3 м) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды.

A. морской

B. умеренно - континентальный

C. континентальный

D. резко континентальный

12

В одной их природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают.

A. тундра

B. тайга

C. зона смешанных и широколиственных лесов

D. зона степей

13

Укажите, какой из природных районов России наиболее обеспечен гидроэнергетическими ресурсами

A. Восточно-Европейская равнина

B. Западная Сибирь

C. Средняя и Северо-Восточная Сибирь

D. Дальний Восток

14

Оцените причину массового развития оврагов в Черноземье.

A. вырубка лесов

B. распашка земель

C. строительство дорог

15

Укажите, какой из перечисленных населенных пунктов имеет среднеянварскую температуру воздуха – 240С.

A. Москва

B. Мурманск

C. Воркута

D. Якутск

16

Оцените, какой из природных районов практически полностью расположен в зоне распространения многолетней мерзлоты

А.Восточно-Европейская равнина

В. Урал

С. Западная Сибирь

D. Средняя и Северо – Восточная Сибирь

Часть 2


Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.


17

Объясните, почему распашка почв ведет к усилению почвенной эрозии

18

В степной и лесостепной зонах поля ограничены лесозащитными полосами. Объясните их назначение.

19

Дальний Восток и Юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему современные вулканические процессы

активно проявляются лишь на Дальнем Востоке.

20

Охарактеризуйте, чем микроклимат крупных городов отличается от микроклимата расположенных в их окрестностях естественных ландшафтов.

21

Сравните набор природных зон Восточно – Европейской и Западно – Сибирской равнин. Найдите черты сходства и различия. Объясните их.

22

Вы собираетесь в августе в поход по территории южной части Дальнего Востока. Объясните выбор вашей одежды и снаряжения особенностями климата данной территории.

23

Исходя из предложенных данных, определите, на какой из рек, впадающих в Тихий океан, наиболее целесообразно строительство ГЭС. Объясните ваш выбор.


Река

Длина, км

Высота истока, м

Среднегодовой расход, м3

1

80

20

1305

2

305

115

12540


24

Укажите, в чем главные причины большой заболоченности тайги Западной Сибири.

25

Перечислите основные причины большого количества озер в Карелии и на Кольском полуострове.




Ответы к части 1


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Верный ответ

A

B

A

B

C

D

B

D

A

B

D

A

C

B

C

D



Литература.


  1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений; В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство. 8 кл. /Под ред. В.П. Дронова, - М.: Дрофа, 2004. – 272 с.

  2. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии. – М.: Дрофа, 2000. – 93 с.

  3. Программно – методические материалы. География. 6 – 9 кл. /Сост. В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 1998. – 192 с.