МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Департамент образования и молодежной политики Нефтеюганского района
НРМОБУ "Обь-Юганская СОШ"
РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Паршина С.А. Атаманюк Л.А. Фарукшина Н.А.
Протокол №5
от "31" 08. 2022
Протокол № 9
от "31" 08 2022 г.
Приказ №208-О от "31" 08. 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4092518)
учебного предмета
«География»
для 8 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Атаманюк Лиана Ахтамовна
учитель географии
п. Юганская Обь 2022
Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02 06 2020 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета
«География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о
проблемах взаимодействияприроды и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе
непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:
воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в основной
школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Учебным планом на изучение географии отводится в 8 классе - 2 часа в неделю, всего - 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Тема | Кол-во час. | Кол-во к.р. | Формы организации учебной деятельности, проектную деятельность | Виды деятельности учащихся |
1 | Географическое пространство России | 10 | 0 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | Формирование знаний об особенностях географического положения России, её крайних точках, о месте России среди других государств мира, о месте России в Европе и Азии. |
2 | Население России | 13 | 1 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | Формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте; о демографических кризисах и их причинах. Формирование знаний и представлений о типах производства населения, о воспроизводстве населения России в различные исторические периоды, о специфике перехода от традиционного к современному типу воспроизводства населения в различных регионах России. Формирование знаний и представлений о демографической ситуации в России; о факторах, определяющих соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах; о половом и возрастном составе населения России; об ожидаемой продолжительности жизни. |
3 | Природа России | 26 | 1 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | Формирование представлений об этапах развития земной коры, геологическом летосчислении, эпохах складчатости. Формирование представлений и знаний об основных типах тектонических структур – платформах и геосинклиналях, о рельефе России и его связи с тектоническим строением территории. Формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой. Формирование представлений и знаний о преобладающих типах воздушных масс, влияющих на климат России, атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах. |
4 | Природно – хозяйственные зоны и районы | 13 | 0 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | Формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны – зоне арктических пустынь, тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры. Формирование знаний о самой маленькой природной зоне России – зоне субтропиков, о высотной поясности гор, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в горах. Формирование представлений и знаний об уровне экономического развития страны, об особенностях российской экономики и этапах её развития, о перспективах развития экономики России. |
5 | Изучаем свой край | 3 | 0 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | Формирование знаний о предприятиях сферы услуг своего района и качестве услуг, ими предоставляемых. |
6 | Обобщение и контроль знаний за курс 8 класс | 3 | 1 | индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы. | Формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны – зоне арктических пустынь, тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
Формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация
Самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
Владеть способами самоконтроля и рефлексии;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Принятие себя и других:
Осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Характеризовать основные этапы истории формирования и изучения территории России;
находить в различных источниках информации факты, позволяющие определить вклад российских учёных и путешественников в освоение страны;
характеризовать географическое положение России с использованием информации из различных источников;
различать федеральные округа, крупные географические районы и макрорегионы России;
приводить примеры субъектов Российской Федерации разных видов и показывать их на географической карте;
оценивать влияние географического положения регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о государственной территории и исключительной экономической зоне, континентальном шельфе России, о мировом, поясном и зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
оценивать степень благоприятности природных условий в пределах отдельных регионов страны;
проводить классификацию природных ресурсов;
распознавать типы природопользования;
находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: определять возраст горных пород и основных тектонических структур, слагающих территорию;
находить, извлекать и использовать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять закономерности распространения гидрологических, геологических и метеорологических опасных природных явлений на территории страны;
сравнивать особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий страны;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и её отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
называть географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны, отдельных регионов и своей местности;
объяснять распространение по территории страны областей современного горообразования, землетрясений и вулканизма;
применять понятия «плита», «щит», «моренный холм», «бараньи лбы», «бархан», «дюна» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда температур воздуха»,
«воздушные массы» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
