Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова»
города Смоленска
«РАССМОТРЕНО» на заседании кафедры | «ПРИНЯТО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
естественнонаучных дисциплин | педагогическим советом | Директор лицея |
______ Бетремеева М.И. | «30» «08» 2022 г | ______ Г.А. Моисеенков |
«29» «08» 2022 г | протокол № 1 | «30» «08» 2022 г |
| | приказ № 235 |
«СОГЛАСОВАНО» | | |
заместитель директора | | |
______ Г.Б. Моисейкина | | |
«30» «08» 2022 г | | |
Рабочая программа
по географии
для 9 А, Б, В, Г классов
на 2022-2023 учебный год
Составила: учитель географии
Чудовская Анжелика Сергеевна
Смоленск
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей № 1 им. академика Б.Н. Петрова» города Смоленска, Программы курса «География». 5-9 классы / авт. сост.
Е.М. Домогацких. – М.: «Русское слово», 2016. (ФГОС. Инновационная школа) и Программы по географии Смоленщины. Рекомендована комитетом по образованию администрации Смоленской области. Смоленск. «Траст- Имаком» 1995 г.
Цели изучения курса:
- развитие географического мышления учащихся и формирование у них целостного представления о своей стране, её хозяйстве и природно-хозяйственных регионах,
- формирование познания характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России,
Задачи курса:
- сформировать целостное представление об особенностях хозяйства России и её природно-хозяйственных регионах;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территориально-промышленных комплексов;
- сформировать понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства России в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания,
- развивать картографическую грамотность учащихся.
В основе осуществления целей образовательной программы обучения в лицее используются личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
На этапе основного общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в курсе географии основной школы происходит их развитие и совершенствование.
Данная рабочая программа предусматривает изучение предмета в объеме 68 часов в год. В соответствии с учебным планом лицея для изучения географии предусмотрено 2 часа в неделю.
При реализации программы используется учебник «География: Население и хозяйство России» учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 343 с.: ил. карт. – (Инновационная школа) и учебник: М.Ю. Евдокимов, А.П. Катровский «География Смоленской области» 2016 г.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Введение (1 час)
Содержание темы: Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.
Учебные понятия: Социально-экономическая география, хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс.
Основные образовательные идеи:
Социально-экономическая география — это наука о территориальной организации населения и хозяйства. В отличие от природного, хозяйственный комплекс может целенаправленно управляться человеком.
Предметные умения: объяснять:
специфику предмета изучения экономической и социальной географии;
отличия природного и хозяйственного комплексов.
определять:
отличия природного и хозяйственного комплексов.
Тема 2. Россия на карте (5 часов)
Содержание темы: Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Учебные понятия:
Социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация.
Основные образовательные идеи:
Формирование территории России – от Московского княжества и Российской империи через СССР к современной России.
Россия – самая большая по площади территории страна с самым большим количеством сухопутных соседей. Преимущества и недостатки величины территории и северного положения страны.
Предметные умения: объяснять:
специфику поэтапного формирования территории России;
особенности проведения государственной границы;
достоинства и недостатки географического положения России;
структуру административно-территориального устройства;
принципы экономико-географического районирования;
особенности отраслевого состава народного хозяйства.
определять:
особенности географического положения России;
особенности границ России;
специфические черты видов субъектов Федерации;
виды субъектов Федерации;
отличительные черты видов отраслей хозяйства;
положение экономических регионов, районов, зон России.
Практические работы:
1. Составление описания экономико-географического и политико-географического положения России
2. Нанесение на контурную карту субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.
3. Сравнение по статистическим показателям экономических районов (экономических зон, природно-хозяйственных районов).
Тема 3. Природа и человек (4 часа)
Содержание темы: Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Учебные понятия: Природные условия, адаптация, природные ресурсы.
Основные образовательные идеи:
Влияние природной среды (природных условий и ресурсов) на образ жизни и особенности хозяйственной деятельности людей. Необходимость Рациональное природопользование — объективная необходимость.
Предметные умения объяснять:
особенности природных условий и ресурсов;
понятие «адаптация»;
связь между различными видами адаптации;
влияние природных условий на хозяйственную деятельности человека;
специфику использования и размещения природных ресурсов России;
принципы взаимодействия природы и человека;
суть экологических проблем;
особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
Практические работы:
1. Расчѐт ресурсообеспеченности территории России по отдельным видам природных ресурсов (минеральных, биологических, водных и т.д.).
2. Оценка экологической ситуации отдельных частей территории России.
Тема 4. Население России (9 часов)
Содержание темы: Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда. Учебные понятия: Демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись населения, естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, плотность населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции, внутренние и внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение, городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения, кочевая форма расселения, город, урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, города-миллионеры городская агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной состав, трудовые ресурсы, рынок труда, безработица.
Основные образовательные идеи:
Динамика численности населения определяется социально-экономическими, политическими факторами.
Миграции оказывают влияние на заселение территории, этнический и возрастной состав населения.
Трудовые ресурсы создают национальное богатство страны.
Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна.
Неравномерность размещения населения по территории России — следствие разнообразия природных условий.
