СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.П. Дронов  «География России. Население и хозяйство. 9класс» (М.: Дрофа, 2014).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании педагогического совета

Директор

Протокол № 1 от 31.08.2020

О.В.Антышева



Приказ № 120-ОД


от 31.08.2020



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии, 9 класс, основное общее образование

(предмет, класс, ступень обучения)

Зуевой Елены Владимировны

(ФИО)

учителя I категории

(должность, категория)


























2020 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, за основу рабочей программы была взята примерная программа основного общего образования по географии и авторская программа И.И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В. Душиной, В.И. Сиротин. (Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 409 с.).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.П. Дронов «География России. Население и хозяйство. 9класс» (М.: Дрофа, 2014).


Цели:

  • формиро­вание целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины;

  • о месте России в современном мире;

  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, ува­жения к истории и культуре своей страны и насе­ляющих ее народов;

  • выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве;

  • развитие географическо­го мышления.


Задачи:

  • формирование географического образа своей страны, представле­ния о России как целостном географическом реги­оне и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства;

  • показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также гео­графических аспектов важнейших социально-эко­номических проблем России и ее регионов;

  • форми­рование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными ис­точниками географической информации; создание образа своего родного края.


В связи с тем, что в учебном плане школы в новом учебном году в 9 классе отсутствует предмет «География Смоленщины» при изучении отдельных тем и разделов на уроках я буду уделять внимание природе Смоленской области.















2. Содержание тем учебного предмета


Название разделов и тем

Кол-во часов

Содержание учебного материала, кол-во практических работ

Формы контроля

Раздел I. Общая часть курса (36 ч.)

Введение.

Место России в мире.

5

Что изучают в курсе «География России. Население и хозяйство».

Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение и границы России. Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое положение России. Государственная территория России.

Практическая работа № 1.

Географическое положение и границы России.

(Обозначение на к/к границ России, государств СНГ, соседей I порядка).

1.Устный опрос

2.Письменная проверка

3.Тестовые задания

4.Практическая работа

Население Российской Федерации

6

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный состав населения. Религии народов РФ. Миграция населения. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы. Размещение населения России.

Практическая работа № 2

Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.

1.Устный опрос

2.Письменная проверка

3.Тестовые задания

4.Практическая работа

Географические особенности экономики России.

3

География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике.

1.Устный опрос

2.Письменная проверка

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

22


Научный комплекс. Роль науки в современном обществе и России. Состав научного комплекса. География науки и образования. Основные районы, центры, города науки.

Машиностроительный комплекс Роль, значение и проблемы развития машиностроения. Факторы размещения машиностроительных предприятий.

География машиностроения. Особенности географии российского машиностроения.

Практическая работа № 3

Определение главных районов размещения предприятий трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Топливно-энергетический комплекс Роль, значение и проблемы ТЭК. Топливная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. География переработки нефти и газа. Влияние нефтяной и газовой промышленности на окружающую среду. Угольная промышленность. Запасы и добыча угля. Способы добычи и стоимость угля. Воздействие угольной промышленности на окружающую среду. Электроэнергетика. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Нетрадиционные источники энергии. Энергетические системы. Влияние отрасли на окружающую среду.

Практическая работа № 4

Характеристика одного из районов добычи угля.

Комплексы, производящие конструкционные материалы.Состав и значение комплексов. Понятие о конструкционных материалах. Черная и цветная металлургия. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. География металлургии черных металлов. Основные металлургические базы. Цветная металлургия. Факторы размещения предприятий. География металлургии цветных металлов: основные металлургические базы и центры. Химико‑лесной комплекс. Химическая промышленность. Факторы размещения предприятий химической промышленности. Основные факторы размещения предприятий. Химические базы и химические комплексы. Лесная промышленность. Состав и продукция лесной промышленности. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей. Практическая работа № 5

Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства Агропромышленный комплекс (АПК). Состав и значение АПК. Звенья АПК. Сельское хозяйство. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Растениеводство (Земледелие). Животноводство. Пищевая промышленность. Лѐгкая промышленность.

Практическая работа № 6

Определение (по картам) основных районов выращивания зерновых и технических культур.

Практическая работа № 7

Определение (по картам) главных районов животноводства.

Инфраструктурный комплекс Состав комплекса. Связь. Сфера обслуживания. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Водный и другие виды транспорта.

Практическая работа № 8

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

1.Устный опрос

2.Письменная проверка

3.Тестовые задания

4.Практическая работа

Раздел II Региональная часть курса (32 ч.)



Районирование России. Общественная география крупных регионов.Понятие о районирование, его значение, история.

Западный макрорегион - Европейская Россия характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Место и роль в социально-экономическом развитии страны. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона

Центральная России и Европейский Северо-Запад.Состав, природа, историческое изменение географического положения. Общие проблемы.