различать понятия «испарение», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать их для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с помощью карт погоды;
проводить классификацию типов климата и почв России;
распознавать показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
показывать на карте и (или) обозначать на контурной карте крупные формы рельефа, крайние точки и элементы береговой линии России; крупные реки и озёра, границы климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах страны; Арктической зоны, южной
границы распространения многолетней мерзлоты;
приводить примеры мер безопасности, в том числе для экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
приводить примеры особо охраняемых природных территорий России и своего края, животных и растений, занесённых в Красную книгу России;
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей населения России;
приводить примеры адаптации человека к разнообразным природным условиям на территории страны;
сравнивать показатели воспроизводства и качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, её отдельных регионов и своего края;
проводить классификацию населённых пунктов и регионов России по заданным основаниям;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре и размещении населения, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
применять понятия «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения»,
«миграционный прирост населения», «общий прирост населения», «плотность населения»,
«основная полоса (зона) расселения», «урбанизация», «городская агломерация», «посёлок городского типа», «половозрастная структура населения», «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила»,
«безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;
представлять в различных формах (таблица, график, географическое описание) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Кол-во часов | Виды/ формы контроля |
1 | 5.09. | | Изучаем географию России. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
2 | 7.09. | | Мы и наша страна на карте мира. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
3 | 12.09. | | Наши границы и наши соседи | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
4 | 14.09. | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №1. «Сравнение по картам ГП РФ ГП других государств». | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
5 | 19.09. | | Наша страна на карте часовых поясов. Практическая работа №2 .Определение разницы во времени для разных городов России по карте часовых зон. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
6 | 21.09. | | Формирование территории России. Практические работы №3,4 Систематизация сведений об изменении границ РФ на основе анализа географических карт; | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
7 | 26.09. | | Объяснение ситуаций в кон тексте реальных событий. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
8 | 28.09. | | Районирование России. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
9 | 3.10. | | Наше национальное богатство и наследие. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
10 | 5.10. | | Обобщение и контроль знаний по теме: «Географическое пространство России». | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
11 | 10.10. | | Численность населения. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
12 | 12.10 | | Воспроизводство населения. | 1 | |
13 | 17.10. | | Наш «демографический портрет» | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
14 | 19.10. | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №7. Объяснение динамики половозрастного состава населения России на основе анализа полововозрастных пирамид. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
15 | 24.10. | | Мозаика народов. Практическая работа №8 Анализ статистических материалов с целью построения картограммы «Доля титульных этносов в населении республик и автономных округов РФ». | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
16 | 26.10. | | Размещение населения. Практическая работа №9 Анализ карт плотности населения и степени благо приятности природных условий жизни населения с целью выявления факторов размещения. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
17 | 7.11. | | Города и сельские поселения. Урбанизация | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
18 | 9.11. | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №10. Создаем электронную презентацию. | 1 | |
19 | 14.11. | | Миграции населения. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
20 | 16.11. | | Контрольная работа по теме «Россияне» | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
21 | 21.11. | | Трудовые ресурсы. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
22 | 23.11. | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №11. Готовимся к дискуссии: Рост Москвы – это хорошо или плохо? | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
23 | 28.11. | | Обобщение по теме: «Население России». | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
24 | 30.11. | | История развития земной коры | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
25 | 5.12. | | Рельеф: тектоническая основа. Практическая работа №12,13 Объяснение особенностей рельефа одного из крупнейших географических районов страны Сравнительное описание двух горных систем России. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
26 | 7.12. | | Рельеф: скульптура поверхности. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
27 | 12.12. | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 14 Построение профиля | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
28 | 14.12. | | Ресурсы земной коры. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
29 | 19.12. | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №15. Оценка по картам и статистическим материалам природно-ресурсного капитала одного из районов РФ. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
30 | 21.12. | | Солнечная радиация. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
31 | 9.01. | | Атмосферная циркуляция. Практическая работа №16 Описание погоды своего края по карте погоды или данным метеослужбы. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