Урбанизация — процесс развития городов.
Предметные умения объяснять:
особенности динамики численности и воспроизводства населения;
направления и типы миграции;
особенности состава населения;
специфику распространения религий;
размещение населения;
особенности городского и сельского населения;
специфические черты рынка труда.
определять:
параметры воспроизводства населения;
параметры миграционных процессов;
регионы с различными показателями миграции;
параметры, характеризующие состав населения;
регионы с преобладанием отдельных языков, религий;
параметры, характеризующие размещение населения;
районы концентрации сельского и городского населения;
размещение крупных городов;
перспективы изменения численности и состава населения, трудовых ресурсов.
Практические работы:
1. Расчет параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.
2. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.
3. Определение по картам атласов ареалов компактного проживания крупнейших народов России.
Тема 5. Отрасли хозяйства России (19 часов)
Содержание темы: Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Чёрная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Учебные понятия: Национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.
Основные образовательные идеи:
Хозяйство России представляет собой сложный комплекс предприятий, отраслей и секторов экономики, связанных друг с другом и с мировым хозяйством.
Предметные умения объяснять:
особенности структуры хозяйства;
особенности отраслей хозяйства;
видовое разнообразие предприятий отраслей хозяйства;
взаимосвязь и взаимное влияние отраслей хозяйства друг на друга;
географию отраслей хозяйства;
роль отраслей хозяйства в жизни государства.
определять:
параметры структуры хозяйства;
факторы размещения хозяйства;
районы концентрации предприятий отраслей хозяйства;
показатели, характеризующие деятельность предприятий отраслей хозяйства;
основные направления движения сырья и готовой продукции.
Практические работы:
1. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.
2. Описание отрасли по типовому плану.
Тема 6. Природно-хозяйственная характеристика России (21 час)
Содержание темы: Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.
Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района. Калининградская область — самая западная территория России.
Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.
Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Основные понятия: Транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.
Основные образовательные идеи:
Формирование населения и хозяйственных особенностей каждого региона — результат сочетания длительного исторического развития и природных условий и ресурсов. Каждый из регионов России свои неповторимые особенности.
Предметные умения объяснять:
особенности природы, населения и хозяйства регионов России;
особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий России;
особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.
определять:
регион России по краткому описанию;
специфику геоэкологической ситуации в отдельных регионах и на всей территории России;
особенности социально-экономической ситуации отдельных регионов России.
Практические работы:
1. Сравнение двух экономических районов по заданным характеристикам.
2. Составление картосхем, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.
Тема 7. Население и хозяйство родного края (6 часов)
Содержание темы: Географическое положение Смоленщины. Население и хозяйство. Перспективы развития.
Основные образовательные идеи: Формирование населения и хозяйственных особенностей Смоленщины — результат сочетания длительного исторического развития и природных условий и ресурсов.
Предметные умения объяснять:
особенности природы, населения и хозяйство Смоленской области;
особенности структуры хозяйства и специализации отдельных территорий;
особенности социально-экономической ситуации Смоленской области.
определять:
Смоленскую область по краткому описанию; особенности социально-экономической ситуации Смоленской области.
Тема 8. Заключение (2 часа)
Содержание темы: Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.
Основные образовательные идеи:
В протяжении своей истории Россия играла определенную роль в системе мирового хозяйства, причем, эта роль менялась.
После распада СССР и экономического кризиса Россия постепенно восстанавливает свой экономический потенциал, оставаясь пока поставщиком на мировой рынок в основном сырьевой продукции.
Предметные умения объяснять: место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;
особенности России на современном этапе социально-экономического развития.
Умение определять: место России в мире по отдельным социально-экономическим показателям;
перспективы социально-экономического развития России.
Практические работы: Определение по статистическим показателям места и роли России в мире.
Планируемые результаты изучения курса географии 9 класса
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
• представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
◦ понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
◦ представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
◦ умение работать с разными источниками географической информации;
◦ умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
◦ картографическая грамотность;
◦ владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
◦ умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
◦ умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
◦ умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
- умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;
- умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- смысловое чтение;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки
Коммуникативные УУД:
- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Тематическое планирование
Наименование раздела | Кол-во часов | Темы уроков | Учёт компонентов рабочей программы воспитания |
Введение | 1 | Экономико-географическое положение России | |
Россия на карте. | 5 | Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. | проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. |
Природа и человек | 4 | Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. | |
Население России | 9 | Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. | |
Отрасли хозяйства России | 19 | Национальная экономика. Топливно-энергетический комплекс. Металлургический комплекс. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Агропромышленный комплекс и его звенья.. Транспорт и его роль в национальной экономике. Отрасли нематериальной сферы. | |
Природно-хозяйственная характеристика России | 21 | Европейский Север Европейский Северо-Запад Регион Центральная Россия Европейский Юг Поволжье Урал Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток | |
Население и хозяйство родного края | 6 | Географическое положение Смоленщины. Население и хозяйство. Перспективы развития. | активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; |
| 1 | Контрольное тестирование в рамках промежуточной аттестации | |
| 2 | Заключение. Обобщение и систематизация знаний | |