Население и главные черты хозяйства.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

Географические особенности областей Центрального района.

Волго‑Вятский и Центрально‑Черноземный районы. Состав районов. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, пищевая, лесная, химическая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Северо‑Западный район: состав, ЭГП, население. Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. География природных ресурсов. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Санкт-Петербургская агломерация. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности. Экологические проблемы. Основные направления развития. Историко-культурные памятники района.

Европейский Север Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав района. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Население. Численность и динамика численности населения. Размещение населения, урбанизация и города. Народы и религии. Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты ос- новных экономических, социальных и экологических проблем. Место и роль района в социально-экономическом пространстве страны.

Практическая работа № 9

Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

Европейский Юг - Северный Кавказ и Крым.Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Европейского Юга. Физико- и экономико- географическое положение, его влияние на природу. Хозяйство и жизнь населения. Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура. Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Сельское хозяйство. Ведущие отрасли промышленности: пищевая, машиностроение, топливная, химическая промышленность. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Поволжье.Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Поволжья. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура. Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, химическая, нефтяная и газовая промышленность, пищевая промышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Урал.Географическое положение, природные условия и ресурсы. Состав Урала. Физико- и экономико-географическое положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Население. Численность и динамика численности населения. Естественный прирост и миграции. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии, традиции и культура. Хозяйство. Факторы развития и особенности хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Ведущие отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, химическая про- мышленность. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Восточный макрорегион – Азиатская Россия Общая характеристика. Состав макрорегиона. Особенности географического положения. Природа и природные ресурсы. Население. Хозяйство. Место и роль в социально-экономическом развитии страны. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Историко-географические этапы формирования региона. Транспортные проблемы развития региона. Сокращение численности населения. Снижение доли обрабатывающих производств. Основные перспективы развития. Западная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Природно-территориальные комплексы района, их различия. Полоса Основной зоны заселения и зона Севера — два района, различающиеся по характеру заселения, плот- ности, тенденциям и проблемам населения. Кузнецко-Алтайский и Западно-Сибирский подрайоны: ресурсная база, география основных отраслей хозяйства.

Восточная Сибирь. Состав района, его роль в хозяйстве России. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Чи- сленность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы развития и особенности хозяйства. Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны. Ведущие отрасли промышленности: топливная, химическая, электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития. Дальний Восток. Состав района, его роль в хозяйстве страны. Характер поверхности территории. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Природные ресурсы. Численность и динамика численности населения. Размещение населения. Урбанизация и города. Народы и религии. Факторы разви- тия и особенности хозяйства. Ведущие отрасли промышленности: цветная металлургия, пищевая промышленность, топливно-энергетический комплекс. Сельское хозяйство. Сфера услуг. Экологические проблемы. Основные направления развития.

Практическая работа № 10

Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири.

Итоговое тестирование «Население и хозяйство России»

1.Устный опрос

2.Письменная проверка

3.Тестовые задания

4. Практическая работа









География Смоленской области

6

Население и трудовые ресурсы. Общая характеристика хозяйства Смоленской области. География промышленности Смоленской области. Агропромышленный комплекс Смоленской области. Строительный комплекс. Транспорт и внешние экономические связи Смоленской области. Территориальная организация и районирование области.

Проектная деятельность «Я здесь живу»








3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Количество часов

Резерв

Раздел I. Общая часть курса (36 ч.)

1

Введение.

Место России в мире.

5


2

Население Российской Федерации.

6


3

Географические особенности экономики России.

3


4

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.

22


Раздел II Региональная часть курса (32 ч.)

5

Региональная часть курса

32


ИТОГО

68






4. Календарно-тематическое планирование для 9 класса

(68 часов в год, 2 ч. в неделю)

№ урока

Тема урока

Планируемое домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

Раздел 1 Общая часть курса. (36 ч.)

МЕСТО РОССИИ В МИРЕ (5 ч.)

1

Введение. Что изучают в курсе «География России. Население и хозяйство»

Стр. 3-5



2

Место России в мире. Политико-государственное устройство РФ.

§1



3

Географическое положение и границы России.

Практическая работа № 1. Географическое положение и границы России.

§2



4

Экономико- и транспортногеографическое, геополитическое положение России.

§3



5

Государственная территория России.

§4



НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 ч.)

6

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

§5



7

Численность и естественный прирост населения.

§6



8

Национальный состав населения.

§7



9

Миграция населения. Практическая работа № 2 Изучение миграций населения России. Основные направления и причины миграций.

§8



10

Городское и сельское население.

§9



11

Обобщение и систематизация знаний по темам : «Место России в мире», «Население РФ» .




ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 ч.)

12

География основных типов экономики на территории России.

