Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхне-Арбашская средняя школа им.А.Х.Газизуллина»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО ________ / Шарипов З.Ф./ Протокол № ___ от «____» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ______ /Зиятдинова Р.К./ «____» августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор ___________/ Исламов Р.И./ Протокол педагогического совета № 1 от «___» августа 2019г. Приказ № _____ от «___» августа 2019 г. |
Рабочая программа
по географии для 8 класса
учителя I квалификационной категории
Зиятдиновой Расимы Камиловны
2019-2020 учебный год
Планируемые предметные результаты
Учащийся научится:
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
Учащийся получит возможность научиться:
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
наносить на контурные карты основные формы рельефа;
давать характеристику климата своей области (края, республики);
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
Содержание курса
Территория России на карте мира.
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.
Практичекие работы:
Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.
Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.
Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.
Общая характеристика природы России.
Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.
Практичекие работы: Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.
Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
Описание элементов рельефа России.
Построение профиля своей местности.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.
Практичекие работы:
Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.
Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
Описание характеристики климата своего региона.
Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.
Практичекие работы:
Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.
Описание объектов гидрографии России.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.
Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.
Практичекие работы:
Описание основных компонентов природы России.
Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.
Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).
Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).
Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Практичекие работы:
Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Практичекие работы:
Изучение природных комплексов своей местности.
Описание основных компонентов природы своей местности.
Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Приме- чание |
план | факт |
Территория России на карте мира. |
1. | Характеристика географического положения России. | 03.09 | | |
2. | Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России. Оценивание динамики изменения границ России и их значения. | 06.09 | | |
3. | Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. | 10.09 | | §4 |
4. | Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. | 13.09 | | |
5. | Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России. | 17.09 | | |
6. | История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России. | 20.09 | | |
7. | Урок обобщения по теме: «Территория России на карте мира » | 24.09 | | |
Общая характеристика природы России. |
8 | Рельеф и полезные ископаемые России. | 27.09 | | |
9 | Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России. Описание элементов рельефа России. Построение профиля своей местности. | 01.10 | | |
10 | Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. | 04.10 | | |
11 | Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа. Практические работы: Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России. | 08.10 | | |
12 | Урок обобщения по теме: Рельеф и полезные ископаемые России. | 11.10 | | |
13 | Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. | 15.10 | | |
14 | Климатические пояса и типы климата России | 18.10 | | |
15 | Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения средних температур января и июля на территории России. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами. Описание характеристики климата своего региона. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации. | 22.10 | | |
16 | Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца. | 25.10 | | |
17 | Урок обобщения по теме: Климат России. | 29.10 | | |
18 | Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. | 08.11 | | |
19 | Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. | 12.11 | | |
20 | Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека. | 15.11 | | |
21 | Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России. Описание объектов гидрографии России. | 19.11 | | |
22 | Урок обобщения по теме: Внутренние воды России | 22.11 | | |
23 | Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. | 26.11 | | |
24 | Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв. | 29.11 | | |
25 | Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России. | 03.12 | | |
26 | Описание основных компонентов природы России. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации. | 06.12 | | |
27 | Природно-территориальные комплексы России. Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. | 10.12 | | |
28 | Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность. | 13.12 | | |
Тема 3. Крупные природные комплексы России. (36часов) |
29 | Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов). | 17.12 | | |
30 | Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)). Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей). | 20.12 | | |
31 | Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей). | 24.12 | | |
32 | Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. | 27.01 | | |
33 | Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)). | | | |
34 | Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны;). | | | |
35 | Особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность | | | |
36 | Природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья | | | |
37 | Урал особенности географического положения. | | | |
38 | Район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность). | | | |
39 | Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг). | | | |
40 | Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России. | | | |
41 | Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, | | | |
42 | Особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь. | | | |
43 | Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; | | | |
44 | Природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной). | | | |
45 | Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы. | | | |
46 | Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), | | | |
47 | Климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов. | | | |
48 | Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; | | | |
49 | Многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы. | | | |
50 | Урок обобщение по теме: «Западная и Восточная Сибирь» | | | |
51 | Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района). | | | |
52 | Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы). | | | |
53 | Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. | | | |
54 | Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения). | | | |
55 | Дальний Восток положение на Тихоокеанском побережье | | | |
56 | Сочетание горных хребтов и межгорных равнин | | | |
57 | Преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов. | | | |
58 | Чукотка, (географическое положение, история исследования, особенности природы). | | | |
59 | Приамурье,Приморье(географическое положение, история исследования, особенности природы). | | | |
60 | Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы). | | | |
61 | Урок обобщения по теме :Дальний восток | | | |
62 | Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны. | | | |
63 | Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей. | | | |
64 | Урок обобщения по теме: Крупные природные комплексы России. | | | |
География своей местности. |
65 | Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. | | | |
66 | Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона. | | | |
67 | Изучение природных комплексов своей местности. Описание основных компонентов природы своей местности. | | | |
68 | Промежуточная аттестационная работа. | | | |
69 | Работа над ошибками. Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации. | | | |
70 | Повторение по теме: Общая характеристика природы России. Природно-территориальные комплексы России. | | | |