32 | 11.01. | | Зима и лето в нашей северной стране. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
33 | 16.01. | | Учимся с «Полярной звездой. Практическая работа №17. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
34 | 18.01. | | Как мы живём и работаем в нашем климате. Практическая работа №18. Оценка основных климатических показателей одного из географических районов страны для жизни и хозяйственной деятельности населения. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
35 | 23.01. | | Обобщение и коррекция знаний по теме: «Рельеф и климат России». | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
36 | 25.01. | | Наши моря. Практическая работа №19 Сравнение природных ресурсов двух морей, омывающих Россию, по нескольким источникам информации. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
37 | 30.01. | | Наши реки. Практическая работа №20 Выявление зависимости режима рек от климата и характера их течения от рельефа. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
38 | 01.02. | | Учимся с «Полярной звездой. Практическая работа №21 Решаем проблему: преобразование рек. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
39 | 06.02. | | Где спрятана вода. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
40 | 8.02. | | Водные дороги и перекрёстки. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
41 | 13.02. | | Учимся с «Полярной звездой. Практическая работа №22 Объяснение закономерностей распространения опасных гидрологических природных явлений на территории страны | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
42 | 15.02. | | Почва–особое тело. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
43 | 20.02. | | Растительный и животный мир | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
44 | 22.02. | | Экологическая ситуация в России | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
45 | 27.02. | | Экологическая безопасность в РФ. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
46 | 01.03. | | Учимся с «Полярной звездой. Практическая работа №23 Анализируем проблему. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
47 | 06.03. | | Природно-территориальные комплексы России. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
48 | 11.03. | | Повторение и обобщение материала по теме «Природа России» | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
49 | 13.03. | | Контроль и знаний по теме «Природа России». | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
50 | 15.03. | | Северные безлесные зоны. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
51 | 20.03. | | Учимся с «Полярной звездой. Практическая работа №24 Обсуждение проблемного вопроса: есть ли страны холоднее, чем Россия? | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
52 | 22.03. | | Лесные зоны.. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
53 | 03.04. | | Степи и лесостепи. Практическая работа №25 Объяснение различий природы двух территорий РФ, расположенных в разных природных зонах: тундр и степей | 1 | |
54 | 5.04. | | Южные безлесные зоны. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
55 | 10.04. | | Субтропики Высотная поясность в горах. Практическая работа № 26 Сравнение климата двух природно-хозяйственных зон РФ: тайги и субтропиков | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
56 | 12.04. | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 27 Сравниваем, моделируем и выбираем: природные зоны для жизни и деятельности человека. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
57 | 17.04. | | Обобщение контроль и знаний по теме «Природно-хозяйственные зоны России» | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
58 | 19.04. | | Великие равнины России – Восточно-Европейская и Западно-Сибирская. | 1 | |
59 | 24.04. | | Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
60 | 26.04. | | Регионы многолетней мерзлоты -Восточная и Северо-Восточная Сибирь | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
61 | 3.05. | | Экзотика России- Северный Кавказ, Крым и Дальний Восток | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
62 | 10.05. | | Обобщение и контроль знаний по теме: «Природно-хозяйственные зоны и районы». | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
63 | 13.05. | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 28 Изучаем свой край. Природа ХМАО-Югры | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
64 | 15.05. | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа № 29 Изучаем свой край. Население ХМАО-Югры | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
65 | 17.05. | | Учимся с «Полярной звездой». Практическая работа №30 Готовим реферат. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
66 | 22.05. | | Повторение и обобщение материала разделов 1- 2. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
67 | 24.05 | | Повторение и обобщение материала разделов 3- 5. | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
68 | 29.05 | | Промежуточная аттестация | 1 | Письменные и устные задания в учебнике, обобщающий изученный материал. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и другие. География, 8 класс/ Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая тетрадь «Мой тренажер» 8 класс, В.В Николина - Москва, Просвещение, 2014-15
В.В Николина. Пособие для учителей общеобразовательных школ, Москва Просвещение, 2014
Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс
В.В.Николина. География 8 класс. Методические рекомендации к учебно-методическим комплектам линии «Полярная звезда». М.: Просвещение, 2014.
Г.А. Понурова. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. М. Просвещение.
Е.В. Датская. Контрольные и проверочные работы по географии.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Физическая карта России
Геохронологическая таблица
Геологическая карта России
Тектоническая карта России
Климатическая карта России
Статистический материал
Мультимедийный проектор
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Физическая карта России
Геохронологическая таблица
Геологическая карта России
Тектоническая карта России
Климатическая карта России
Статистический материал
Атлас