§ 10



13

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

§11



14

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

§12



ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (22 ч.)

15

Важнейшие МОК Российской Федерации и их география. Научный комплекс

§ 13, стр. 59-61.



16

Машиностроительный комплекс. Роль, значение, проблемы развития машиностроения

§14



17

Факторы размещения машиностроения.

§ 15



18

География машиностроения. Практическая работа № 3

Определение главных районов размещения предприятий машиностроения.

§ 16



19

Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса (ТЭК)

§17



20

Топливная промышленность. Практическая работа № 4 Характеристика одного из районов добычи угля.

§ 18



21

Электроэнергетика.

§ 19



22

Комплексы, производящие конструкционные материалы.

§ 20



23

Металлургический комплекс.

§ 21



24

Чѐрная металлургия

§ 22



25

Цветная металлургия. Практическая работа № 5 Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургии.

§ 23



26

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

§ 24



27

Факторы размещения предприятий химической промышленности.

§ 25



28

Лесная промышленность.

§ 26



29

Агропромышленный комплекс (АПК)

§ 27



30

Земледелие. Практическая работа № 6 Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур.

§ 28



31

Животноводство. Практическая работа № 7

Определение главных районов животноводства.

§ 28



32

Пищевая промышленность. Легкая промышленность.

§ 29



33

Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта. Связь. Сфера обслуживания.

§ 30,

§ 33



34

Железнодорожный и автомобильный транспорт.

§ 31



35

Водный и другие виды транспорта. Практическая работа № 8 Характеристика одной из транспортных магистралей по плану.

§ 32



36

Обобщение и систематизация знаний по тему: «Важнейшие межотраслевые комплексы России».




Раздел 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА (26 ч.)

37

Районирование России.

§ 34



38

Западный макрорегион – европейская Россия

§ 35



39

Центральная Россия и Европейский Северо-Запад. Состав, изменения географического положения. Общие проблемы.

§ 36



40

Население и главные черты хозяйства.

§ 37



41

Районы Центральной России. Москва и Московский регион.

§ 38



42

Географические особенности областей Центрального района.

§ 39



43

Волго-Вятский район

§ 40



44

Центрально-Чернозѐмный район

§ 40



45

Северо-Западный район

§ 41



46

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

§ 42



47

Европейскй Север. Население и хозяйство. Практическая работа № 9 Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.

§ 43,

44



48

Европейский Юг. Северный Кавказ. Крым.

Географическое положение, природные условия и ресурсы.

§ 45



49

Европейский Юг. Северный Кавказ. Крым.

Население.

§ 46



50

Европейский Юг. Северный Кавказ. Крым.

Хозяйство.

§ 47



51

Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

§ 48



52

Поволжье. Население. Хозяйство.

§ 49, § 50



53

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

§ 51



54

Урал. Население.

§ 52



55

Урал. Хозяйство.

§ 53



56

Восточный макрорегион – Азиатская Россия. Общая характеристика.

§ 54



57

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.

§ 55



58

Западная Сибирь.

§ 56



59

Восточная Сибирь. Практическая работа № 10 Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири.

§ 57



60

Дальний Восток.

§ 58



61

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Районирование России. Общественная география крупных регионов».

§ 59



62

Итоговая контрольная работа (тест).




География Смоленской области (6ч)

63

Смоленская область. Население.

конспект



64

Смоленская область. Промышленность. Сельское хозяйство

конспект



65

Территориальная организация и районирование Смоленской области.

конспект



66

Территориальная организация и районирование Смоленской области.

конспект



67

Проектная деятельность «Я здесь живу»




68

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Смоленская область население и хозяйство».







Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков

Количество контрольных работ

Количество практических работ

I

II

год

I

II

год

0

1

1

7

3

10



5. Планируемые результаты освоения предмета

Предметные результаты обучения

  • называть (показывать) субъекты Российской Федерации, крупные географические регионы РФ и их территориальный состав;

  • объяснять значения понятий: «районирование», «экономический район», «специализация территории», «географическое разделение труда»;

  • объяснять особенности территории, населения и хозяйства крупных географических регионов РФ, их специализацию и экономические связи;

  • описывать (характеризовать) природу, население, хозяйство, социальные, экономические и экологические проблемы регионов, отдельные географические объекты на основе различных источников информации.

Метапредметные результаты обучения

  • ставить учебные задачи;

  • вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

  • выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

  • оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

  • классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

  • сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;

  • систематизировать и структурировать информацию;

  • определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

  • владеть навыками анализа и синтеза;

  • искать и отбирать необходимые источники информации;

  • использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет; представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

  • работать с текстом и внетекстовыми компонентами:

  • составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

  • составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Личностные результаты обучения

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;

  • гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; эстетическим сознанием.